Авторизация
Театральные уроки или мой путь в риторику |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
30.04.2009 г. | |
"Путь в риторику. Проблемы и трудности преподавания" Западно-уральский учебно-научный центр Выпуск 1 Пермь 1994 Смена времен года, модных силуэтов в мужской и женской одежде, экономических формаций и политических лидеров не может изменить вечные ценности. Добро, зло, сила, слабость, духовность, правда, красота, любовь... И в эпоху построения развитого социализма, и в эпоху переходную, в которой мы живем сейчас, волнуют нас проблемы эстетические и нравственные. Оглядываясь на свои ошибки и видя свое несовершенство, хочется подсказать, помочь тем, кто рядом... ..."Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев Добра и Зла", - так начинает одну из своих статей классик советской детской литературы Сергей Михалков, статью об ответственности взрослых за судьбу детей, о воспитании нравственном и эстетическом. "Посев добра..." Огромная роль в нем принадлежит искусству. Один из видов искусства - театр. Я - актриса. Очень много ездила на творческие встречи. Когда-то с чтецкими программами, когда-то играла отрывки из спектаклей, когда-то рассказывала о работе над ролями, о театре. Очень часто разговор о спектакле превращался в "разговор за жизнь" - мне задавали вопросы о политике и спорте, истории и моде, психологии и воспитании, медицине и правонарушениях, сексе и кулинарных рецептах... Виденное на сцене рождало ассоциации с тем, что происходило в семье, на работе, в обществе. Иногда совсем незнакомые люди просили совета, делились тайнами. И совсем не потому, что я производила впечатление "наимудрейшей", а потому, что я - часть театра. Сначала - это удивляло и радовало, потом стало утомлять. Я хотела говорить о театре - драматургии, режиссуре, актерских поисках, художественном решении. Оказалось, что людей, которых интересует не "артистка живьем", а театральное искусство, очень мало. В театр ходят немногие. В то время профсоюзы дружно перечисляли деньги за билеты, билеты раздавали в аванс или зарплату в приложение к конверту с деньгами, а залы пустовали. Получалось, что зритель не идет в театр потому, что не понимает языка театрального искусства. Он не понимает языка театрального искусства потому, что не идет в театр. Я читала лекции "Театр, как вид искусства", "Как рождается спектакль", "Литература и театр", "Как смотреть спектакль". Было ощущение, что наперстком поливаю пустыню Сахару. Мое лекторское несовершенство или не те слушатели были? А может и то, и другое. И еще, вероятно, многое. Как помочь зрителям научиться понимать язык театра? Показалось, что разумнее начинать такую работу в школе, с учениками. Сначала были эпизодические встречи - разные классы, разные школы. Читала лекции на разновозрастную аудиторию. С 1982 года шел радостный и мучительный поиск. За это время многое узнала, многому научилась. Произошел естественный отбор - что-то приобрело четкие очертания, что-то ушло за ненадобностью, в чем-то наметилась вариативность. Судьба подарила встречи с прекрасными людьми. Появилась авторская программа "Искусство быть зрителем". В 1991 году я пришла в школу. За плечами два года работы. Не все получилось из задуманного. Для этого есть объективные и субъективные причины. Но о многом из сделанного я хочу рассказать. Начиная работу на театральных уроках, я ставила цели: - помочь пробудить потребность в самопознании и самосовершенствовании через соприкосновение с театральным искусством; - помочь научиться понимать язык театрального искусства; - помочь научиться соотносить в нравственном и духовном аспекте то, что происходит на сцене со своей Духовностью и Нравственностью. Всю работу строила на 3-х тезисах: "Театр - это жизнь"; "Театр - это сказка"; "Театр - это как будто". Программа состоит из 11 блоков: 01. Словарь театральных слов. 02. Подготовка к спектаклю. 03. Посещение театра и просмотр спектакля. 04. Работа над увиденным спектаклем. 05. Нравственные уроки театра. 06. Этюдная работа. 07. Развитие творческого воображения. 08. Упражнение на развитие эмоциональной памяти. 09. Упражнения по сценической речи. 10. Упражнения по сценическому движению. 11. Я и Мир - поиск гармонии. К сожалению, не смогла составить совместный план посещения спектаклей с двумя нашими театрами. Поэтому наполнение блока №3 было ситуативное (зависело от репертуара и гастролей в нашем городе), а от него зависела работа всех остальных блоков. Театральные уроки вела у ребят с первого по шестой класс. В младших классах "сочиняли" сказку до культпохода в театр: рассказывала пьесу в классе. В том месте, где действие приобретало новые черты, замолкала и предлагала включиться в сочинительство каждому. Выслушивались все версии, на сюжетную линию пьесы "выводила" силой своей "учительской власти". С упоением путешествовали в лесу с котенком, который хотел стать большим; вместе с зайцами убегали ото льва; летали с Незнайкой на воздушном шаре. Сложности возникли сразу... Непросто объяснить словами то, что придумал. Непросто пережить то, что героя сказки послали не туда, куда хотел ты - за живой водой, а туда, куда Светка с средней парты придумала - за золотым волосом. Очень хочется Светкины косы дернуть прямо сейчас, на уроке, а не на переменке. Нет, лучше потом, когда будем рисовать общую сказку, в отместку ее золотой волосок сделаю-ка черным, пусть знает... ("Мысль свою надо оформить в слова так, чтобы тебя поняли".) Когда рассматривали рисунки, говорили о том, что понравилось. Тоже оказалось непросто составить связный рассказ по своему рисунку или объяснить, почему понравилась работа одноклассника. К походу в театр готовились серьезно. Рассматривали афишу, читали ее несколько раз, отмечали в календаре, а какой день недели пойдем, приглашали родителей. Родителям в программе уделено особое внимание. Когда задумывалась и формировалась программа, хотелось использовать опыт, накопленный в этом плане в разных городах страны. Помочь маленькому человеку - первокласснику стать добрым, коммуникабельным и талантливым можно только тогда, когда усилия школы, родителей и учеников соединяются. Пока, к сожалению, участие родителей в школьной жизни ребенка ограничивается посещением родительских собраний и росписью в дневнике. Но некоторые дети лишены и этого. Утверждаю так потому, что анализировала ответы 600 учеников своей школы. Напоить-накормить и одеть ребенка - это выполняют почти все, но вот посидеть рядом, помолчать или поговорить о том, что радует, огорчает, тревожит, могут не все. Не могут, не видят в этом необходимости. (Как нужна "Семейная Риторика"!) Совместная деятельность - единственный путь к пониманию и единению. Эстетическая деятельность дает возможность вырасти в своих глазах. Хотелось помочь начать путь к пониманию с помощью театра. Если бы просмотр спектакля мог стать семейной радостью! И чтоб рядом сидели в театре - папа, мама, дети. А если б еще дедушка и бабушка! Семейное сотворчество в рождении спектакля! А потом, возвращаясь домой, вспоминать, что видели, где испугались, где обрадовались, где сочувствовали кому-то, где негодовали. Искусство действует через эмоции. Поэтому очень важно знать какие эмоции разбуждены. И кому, как не маме и папе, ребенок расскажет откровенно об этом. Предложила родителям вести дневник, куда записывать то, о чем говорил ребенок после просмотра спектакля, какие вопросы задавал, что вспоминал, что пел, во что играл, о чем говорил с друзьями. Интересно сравнить эмоциональное восприятие ребенка и взрослого. Мы решили назвать такой дневник "Мысли вслух". ("Когда говорится о третьем этапе риторической деятельности, то большая роль отводится дневниковым записям".) Убеждена, что самая сложная и важная работа зрителя не тогда, когда он сидит в зале (там эмоциональное восприятие сильнее), а тогда, когда он вспоминает, осмысливает, анализирует то, что видел и слышал. Для этого надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Этому мы тоже учились на уроках, в картинной галерее, на улице, в театре, дома. С маленькими школьниками было интересно сравнивать сказку, которую сочиняли на уроке со спектаклем, который сочинил театр. Любопытно сравнивать рисунки, которые ребята делали до спектакля и после него. А какие удивительные афиши они рисовали! Их работы были интереснее тех афиш, которые приносили из театра. "Наговориться вволю" о спектакле давала всем. Об актерах и художниках, осветителях и бутафорах, контролерах и режиссерах ребята говорили охотно. С удовольствием "играли в актеров". Двоечники превращались в королей, драчуны становились добрыми рыцарями. Дети не разучивали роли, не запоминали чужой текст, они придумывали сами. Считаю, что этюдная работа дает больше для развития учеников, чем работа над спектаклем или отрывком из пьесы. Убеждена, что этюдная работа - хорошая подготовка к организации своего дела: - выбрать тему; - придумать, что на эту тему ты хочешь сделать средствами театра; - найти партнеров; объяснить им чего хочешь от них; - выслушать их мнения, предложения; из всего сказанного выбрать ценное; - соотнести со своим решением; потом претворить это в театральное действие; - выслушать, что думают зрители об увиденном; проанализировать, что получилось, как планировали; - что не получилось и почему. Иногда после такого разбора появлялось желание переделать, повторить, иногда не появлялось (я не настаивала). Очень важно то, что ребята все делали сами. Конечно, эти уроки сложны в организации. Даже когда класс разбит на две подгруппы: 10-15 человек одновременно готовят 2-3-4 этюда. Незаметно подсказать, направить, предложить, помирить, успокоить, уговорить, вдохновить - это лишь часть из того, что надо учителю успеть на уроке. На уроке смотрим, что получилось. Те, кто на сцене - "как будто актеры". Те, кто в зале - зрители. Когда зрители разбирают то, что увидели, важно не только "что", но и "как" зритель, говорит. - Неправильно Денис показал! - Плохо Таня сказала! Были реплики и "покруче". И тогда появились вопросы: "Зачем это сейчас говоришь? С какой целью?" Оказалось, что если предложить что-то "свое" - есть выражения: "Я предлагаю...", "А если сделать так..."; если похвалить - "Мне очень понравилось...", "Спасибо за доставленное удовольствие..."... Если хочешь объяснить, почему понравилось, то появляется фраза: "Мне понравилось, потому что..." Если что-то не получилось у постановочного коллектива - надо ли ругать за это? А если ты понял, почему не получилось, то какие слова надо подобрать, чтобы помочь... За два прошедших года многое изменилось. Поначалу разбор начинали так: "У них плохо..." и шел длинный перечень того, что действительно плохо и то, что совсем не плохо. На первых уроках поражала злая критика друг друга, нетерпимость, раздражительность. Долго приучала к тому, что "в каждой работе есть что-то хорошее, разбор начинаем с того, что получилось, что понравилось". Каждый зритель учился говорить о том, что увидел. Но порадоваться удаче другого могут единицы. Кое-чему удалось научиться. Слова "Мне кажется", "Я думаю иначе, чем Миша", "Если предположить, что..." стали появляться в речи моих учеников все чаще. Много внимания уделяли текстам героев этюдов. Как говорит? Кому говорит? Зачем говорит? Что при этом происходит в голове у того, кому говорят, что он думает? Ко дню учителя был урок "Учитель - это..." К сожалению, когда говорили об учителях, кроме характеристики "учитель - это человек", ученики ничего не произнесли. Тогда придумали ситуации, в которых ученику средней школы надо рассказать кому-то (адресат) об учителе. Этот кто-то (адресат) стал у нас инопланетянином, цветком, малышом из детского сада. Интересный получился урок. ("Готовясь к выступлению надо думать о том, кому мы произносим свою речь, об адресате".) Пофантазировали на уроках, задание - расскажите родителям о том, что вам понравилось на уроке, чтобы родители узнали, что такое театральный урок. ("Итак, цель, адресат, ситуация".) В этюдной работе хорошо видны достоинства и недостатки учащихся. После таких уроков можно подбирать индивидуальные и групповые упражнения по сценречи, сцендвижению. Из всех известных упражнений занималась с ребятами только теми, которые помогут им в жизни. Упражнения для рук помогали на уроках математики и русского языка увереннее работать ручкой, на уроках изобразительного искусства - кисточкой и карандашом, на уроках труда - иголкой, ножницами. Упражнения для губ помогали четче выговаривать слова. Учились дышать диафрагмально и оказалось, что все могут говорить долго, не набирая воздуха, все могут долго "тянуть нотки" в песенках. Упражнения по сцендвижению подсказали, как понять, что произошло с человеком по его походке, жестам, наклону головы. Не ставлю цели, чтобы мои ученики связали жизнь со сценой. Но хочу, чтобы по походке мамы дочь узнала, как прошел ее рабочий день, принес ли он радость или огорчение. }Пусть четко и ясно произносят реплики на сцене. Но еще важнее, чтобы четко и ясно произносили на уроке то, что выучили дома, или решали свои проблемы вне школы. Хорошо, если подвижны и грациозны ученики на сцене. Но пусть они свободно двигаются на улице, в школе, дома. Снова и снова на уроках говорим о том, как вести себя в театре. Оказывается, чтобы пройти лицом к сидящему в зрительном зале, надо на маленькой площади (площади своих ступней, которые в этот момент стоят очень неудобно) сохранить равновесие, не наступить на ноги сидящим, не помять свой наряд и костюм сидящего, сказать: "Извините, что вас беспокою" (вспомнить эту фразу или придумать другую) и еще улыбнуться при этом. Если еще вспомнить, как неудобно установлены кресла в наших зрительных залах, то задача усложняется еще больше. Конечно, нет уверенности в том, что правила и упражнения ребята вспомнят тогда, когда придут в театр, но может быть, мышечная или эмоциональная память подскажет, всем было так весело, когда проделывали это в классе. В начальной школе - смотрим, чувствуем, вспоминаем, думаем, говорим, играем, рисуем. С теми, кто постарше, еще и пишем. Писать не нравится очень многим. Этот вид работы стала применять не сразу, прошло определенное время, прежде чем поняла преимущества письменных работ. Во время "наших разговоров" (так ребята назвали наши беседы) добиться участия всех очень сложно даже тогда, когда класс поделен на подгруппы. Говорят плохо, повторяют друг друга, стоит похвалить одного - остальные начинают ему подражать. Письменную работу делают все, знать, что пишут другие непросто, приходится творить индивидуально. ("Мысль написанная, есть мысль сформулированная".) Думаю, что в письменной работе бережнее относимся к слову - когда задумываешься, как написать, то отбираешь строже, чем в устной речи. Говорить вслух - значит всем: и учителю, и ученикам. "А вдруг не так скажу, и все засмеются?". Написать - это ответить учителю наедине, а не перед всем классом. А значит, не обсмеют, не унизят, поймут. Многие работы ребят зачитывала перед классом только с согласия ребят. Письменные работы - это богатейший материал для учителя: можно размышлять, обобщать, классифицировать, исследовать, анализировать, корректировать программу. Если сохранять письменные работы у себя (ученики редко берегут их), то можно отслеживать те изменения, которые происходят с каждым учеником (хватило бы времени этим заниматься и места, где все это можно хранить). А в конце года какой-то урок можно придумать по собранным письменным работам. Если эти работы заинтересуют преподавателя русского языка, то ему тоже есть над чем подумать... Очень хотелось, чтобы нравственные уроки театра оставили глубокий след и стали "руководством к действию". Театр "Буратино" подарил спектакль "Сэмбо". Его смотрели весной. За год появился некоторый зрительский опыт, обсуждение было бурным. В 1-х и 2-х классах говорили о том, что в беду не попадешь, если будешь старших слушаться и с незнакомыми никуда не пойдешь. В 3-х классах ребята, говоря о власти Льва, вдруг произнесли фамилии Президента и директора школы! Лев в кукольном спектакле и президент великой страны... Разговор получился о власти: жажде власти, ответственности власти. А может быть, на этом театральном уроке появились крохотные росточки нового политического мышления? В каждом классе размышляли о том, как надо жить, чтобы наши поступки не разрушали гармонию других - не помешать, не испортить, не обидеть, не унизить, не обмануть маму, друга, зверя, дерево, речку, солнце. Сравнивали зверинец и зоопарк, вспоминали о том, как мы себя ведем там, и что в это время чувствуют животные. Голоса родителей: - У животных инстинкты, они ничего не чувствуют! - Но театр - это сказка! - Сказка - не жизнь, не надо забивать ребятам голову телячьими нежностями в конце XX века! - Театр - это жизнь! Театральные уроки помогали ребятишкам почувствовать себя ответственными и сопричастными ко всему живому. В 4-х, 5-х и 6-х классах после спектакля "Сэмбо" была письменная работа "Размышление". Задание состояло из вопросов, отвечать можно было на те, какие хочешь и сколько хочешь. Вопросы разные: "Какие действующие лица в спектакле?", "Где происходило действие?", "Кто в Африке оказался впервые?", "У кого были друзья, почему?" ("Умение отвечать на поставленный вопрос - это один из навыков, который появляется в результате занятий риторикой".) Был вопрос: "Почему с тобой дружат?" Тз ответов: «Я добрая, красивая, помогаю другу в беде» (Марина М.). «Потому что со мной можно поговорить, посоветоваться» (Дима Б.). «Потому что со мной трудно ссориться» (Артем И.). «Я отзывчивая и хочу со всеми дружить» (Лена Д.). «...потому что они знают - я им ничего плохого не сделаю, им со мной интересно» (Оля 3.). «...потому что я добрый, умный, отзывчивый» (Дима Т.). Многие пишут о своей красоте, даже очень некрасивые дети. Это качество во многих ответах стоит на первом месте. Хорошо или плохо, что ребята считают себя красивыми? «Скромность украшает человека» долго твердили нам. А если самооценка занижена? Что хуже - нескромный человек или человек с заниженной самооценкой? Сравнивали маму олененка Сэмбо и свою маму. Многие писали о красоте своей мамы, ее доброте, желании защитить от беды. Но были и такие ответы: «Моя мама злая всегда, она не улыбается. Мама Сэмбо заботливая и добрая» (Коля Ю.). «Мама Сэмбо разговаривает с ним, советует ему, гуляет с ним. Моя мама не разговаривает со мной никогда» (Лена О.). Я не хочу осуждать маму Коли и Лены, но очень хочется, чтобы изменились их отношения. («К сожалению, родители не умеют вести беседу с собственным ребенком. Этому можно научиться в курсе «Семейной Риторики».) Попытались вернуться в свое прошлое и пофантазировать, отвечая на вопрос: «Что было на земле, когда тебе исполнилось 4 дня?» (Олененку Сэмбо в спектакле тоже 4 дня). Из ответов: «На небе светили звезды, Луна улыбалась нам. Было лето. Я лежала в больнице» (Марина М.). «Первое, что я увидела, это маму, потом папу, а потом луну и звезды» (Света М.). «Жизнь шла своим чередом» (Артур К). «Что было? Вселенная!» (Ира Д.). «Вокруг были койки, палаты, крики детей. А самое главное -мама. Мама держала меня на руках, кормила грудным молоком и взвешивала» (Лена Д.). «Когда мне было 4 дня, на земле происходило чудо. В комнате бегали и летали всякие утюги, кастрюли, чашки, плошки, поварешки. В коридоре пели ежики, у них был концерт в честь моего рождения. Во всей вселенной с неба падали мороженое, пирожное, конфеты, мармелад» Лена М.). «Я лежала в больнице. Вокруг стояли мои родные, врачи в белых халатах. Во всей больнице в это время все спали. Была ночь. Было холодно. На небе светила луна, она освещала всю вселенную. Наверное, на других планетах жизнь текла так же быстро и спокойно» (Ира К.). Как чудесно - одни соотносят себя с мамой и папой, другие - со звездами и луной, кто-то - со Вселенной. А у Леночки пели ежики, и летало мороженое. Фантазируют? Да! И это замечательно! Отвечали ребята и на вопрос: «Что ты чувствовал в это время?» Из ответов: «Я чувствовала боль в сердце и на душе» (Лена М.) «Казалось весь мир мой и моей мамы. Я чувствовала, что вся красота принадлежит нам» (Оля 3.). «Я чувствовал себя хорошо, потому что знал, что буду жить» (Вадим И.). «Я лежала рядом с маленькими детьми и чувствовала, что меня понимают» (Лена Д.). Вглядитесь, какой диапазон чувств: от ощущения радости жизни и того, что тебя понимают до боли в сердце и на душе. Это наши пятиклашечки. Те, которые жуют «жувачку» на всех уроках и подражают американским супер-героям. Те, которые так нежны, хрупки и трепетны. Осознание себя во времени и пространстве. Не только я, но и мои родные. Я - моя семья - другие люди - Земля - Вселенная. Может, размышления после этого спектакля станут началом поиска своего места во нашем непростом, но таком прекрасном Мире? Может быть... А может, все это просто фантазии? Может быть... Но человек, умеющий фантазировать, живет радостней. Обсуждали вопрос: «Как поступить, если мама не разрешает дружить с кем-то, а тебе очень хочется?» (Мама Сэмбо не разрешала сыну дружить с шакалом). Очень немногие решатся на откровенный разговор с родителями. «Да мама все равно заставит делать все как она хочет! Она ничего не слушает!» Голоса родителей: - Будет делать то, что я скажу! Я лучше знаю, с кем ему надо дружить, с кем - нет! - Только с теми, кого мы знаем - с детьми Селивановых! Дружить - только с ними! - Да пусть с кем хочет якшается! Лишь бы под ногами все время не маячила! («Занятия Риторикой помогают учиться слышать собеседника».) Очень хотелось подключить к этому разговору родителей. Но если в некоторых классах удалось поход в театр сделать семейным праздником (при 20 учащихся в классе брали 65 - 70 билетов), то на театральных уроках родители были редкими гостями. И даже тогда, когда были, в разговор не вступали. Размышляли над вопросом: «Зачем поставлен спектакль?» Из ответов: «Чтобы дети любили своих родных, особенно маму. Чтобы они никогда не обижали друг друга. И чтобы всегда была дружба» (Ира Л.). «Чтобы мы отличали хороших людей от плохих» (Юля К.). «Чтобы мы любили свою маму» (Ира Д.). Был вопрос: «Для кого поставлен спектакль?» («Понятие «адресата» - из уроков Риторики».) Из ответов: «Спектакль поставлен для взрослых и детей. Спектакль учит взрослых, чтобы они были всегда с малыми детьми вместе, а детей, чтобы они не убегали от своих родителей, чтоб слушали их» (Оля 3.). «Для взрослых конечно. Надо чтобы все мамы любили своих детей, всегда берегли и защищали их» (Денис Ж.). Прошло два года работы по экспериментальной авторской программе «Искусство быть зрителем». Все было: восторженные отзывы родителей и полное неприятие того, что делала; поучения коллег на тему: «что и как надо делать на театральных уроках» (в этом были сильны те, кто за два года ни разу не был на уроках) и раздумья тех, кто был на уроках много раз: «Почему на моих уроках они не такие раскованные, свободные и красивые?»; открытые уроки для родителей, педагогов других школ, других стран и просто любопытных; посещение представителей районного отдела образования; городское мероприятие «Истоки духовности», проведенное с театром кукол и актеров «Буратино». Открытый урок для американских гостей и урок, проведенный вместе с коллегой из штата Нью-Джерси; съемки ТВ; бессонные ночи; обиды; сомнения. И все-таки главное - в другом. Составляя программу, писала: «Предполагаю, что планируемый результат будет выражаться в следующем: - появится потребность бывать в театре; - повысится зрительская культура, культура мышления, поведения; - улучшится память; - более связной и осмысленной станет речь; - появится мышечная и голосовая свобода; - появится умение сопереживать; - появится умение слушать и слышать, смотреть и видеть». В конце учебного года ребята письменно отвечали на вопрос: «Что в тебе изменилось оттого, что в твоей жизни появился театр?» Из ответов: «Стал нравиться театр» (Коля И.). «Стал добрее и трудолюбивее, шире стала душа» (Коля Г.). «Стала любить все на свете, и даже урок истории, который раньше ненавидела. У меня появилась гордость» (Лена X.). «Стало интересней жить» (Таня Ш.). «Стала больше любить театр. Я больше узнала о нем, а еще стала больше улыбаться» (Оля Ю.). «Я стала чаще радоваться, стала задумываться над книгами, мною прочитанными» (Вика М.). «Я чувствую себя свободнее» (Артур Ш.). «Стала добрее» (Юля К.). «Я стала больше любить своих родителей, своего брата, своих родных и друзей» (Ира Д.). «Стал умней» (Артур К.). «Вообще ничего не изменилось, только стало радостнее на душе» (Марина П.). «Я хорошо стала запоминать и стараюсь как можно больше всех любить» (Женя С). «У меня уменьшилась злость» (Сережа Б.). Не я определяю перемены в своих учениках, это они так видят себя. («Рефлексия - третий этап Риторической Деятельности».) Убеждена: нет бездарных людей. У каждого есть дар - способности. У одних они выражены ярче, «лежат на поверхности», у других - спрятаны поглубже. Развить способности до уровня таланта - не каждому дано, но помочь стать творчески думающими людьми, людьми, которые смогут нестандартно решать жизненные проблемы, с помощью описанных приемов, возможно. Мы прошли все вместе лишь начало пути. И почувствовали: того, что заложено в программе театральных уроков мало, нужны уроки риторики. Нужны всем - и ребятам с 1 по 6 классы, и их родителям. Елизавета СОКОЛ Иллюстрации: Вадим ОЛЬХОВСКИЙ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Октябрь 1993 года Магнитогорск - Пермь - Магнитогорск См. по теме:
|
« Пред. | След. » |
---|