Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Владимир Тарасов: "Спрос на умных людей падает"
Рейтинг: / 34
ХудшаяЛучшая 
Автор Ольга ЧЕБЫКИНА   
17.05.2016 г.

 

Разговор с руководителем Таллинской школы менеджеров о том, почему он не любит, когда его называют бизнес-тренером; за какие поступки ему стыдно и почему люди становятся всё более глупыми.

 

Image- Владимир Константинович, добрый день.
- Добрый день.

 

- Грандиозная дата: ваша Таллинская школа менеджеров недавно отметила 30-летие. Поздравляю.
- Спасибо.

 

- Вы имеете немало регалий, регулярно возглавляете топы лучших бизнес-тренеров России и востребованы и за рубежом. Вы не только учите людей быть классными и эффективными руководителями, но и сами управляете компанией. Считаете ли вы себя абсолютно успешным в этом качестве? Если нет, то в чём вы ошибаетесь как управленец?
- Наша школа начала складываться давно. Это была первая школа бизнеса в Советском Союзе, и отношение к ней с разных сторон было более чем негативным. Чтобы выжить, она стала развиваться как школа технологий, а не коллектив людей или здание, где они обучаются. В любой момент всех можно было распустить, а затем с применением технологий быстро набрать и обучить. Так школа смогла стать непотопляемой - она маленькая, а технологии большие.
Сейчас у школы небольшой аппарат, который возглавляю даже не я, а Хелле Кельдер; она же директор, а также моя супруга в свободное от работы время (улыбается). Она хорошо управляет школой, а моя задача - только разрабатывать технологии, преподавать и определять стратегию. Я сказал вам за кадром, что не люблю заниматься делами, которые через пять лет не будут иметь значения, поэтому занимаюсь теми, которые будут. Я решаю только вопросы, которые стандартным образом никак не решаются, остальными занимается моя коллега и жена.

 

- ...вы меня поймите: я журналист, и мне нужна сенсация. Я хочу, чтобы легендарный Владимир Тарасов сказал, в чём он когда-то ошибался. В отстройке процессов? В стратегии? Это совершенно нормально: через этот опыт вы получили багаж знаний, которым теперь делитесь.
- Ошибок я сделал очень много, потому что по характеру я экспериментатор.
Даже когда я работал по найму, всё время проводил эксперименты, а любой эксперимент содержит ошибки. Я по этой причине не стал заниматься горными лыжами: попробовал и понял...

 

- ...что ошибка может быть фатальной?
- Нет, дело не в этом. Если у меня получится спуститься с горки, я два раза по ней проеду и полезу на более крутую, и так пока шею не сломаю. Я понял, что перспектива будет печальной, потому что я всё время буду экспериментировать. Лучше не начинать.

Если говорить об ошибках вообще, то меня огорчает, когда я ошибаюсь с людьми. Не в том смысле, что тебя кто-то обманул, а когда ты сам что-то неправильно сделал.
До сих пор помню яркую ошибку. Студентом я занимался борьбой самбо, и однажды прыгнул, сделал "ножницы" и ненамеренно выбил человеку зуб. Надо было сразу подойти к нему, обнять и извиниться, а я не подошёл - ни через минуту, ни через две, ни через три.
Я тогда был неопытным; конечно, будь я старше и опытнее, я бы подошёл и через десять лет.
Потом я даже полюбил подходить к людям, с которыми неправильно поступил. Через два года говорю: "Извини, я тогда был неправ". Человек говорит: "Да я и забыл!", а по лицу видно: ему приятно, что я помню об этом. А в том случае мне не хватило опыта, и меня до сих пор мучает, что я выбил человеку зуб и даже не извинился.
Это серьёзная ошибка - но она, наверное, помогла мне впоследствии. Может быть, этот выбитый зуб сделал меня более человечным.
Другая ошибка, уже чисто управленческая и совершённая гораздо позднее, - когда один мой помощник в работе рассчитывал, что я дам ему управлять частью дела. И тут объявился мой прежний заслуженный помощник, которого я хотел привлечь к этой работе, но не мог дать ему нестатусного места. Я колебался, кому отдать статусное место: тому, кто заслужил, или тому, кто без него просто не пойдёт ко мне? И отдал второму.
Конечно, тот, кто его не получил, обиделся на меня. Я не сразу понял, что это ошибка; казалось, что это некоторая неизбежность. Но неизбежностей не бывает. И хотя с тех пор прошло уже лет восемь, мне до сих пор стыдно: как же я так поступил?
Вот это можно называть ошибками. А такие, которые случаются, когда экспериментируешь, - это нормально.

 

- В последнее время появилось много бизнес-тренеров разного масштаба и опыта. Недавно у нас в студии был Дмитрий Потапенко, и это было одно из самых сложных интервью на нашем телеканале: моя коллега Екатерина задавала ему конкретные вопросы о его личном бизнес-опыте и не получала никаких вразумительных ответов. Не буду ничего утверждать - далеко не каждый тренер обязан быть играющим. Но не считаете ли вы, что понятие "бизнес-тренер" девальвировалось?
- Конечно, девальвировалось. Оно начало девальвироваться ещё когда складывалось. И я внёс свою лепту в это не очень хорошее дело.
ImageОднажды один человек сказал мне: "Знаете, как я стал бизнес-тренером?" - "Ну как?" - "Я побывал на вашем семинаре и рассказал то, что слышал, в одной компании, в другой, в третьей... Смотрю - меня слушают. Я подумал: а почему же за это деньги не брать?"
Я невольно породил довольно много бизнес-тренеров просто потому, что люди стали пересказывать услышанное. Я вообще сам не люблю, когда меня называют бизнес-тренером. Я позиционирую себя как социальный технолог.

 

- Но те, кто вас привозит, пишут "бизнес-тренер", чтобы людям было понятно.
- Да, что такое социальный технолог, не очень понятно. На самом деле это разработчик технологий. А бизнес-тренер - их пользователь.

 

- Отсюда мой следующий вопрос, о воспитании будущих поколений.
Стало модным отрицать необходимость фундаментального образования. Есть много курсов и тренингов, можно смотреть видео на YouTube, читать книги - и это культивируется: смотрите, как легко можно нахвататься знаний, впитывать информацию и применять её на практике. Как вы к этому относитесь?
- Технологии умнеют. А когда технологии умнеют, человек глупеет, это взаимосвязано. Сейчас человек абсолютно точно глупее, чем в начале прошлого века. Да и не требуется слишком много умных людей: ещё Фредерик Тейлор сказал, что из двух кандидатов, одинаково пригодных на одно и то же место, надо выбирать более глупого. Более умный быстро освоит работу, но потом начнёт считать себя недоиспользованным, лезть с идеями к начальству, которое говорит: "Бери больше, кидай дальше. Не надо мне твоих идей". И он не будет лояльным к начальству. С человечеством в целом происходит то же самое.

 

- На уровне государств, по-моему, такая тенденция очевидна.
- Потребность в умных людях не может быть больше, чем площадь, на которой их можно разместить. Образование перешло к тому, что пусть технологии думают, а человек кушает и развлекается. Деградация человечества происходит и будет происходить неизбежно.
Технологии стали глобальными. Пока они не были глобальными, в каждом местечке нужны были умные люди, чтобы их придумать. А теперь всё готово, поэтому спрос на умных людей растёт по качеству, но падает по количеству.
И образование к этому приспосабливается.
Ещё один признак деградации - потомство. У животных наиболее успешные особи давали больше потомства.
И у людей когда-то было так же. Например, Август Сильный, саксонский приятель Петра I, имел то ли 200, то ли 300 детей. Дают ли сейчас самые продвинутые больше всего потомства? Отнюдь.

 

- Один ребёнок в семье, максимум два.
- Вот. Начался отрицательный отбор человечества.

 

- Вы основоположник искусства управленческой борьбы. Сейчас это явление планетарного масштаба. В нашем городе тоже регулярно проводятся управленческие поединки. Но уместно ли говорить о борьбе управленца с сотрудниками и конкурентами, если сложившаяся конъюнктура заставляет бесконечно бороться с внешней средой?
Бизнесу приходится противостоять государству, силовикам, проверяющим органам. Уместно ли сейчас вести управленческую борьбу - или нужно сконцентрировать усилия на простом выживании?
- Можно я предположу, что у вас есть родные и близкие?

 

- Безусловно.
- Вам с ними не приходится бороться?

 

- Приходится.
- Всем приходится. Поэтому бороться или нет - не есть выбор.
Вы можете выбирать, бороться ли экологично и хорошо - то есть мало и эффективно, - или бороться бестолково, конфликтно, с потерями для обеих сторон. Человек, который не умеет бороться, а всё равно ищет конфликта - это плохое дело.
Есть древняя китайская легенда: к одному князю пришёл учитель боевых петухов и предложил потренировать петуха князя. Прошло десять дней, и князь спрашивает: "Ну как, готов петух?" - "Не готов. Он так самонадеян, так и рвётся драться - его нельзя выпускать". Прошло ещё десять дней: "Ну а теперь?" - "Такой нервный, так на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет - он думает, что это в его адрес". Ещё десять дней: "Ну как?" - "Рановато, рановато. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно. Мы его ещё потренируем". Ещё десять дней: "Ну а теперь?" - "Теперь почти готов. Он неподвижен, словно вырезан из куска дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться, и, едва завидев его, с криком убегают прочь".
Вот это ступени искусства управленческой борьбы.
Тот, кто не умеет бороться, - бестолково борется, лезет со всеми драться. А в конце человек не борется: ему просто все уступают. Те, кто начинает заниматься борьбой, находятся на первой стадии: они задираются и дома, и на работе, хватают за язык, возражают. Но это ещё не управленческая борьба.

 

Image- Получается, то, чем вы занимаетесь, - это такое управленческое дзюдо. Дзюдо переводится как "гибкий путь", это искусство выиграть поединок, не вступив в него.
- Это самое гуманное из всех человеческих искусств. От физической борьбы и от войны не удерживает ни живопись, ни музыка, ни театр.
А искусство управленческой борьбы - удерживает, потому что тому, кто умеет хорошо вести управленческую борьбу, не приходится вести физическую.

 

- Мне кажется, вам нужно съездить на саммит "большой восьмёрки" и прочитать свою программу конкретным восьми людям. Вам не кажется, что сейчас слишком много войн?
- Вы знаете, чем отличается умный человек от глупого? Умный - не тот, кто много знает, а тот, кто знает, что он знает и чего не знает. Боюсь, что в "восьмёрке" не все из этой категории.

 

- А представитель нашей страны?
- Это не для обсуждения.

 

- Я ждала встречи с вами, читала про вас, мой муж ваш большой поклонник.
Мы с ним много обсуждали, о чём вас можно спросить, и у меня появился совершенно наивный вопрос, который, наверное, не возникает у более опытного руководителя: почему вообще необходимо дополнительно стимулировать сотрудников? Ведь есть узаконенные трудовые отношения, в которых зафиксирован объём заработной платы и объём работы соответствующего качества, которую должен выполнить сотрудник. Почему человечеству в целом недостаточно простой договорённости - "вот работа, вот оплата"?
- Раньше такого не было. Государство было более жёстким, и люди привыкали, что есть рамки, от которых никуда не денешься. Мне эти рамки помогли: когда я был руководителем по найму, нужно было терпеть унижения для того, чтобы продвигаться. Поскольку я не терплю унижения, мне приходилось придумывать управленческие ходы, чтобы не попасть в унизительную ситуацию и всё-таки продвигаться.
Слово "хочу" сейчас стало значить гораздо больше, чем "должен".
Если человек воспитан в системе ценностей, когда "хочу" важнее, чем "должен", то это приводит к разным недоразумениям. Например, работник ведёт определённый образ жизни. Если работа в него не укладывается, то его надо менять - отношения в семье и прочее. Но даже если человек хочет это сделать, ему другие не позволят, потому что образ жизни каждого обложен многими людьми, которые к нему приспособлены. Это всё равно, что пройти сквозь тесную толпу: надо, чтобы другие расступились.

 

- А если оставить за скобками, что не нужно вставить круглых людей в квадратные отверстия, то в целом, видимо, с этим ничего не сделать? Пришло другое поколение?
- Надо больше отбирать. Это как картошка: осенью легко найти хорошую, а весной для этого надо перебрать перебрать много картошки. Но отбор, без сомнения, дешевле, чем обучение.

 

- Вы основоположник многих вещей на территории бывшего Союза.
Из элементарного - слово "менеджер" благодаря вам перестало быть ругательным. Как вы определяете свою главную заслугу в сфере развития бизнес-образования в России?
- Морально не очень совершенные люди - они и гибкие, и многоходовые, и сообразительные, а морально более совершенные - негибкие, костные.
Я ценю в собственной работе то, что мне удаётся строить технологии, которые учат людей быть более моральными, потому что мораль - это оружие.
Многие этого не понимают, думают, что мораль работает по остаточному принципу. Но на деле это острейшее оружие, если его правильно употреблять. Если человеку попасть в правильную точку, ему станет стыдно - даже жулику. Стыд как механизм существует в каждом. Если ты попал туда, где стыдно, то человек становится лучше. Технологии, которые работают с моралью и таким образом делают человека лучше, меня самое ценное.

 

 

Ольга ЧЕБЫКИНА,
телеведущая.
Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета.
Май 2016 года
Екатеринбург - Магнитогорск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
« Пред.   След. »
Image

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
29 гостей