Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Глазами человека его поколения
Рейтинг: / 96
ХудшаяЛучшая 
Автор Андрей КОЛЕСНИКОВ   
26.11.2012 г.

 

ImageВскоре после своего 70-летия Алексей Симонов, сын Константина Симонова, президент Фонда защиты гласности, издал книгу под названием "Парень с Сивцева Вражка", которую условно можно называть мемуарами, а более точно - историей СССР, показанной через призму частной судьбы. Что делает эту историю, вокруг которой сейчас столько споров, существенно более нюансированной и достоверной.

 

Алексея Кирилловича всю жизнь мучили вопросом, почему отец - Константин, а сам он - Кириллович, примерно так же, как Дениса Драгунского до сих пор с пристрастием допрашивает каждый первый встреченный, выбрасывал ли он в окно кашу.
Знаменитый отец - особое бремя, которое приходится нести и в частной, и в публичной жизни.

 

Алексею Симонову, например, одноклассники как-то сделали "тёмную" - чтобы не слишком гордился своей фамилией: этот школьный урок сработал на всю оставшуюся жизнь.
Но это ещё и бремя истории, потому что положение сына знаменитости, вовлечённой в водоворот событий и людей, помещает и скромную персону члена семьи внутрь этой самой исторической хроники. Взгляд профессионального историка дистанцирован, он как бы извне, а взгляд сына - изнутри истории.

 

"Россия - страна отхожих промыслов, туалетов во дворе и подзаконных актов. Поэтому в каждом подзаконном акте, если мы не хотим, чтобы он действовал не в противоречии с конституцией, нужно делать оговорки, касающиеся обязательного соответствия этих нормативных документов законам и конституции".

 

В этом смысле Алексей Симонов написал книгу, похожую на отцовскую "Глазами человека моего поколения". Только у отца оптика была "общественная", действующие лица - уровня Сталина, а у сына зрение частное, семейное и главные персонажи - члены семьи.
Мемуарная проза Симонова-отца была способом изживания сталинизма и вытравливания из себя Сталина, Симонов-сын показал изнанку этой жизни и фантастически деликатно и в то же время объективно рассказал о "большом родителе".
Пожалуй, самая точная оценка такая: от моральной катастрофы Константина Симонова, который превращался после войны из хорошего поэта, которого декламировала вся страна, и рубахи-парня из тех, кто "от Москвы до Бреста" скитается "с "лейкой" и блокнотом, в холодного государственного сановника-сталиниста, спасли смерть вождя и XX съезд.
И уже потом Симонов-старший попал едва ли не в гонимые - из-за дневников 1941 года.
В одном из интервью Алексей Кириллович рассказывал мне, что известное стихотворение 1941 года "Словно смотришь в бинокль перевёрнутый...", вообще одно из лучших у Константина Симонова, до 1955 года публиковалось с ещё тремя строфами, переводившими его в разряд любовной лирики.
А на самом деле это были первые сомнения в Сталине - там говорится о "жестоком зрении", которое "выдала" война. Если понимать, что это написано о вожде, то начинает явственно попахивать 58-й статьёй:
"Мы, пройдя через кровь и страдания,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далёком свидании
До былой слепоты не унизимся.
Слишком много друзей не докличется
Повидавшее смерть поколение.
И обратно не всё увеличится
В нашем горем испытанном зрении".

 

Про стихи, конечно, в мемуарной прозе Симонова-младшего тоже есть немного. Хотя и не всегда он пишет о стихах отца. Или описывает совершенно неизвестные сюжеты.

"Советская власть не зря пролила на Михалкова золотой дождь гонораров, почестей, государственный премий: он был настоящим идеологическим работником, причём работал с самой сложной и чувствительной аудиторией - детьми. Поди объясни детям, что такое коммунизм."

Например, такой: на знаменитое стихотворение, опубликованное 14 января 1942-го в "Правде" и составившее раннюю всесоюзную славу Симонова, обиделась его мать, потому что там были такие слова:
"Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня".

 

Для матери, Александры Оболенской, дочери князя Оболенского, сын был до конца её дней идолом, и, конечно, она не могла согласиться с тем, что кто-то ещё мог ждать дольше, чем она.


А что касается сына, в то время ему не было и трёх лет, а дальнейшее ожидание отца меньше всего было связано с войной: Симонов-младший воспитывался в семье матери, Евгении Самойловны Ласкиной, и отчасти матерью и отчимом Константина Симонова, которые своей любовью к внуку "искупали" невнимание родного папы.
ImageСимонов, давно разошедшийся с Евгенией Ласкиной, редко общался с сыном, и общение протекало, как правило, очень по-мужски, примерно так, как на одной из фотографий: папаша в военной форме прикуривает папиросу маленькому мальчику. Смешно...
Мама мальчика Алёши, тогда уже школьника-старшеклассника, писала заканчивавшей отбывать срок в Воркуте своей сестре Софье:
- С Костей я ни разу не говорила... если бы ты его увидала, то не стала бы спрашивать ни о чём. Он - видный гос. деятель, и ничего человеческого в нём не осталось.
Ближний круг парня с Сивцева Вражка - еврейские дед (побывавший в трёх ссылках) и бабушка по материнской линии, ядро семьи, две сестры матери, одна из которых сидела, а её муж был расстрелян.
Дед и бабушка по отцовской линии.
Близкие и друзья, ухажёры матери и муж старшей тётки. Борис Ласкин, знаменитый в те годы сатирик и автор стихов к песням, которые пела вся страна, Яков Харон, известный кинематографист, сама Евгения Ласкина, редактор отдела поэзии журнала "Москва"...
Тётя Валя (Валентина Серова),
её несчастный сын, гостья симоновской дачи Фаина Раневская...
Сосед - Александр Галич...
Авторы журнала "Москва" - от Слуцкого до Самойлова...
Практически все ветви советской истории проходят через повествование, потому что тогда не было ни одной пустой судьбы. Хотя бы по техническим причинам: история властно вторгалась в частное человеческое существование, калечила людей, коверкала жизнь, иной раз превращала её в необычайное приключение, полное смен профессий, спутниц и спутников, уклада.
Впрочем, базовый уклад оставался неизменным: началом, скреплявшим семью, в которой вырос мальчик Алёша Симонов, был воскресный еврейский обед в квартире на Сивцевом Вражке, в доме, которого теперь нет.

 

"...Все эти семьдесят лет маленькая квартирка на Сивцевом была коллективной семейной варежкой, где все друг другу грели руки и грелись душой. В скрипах старого дома, в гуле газовой колонки, в детских возгласах за окнами жило ушедшее время и память о людях, из которых это время составлено".

 

Частная человеческая память и частные судьбы - это и есть собственно история. Попробуй её сфальсифицировать: здесь навсегда Сталин останется злодеем, приметы советского быта и строя - невыносимым кошмаром, который снимается смехом и ностальгией, а все мы - такими же давно выросшими мальчиками и девочками, впитавшими в себя исторические соки стен своих домов, похожих и не похожих на квартиру в снесённом доме на Сивцевом Вражке.

 


Андрей КОЛЕСНИКОВ,
РИА Новости.
Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета.
Ноябрь 2009 года
Москва - Магнитогорск

 


 
« Пред.   След. »

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
30 гостей