… Его представлять не надо. Потому что потому, что за два прошедших года, имя Ильи Пономарева, начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Магнитогорска, главного архитектора города, кандидата архитектуры, довольно часто появлялось на страницах городских СМИ.
Он выбрал непростую (хотя, легких, наверное, и не бывает) профессию. Основное ее предназначение - формирование пространства жизнедеятельности человека. А пространство жизнедеятельности – это населенные пункты, комплексы, здания, сооружения, ландшафтные композиции...
… Мы все хотим жить в комфортном и красивом городе. Но мы - очень разные. Поэтому и понятие «комфортное пространство жизнедеятельности» у нас сильно разнится… Поэтому, создание Генерального плана развития города – дело не только архиважное, но и архисложное.
Важное – потому, что архитектурное пространство включает в себя множество объектов, между которыми устанавливаются отношения, существующие во времени.
Сложное – потому, что наши предшественники оставили нам удивительный город, некоторые районы которого до сих пор является образцом архитектуры для специалистов этой сферы деятельности во многих странах. Значит, надо и нам не ударить в грязь лицом – оставить потомкам не менее великое творение.
О профессионализме
- После проведенного городской администрацией на тендерной основе конкурса, - рассказывает Илья Вадимович, - два института-победителя - Ленпромстройпроект и Санкт-Петербургский институт урбанистики – приступили к работе. Ленпромстройпроект сделал Генеральный план города, а Санкт-Петербургский институт урбанистики сделал Правила застройки и использования территории.
- Как восприняли результаты работы наши специалисты? - Без особенного восторга, и это было достаточно обоснованно. В новой России очень сильно изменились условия работы архитекторов. В Советском Союзе в институтах, типа Гипрогора (он сейчас стал институтом урбанистики) были целые группы, которые «курировали» города. То есть последовательно делали первый генплан, затем – второй генплан, а, следовательно, знали эти города, что называется «как родные». Помимо этого, была практика привлечения к проектной деятельности авторских коллективов из самих городов. В состав такого авторского коллектива входили главный архитектор города, представители городского Гражданпроекта и технических служб (Водоканал, Теплосеть и другие) - специалисты, владеющие такой информацией о городе, без которой проектные работы выполнить очень сложно. Градостроительного проектирования в современном мире не может быть без анализа экономики и правовой ситуации, без проработки механизмов реализации Когда Питерские институты очень прохладно отнеслись к нашему предложению о соавторстве, мы поняли, что будет много моментов, которые придется дорабатывать. Так в принципе и произошло. Насколько могли мы, конечно, повлияли на стадии разработки, ну а остальное пришлось уже буквально волюнтаристски говорить: «Нет, давайте сделаем так! Потому что так, как вы рисуете, у нас никогда не будет!»
- Профессиональный уровень, который вы предполагали увидеть в работе, оказался несколько ниже? - Да, и значительно. Очень сильно «размылись» градостроительные кадры. (Вздохнув) Ну, что могли – сделали. Не скажу, что недоволен полностью. Точнее будет так: у меня есть претензии к этим двум работам. Но, тем не менее, важно, что была проведена корректура Генерального плана 80-х годов: мы внесли системные изменения в предыдущую концепцию.
О дорогах
- Какие системные изменения появились в новом генплане нашего города? - В новом генплане появилась кольцевая структура, которой никогда не было предусмотрено. Это принципиальный момент. Дорога должна пройти через пятый мостовой переход, часть западной территории города – «Западный-1», «Западный-2» – и выйти за вокзал. Потом должна пролегать через Северный переход, через основные проходные и на пятом мостовом переходе замкнуться через Зеленый лог. Я считаю такую магистраль непрерывного движения более жизнеспособной концепцией, чем та магистраль непрерывного движения, которую рисовали по проспекту Карла Маркса на всех генпланах. Это нереализуемый план, хотя бы по той причине, что не съехать, ни въехать на магистраль нельзя: она должна быть с развязками, а как это сделать – никто не думал. Поэтому планировать проспект Карла Маркса как магистраль непрерывного движения нельзя. В новом генплане мы по чистой территории, не застроенной еще пока, не обремененной никакими проблемами, можем это реализовать. И эта дорога уже сейчас частично выполняет функции транзита: в случае, когда «забит» юг, народ через это западное шоссе едет на улицу Тевосяна. Если дорога будет полностью закольцована, то это будет серьезное решение проблем автомобилистов. И, в свою очередь, разгрузит центр для общественного транспорта.
- Была бурная реакция горожан на предположение о ликвидации трамвайных путей. - Тезис об упразднении трамвайных путей не стоял – речь велась об упразднении части трамвайных путей. И я считаю, что мы не очень выиграли оттого, что свернули разговор к сохранению трамваев. В плане речь шла о переходе на троллейбусное обслуживание население, с сохранением в одном или двух местах на расчетный срок трамвайных линий. Троллейбус гораздо удобнее как городской транспорт. Приведу только два аргумента. Во-первых, он ходит не по центру улицы, не по скоростной ее части. Во-вторых, он высаживает пассажиров на тротуары, а не на проезжую часть. У этого вида транспорта есть и другие преимущества. На данный момент, учитывая планировочную специфику города, троллейбус «проиграл» трамваю по экономическим показателям.
О жилищном строительстве
- Что еще, на ваш взгляд, есть принципиально нового в генплане? - Первое. Изменение структуры жилищного строительства на прямо противоположное тому, что было раньше. В будущем предполагается приближение к пропорциям: 40 и 60, где 40 процентов – это многоэтажное, многоквартирное жилье, а 60 процентов – это частные застройки. Второе. Отказ от микрорайонной застройки. Больше микрорайонов, кроме 147, 148, 149, мы не планируем. Вся дальнейшая застройка будет идти как застройка квартальная.
- В чем отличие микрорайонной застройки от квартальной? - Микрорайон – это планировочная единица от 7 до 30 га, которая исключает внутренний транзит и всеми сторонами выходит на магистральные улицы. Квартал – это планировочный элемент от 2 до 5 га, связь между которыми обеспечивается жилыми улицами. При такой застройке школы, а иногда и садики являются самостоятельными кварталами, образуют замкнутые социальные группы. Это более благоприятное в социальном плане пространство, своеобразная буферная зона, которая выполняет еще и воспитательную функцию. Новое строительство будет вестись по аналогу застройки Ленинского района. Конечно, строительство будет идти в новых материалах, но типология планировочная такая же. Я считаю, что это серьезный шаг вперед. Еще один момент. Растет спрос на строительство индивидуального малоэтажного жилья. Только надо не втискиваться эти дома в свободное пространство, как это сейчас происходит на поселке Крылова, а нормально строить на специально для этого площадках.
- Вы считаете, что так можно застраивать целые районы? - Это совершенно нормальное решение, половина Лондона так застроена. Таунхаусы (блокированные 2-3-этажные дома с палисадниками) - очень комфортная среда. При условии, что это строительство не перемешано с другими типами застройки. Здесь высокий уровень социального контроля: как раньше было в подъездах, когда все друг друга знали. Понятно, что это территория бизнес-класса, но это типовые постройки.
- Но ведь уже есть в городе места, застроенные коттеджами. - Коттедж – это достаточно роскошный дом. А таунхаус может иметь и централизованное отопление, и централизованные системы газообразования – это значительно удешевляет стройку. Плюс общие стены, плюс минимум затрат на земельный участок – там нет огородов. При этом не требует высокой квалификации строителей - высотные работы не выполняются, башенные краны не требуются… У такого типа застройки масса преимуществ.
Об изменении статуса города
- Как наш генплан восприняли в Челябинске? - Очень хорошо! Губернатор был в восторге, когда мы докладывали. Сначала докладывал заместитель главы города по имущественным и правовым вопросам Виталий Николаевич Сидоренко отдельно по концепции транспортной структуры, учитывая функции города как зонального центра.
- Поясните, пожалуйста. - Мы рассматриваем Магнитогорск немножко шире, чем просто город. Город Магнитогорск в определенном смысле выполняет столичные функции для территории от Пласта - на севере до Сибая - на юге, от Карталов - на востоке и до Белорецка - на западе. Зона влияния определяется 2-часовой доступностью автомобиля. Если надо в больницу, сделать дорогостоящие покупки, сходить в театр… - люди поедут не в Уфу, не в Челябинск, не в Оренбург, а в Магнитогорск. Поэтому агломерация рассчитана на 600-630 тысяч человек. Потом докладывал я концепцию размещения малоэтажного строительства в Магнитогорске. Петр Иванович поддержал нас.
- Приятно слышать, что результат работы получил высокую оценку губернатора области. Илья Вадимович, а позиционирование Магнитогорска как зонального центра, дает нам больше возможностей на получение финансовой поддержки из областного бюджета? - Я думаю, что пока – это просто изменение самосознания. А когда такое произойдет, тогда можно будет говорить об увеличении финансовой поддержки. Если мы, как чиновники, будем себя выше позиционировать, то нам проще будет и доказать, что нам больше требуется.
- Идея позиционировать наш город как зональный центр уже звучала в середине 90-х годов прошлого столетия. - Идея такая была еще в тридцатых годах разработана. Тогда в Магнитогорский район входила территория, начиная от Пласта и кончая Сибаем, включая Белорецк. С учетом освоения всей этой территории был сделан первый Генеральный план города. Тогда, кстати, была обозначена и дорога Магнитогорск - Сибай - Орск, которая сейчас, в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» будет построена. Вторая дорога, в другую сторону, Магнитогорск – Учалы – Миасс и дальше, на север, вплоть до Приобья и Ямала - тоже заложена в проект. Это тот самый «коридор», который был концептуально разработан в 30 годы. А мы только сейчас начинаем это осуществлять… Все новое – это хорошо забытое старое. Есть еще один из основных тезисов, который мог бы кардинально изменить жизнь нашего города. Мы об этом много говорили, и, к счастью, это уже и у областных чиновников в деловой риторике тоже появляется: построение транзитного коридора Москва – Уфа – Астана через Магнитогорск. Если возникает еще один трансконтинентальный коридор, то статус города и его устойчивость во времени и пространстве повышается на порядок. Так происходит с каждым городом, который расположен на магистрали. Пример города, которые оказался не на магистрали – Троицк. Сто лет назад он был более значим, чем Челябинск. Когда через Челябинск прошел «Транссиб», ранее подчиненный город превратился в областную столицу. А Троицк за последние сто лет почти не изменился, по сути. Другой пример – Екатеринбург. В самый богатый город Урала его превратил не промышленный потенциал, а наличие транзитных составляющих. Если действительно эти два больших пересечения состоятся в Магнитогорске, город претендует на серьезные перспективы развития. Тогда можно будет говорить и о развитии всех сфер - банковской, юридической, предпринимательской – любой другой, которая могла бы только быть! 21 век – это не век производства и сбыта. 21 век – это век перевозок, транспорта, контактов, транзитов. Сейчас значимость города определяется возможностью контактов, а не количеством произведенной продукции на душу населения.
О сроках реализации
- У города есть Генеральный план. Есть какой-то примерный строк его реализации? - Да. Первая очередь - до 2015 года. За это время должен быть создан транспортный каркас, заложенный в Генеральный план. Объем жилищной обеспеченности должен возрасти до 25 квадратных метров на человека. Должен быть завершен снос или реконструкция ветхо-аварийного жилья. Должны быть окончательно решены границы города и сформированы правила взаимоотношений с прилегающими муниципальными образованиями. А дальше – еще на 10 лет идет прогнозная стадия (не проектная, а прогнозная). Это значит, что путем опережения развития инфраструктуры должен быть создан благоприятный климат для развития деятельности во всех направлениях, начиная от предпринимательского, заканчивая культурным и образовательным. Магнитогорск должен стать красивым, комфортным, безопасным. Проектировать что-то на более длительный срок неэффективно, потому что даже в рамках реализации того, что мы уже нарисовали, нынешняя экономическая ситуация внесла более, чем серьезные коррективы.
- До последнего момента город активно строился. В уже начатые проекты вносятся какие-то изменения в связи с тем, что мы уже знаем, каким должен быть Магнитогорск к 2015-2025 годам? - На сегодняшний момент поселки Нежный, Западный и Южный Посад возникли не благодаря генплану. Но они уже укладываются в ту самую концепцию кольца поселков вокруг города, которая заложена в Генеральный план. Если мы говорим о поквартальном строительстве, то эту концепцию выражал готовность реализовывать жилищно-инвестиционный фонд «Ключ» вместо 148 микрорайона. Если мы начнем говорить о жилье повышенной комфортности, то в северном районе построен новый не панельный дом. Кирпичные дома, которые у нас появились в микрорайоне «Магнитный-1, 2, 3» – тоже серьезная заявка. Это серьезные шаги вперед, движение к тому, чтобы мы хотели бы чаще видеть: интересную архитектуру жилого дома. Отрадно, что мы перестали исключительно функцией обуславливать то, что мы делаем.
О реалиях бытия
- Во время нашей прошлой встречи мы с вами говорили еще и о «косметическом облике» нашего города: балконы, вывески, тротуары… - На установление новых балконов два года мы разрешения не даем. К ликвидации уже установленных пока не приступили: это очень болезненный процесс. Но на градостроительном совете эту проблему озвучивали и получили поддержку по программе реконструкции фасадов Ленинской части города. Сейчас прорабатываем финансовую составляющую этой программы. Время вносит изменения в первоочередные планы, но я думаю, что все равно будем в эту сторону двигаться. Тем более что люди хотят жить в красивом городе. Что касается вывесок, баннеров… это не изменили. Есть паспорта фасадов, пытаемся вносить коррективы в соответствии с этими документами. Сложность здесь еще и в том, что у нас все эти отношения регулируются Жилищным кодексом, а не Градостроительным. Человек имеет право изменять «лицо» здания с минимальным набором документов. Но, к сожалению, это никак не украшает город. А несколько наших попыток системно подойти к оформлению какого-то фасада пока успехом не увенчались. Потому что собрать всех индивидуальных предпринимателей, которые занимают первые этажи - затея, близкая к безнадежной. Причем, мы предлагали расширение территории за счет не находящихся в собственности площадей при условии комплексного решения фасада. Считаю, что мы были близки к решению этого вопроса, но… думаю, что все отложится на ближайшие год-два в связи со сложившейся экономической ситуацией. Ведь предприниматели должны заплатить не за то, что им необходимо, а за то, что просто красиво.
И снова - о профессионализме
- Илья Вадимович, во время прошлой встречи мы с вами говорили о профессионализме тех людей, которые выполняют проектные работы на городском уровне. - В этом направлении скачка не произошло, конечно. Тем не менее, у нас есть серьезные проектировщики: Гражданпроект, еще 2-3 организации, о которых можно говорить как профессиональных проектировщиках. Сейчас мы приняли «Порядок документооборота», внедрена система «одно окно». Теперь решили пойти дальше по такому, может быть, несколько формализованному пути, но, на мой взгляд, единственному, который может быть выходом из данной ситуации. Рассмотрение проектной документации будет проводиться только при наличии сертификатов у проектировщиков. То есть, под проектом, рядом с фамилией ГИПа (главного инженера проекта) должен стоять номер сертификата. А чтобы получить сертификат, нужно 5-10 лет отработать по специальности. И если люди будут получать сертификаты (это не простая задача, я в свое время получал), то под чем попало подписываться не будут. А сейчас, когда ученик 5 курса расписывается в качестве ГИПа, вряд ли он осознает недостаток своего образования и понимает, что несет еще и уголовную ответственность за последствия своей деятельности.
- Не боитесь обвинений, что «душите» молодые, перспективные кадры? - Нет. Это давно апробированная методика, которая используется во всем мире. В развитых странах нет лицензирования, но есть персональная сертификация и страхование профессиональной ответственности. А страховая компания лучше любой лицензионной организации проверит состояние организации – ей свои деньги платить. Это нормальный путь, по которому нам бы надо двигаться. Я считаю, что эта система сдержек и противовесов, основанная на рыночных механизмах, будет работать лучше любого государства. Провозглашенная система отмены лицензирования и переход в саморегулирующую организацию, меня сильно пугает. Что предлагается: сами строители будут себя регулировать. Попахивает сторожащим капусту козлом…
- В прошлый раз выговорили о желании видеть в своем управлении высококвалифицированный кадры, обладающие высоконравственными качествами. - За это время появилось всего несколько новых сотрудников: найти профессионала на муниципальную службу очень сложно.
- Почему? Разве для ваших подчиненных в управлении архитектуры и градостроительства администрации города Магнитогорска не открываются перспективы профессионального роста? - Это зависит от того, к чему человек стремится. В управлении – работа по жесткому графику до 7-8 вечера и достаточно «сдержанная» зарплата. Объем работы большой: через управление проходит 1 400 документов в месяц, это около 70 в день. Их же не просто надо подписать - их надо подготовить, обдумать, что-то в них внести… Если кто-то рвется сюда из других соображений, ему нечего здесь делать. Есть люди, деятельность которых основана на альтруизме, для которых это призвание. Но таких остается все меньше и меньше: молодежь достаточно твердо «заточена» в сторону благополучной жизни.
О личном
- Вы в город вернулись недавно. Когда мы начинаем новое дело, у нас есть определенный ожидания, задор, надежда. Потом проходит какое-то время - эмоциональная составляющая немножко оседает, появляется каждодневная текучка… И вдруг, через какое-то время, ты ясно понимаешь, что как-то вот оно не так, как я ожидал… У вас такие изменения не произошли? Все, что удается сделать – это то, что вы знали, предвидели? - На самом деле у меня нет разочарования городом, людьми, работой. Я, конечно, на порядок недооценил объем загруженности. Причем загруженности не творческой работой, а вот этой повседневной текучкой. С другой стороны, понимаю, что тут гораздо больше всяких формальностей. И надо организовать весь этот процесс с целью упрощения. В коммерческой организации все было гораздо проще: сам себе хозяин. Сказал: «Так!» – все делают «так». Сказал: «Вот так!» – все делают «вот так». Не понравился человек – уволил, понравился – повысил. Гораздо сложнее все эти взаимоотношения и мотивацию выстраивать в правильные схемы в чиновничьем аппарате. Тем более учитывая, что они с неизбежностью должны быть постоянно подконтрольны, полностью соответствовать действующим законам и нормативными документами, и по большому счету, с пониманием ответственности по делегированным полномочиям. То есть, там ты ошибся – значит, ошибся. Ну денег потерял. А тут ошибся – это, по сути, кому-то очень сильным способом навредил. А это - неправильно. Объективно – я не разочаровался. Досаду немножко вызывает то, что меня очень сильно привлекала экономическая мощь города как потенциальная основа для развития, инноваций, всяких новых проектов. Сейчас – тяжелая ситуация. Но я думаю, что это временное явление.
- Исходя из того, что вы рассказали - нагрузка большая. А как вы отдыхаете? Как любите проводить свободное время, отпуск? - Отдыхать удается по неделе - по две, это максимум. У меня есть два варианта отдыха – либо мужская компания, либо семья. (Смеется) Но мне надо что-нибудь такое активное, чтобы уж… отчебучить такое… чтобы потом еще неделю на работе отдыхать. Нет, серьезно – хотя бы отключиться полностью. Я в горы залезаю практически всегда - у меня такой метод релаксации и зимой, и летом. Вот в конце сентября ходили на неделю Северо-Чуйский хребет. В какие-то невероятные дебри залезли! А с семьей успели в Египте позагорать, в Хорватии позапрошлым летом побывали. Это другой формат немножко, но тоже хорошо: можно отключиться от проблем. Единственное - сотовый телефон не надо брать с собой.
- У вас за спиной висит портрет. Во время нашей прошлой встречи, по-моему, портрета не было? - Нет.
- А почему - Медведев? - Подарили. Честно.
- Он так хорошо смотрит на меня. Это хорошая поддержка мне, как вашему собеседнику. А вы к нему - спиной. Вас это не смущает? - (Смеется) Так я ведь тоже его поддержку чувствую!
Елизавета СОКОЛ Фото: Евгений ПОТАПОВ Ноябрь 2008 года
Одиночество. Липкое, серое слово. Изматывающее явление. Так хочется, чтобы кто-то был рядом…
Челябинской службе знакомств для инвалидов пять с половиной лет. В картотеке 1 040 абонентов. Это жители Челябинска и Челябинской области.
Возраст желающих создать семью - от 18 до 70 лет: инвалиды любой группы, есть пенсионеры без инвалидности.
Сотрудники знакомят абонентов по телефону, по переписке и очно на вечерах, где встречаются участники клуба знакомств инвалидов.
Адрес: 454021, Челябинск, а/я 9907 (в письмо надо вложить конверт с обратным адресом). Телефон: (8-22) 18-71-46; 40-19-80 (с 11.00 до 17.00 кроме выходных).
Сотрудники службы знакомств желают всем найти спутника жизни и обрести с ним свое счастье.
А, может быть, такая службанужна в каждом городе?...
Дорис СЛЕЙД Февраль 2000 года Иллюстрации: Марко САРВАСЕС (Алия, Испания) - фото из Интернета.
О великом музыканте в монологах и "репортажных набросках"
Два майских дня в нашем городе гостил американский блюзмен Ларри Ховард. За это время он провел мастер-класс игры на гитаре в Музыкальной консерватории, совместно с ведущими музыкантами из Екатеринбурга дал концерт в драматическом театре им. А.Пушкина, принял участие в воскресном служении Хритианской пртестанской церкви "Живое слово" в ДКС строителей имени Мамина-Сибиряка. Ховард - удивительно одаренный человек. Он не только пишет стихи и музыку, сам исполняет свои песни, делает эскизы для изготовления гитар, является отличным звукорежиссером и оператором, но и регулярно посещает пенитенциарные заведения (за последние годы вместе с женой посетил 80 тюрем на территории от Японского моря до Санкт-Петербурга), проводит по всему миру встречи, рассказывает о том, как их семья смогла избавиться от пристрастия к наркотикам и алкоголю. В Россию Л.Ховард с женой приезжали шестой раз, и ему так полюбились наши края, что он подумывает, не купить ли здесь небольшой домик и переехать жить в суровый уральский климат из жаркой Флориды. Судя по реакции магнитогорцев, которые слушали американского блюзмена, общались с ним и его женой Пеги, встреча принесла им много волнующих мгновений. Для тех, у кого не получилось побывать на концертах Ларри Ховарда - несколько штрихов к портрету американского гитариста.
"Я просто иду"
…В фойе Магнитогорской Консерватории многолюдно. "Концерт американского гитариста? - обаятельный представитель службы охраны с удивлением смотрит на меня. - Не знаю, спросите в аудитории №…"
Мое "поисковое путешествие" явно затягивается, в кабинетах, куда я обращаюсь, удовлетворить мой познавательный интерес не могут. Вскоре ко мне подключатся охранник, и вот уже молодой аспирант провожает меня в малый зал консерватории.
- Часто у вас проводят встречи с музыкантами такого уровня? - Последнее время немного чаще. Но Ховард - не только музыкант. Он - духовный человек, - с особым ударением на слове "духовный" отвечает мой провожатый.
На сцене интересный мужчина, рядом гитара. Глядя на него, очень трудно представить, что ему 56 лет, а в прошлом - три передозировки приема наркотиков, клиническая смерть. "Если в ваши годы я знал, что буду так долго жить, я бы по-другому заботился о своем здоровье", - скажет он чуть позже.
А пока, монолог Ларри почти не прерывают вопросы:
- …У меня есть опыт игры джаза, но я больше блюзовый музыкант. Я изучал музыку в школе, затем - в музыкальном колледже, в котором учиться надо было два года. На Восточном побережье США очень сильная музыкальная школа. Каждый год туда приезжают известные музыканты, выбирают нескольких студентов, и в течение определенного времени играют вместе с ними в студенческом городке. Так мы слушали симфонические оркестры, джазовые коллективы.
Однажды приехал ансамбль Каунта Бейси. Они выбрали несколько студентов, которые должны были играть с ними. Мне тогда было 14 лет, я подошел и попросил взять меня с собой. Меня взяли, и 6 недель я ними играл. В то время я учился играть на тромбоне, изучал классическую музыку, и мечтал стать классическим композитором. Но после того как поработал с ансамблем, все в моей душе перевернулось. В группе Каунта Бейси я играл в группе тромбонистов (нас было 4 человека плюс солист-тромбонист).
Но когда я вернулся в колледж, я хотел играть только на гитаре. У меня был очень строгий учитель по тромбону, он был против моего нового увлечения, и сказал, что я должен выбрать один инструмент, так как на двух не смогу научиться. И еще мой учитель настаивал, чтобы я сделал карьеру классического музыканта…
Я ушел от учителя, ни одного урока игры на гитаре не взял, всему научился сам. Слушал, смотрел, как играют другие. Тогда, в 64 году, особо-то и учиться было не у кого, гитаристов вообще было мало. Были джазовые гитаристы, а рок-гитаристов невозможно было вычислить. Роулиг-стоун и Битлз только начинали свою деятельность… Сейчас многие из вас играют лучше, чем я, - Ларри с уважением смотрит на преподавателей и студентов, пришедших на встречу.
Через паузу продолжает: - Я больше 40 лет на сцене, играл не только джаз, но и симфоническую музыку. В своем творчестве я впервые музыкальное направление "госпал-ньюз" объединил с джазом. Я никогда не записываю то, что сыграл или буду играть. Есть музыканты, которые часами записывают свои мелодии, это очень хорошо. Но я так не делаю. И никогда специально не готовлю соло.
Иногда это становится проблемой во время студийной записи. Звукорежиссер говорит: "О, ты это очень хорошо сделал. Давай повтори еще раз!" А я уже не помню, что сыграл. Тогда я прошу режиссера: "Может быть, ты мне сыграешь то, что я сыграл, а я послушаю". Из-за этого пришлось создать свою студию звукозаписи, теперь я сам себе оператор и звукорежиссер.
Я слушаю не так много музыки. И сюда, в Россию я привез диски, но ни разу не включал их. И здесь, и дома редко слушаю чьи-то записи. Во-первых, я сам даю много концертов, а после концерта уже не хочется слушать что-то.
А во-вторых, когда слушаешь много музыки, которая нравится, то она начинает на тебя влиять. Поэтому стараюсь не слушать гитаристов. Если слушаю скрипку, саксофон, мне понравится и потом захочется повторить, то на гитаре это звучит совершенно иначе. Стараюсь никого не копировать. Вообще, я предпочитаю слушать старый блюз 20-30 годов прошлого века. Молодые слушают своих современников, а я люблю тех, кто начинал. Предпочитаю первоисточники. Зачем учиться у тех, кто учился у первоисточников.
…Мое имя занесено в музей славы в Джорджия. Я счастлив - это такое признание. Это не значит, что я лучший, первый. Это значит, что моя музыка повлияла на других людей.
Интересно, в музее, в том отделе, где представлен рок-н-ролл, выставлен мой альбом.
С другой стороны здания есть часовня. Там представлена информация о людях, работающих в стиле госпал (негритянская музыка) и есть сведения обо мне.
Это уникально - моя музыка оказала влияние на два различных направления, мое имя занесено и туда, и туда. Сейчас в Европе выходит книга "Кто делает мировую музыку?" - там тоже есть материал обо мне. И не потому, что я лучший, а потому, что в своей музыке соединил джаз и блюз.
…Мы ехали из Екатеринбурга в Магнитогорск. У вас очень красиво.
Вы ездите по любой части дороги. Это так интересно!
В Америке если есть линия, то все ездят по линии.
А у вас…! Но это очень весело. Вот так и я играю свою музыку. Я играю то, что есть в моем сердце, а не то, что есть у меня в голове. Это хорошо, потому, что в голове иногда пусто, а в сердце так много всего. Слушаю сам себя на сцене, и мне нравится, то, что я играю.
У меня 18 гитар, у каждой - своя цель. Мне показывали мою фотографию в газете (публикация в "Магнитогорском металле") - там гитара, которая сделана по моему эскизу.
Гитару, с которой сейчас приехал, я тоже спроектировал сам, а сделал ее мой друг. Она вся сделана вручную, струны он мотал сам. Потому, что когда я покупаю струны в магазине, мне не нравится, как они звучат. Для меня важно добиться, чтобы инструмент звучал так, как мне надо.
И все детали на этой гитаре сделаны специально для этой гитары и существуют в единственном экземпляре. У моей гитары длиннее гриф, больше ладов - это позволяет играть высокие звуки. Гриф у этой моей гитары сделан под мою руку. Раньше играл на более жестких струнах, теперь - на более мягких. Я перенес 5 операций на руках - все время растет шишка на пальце. Ее срезают, она опять растет. Сейчас приеду, опять срежу. Врачи говорят, палец гнуться не будет. Я ведь гитарист, мне надо, чтобы гнулись, а они говорят, ты даже не заметишь этого. Каждому музыканту надо найти такую гитару, которая может дать, то, что он хочет получить. Иногда, это сложно, потому что вы не знаете, что хотите, что ищите. А потом инструмент случайно попадает вам в руки, и вы понимаете, что это то, что вам надо! И часто это не очень дорогая гитара. Я не забочусь о бренде, главное как мои руки чувствуют инструмент, чтобы меня устраивало, как она резонирует.
С 72 по 80 годы я давал ежегодно по 250 концертов. В 70 годы у нас была команда из 5 человек. Сейчас остались только я и наш барабанщик. Самое замечательное, в том, что я играю долго - это то, что мне нравится играть все больше и больше…
Мне уже никому ничего не надо доказывать. Я могу позвонить в любую страну, любому музыканту и предложить сделать совместную запись. И мы запишем именно ту, музыку, которую хотим. Я делаю то, что делаю, потому что мне это нравится.
…Вы когда-нибудь думали о том, откуда ваш талант? Я всегда знал, что музыка - это духовное. Но я был наркоман и музыкант.
Проблема известного музыканта в том, что люди сами приносят наркотики, и "ты все можешь". Ты можешь все себе позволить - все принесут, все сделают, все купят. Я так жил много лет. Среди ночи, если мне хотелось поиграть, поднимал трубку, звонил, мне приносили струны, настраивали гитару.
Теперь я понимаю, как много я потерял тогда. Жил как в тюрьме. Обслуживающий персонал зарабатывал на мне деньги, поэтому они не хотели, чтобы я выходил на улицу, не подпускали ко мне людей, не хотели, чтобы я был среди людей. Но даже в то время, когда я был наркоманом, я брал в руки гитару и пел - получалась песня. Откуда она во мне рождалась? Я удивлялся все время - ведь внутри я был пустой. Я мог принять наркотики, сесть на мотоцикл и мчаться с бешеной скоростью, ломая кости… Журналисты часто меня спрашивают - откуда ваши песни? Я отвечаю: от Бога. Чем раньше мы это поймем, тем лучше мы сможем это использовать. Есть музыканты, которые думают, что сами способны и сами все делают.
Но все великие музыканты, я тоже считаю себя великим, говорили, что не знают, откуда это берется...
Сейчас все в своей жизни я доверил Богу. Я читал о людях, которым Бог говорил, чтобы они шли в определенные места и что-то делали, открывали миссии. И эти люди никого не знали, денег у них не было. Но кто-то к подходил на вокзале, говорил какие-то слова, говорил, куда им ехать, давал им деньги на билет. И я всегда думал: "Боже, как это странно". Как это так может быть - просто взять и пойти куда-то? И никакого представления нет о том, что произойдет дальше. А сейчас я понимаю очень хорошо, как это бывает. И если Бог мне скажет: "Завтра ты поедешь в Китай, я готов".
…Музыка очень мощная сила, она может забрать всю твою жизнь. У меня ушло очень много лет, чтобы понять это. А сейчас, если я поставлю гитару в угол, все равно буду счастлив. Мне нравится так жить. Я просто иду. Господь все время устраивает мои пути. Это весело. Гораздо веселее, чем все, чем я раньше занимался.
"Я все время прошу: Господь, дай ей благодать!"
…Зрители начинают собираться у драмтеатра им. Пушкина за полтора час до начала концерта. На сцене идет репетиция, мы сидим с Пеги в гримерке: - Мы встретились уже давно. Это произошло в музыкальном баре. Когда Ларри первый раз меня увидел, он сказал друзьям: она будет моей женой. Но тогда я так не думала. Но проходило время, мы встречались, общались…И с тех пор мы вместе.
На следующий день я спрошу у Ларри: - Почему именно Пеги? Почему не Мери, Бед и еще кто-то другой…? - (После довольно продолжительного молчания) О, сложный вопрос. (Молчание) Сложный вопрос, но у меня такое ощущение, что когда я ее увидел, ("На самом деле он ее со спины увидел" - добавляет переводчица Аня), я не то, чтобы увидел ее вообще, я насквозь ее увидел и почувствовал ее дух. Я встречался с различными женщинами, но когда увидел Пеги, еще до того, как поговорил с ней - что-то внутри почувствовал. Вообще-то я думаю, что это был Купидон, и он просто стрельнул мне в сердце стрелой.
- Когда я встретила Ларри, то вообще ничего не знала о нем, о его музыке. Однажды мы пришли на концерт с подружкой, и я сказала: "О, смотри, это тот парень, с которым я недавно познакомилась". Я даже не знала, знали, что он будет участвовать в концерте. В то время я работала в Национальном парке, в заповеднике индийской культуры экскурсоводом. Уже много позже я работала дантистом. У нас трое сыновей, четверо внуков. После того, как дети покинули родительский дом, у меня появилась возможность не работать, и мы с Ларри стали путешествовать по миру. И сейчас везде, когда мы ездим, я всегда помогаю в решении административных вопросов.
…Мне всегда нравилась музыка. С тех пор как я живу с Ларри, очень много узнала о музыке с точки зрения техники. Когда Ларри пишет новую песню, он всегда мне ее сначала играет ее мне. И я слушаю ее не с точки зрения технической, с музыкальной точки зрения, а с точки зрения, как я ее чувствую и всегда говорю, что я думаю. И для него мое мнение важно. На самом деле он очень серьезно воспринимает мое мнение. Мне это кажется очень странным, потому что я, конечно, люблю музыку, но как музыкант - я никакой. Я никогда не играла ни на каком инструменте.
…Своих детей мы всегда поддерживали в том, что они делали. Мой муж старался, чтобы они не пошли по его стопам. Музыка - это очень сложный бизнес. Только один их наших сыновей играет на гитаре и поет. Но делает это просто для себя, концертов не дает. У него бизнес, он предприниматель. Я думаю, что, насмотревшись на своего отца, который много играл, но ничего не заработал, он хочет сначала денег заработать, а потом уже будет видно.
Два других наших сына на музыкальных инструментах вовсе не играют.
…У нас была непростая семейная жизнь. Ларри принимал наркотики, я пила. Мы пытались каким-то образом еще склеить семью, детей поднимать, но был какой-то хаос. Переломный момент, изменившем нашу жизнь, наступил тогда, когда мы стали христианами. Когда мы позволили Богу вести нас в наших жизнях, все изменилось. Потому, что я теперь могла поддерживать Ларри, стала больше понимать его в своем сердце.
И я понимала, что эта музыка исходит из его сердца, это - желание общаться с аудиторией.
Ларри творческий человек, очень одаренный, и с ним иногда очень сложно общаться. Но я верю, что его музыка - это очень сильный язык. С тех пор, как мы стали путешествовать по всему миру, с того момента, когда я смогла просто с ним быть везде, я лучше его понимаю. Мы просто наслаждаемся друг другом. И Ларри говорит, что с того момента, как мы стали вместе заниматься одним делом, он любит музыку больше, чем когда-либо раньше.
Был такой момент, когда он вышел из команды, не играл 6 лет вообще. Я чувствовала, что в его сердце пустота. И когда он начал снова писать и играть, он был очень счастлив. И он был счастлив, и я тоже счастлива.
…Я нахожу себя в том, что помогаю Ларри. Я знаю: то, что я делаю, он сам не может делать. А музыка, которой он занимается, не могу заниматься я. Поэтому, мы одно целое, но каждый из нас делает свою часть. Я всегда чувствую себя участником того, что происходит, я - неотъемлемая часть процесса, которое мы делаем вместе. Кроме этого, я езжу на различные встречи, семинары, специальные женские конференции, выступаю в роли спикера в церкви, делюсь с женщинами тем, что я пережила.
В 1999 году у меня был рак, мне удалили обе груди. Я рассказываю о том, что пережила наша семья. То, где мы были - это не очень хорошая жизнь Мы делимся этим для того, чтобы другие понимали, что можно сделать так, как поступили мы. И возможно, что какие-то люди получат надежду. И если возникнет подобная ситуация, они смогут выйти из нее. И жить полной жизнью. И быть счастливыми.
…На самом деле самое большое изменение произошло, когда мы стали христианами. Бог с тех пор живет в наших сердцах.
Что я могу сказать русским женщинам? Христианство поможет вам взглянуть на своих мужей по-другому, поможет вам быть его помощницей. Ведь Библия говорит, что жена - помощница мужа.
Если мы позволим Богу изменить наши сердца, мы сможем тогда стать такими женщинами, которые существуют для мужа (Пеги сделала акцент на предлоге "для" - Е.С.). Жена всегда для мужа. И это единственное, что у нас было якорем спасения для нашей семьи. Я знаю, что есть семьи, у которых высокий уровень ценностей и у них это возможно без Бога все хорошо. Но все равно, сделать двух - жену и мужа - одним целым, позволить вести в одном направлении может только Бог. А когда Бог дает одно направление, тогда двое становятся одной плотью. Счастливая семья без Бога возможна, но это все равно не то, что Бог запланировал. Я думаю, что все равно люди что-то теряют. Может быть, они даже не знают об этом. Но они что-то теряют.
Завтра на служении Ларри скажет: - Сегодня день матери в США. Эту песню я посвящаю своей жене. Она мать наших детей. И мать тем людям, которые приходят в церковь и просят у нее совета. И когда Пеги поднимется на сцену, он продолжит: - Я очень тебя люблю. А потом, обращаясь в зал: - Она давно должна была меня выкинуть, но Господь дает свою милость, и она терпит меня. Я все время прошу: "Господь, дай ей благодать!"
"Мой Бог - очень веселый парень"
…В ДК строителей имени Мамина-Сибиряка многолюдно. Здесь многие знают друг друга, часть христиан пришли с детьми. Ларри Ховард стоит на сцене: - Представляете себе лестницу успеха? И в своей карьере я поднимался по этой лестнице, стремился к вершине. Когда я на самую вершину поднялся, понял, что эта лестница была прислонена не к тому зданию, которое мне было нужно. Я по неправильной лестнице поднимался. По стандартам этого мира у меня был успех, было все хорошо. Но внутри я просто чувствовал себя полным ничтожеством.
…Мои отношения с Богом начались во время очень сильной передозировки наркотиков. Меня привезли в больницу, я был в операционной, врачи пытались спасти мою жизнь, а я на самом-то деле уже не хотел жить тогда. И тогда, когда я лежал в операционной, медики уже сказали моей семье, что я не буду жить и ничего нельзя для меня сделать. И врачи уже перестали работать со мной. Но я-то их слышал, и пытался доктору сказать, что я здесь еще! А они меня уже не слышали. Я даже сам видел себя. Я лежал на столе, я видел себя как бы со стороны. Тогда, в этом состоянии, я сказал Богу: "Если ты назад мой дух поместишь в мое тело, то тогда я перестану делать все эти сумасшедшие, глупые вещи и буду делать, то, что ты хочешь". И следующее, что помню, я открыл глаза и снова был в своем теле. Из меня торчали всякие трубки – из тела, изо рта. Вокруг никого не было. Я достал то, что было во рту, и сказал: "Кто-нибудь мне поможет здесь?" И тогда все доктора прибежали, и начали что-то делать со мной.
Когда вышел уже из больницы, я продолжал свои отношения с Богом. И до сегодняшнего дня этим занимаюсь. В августе этого года будет 26 лет как я верующий. Это не значит, что я всегда был такой правильный, и совершенный. Это совсем не так. И если бы кто-то из нас мог бы быть совершенным сам по себе, то Бог никогда не послал бы своего сына на эту Землю.
На самом деле это не моя цель - быть совершенным, я много ошибок сделал в жизни. Но если я делаю что-то не так, то иду к Богу, и с ним об этом говорю. И он слышит меня и отвечает мне. Это отношения, которые становятся все ближе и ближе с каждым днем.
Это просто как иметь близкого друга. Хотя я не могу вам сказать, каким образом Бог ко мне говорит, как это происходит, но я знаю, что это так, что он обращается ко мне.
Ведь когда человек становится христианином, это вовсе не означает, что у него нет никаких проблем. У христиан точно такие же депрессии, и они также злятся, им также одиноко и кушать иногда хочется. Но когда ты принял Бога в сердце - это означает, что Бог помогает выйти из каких-то трудностей.
…Что я собираюсь делать? Продолжать делать то, что Бог хочет. И потом у меня будет возможность пойти и встретиться с ним. Для меня в принципе нормально прямо сейчас пойти и встретиться с ним. Сегодня вечером концерт, так что уж лучше не сейчас. Да, в любом случае надо подождать, пока концерт закончится.
Так говорил Ларри Ховард после мастер-класса.
А сегодня свое выступление он начал со слов: - Вчера был замечательный вечер, концерт, мы замечательно играли. Не могу передать, насколько я ценю, что все эти люди пришли из разных концов города, открыли свое сердце. И диво из Америки - играет блюз и говорит о Боге. На самом деле, я не хотел, чтобы они согласились со мной. Я просто хотел рассказать, что произошло со мной и моей семьей. Очень часто мы говорим: ты должен покаяться. Никто никому не должен. Но когда случилась сильная нужда, никого не было рядом со мной, кроме Бога. Все эти люди вчера пришли в театр, знали, что это церковь организовала концерт. Теперь они смотрят на вас и не хотят, чтобы вы им говорили, во что вы верите. Надо, чтобы вы им показывали, во что верите.
Мы должны жить на этой земле так, как будто это наш последний день. Это означает, что у тебя есть только сегодняшний день, и как ты проживешь, таким тебя люди увидят.
Мы стараемся приукрасить свою внешность. А надо, чтобы люди видели нас такими, какими нас создал Бог.
У каждого из нас очень много внутри. Мы часто внешним закрываем свое внутреннее. Надо дать людям увидеть свое сердце. Мы почему-то стараемся сделать вид, что у нас все хорошо и никаких проблем не бывает. Когда ты позволишь людям увидеть свою боль, свою радость, тогда люди тебе поверят. Мы должны быть ранимыми, открытыми. И тогда люди увидят, что Бог делает в нас. И тогда дух святой будет притягивать к нам.
Мы часто думаем, что Бог далеко, а он здесь, в моем сердце. У моего Бога есть чувство юмора, он очень веселый парень. И он делает очень смешные вещи. И в сердце я чувствую радость, потому, что он говорит смешные вещи. Иногда я думаю, что если я сержусь, то это плохо. Но Бог говорит мне: я ведь тоже иногда сержусь и очень сильно. Но он хочет, чтобы я помогал людям и прощал людей.
На сцену поднимается Пеги: - С 91 года много служим в тюрьмах, делимся любовью Христа. Я привезла с собой открытку от человека, который приговорен к смертной казни в Америке. Его зовут Дениел. Он попросил, чтобы Ларри стал его духовным наставником. Когда смертную казнь будут приводить в исполнение, Ларри будет с Дениелом. Мы часто ездим к нему, он нам как приемный сын. Мать отказалась от Дениела, он сидит уже 6 лет, она ни разу не приезжала.
Однажды Ларри сказал: давай помолимся и просто попросим Бога, чтобы твоя мама приехала. Потом, 1 апреля, когда мы приехали в тюрьму, нам сказали, что к Дениелу приехала мать, и власти разрешили ей целый день пробыть с сыном. И мы получили открытку от него.
В ней написано: Бог есть! Дениелу всего 28 лет и он умрет. Но Бог послал Ларри к нему. И Бог простит Дениела, если он просто примет Бога в свое сердце. Давайте помолимся за него.
Зал в едином порыве поднялся и с готовностью повторял за Пеги очень простые слова: прими, прости, спаси, помоги. Дети великой России просили Бога о помощи сыну Америки. Дышать было трудно. И в глазах было мутно.
- Когда мы приедем в Америку, мы расскажем Дениелу, что есть люди, которые его не знают, но любят его. И когда мы уедем, молитесь за него, чтобы он принял Бога в свое сердце.
Я задаю Ларри последний вопрос: - За свою жизнь вы очень часто встречались с журналистами, и они задавали очень много разных вопросов. Какой самый нелюбимый вопрос, из тех, что вам задавали? - Не думаю, что был какой-то определенный вопрос. Но просто иногда, когда я встречался с журналистами, чувствовал, что у них уже было какое-то представление обо мне. Они видели меня или слышали мою музыку, и считали, что уже все знают и видят меня насквозь. Они садились, брали у меня интервью, и чтобы я не сказал, писали то, что они обо мне думают. Иногда журналисты неправильно понимают людей. Иногда - это просто ошибка в общении, просто недопонимание. А иногда просто добавляли текст от себя, чтобы статья была интереснее, привлекательнее. И, может быть, журналист смотрел и думал: мне не нравится, что он сказал, я лучше вот это вот напишу, это лучше прозвучит. Я думаю, у вас такого не бывает, вы так не делаете.
Ларри, я вас правильно поняла?
Была точна, приводя ваши ответы?
Я ничего не перепутала?
У нас ведь не было ошибок в общении…
Елизавета СОКОЛ Фото: Дмитрий ТЕЛЬНОВ (Магнитогорск, Россия)
Всем хочется подольше не расставаться с молодостью. Но барышня она капризная, все время норовит бросить вас. Не огорчайтесь, есть способ ее задержать!
Ученые США и Евросоюза определили список продуктов, которые способствую омолаживанию организма.
Львиную долю этого списка составляют фрукты и овощи. Среди них - яблоки, черная смородина, черника, черешня, гранаты, апельсины, персики, сливы, малина, красный виноград, красный лук, шпинат, помидоры.
Входят в чудесную двадцатку мощные антиоксиданты - черный шоколад, чай и кофе. Замыкают список хлеб и хлопья с отрубями.
Владимир МАЗАЕВ
Иллюстрации: Михаил АСС (Нагария, Израиль) - фото из Интернета.
Удивительное свойство есть у старшего поколения. Из всего вороха воспоминаний, трудностей прошедшей жизни убеленные сединой люди выбирают светлые часы. И когда рассказывают об эпизодах, оставивших в душе теплые ощущения, у них вновь по-юношески блестят глаза.
Таким вот молодым, задорным, красивым предстал перед нами Ф.X. Сотский. Филипп Харитонович, ветеран труда, сейчас на пенсии. Есть в его личном архиве знак "Отличник физической культуры и спорта СССР". Наверняка еще у кого-нибудь из магнитогорцев есть такая награда. А вот вторая - вряд ли. Знак "Отличник физической культуры Монгольской Народной Республики" Ф.Сотский хранит не менее бережно, чем первый. Так отметили монгольские власти труд советского преподавателя, который учил когда-то монгольскую молодежь бегать на лыжах, играть в волейбол, баскетбол, настольный теннис. - В 60-е годы много юношей и девушек училось у нас в 15-м училище, - вспоминает Филипп Харитонович. - Я им спуску не давал, гонял по полной программе.
Среди учеников Ф.Сотского известные спортсмены - Римма Улиткина, Николай Петренко. Римма выступала за сборную СССР в легкой атлетике - в эстафете 4 по 100 метров стала мастером спорта. Николай толкал ядро, занимал призовые места в областных соревнованиях. Филипп Харитонович считает, что работа по физическому воспитанию в те годы была организована очень хорошо. - Тогда председателем совета спортивного общества "Трудовых резервов" был Константин Голев, - продолжает вспоминать Ф.Сотский. - Он был очень увлеченный человек, любил легкую атлетику. Константин Константинович не пропускал ни одного соревнования, всегда приходил поболеть за своих! Внимание власти к спорту было постоянным, именно поэтому удавалось добиться хороших результатов на областных и союзных соревнованиях. Да и в городе "спортивные баталии" были нешуточные. - В 1950 году мы участвовали в легкоатлетической эстафете на приз газеты "Магнитогорский рабочий", - рассказывает ветеран. - Я тогда занимался в спортивном обществе "Трудовые резервы". Там же тренировались и мои студенты. Вот и в этой эстафете мы бежали вместе. Наша команда отставала, я на своем участке обогнал команду горного института. После меня эстафетную палочку принял Павел Попович (летчик-космонавт СССР). Он очень старался и пришел на финиш первым! Мы были награждены призом газеты.
В 1952 году Ф.X. Сотский со своими учениками от спортивного общества "Трудовые резервы" принимал участие в областных соревнованиях. Там Филипп Харитонович получал награды как представитель команды-победительницы, занявшей 1-е место. В 1957 году Ф.Сотский вновь представлял город и "Трудовые резервы" в области. А в 1958 году в составе команды Челябинской области он участвовал во всесоюзных соревнованиях в Киеве. Тогда наши земляки показали хороший результат и заняли 3-е место в соревнованиях по десятиборью.
- Был в 60-е годы интересный случай, - легкий румянец покрывает щеки Филиппа Харитоновича. - Мы с учащимися школ и ФЗО летом жили на Банном. Тренировались, проводили соревнования, ходили в походы. И вдруг приезжает Павел Романович Попович, заслуженный мастер спорта СССР, летчик-космонавт, с Павлом Алексеевичем Мирошниченко, директором 15-го училища. Конечно, все очень обрадовались. Попович много ребятам интересного рассказал, о пользе занятий спортом говорил. - Мне рассказывали, - прерываю я воспоминания ветерана спорта, - что Павел Романович как-то сказал, что вы "тот зловредный старик, который сделал из меня космонавта". Чем вы так не угодили Поповичу? - Да не было такого! - смеется Филипп Харитонович. - Может, за глаза и говорил, а в глаза - ни-ни. Вообще-то гонял я его сильно. Вот в эстафете, про которую я говорил, Попович 600 м в гору бежал. Требовал я с него! Он везде успевал - учился отлично, танцевал прекрасно, стихи писал. Я требовал, чтобы Павел упорно тренировался. Как видите - не зря, вон какой герой получился!
Около 40 лет Филипп Харитонович Сотский проработал с подростками - сначала в индустриально-педагогическом техникуме, потом в ПТУ-15. Сейчас бывший физкультурник отдыхает. Но воспоминания - они ведь всегда живы...
Елизавета СОКОЛ Фото: Владимир ЛОГАЧЕВ (Магнитогорск, Россия)
"Наташа, милая моя, здравствуй! Я знаю, что ты прочитаешь это. Пишу именно тебе, потому что других таких судеб нет.
И быть не может. Как не может быть ситуации, похожей на ту, в которой я нахожусь уже на протяжении пятнадцати лет.
Обращаюсь с просьбой простить меня за самую большую ошибку в жизни - я потерял тебя! Много лет, много времени прошло с тех пор, как мы расстались. Но я не могу найти объяснения тому, что со мной происходит. ...Сны! Что такое сон? Ты приходишь ко мне во снах, разговариваешь, помогаешь, обнимаешь, целуешь. Но ни разу, ни в одном сне, Наташа, ты не сказала, что я виноват, что обидел нашу любовь.
Каково мне, проснувшись, ненавидеть себя... Разве можно такое описать? Разве можно такое передать словами...
С этим надо жить, жить годами, чтобы понять, что творится у меня в душе. Я нахожусь в другом мире. Здесь свои сложности. Бывает, что хочется просто по-человечески пореветь. И невозможно хоть на секунду забыть, где ты находишься… Наташенька, роднулечка моя! Я не забыл тебя. Люблю тебя, как и много лет назад! Если бы, Наташа, ты могла поверить мне, понять, что творится со мной! Господи! Помоги вымолить у нее прощение! ...Я помню эти сны. Я их берегу, я живу с тобой в них. Но нет сил осознавать, что этого ничего нет в реальности, что нельзя ничего исправить... Если бы я мог! Наташенька, скоро у тебя день рождения.
Поздравляю тебя от всего сердца и прошу: сделай себе подарок - прости меня. Роман".
Пятнадцать лет назад расстались Мужчина и Женщина. Что произошло за это время с Женщиной? Можно только предполагать...
А Мужчина... Ему до сих пор больно, одиноко, тяжело. Жизнь наполняется светом, теплом и смыслом только тогда, когда в его сны приходит Она. Только тогда душа находит собеседника, друга, любимую... Но приходит рассвет - и уходит мираж...
Научиться прощать очень сложно. Но необходимо. Иначе обида разъедает душу. Не дает радости, удивлению, нежности врачевать старые раны. Не дает милости сердца выполнять свою миссию.
...Прощайте и прощены будете.
Елизавета СОКОЛ
Иллюстрации: Михаил АСС (Нагария, Израиль) - фото из Интернета.