Свой взгляд arrow Новые публикации

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Общественное лицо общественных организаций должно быть безупречным
Рейтинг: / 312
Гражданское общество
Автор Елизавета СОКОЛ   
30.04.2009 г.

"Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития"
Краткая стенограмма выступлений участников научно-практической конференции, проведенной в Москве в декабре 1998 года.
Институт гуманитарных коммуникаций
Москва 1999
Круглый стол "Информационное взаимодействие НГО и СМИ"
Город Магнитогорск находится в Челябинской области. Население - свыше 430 000.
Газета "Магнитогорский рабочий" выходит с 1930 года со всеми плюсами и минусами столь почтенного возраста. Газета давно была награждена орденом "Знак Почета", и в ноябре 1998 года Министерство юстиции наградило нас медалью имени Кони за пропаганду правовой информации.

Мне бы хотелось поговорить по поводу форм взаимодействия НГО и региональной прессы. Анализируя работу нашей газеты, приходишь к выводу, что у нас есть три формы такого сотрудничества.

Первая из них, это когда газета идет впереди общественного сознания.
Журналисты начинают какую-то акцию, затеи она перерастает в какое-то общественное движение. Здесь есть как положительный опыт, так и отрицательный.
С 1988 года наши журналисты стали писать о правах потребителей. Не буду останавливаться на том, насколько это было качественно сделано, главное, что у нас в городе теперь есть общественная организация Объединение защиты прав потребителей.
По такому же пути мы пошли, когда начали писать об экологии. Мы пытались по-разному подать информацию: сначала это были сводки, насколько превышены ПДК; потом писали, как различные ингредиенты влияют на здоровье человека; затем - о том, есть "зеленое право". В 80-е годы у нас были шумные манифестации по поводу экологических проблем, говорили хорошие слова. Потом все активисты нашли себе  политическую или предпринимательскую нишу, и все затихло. Нам бы хотелось, чтобы все эти попытки переросли в какое-то общественное движение, общественную организацию, но ничего из этого не вышло.
Более удачный опыт у нас в этом плане по пенитенциарным заведениям. В этом году мы стали писать об этих учреждениях - у нас в городе их два. Были публикации, совершенно разные и сейчас ведутся разговоры с теми людьми, которых эта проблема интересует, и, может быть, во что-то это превратиться, то есть появится общественное объединение, которое будет работать в этой сфере жизни города.

Следующая форма взаимодействия НГО и СМИ - параллельная работа СМИ и общественных организаций.
Так мы работали с обманутыми вкладчиками. Из 430 000 жителей нашего города 200 000 - обманутые вкладчики. Мы ведем рубрику "В досье обманутого вкладчика". Появились инициативные группы, и газета освещает их деятельность. Публикуются журналистские материалы, были комментарии юристов, адвокатов на эту тему.
Такой же параллельный процесс мы осуществляем с Гильдией честного бизнеса. У нас в городе представители власти относятся с уважением и почтением к крупным предпринимателям, а к тем людям, которые занимаются мелким предпринимательством, отношение очень неуважительное. Журналисты освещают эти проблемы, а параллельно действует эта организация.    

И третья форма взаимодействия возникает тогда, когда мы узнаем о существовании какой-то общественной организации и начинаем освещать ее работу. Пожалуй, самый удачный пример - Ассоциация юных лидеров. Мы с ними достаточно плотно сотрудничаем, не забывая при этом и о других молодежных организациях.

Здесь поднимался вопрос: надо ли обучать активистов неправительственных организаций технологиям работы с журналистами. Конечно, надо.
Но не только технологиям. Есть еще неприятные особенности в работе общественников.
Когда начинаешь работать с общественными организациями, сталкиваешься с ситуацией, когда  каждая их них считает, что только она делает нужное дело, а все остальные занимаются ерундой.
Бывает и расхождение между красивыми словами и не очень красивыми поступками. Очень часто организации, которые собирают колоссальные взносы и имеют огромные бюджеты, дают откровенную рекламную информацию, но требуют, чтобы с них брали совершенно символическую плату. Почему?
Иногда лидеры НГО, увидев, что журналиста начинают интересовать их проблемы, пытается диктовать ему, о чем и как надо писать.
Так что и тут есть немало поводов для размышлений.


Елизавета СОКОЛ,
корреспондент газеты "Магнитогорский рабочий".
Фото: Владимир КУЛИКОВ (Москва, Россия)
Декабрь 1998 года
Москва

 

 

Опубликовано
- на сайте www.dzyalosh.ru

 

 


 
Театральные уроки или мой путь в риторику
Рейтинг: / 518
Международный проект "Учиться? Учиться… Учиться!"
Автор Елизавета СОКОЛ   
30.04.2009 г.

"Путь в риторику. Проблемы и трудности преподавания"
Западно-уральский учебно-научный центр
Выпуск 1
Пермь 1994


Смена времен года, модных силуэтов в мужской и женской одежде, экономических формаций и политических лидеров не может изменить вечные ценности. Добро, зло, сила, слабость, духовность, правда, красота, любовь...
И в эпоху построения развитого социализма, и в эпоху переходную, в которой мы живем сейчас, волнуют нас проблемы эстетические и нравственные. Оглядываясь на свои ошибки и видя свое несовершенство, хочется подсказать, помочь тем, кто рядом...

..."Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев Добра и Зла", - так начинает одну из своих статей классик советской детской литературы Сергей Михалков, статью об ответственности взрослых за судьбу детей, о воспитании нравственном и эстетическом.

"Посев добра..." Огромная роль в нем принадлежит искусству. Один из видов искусства - театр.

Я - актриса. Очень много ездила на творческие встречи. Когда-то с чтецкими программами, когда-то играла отрывки из спектаклей, когда-то рассказывала о работе над ролями, о театре. Очень часто разговор о спектакле превращался в "разговор за жизнь" - мне задавали вопросы о политике и спорте, истории и моде, психологии и воспитании, медицине и правонарушениях, сексе и кулинарных рецептах... Виденное на сцене рождало ассоциации с тем, что происходило в семье, на работе, в обществе. Иногда совсем незнакомые люди просили совета, делились тайнами. И совсем не потому, что я производила впечатление "наимудрейшей", а потому, что я - часть театра.
Сначала - это удивляло и радовало, потом стало утомлять. Я хотела говорить о театре - драматургии, режиссуре, актерских поисках, художественном решении. Оказалось, что людей, которых интересует не "артистка живьем", а театральное искусство, очень мало.

В театр ходят немногие. В то время профсоюзы дружно перечисляли деньги за билеты, билеты раздавали в аванс или зарплату в приложение к конверту с деньгами, а залы пустовали. Получалось, что зритель не идет в театр потому, что не понимает языка театрального искусства. Он не понимает языка театрального искусства потому, что не идет в театр.
Я читала лекции "Театр, как вид искусства", "Как рождается спектакль",  "Литература и театр", "Как смотреть спектакль". Было ощущение, что наперстком поливаю пустыню Сахару.

Мое лекторское несовершенство или не те слушатели были? А может и то, и другое. И еще, вероятно, многое.
Как помочь зрителям научиться понимать язык театра? Показалось, что разумнее начинать такую работу в школе, с учениками.

Сначала были эпизодические встречи - разные классы, разные школы. Читала лекции на разновозрастную аудиторию.
С 1982 года шел радостный и мучительный поиск. За это время многое узнала, многому научилась. Произошел естественный отбор - что-то приобрело четкие очертания, что-то ушло за ненадобностью, в чем-то наметилась вариативность. Судьба подарила встречи с прекрасными людьми. Появилась авторская программа "Искусство быть зрителем".

В 1991 году я пришла в школу. За плечами два года работы. Не все получилось из задуманного. Для этого есть объективные и субъективные причины. Но о многом из сделанного я хочу рассказать.

Начиная работу на театральных уроках, я ставила цели:
- помочь пробудить потребность в самопознании и самосовершенствовании через соприкосновение с театральным искусством;
- помочь научиться понимать язык театрального искусства;
- помочь научиться соотносить в нравственном и духовном аспекте то, что происходит на сцене со своей Духовностью и Нравственностью.

Всю работу строила на 3-х тезисах:
"Театр - это жизнь";
"Театр - это сказка";
"Театр - это как будто".

Программа состоит из 11 блоков:
01.  Словарь театральных слов.
02.  Подготовка к спектаклю.
03.  Посещение театра и просмотр спектакля.
04.  Работа над увиденным спектаклем.
05.  Нравственные уроки театра.
06.  Этюдная работа.
07.  Развитие творческого воображения.
08.  Упражнение на развитие эмоциональной памяти.
09.  Упражнения по сценической речи.
10.  Упражнения по сценическому движению.
11.  Я и Мир - поиск гармонии.

К сожалению, не смогла составить совместный план посещения спектаклей с двумя нашими театрами. Поэтому наполнение блока №3 было ситуативное (зависело от репертуара и гастролей
в нашем городе), а от него зависела работа всех остальных блоков. Театральные уроки вела у ребят
с первого по шестой класс.

В младших классах "сочиняли" сказку до культпохода в театр: рассказывала пьесу в классе. В том месте, где действие приобретало новые черты, замолкала и предлагала включиться в сочинительство каждому. Выслушивались все версии, на сюжетную линию пьесы "выводила" силой своей "учительской власти". С упоением путешествовали в лесу с котенком, который хотел стать большим; вместе с зайцами убегали ото льва; летали с Незнайкой на воздушном шаре.
Сложности возникли сразу...
Непросто объяснить словами то, что придумал. Непросто пережить то, что героя сказки послали не туда, куда хотел ты - за живой водой, а туда, куда Светка с средней парты придумала - за золотым волосом. Очень хочется Светкины косы дернуть прямо сейчас, на уроке, а не на переменке. Нет, лучше потом, когда будем рисовать общую сказку, в отместку ее золотой волосок сделаю-ка черным, пусть знает...
("Мысль свою надо оформить в слова так, чтобы тебя поняли".)
Когда рассматривали рисунки, говорили о том, что понравилось. Тоже оказалось непросто составить связный рассказ по своему рисунку или объяснить, почему понравилась работа одноклассника.

К походу в театр готовились серьезно. Рассматривали афишу, читали ее несколько раз, отмечали в календаре, а какой день недели пойдем, приглашали родителей.
Родителям в программе уделено особое внимание. Когда задумывалась и формировалась программа, хотелось использовать опыт, накопленный в этом плане в разных городах страны. Помочь маленькому человеку - первокласснику стать добрым, коммуникабельным и талантливым можно только тогда, когда усилия школы, родителей и учеников соединяются. Пока, к сожалению, участие родителей в школьной жизни ребенка ограничивается посещением родительских собраний и росписью в дневнике.
Но некоторые дети лишены и этого. Утверждаю так потому, что анализировала ответы 600 учеников своей школы. Напоить-накормить и одеть ребенка - это выполняют почти все, но вот посидеть рядом, помолчать или поговорить о том, что радует, огорчает, тревожит, могут не все. Не могут, не видят в этом необходимости.
(Как нужна "Семейная Риторика"!)

Совместная деятельность - единственный путь к пониманию и единению.
Эстетическая деятельность дает возможность вырасти в своих глазах. Хотелось помочь начать путь к пониманию с помощью театра.
Если бы просмотр спектакля мог стать семейной радостью!
И чтоб рядом сидели в театре - папа, мама, дети.
А если б еще дедушка и бабушка! Семейное сотворчество в рождении спектакля!
А потом, возвращаясь домой, вспоминать, что видели, где испугались, где обрадовались, где сочувствовали кому-то, где негодовали.
Искусство действует через эмоции. Поэтому очень важно знать какие эмоции разбуждены. И кому, как не маме и папе, ребенок расскажет откровенно об этом.  
Предложила родителям вести дневник, куда записывать то, о чем говорил ребенок после просмотра спектакля, какие вопросы задавал, что вспоминал, что пел, во что играл, о чем говорил с друзьями. Интересно сравнить эмоциональное восприятие ребенка и взрослого. Мы решили назвать такой дневник "Мысли вслух".
("Когда говорится о третьем этапе риторической деятельности, то большая роль отводится дневниковым записям".)

Убеждена, что самая сложная и важная работа зрителя не тогда, когда он сидит в зале (там эмоциональное восприятие сильнее), а тогда, когда он вспоминает, осмысливает, анализирует то, что видел и слышал. Для этого надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Этому мы тоже учились на уроках, в картинной галерее, на улице, в театре, дома.

С маленькими школьниками было интересно сравнивать сказку, которую сочиняли на уроке со спектаклем, который сочинил театр. Любопытно сравнивать рисунки, которые ребята делали до спектакля и после него. А какие удивительные афиши они рисовали! Их работы были интереснее тех афиш, которые приносили из театра.
"Наговориться вволю" о спектакле давала всем. Об актерах и художниках, осветителях и бутафорах, контролерах и режиссерах ребята говорили охотно. С удовольствием "играли в актеров". Двоечники превращались в королей, драчуны становились добрыми рыцарями.
Дети не разучивали роли, не запоминали чужой текст, они придумывали сами. Считаю, что этюдная работа дает больше для развития учеников, чем работа над спектаклем или отрывком из пьесы.
Убеждена, что этюдная работа - хорошая подготовка к организации своего дела:
- выбрать тему;
- придумать, что на эту тему ты хочешь сделать средствами театра;
- найти партнеров; объяснить им чего хочешь от них;
- выслушать их мнения, предложения; из всего сказанного выбрать ценное;
- соотнести со своим решением; потом претворить это в театральное действие;
- выслушать, что думают зрители об увиденном; проанализировать, что получилось, как планировали;
- что не получилось и почему.
Иногда после такого разбора появлялось желание переделать, повторить, иногда не появлялось (я не настаивала).

Очень важно то, что ребята все делали сами. Конечно, эти уроки сложны в организации. Даже когда класс разбит на две подгруппы: 10-15 человек одновременно готовят 2-3-4 этюда. Незаметно подсказать, направить, предложить, помирить, успокоить, уговорить, вдохновить - это лишь часть из того, что надо учителю успеть на уроке.
На уроке смотрим, что получилось. Те, кто на сцене - "как будто актеры". Те, кто в зале  - зрители. Когда зрители разбирают то, что увидели, важно не только "что", но и "как" зритель, говорит.
- Неправильно Денис показал!
- Плохо Таня сказала!
Были реплики и "покруче".
И тогда появились вопросы: "Зачем это сейчас говоришь? С какой целью?" Оказалось, что если предложить что-то "свое" - есть выражения: "Я предлагаю...", "А если сделать так..."; если похвалить - "Мне очень понравилось...", "Спасибо за доставленное удовольствие..."...
Если хочешь объяснить, почему понравилось, то появляется фраза: "Мне понравилось, потому что..." Если что-то не получилось у постановочного коллектива - надо ли ругать за это? А если ты понял, почему не получилось, то какие слова надо подобрать, чтобы помочь...

За два прошедших года многое изменилось. Поначалу разбор начинали так: "У них плохо..." и шел длинный перечень того, что действительно плохо и то, что совсем не плохо. На первых уроках поражала злая критика друг друга, нетерпимость, раздражительность.
Долго приучала к тому, что "в каждой работе есть что-то хорошее, разбор начинаем с того, что получилось, что понравилось". Каждый зритель учился говорить о том, что увидел.
Но порадоваться удаче другого могут единицы.
Кое-чему удалось научиться. Слова "Мне кажется", "Я думаю иначе, чем Миша", "Если предположить, что..." стали появляться в речи моих учеников все чаще.
Много внимания уделяли текстам героев этюдов. Как говорит? Кому говорит? Зачем говорит? Что при этом происходит в голове у того, кому говорят, что он думает?

Ко дню учителя был урок "Учитель - это..."
К сожалению, когда говорили об учителях, кроме характеристики "учитель - это человек", ученики ничего не произнесли. Тогда придумали ситуации, в которых ученику средней школы надо рассказать кому-то (адресат) об учителе. Этот кто-то (адресат) стал у нас инопланетянином, цветком, малышом из детского сада. Интересный получился урок.
("Готовясь к выступлению надо думать о том, кому мы произносим свою речь, об адресате".)
Пофантазировали на уроках, задание - расскажите родителям о том, что вам понравилось на уроке, чтобы родители узнали, что такое театральный урок.
("Итак, цель, адресат, ситуация".)

В этюдной работе хорошо видны достоинства и недостатки учащихся. После таких уроков можно подбирать индивидуальные и групповые упражнения по сценречи, сцендвижению. Из всех известных упражнений занималась с ребятами только теми, которые помогут им в жизни.
Упражнения для рук помогали на уроках математики и русского языка увереннее работать ручкой, на уроках изобразительного искусства - кисточкой и карандашом, на уроках труда - иголкой, ножницами.
Упражнения для губ помогали четче выговаривать слова.
Учились дышать диафрагмально и оказалось, что все могут говорить долго, не набирая воздуха, все могут долго "тянуть нотки" в песенках.
Упражнения по сцендвижению подсказали, как понять, что произошло с человеком по его походке, жестам, наклону головы.
Не ставлю цели, чтобы мои ученики связали жизнь со сценой. Но хочу, чтобы по походке мамы дочь узнала, как прошел ее рабочий день, принес ли он радость или огорчение.
}Пусть четко и ясно произносят реплики на сцене. Но еще важнее, чтобы четко и ясно произносили на уроке то, что выучили дома, или решали свои проблемы вне школы.
Хорошо, если подвижны и грациозны ученики на сцене. Но пусть они свободно двигаются на улице, в школе, дома.

Снова и снова на уроках говорим о том, как вести себя в театре. Оказывается, чтобы пройти лицом к сидящему в зрительном зале, надо на маленькой площади (площади своих ступней, которые в этот момент стоят очень неудобно) сохранить равновесие, не наступить на ноги сидящим, не помять свой наряд и костюм сидящего, сказать: "Извините, что вас беспокою" (вспомнить эту фразу или придумать другую) и еще улыбнуться при этом. Если еще вспомнить, как неудобно установлены кресла в наших зрительных залах, то задача усложняется еще больше.
Конечно, нет уверенности в том, что правила и упражнения ребята вспомнят тогда, когда придут в театр, но может быть, мышечная или эмоциональная память подскажет, всем было так весело, когда проделывали это в классе.

В начальной школе - смотрим, чувствуем, вспоминаем, думаем, говорим, играем, рисуем. С теми, кто постарше, еще и пишем. Писать не нравится очень многим. Этот вид работы стала применять
не сразу, прошло определенное время, прежде чем поняла преимущества письменных работ.
Во время "наших разговоров" (так ребята назвали наши беседы) добиться участия всех очень сложно даже тогда, когда класс поделен на подгруппы. Говорят плохо, повторяют друг друга, стоит похвалить одного - остальные начинают ему подражать. Письменную работу делают все, знать, что пишут другие непросто, приходится творить индивидуально.
("Мысль написанная, есть мысль сформулированная".)
Думаю, что в письменной работе бережнее относимся к слову - когда задумываешься, как написать, то отбираешь строже, чем в устной речи.
Говорить вслух - значит всем: и учителю, и ученикам. "А вдруг не так скажу, и все засмеются?".
Написать - это ответить учителю наедине, а не перед всем классом. А значит,  не обсмеют, не унизят, поймут. Многие работы ребят зачитывала перед классом только с согласия ребят.
Письменные работы - это богатейший материал для учителя: можно размышлять, обобщать, классифицировать, исследовать, анализировать, корректировать программу.
Если сохранять письменные работы у себя (ученики редко берегут их), то можно отслеживать те изменения, которые происходят с каждым учеником (хватило бы времени этим заниматься и места, где все это можно хранить). А в конце года какой-то урок можно придумать по собранным письменным работам. Если эти работы заинтересуют преподавателя русского языка, то ему тоже есть над чем подумать...

Очень хотелось, чтобы нравственные уроки театра оставили глубокий след и стали "руководством к действию".
Театр "Буратино" подарил спектакль "Сэмбо". Его смотрели весной. За год появился некоторый зрительский опыт, обсуждение было бурным.
В 1-х и 2-х классах говорили о том, что в беду не попадешь, если будешь старших слушаться и с незнакомыми никуда не пойдешь.
В 3-х классах ребята, говоря о власти Льва, вдруг произнесли фамилии Президента и директора школы! Лев в кукольном спектакле и президент великой страны... Разговор получился о власти:  жажде власти, ответственности власти.
А может быть, на этом театральном уроке появились крохотные росточки нового политического мышления?
В каждом классе размышляли о том, как надо жить, чтобы наши поступки не разрушали гармонию других - не помешать, не испортить, не обидеть, не унизить, не обмануть маму, друга, зверя, дерево, речку, солнце.
Сравнивали зверинец и зоопарк, вспоминали о том, как мы себя ведем там, и что в это время чувствуют животные.
Голоса родителей:
- У животных инстинкты, они ничего не чувствуют!
- Но театр - это сказка!
- Сказка - не жизнь, не надо забивать ребятам голову телячьими нежностями в конце XX века!
- Театр - это жизнь!

Театральные уроки помогали ребятишкам почувствовать себя ответственными и сопричастными ко всему живому.
В 4-х, 5-х и 6-х классах после спектакля "Сэмбо" была письменная работа "Размышление".
Задание состояло из вопросов, отвечать можно было на те, какие хочешь и сколько хочешь.
Вопросы разные: "Какие действующие лица в спектакле?", "Где происходило действие?", "Кто в Африке оказался впервые?", "У кого были друзья, почему?"
("Умение отвечать на поставленный вопрос - это один из навыков, который появляется в результате занятий риторикой".)

Был вопрос: "Почему с тобой дружат?"
Тз ответов:
«Я добрая, красивая, помогаю другу в беде» (Марина М.).
«Потому что со мной можно поговорить, посоветоваться» (Дима Б.).
«Потому что со мной трудно ссориться» (Артем И.).
«Я отзывчивая и хочу со всеми дружить» (Лена Д.).
«...потому что они знают - я им ничего плохого не сделаю, им со мной интересно» (Оля 3.).
«...потому что я добрый, умный, отзывчивый» (Дима Т.).

Многие пишут о своей красоте, даже очень некрасивые дети. Это качество во многих ответах стоит на первом месте. Хорошо или плохо, что ребята считают себя красивыми? «Скромность украшает человека» долго твердили нам. А если самооценка занижена? Что хуже - нескромный человек или человек с заниженной самооценкой?

Сравнивали маму олененка Сэмбо и свою маму. Многие писали о красоте своей мамы, ее доброте, желании защитить от беды.
Но были и такие ответы:
«Моя мама злая всегда, она не улыбается. Мама Сэмбо заботливая и добрая» (Коля Ю.).
«Мама Сэмбо разговаривает с ним, советует ему, гуляет с ним. Моя мама не разговаривает со мной никогда» (Лена О.).

Я не хочу осуждать маму Коли и Лены, но очень хочется, чтобы изменились их отношения.
(«К сожалению, родители не умеют вести беседу с собственным ребенком. Этому можно научиться в курсе «Семейной Риторики».)

Попытались вернуться в свое прошлое и пофантазировать, отвечая на вопрос: «Что было на земле, когда тебе исполнилось 4  дня?» (Олененку Сэмбо в спектакле тоже 4 дня).
Из ответов:
«На небе светили звезды, Луна улыбалась нам. Было лето. Я лежала в больнице» (Марина М.).
«Первое, что я увидела, это маму,  потом папу, а потом луну  и звезды» (Света М.).
«Жизнь шла своим чередом» (Артур К).
«Что было? Вселенная!» (Ира Д.).
«Вокруг были койки, палаты, крики детей. А самое главное -мама. Мама держала меня на руках, кормила грудным молоком и взвешивала» (Лена Д.).
«Когда мне было 4 дня, на земле происходило чудо. В комнате бегали и летали всякие утюги, кастрюли, чашки, плошки, поварешки. В коридоре пели ежики, у них был концерт в честь моего рождения. Во всей вселенной с неба падали мороженое, пирожное, конфеты, мармелад»
Лена М.).
«Я лежала в больнице. Вокруг стояли мои родные, врачи в белых халатах. Во всей больнице в это время все спали. Была ночь. Было холодно. На небе светила луна, она освещала всю вселенную. Наверное, на других планетах жизнь текла так же быстро и спокойно» (Ира К.).

Как чудесно - одни соотносят себя с мамой и папой, другие - со звездами и луной, кто-то - со Вселенной. А у Леночки пели ежики, и летало мороженое. Фантазируют? Да! И это замечательно!

Отвечали ребята и на вопрос: «Что ты чувствовал в это время?»
Из ответов:
«Я чувствовала боль в сердце и на душе» (Лена М.)
«Казалось весь мир мой и моей мамы. Я чувствовала, что вся красота принадлежит нам» (Оля 3.).
«Я чувствовал себя хорошо, потому что знал, что буду жить» (Вадим И.).
«Я лежала рядом с маленькими детьми и чувствовала, что меня понимают» (Лена Д.).

Вглядитесь, какой диапазон чувств: от ощущения радости жизни и того, что тебя понимают до боли в сердце и на душе. Это наши пятиклашечки. Те, которые жуют «жувачку» на всех уроках и подражают американским супер-героям. Те, которые так нежны, хрупки и трепетны. Осознание себя во времени и пространстве. Не только я, но и мои родные.
Я - моя семья - другие люди - Земля - Вселенная.
Может, размышления после этого спектакля станут началом поиска своего места во нашем непростом, но таком прекрасном Мире? Может быть...
А может, все это просто фантазии? Может быть...
Но человек, умеющий фантазировать, живет радостней.

Обсуждали вопрос: «Как поступить, если мама не разрешает дружить с кем-то, а тебе очень хочется?» (Мама Сэмбо не разрешала сыну дружить с шакалом).  
Очень немногие решатся на откровенный разговор с родителями. «Да мама все равно заставит делать все как она хочет! Она ничего не слушает!»
Голоса родителей:
- Будет делать то, что я скажу! Я лучше знаю, с кем ему надо дружить, с кем - нет!
- Только с теми, кого мы знаем - с детьми Селивановых! Дружить - только с ними!
- Да пусть с кем хочет якшается! Лишь бы под ногами все время не маячила! 
(«Занятия Риторикой помогают учиться слышать собеседника».)

Очень хотелось подключить к этому разговору родителей. Но если в некоторых классах удалось поход в театр сделать семейным праздником (при 20 учащихся в классе брали 65 - 70 билетов), то на театральных уроках родители были редкими гостями. И даже тогда, когда были, в разговор не вступали.

Размышляли над вопросом: «Зачем поставлен спектакль?»
Из ответов:
«Чтобы дети любили своих родных, особенно маму. Чтобы они никогда не обижали друг друга. И чтобы всегда была дружба» (Ира Л.).
«Чтобы мы отличали хороших людей от плохих» (Юля К.).
«Чтобы мы любили свою маму» (Ира Д.).


Был вопрос: «Для кого поставлен спектакль?»
(«Понятие «адресата» - из уроков Риторики».)
Из ответов:
«Спектакль  поставлен для взрослых и детей. Спектакль учит взрослых, чтобы они были всегда с малыми детьми вместе, а детей, чтобы они не убегали от своих родителей, чтоб слушали их» (Оля 3.).
«Для взрослых конечно. Надо чтобы все мамы любили своих детей, всегда берегли и защищали их» (Денис Ж.).

Прошло два года работы по экспериментальной авторской программе «Искусство быть зрителем». Все было: восторженные отзывы родителей и полное неприятие того, что делала; поучения коллег на тему: «что и как надо делать на театральных уроках» (в этом были сильны те, кто за два года ни разу не был на уроках) и раздумья тех, кто был на уроках много раз: «Почему на моих уроках они не такие раскованные, свободные и красивые?»; открытые уроки для родителей, педагогов других школ, других стран и просто любопытных; посещение представителей районного отдела образования; городское мероприятие «Истоки духовности», проведенное с театром кукол и актеров «Буратино». Открытый урок для американских гостей и урок, проведенный вместе с коллегой из штата Нью-Джерси; съемки ТВ; бессонные ночи; обиды; сомнения.

И все-таки главное - в другом. Составляя программу, писала:
«Предполагаю, что планируемый результат будет выражаться в следующем:
- появится потребность бывать в театре;
- повысится зрительская культура, культура  мышления, поведения;
- улучшится память;
- более связной и осмысленной станет речь;
- появится мышечная и голосовая свобода;
- появится умение сопереживать;
- появится умение слушать и слышать, смотреть и видеть».

В конце учебного года ребята письменно отвечали на вопрос: «Что в тебе изменилось оттого, что
в твоей жизни появился театр?»

Из ответов:
«Стал нравиться театр» (Коля И.).
«Стал добрее и трудолюбивее, шире стала душа» (Коля Г.).
«Стала любить все на свете, и даже урок истории, который раньше ненавидела. У меня появилась гордость» (Лена X.).
«Стало интересней жить» (Таня Ш.).
«Стала больше любить театр. Я больше узнала о нем, а еще стала больше улыбаться»   (Оля Ю.).
«Я стала чаще радоваться, стала задумываться над книгами, мною прочитанными» (Вика М.).
«Я чувствую себя свободнее» (Артур Ш.).
«Стала добрее» (Юля К.).
«Я стала больше любить своих родителей, своего брата, своих родных и друзей» (Ира Д.).
«Стал умней» (Артур К.).
«Вообще ничего не изменилось, только стало радостнее на душе» (Марина П.).
«Я хорошо стала запоминать и стараюсь как можно больше всех любить» (Женя С).
«У меня уменьшилась злость» (Сережа Б.).

Не я определяю перемены в своих учениках, это они так видят себя.
(«Рефлексия - третий этап Риторической Деятельности».)

Убеждена: нет бездарных людей.
У каждого есть дар - способности.
У одних они выражены ярче, «лежат на поверхности», у других - спрятаны поглубже. Развить способности до уровня таланта - не каждому дано, но помочь стать творчески думающими людьми, людьми, которые смогут нестандартно решать жизненные проблемы, с помощью описанных приемов, возможно.

Мы прошли все вместе лишь начало пути.
И почувствовали: того, что заложено в программе театральных уроков мало, нужны уроки риторики. Нужны всем - и ребятам с 1 по 6 классы, и их родителям.


Елизавета СОКОЛ
Иллюстрации: Вадим ОЛЬХОВСКИЙ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета.
Октябрь 1993 года
Магнитогорск - Пермь - Магнитогорск
См. по теме:

 
Продуктовый набор для мозга
Рейтинг: / 36
Здоровье и красота
Автор Сергей ЗАБОЛОТНЫЙ   
30.04.2009 г.

Для каждой части тела нужен свой рацион питания.

Как считаю специалисты диетологи, для мозга необходимы следующие продукты.

Морковь ускоряет обмен веществ в головном мозге.

Ананас укрепляет память.

Репчатый лук снимает умственное переутомление, увеличивает доступ кислорода в мозг.

Инжир и тмин будят воображение.

Лимон "освежает" мозг, делает его более открытым для новой информации.

Бананы "убеждают" мозг, а следовательно и его хозяина, в том, что он счастлив.


Сергей ЗАБОЛОТНЫЙ  
Иллюстрации: Михаил АСС (Израиль) - фото из Интернета.
Апрель 2009 года
Москва - Магнитогорск


 
Фрау Фрай: "Помощь жить".
Рейтинг: / 173
Земляки
Автор Елизавета СОКОЛ   
30.04.2009 г.
 
- Что она делает? Зарядку с мужчиной, который вот-вот отметит 100-летний юбилей? Человек, проживший почти целый век, занимается физкультурой?

Поверить в это было очень сложно. Я должна была услышать об этом из первых уст!  И мы встретились с Татьяной Михайловной Фрай.  
- У нас для инвалидов и престарелых людей делается много. Но об этом не принято много говорить - просто так организована жизнь. Немцы с почтением относятся к своим родителям. Они не считают их обузой, пока могут - ухаживают за ними. Но наступает такое время, когда родителей нельзя оставлять без присмотра, без помощи специалистов.
Дело в том, что средняя продолжительность жизни в нашем городе Детмольде у женщин - 84 года, у мужчин - 77. Если женщине 84 года, то, значит, она была рождена в 1924 году. А ее сверстники, рожденные примерно в те годы, все были призваны в армию. Многие погибли, а те, кто не участвовали в боевых действиях, примерно выходят на уровень жизни 77-лет. Таким людям без помощи не прожить. 
Но специалисты считают что все идет к тому, что прожиточный уровень будет еще выше, пожилых людей будет еще больше. У нас очень хорошее медицинское обслуживание.  

- В Германии медицина государственная или частная?
- Вся частная, обслуживание идет только по страховкам. А вот уже страховка бывает государственной и частной. У каждого человека обязательно есть страховка.

***
…Татьяна родилась и выросла в нашем городе. Окончив Магнитогорский горно-металлургический институт, уехала по распределению в Алтайский край. В Барнауле встретила свою судьбу - Николая. В начале 90-х молодая семья уехала в Германию. Уже там родились Кристиан и Френсис.
Когда детки немножко подросли, встал вопрос о трудоустройстве молодой мамы:  жить так, как хотелось, на зарплату мужа было очень сложно. Устроиться на работу, имея советский диплом инженера-проектировщика промышленной энергетики, было нереально. И Татьяна Михайловна окончила частную медицинскую школу по специальности "физиотерапевт" в городе Бад Зальцуфлен. Проучившись 3 года, она получила право работать физиотерапевтом, массажистом, инструктором по лечебной физкультуре. Можно было учиться и не три года, а просто окончить курсы, но фрау Фрай  решила: если уж осваивать новую профессию, то делать это по-настоящему.
Когда я пыталась "выпытать" у Татьяны, чем отличается системная помощь государства пожилым в Германии от того, что делает Российская Федерация для своих граждан, наш разговор заходил в тупик: моя собеседница могла сравнивать только то, что происходит в жизни ее мамы. Поэтому она просто рассказывала, как устроена жизнь людей, нуждающихся в социальной помощи в Германии.

***
- Кто имеет право на государственную страховку?  
- Человек сам выбирает. Единственное, что надо помнить: государственную страховку не выгодно иметь тому, кто занимается предпринимательской деятельностью. Тогда предприниматель лишается налоговых льгот и государственная страховка для него становится дороже,  чем частная.
А частная страховка дороже, но дает больше возможностей для лечения.

- Вы сказали, что у каждого есть страховка. Но в Германии есть люди, которые всю жизнь не работают, не имеют своего дома. Эти люди тоже застрахованы?
- Конечно. А почему нет?

- Откуда у них средства на страховку? И как они платят взносы?
- В Германии все получают деньги, все - по чуть-чуть. Безработные получают 400 евро в месяц, бомжи - 200 евро. Но город им насчитывает 600 евро ежемесячно, 400 евро идет на страховку (медицинскую, по безработице, пенсионную и так далее), а остальное выдается на руки. Так что все имеют страховку обязательно.

- А когда люди попадают в дом престарелых?
- Когда не могут обходиться без посторонней помощи. По моим наблюдениям, это происходит по трем причинам.
Первая. Люди очень старые, им от 95 до 101 года. У меня есть такие в спортивной группе. Они вполне здоровы, у них хорошо работает голова, они могут ходить, но им просто очень много лет. Мы с ними делаем зарядку.
Вторая. Люди, независимо от возраста, физически здоровы, но у них происходит "сбой" в работе головного мозга - они сходят с ума. Если такое случается, тогда, независимо от возраста, они попадают в дом престарелых.
Третье. Это люди, у которых инсульт, тяжелые хронические заболевания (например, рассеянный склероз или болезнь Паркинсона). В этих случаях, независимо от возраста, граждан тоже определяют в дом престарелых.

- В дом престарелых попадают люди, у которых нет родственников? Или это нормально, когда люди в таком почтенном возрасте живут под уходом специалистов?
- Это абсолютно нормально.  

- В России если кто-то узнает, что у человека родители живут в доме престарелых, он будет всячески порицаем обществом.
- У нас такого нет. Общество понимает, что работающим детям не под силу оказывать должный уход больным лежачим родственникам.
А если родителям - 95 лет, то детям уже тоже 75. И неизвестно, в каком состоянии они, и кто лучше себя чувствует?
И вообще нельзя сказать, что немцы "скидывают" своих родителей в дом престарелых. Потому что дом престарелых - очень дорогое удовольствие. Обычно стоимость проживания колеблется 1 200 до 2 500 евро в месяц и зависит от "категории повреждения" человека (лежачий или ходячий). Половину этой суммы оплачивают дети или другие родственники, половину покрывает страховка.
Так что вариантов оплаты существует два - страховка (государственная или частная) и средства родственников.
А если человек нормальный, может сам себя обихаживать, он живет дома. Зачем ему столько денег отдавать за то, что он может сделать сам?
Когда люди решаются переехать в дом престарелых или дети решают, что их родители будет там жить, все понимают, что это очень большие затраты.   
Но если у одинокого человека есть дом, то сначала через опекуна нужно его продать, перевести деньги в определенный фонд. И все расходы на содержание будут покрываться за счет страховки и за счет вырученных от продажи имущества средств.
Для людей, у которых нет семьи, или тех, кто никогда не работал, начинается "золотая пора": они начинают хорошо жить за счет государства (все расходы покрываются за счет государственной страховки).  

- А сотрудники домов престарелых получают зарплату от владельцев этих домов или государство считает работников государственными служащими и само оплачивает работу? Есть фиксированный уровень зарплаты за работу с пожилыми людьми?
- Меня нанял на работу дом престарелых - он мне и платит зарплату. К государственным служащим я не отношусь.
Вообще-то по всей стране есть установленный государством средний размер оклада для сотрудников социальной сферы. Если получаемая сумма отличается от "этих установок", то очень незначительно.

- Какие условия проживания пожилых людей  там, где вы работаете?
- Проживают наши бабушки и дедушки по одному - два человека в комнате, кто как хочет. Но больше двух не селят, хотя некоторым лежачим, особенно если они в коме, все равно, сколько их человек в комнате. Ухаживать за такими людьми, если их больше, значительно труднее.

- И 100-летних людей в коме продолжают поддерживать?…
- Конечно. Им поддерживают дыхание, кормят через катетер. Но очень часто люди просто не хотят больше жить.

- Вопрос об эвтаназии стоит в таких случаях?
- Нет! У нас в стране такого нет!

- А чем занимаются люди в таком возрасте? Что им интересно? Зарядку они делают, потому что считают, что это поможет им продлить жизнь?
- Вряд ли. Просто им скучно. И это один из способов развлечения. Да и занятия с ними я провожу в облегченном виде: все упражнения мы делаем сидя. На зарядку приходят только те, кто здоров. (Смеется) Но их еще нужно собрать! Потому что одна маникюр делает, другая - прическу.
Но вообще-то жизнь в доме престарелых расписана по часам, никто не скучает. Они много поют, в основном национальные песни. Это особенно важно для тех, кто потерял память. Происходят удивительные вещи: человек ничего не помнит, не может самостоятельно передвигаться, его привозят в кресле, а раздается знакомая музыка, и он поет вместе со всеми, вспоминает слова и мелодию. Положительные эмоции имеют огромную силу!
Есть отдельная категория людей - представители творческих профессий. Для этих одаренных бабушек и дедушек есть специальные помещения. Часто к их занятиям присоединяются люди, которые раньше не замечали в себе каких-то способностей.
У нас очень много сидячих игр, любимая игра - "Бинго".
Еще они любят музыкальные загадки. Звучит несколько песен - надо выбрать те, которые были в том или ином кинофильме. Фильмы подбирают из времен молодости наших жильцов. Они с радостью возвращаются в свое прошлое, вспоминают свои любимые песни, любимых артистов, писателей, поговорки-присказки...
Все это делают социальные педагоги. Мне повезло: я работаю с талантливыми люди, которые очень хорошо работают.
У нас проходит много праздников. Самый любимый - карнавал. Все, кто ходит или сидит, наряжаются в карнавальные костюмы. Кто-то - клоун, кто-то - крестьянка, кому-то просто шляпки достаточно.

***
К нашей беседе присоединяется Галина Седакова, гостившая недавно с дочкой у Татьяны в Германии.
- Мне очень понравилось здание, где живут пожилые люди. Оно похоже на старинный средневековый замок. В здании пахнет свежестью и домом. А у нас, как только порог дома престарелых переступишь,  сердце от боли разрывается: такой запах стоит…
Когда я увидела, какие старушечки приходят к Тане на занятия, стало завидно и обидно. Они чистенькие, нарядные, красивые. Разве у нас в домах престарелых делают нашим женщинам прически и маникюр...
 
***
- В России не только старшее поколение, но и дети нуждаются в особом внимании государства. Я имею в виду ребятишек, которым поставлены различные диагнозы, отличающие их от тех, кого обычно называют "нормальными детьми".
- У нас тоже есть такие дети. Пока они маленькие, они ходят в общий детский сад. Бывает, что в младших классах такие ребята учатся вместе со всеми. Но чем старше становятся, тем реже их можно встретить в одном классе.
В Германии, если у женщины родился больной ребенок, она получает страховку от государства, которая дает возможность обеспечить себя и ребенка всем необходимым, оплатить особую форму обучения в школе, нанять специалиста, который будет оказывать необходимые услуги. Кроме того, родители больных детей не платят налоги.
Я работаю с девочкой, которая неизлечимо больна. Когда мы только встретились, она еще ходила, сейчас - уже нет. Она не говорит, практически не слышит, питается через катетер, но ее каждый день на специальном автобусе отвозят в школу. Она не сидит 8 часов за партой. У нас есть специальные классы, где расставлены кровати с большими водяными матрасами. С помощью специальных эффектов там можно "превратить" потолок в небо со звездами, окрасить стены в разные цвета, наполнить помещение различными запахами и звуками. Специалисты подбирают определенную музыку, которая успокаивать больного ребенка, дает ему положительные эмоции.
Или, например, в коробку с перьями пускают воздух, перышки понимаются вверх, а потом, слегка касаясь кожи человека, подают на пол. Это тоже оказывает положительное влияние на состояние больного ученика.   
Какую-то часть дня такие дети проводят с классом, а когда устают - их перевозят в такие вот специальные условия. Главное, что ученики не чувствуют себя одинокими, забытыми, никому не нужными.  
А есть классы, в которых собраны ходячие и лежачие ребята.

- Вы живете в большом городе? Или в каком-то месте, где созданы исключительные  условия для больных детей?
- Мы живем в обычном городе с населением 70 тысяч человек. В Детмольде есть школы для детей с замедленным психическим развитием. Тех, у кого более сложные заболевания, ежедневно в радиусе 40 километров собирает специальный автобус и отвозит в город, расположенный в 10 километрах от нашего. Через 8 часов тот же автобус привозит ребят домой.

- Есть такие заболевания, когда специалисты дают оптимистичные прогнозы для больных детей. А в сложных случаях, когда никаких надежд нет, их все равно учат?
- Да, конечно. И после школы они все трудоустроены. Для таких граждан трудоустройство в первую очередь.

- Кем могут работать инвалиды?
- Они могут работать на кухне, подметать улицы…
Если предприниматель создает рабочие места для таких людей, то получает налоговые льготы. Государство очень поддерживает и родителей, и работодателей: для инвалидов должны  быть созданы все условия.

- Но ведь не все могут самостоятельно дойти до работы, общественный транспорт не приспособлен для перевозки людей в инвалидных колясках…
- В Германии общественный транспорт приспособлен: выдвигается специальное приспособление, и коляска может свободно заехать в автобус, разместиться внутри…
Но чаще все-таки инвалидов собирают на работу специальные автобусы.
Есть такие инвалиды, которые не умеют делать ничего: не видят, не слышат, не разговаривают. Их все равно всех собирают и отвозят на работу - они 8 часов проводят вне дома. Такие люди находятся в этом цеху со всеми: кто-то что-то делает, молотком стучит, а они просто рядом сидит.

- Что это дает больному человеку?
- Трудно сказать. Думаю, никто этого не знает. Это дает определенные возможности родителям: 8 часов ты знаешь, что твой ребенок под присмотром.
Но иногда и у инвалидов бывают какие-то небольшие положительные изменения.
А главное, что они понимают, что не забыты, что они - как все.
Это такая социальная адаптация. Хотя всем понятно, что такие люди без посторонней помощи обходиться не могут. Но чем раньше они оторвутся от родителей, тем лучше.

- Почему? Разве может кто-то любить больше, чем мама и папа?
- Взрослые дети должны жить отдельно от родителей. И когда дети вырастают, они могут переехать жить в специальные дома для инвалидов. Если они попадают туда в молодом возрасте, они легко привыкают, начинают общаться с другими, приобретают какие-то навыки, которых у них не может появиться дома. Там такие люди все вместе!
Некоторые родители оставляют детей жить у себя, но это плохо. Потому что когда родители умирают, детям очень тяжело. Намного тяжелее, чем их сверстникам, которые уже давно живут отдельно.

***
К нам вновь присоединяется Галина Седакова:
- Там инвалиды не живут отдельно от всего общества. На улице постоянно встречаешь людей в инвалидных колясках. Это у нас, если в инвалидной коляске значит, попрошайка.  А там пожилой человек, который в коляске свободно может попасть в магазин, в автобус, на праздник, это обычное явление. Для нас поначалу это было очень непривычным. Но там все инвалиды и пожилые люди - в обществе! Никто не замкнут в своем маленьком пятачке, не сидит в четырех стенах!

***
- Когда видишь пожилых людей в коляске - понимаешь: годы… А дети, подростки… Как здоровые сверстники реагируют на больных детей?  
- В Германии никто особо не реагирует. У нас давно принято организовывать жизнь так, чтобы всем хватало внимания. Подростки-инвалиды постоянно заняты. Они проходят специальные курсы: танцевальные, английского языка, домоводства (учатся готовить). Для них устраивают дискотеки. Во время танцев появляются привязанности, они ходят в кино. Я уже 4 года провожу спортивные мероприятия. Мы один раз в 2 недели собираем детей в спортивном зале, проводим различные игры, соревнования.
У них программа такая насыщенная: каждый день с одного места в другое!

- Это уже другая ваша работа, не связанная с домом престарелых?
- Да, это работа в организации "Лебенсхилфе" ("Lebenshilfe"). Leben - жизнь, hilfe - помощь.
Помощь жить.


Елизавета СОКОЛ
Фото: Галина СЕДАКОВА, Елизавета СОКОЛ (Магнитогорск, Россия).
Октябрь 2008 года
Детмольд (Германия) - Магнитогорск (Россия)
 
 
Опубликовано в газете "Парламентская неделя", частично - в журнале "Партнер".

 
От диалога к партнерству
Рейтинг: / 45
Гражданское общество
Автор Елизавета СОКОЛ   
29.04.2009 г.

По инициативе Магнитогорской городской общественной организации "Информационно-правовой центр" состоялась встреча М.Я. Соболь, сопредседателя регионального, постоянно действующего комитета Гражданского форума, с представителями политических партий и общественных объединений города. Встреча прошла в общественно-политическом центре на прошлой неделе.

Мария Яковлевна рассказала о том, как работает третий сектор области, дала историческую справку о зарождении и развитии гражданских структур в нашем крае.
После Гражданского форума (Москва, ноябрь 2001 года) многие общественные объединения стали активно работать, появились новые направления деятельности. Многие вышли на более высокий уровень взаимодействия с властью сех уровней. Большинство законодательных инициатив гражданских структур получили дальнейшее развитие, став проектами законов и постановлений.

- С большим интересом в областном центре мы наблюдаем за развитием гражданского сообщества в Магнитогорске, - сказала М.Соболь. - В городе создан великолепный общественно-политический центр. Символично, что его появление связано с объединением. Единение как некая новая сила, способствующая развитию инициатив граждан, - это непременное условие становления демократии в России.
Мы приветствуем появление в вашем городе ассоциации магнитогорских общественных объединений (АМОО), которая создается по инициативе "Информационно-правового центра". АМОО поможет выработке и принятию общих правил взаимодействия всех трех секторов, освоению навыков социального партнерства. Надеемся, что наработанный АМОО опыт будет интересен и полезен общественным объединениям всей области.

В своем выступлении Мария Яковлевна отдельно остановилась на роли средств массовой информации в современном обществе. Она отметила работу газеты "Магнитогорский рабочий":
- Мы благодарим редакцию за полную, развернутую информацию об областной конференции и Гражданском форуме. С интересом следим за публикациями о работе общественных объединений города, полосой "Третий сектор". Считаем эту работу чрезвычайно важной для взаимодействия всего общества.
М. Соболь подчеркнула, что многие гражданские инициативы нашли поддержку у Петра Латышева, полномочного представителя Президента в Уральском регионе.

Вопросов к гостье было много. Собравшихся интересовало отношение третьего сектора области к реформе ЖКХ, развитие женского движения, проблемы малого и среднего бизнеса, взаимоотношения с властью.

Начало нового этапа в развитии гражданского общества отмечают все жители страны. У каждого есть возможность быть не только наблюдателем процесса, но и его участником. Тогда путь "от диалога к партнерству" будет короче.


Елизавета СОКОЛ
Фото: Николай СИЗОВ (Магнитогорк, Россия) - фото из Интернета.
Март 2002 года
Магнитогорск


Опубликовано в газете "Магнитогорский рабочий"

 
Еще одна возможность
Рейтинг: / 23
Здоровье и красота
Автор Елизавета СОКОЛ   
29.04.2009 г.

…Нажала на звонок, дверь открылась, и я попала в отделение больницы, которое видела только в кино.
Между палатами - стеклянные стены.
Оконные рамы, двери - из алюминия,  покрытого эпоксидной эмалью.
Притушенные тона кафеля, выложенного с максимальной тщательностью.

Виталий Бориславович Покровский, заведующий нейрореанимационным отделением МСЧ, не скрывает восторга:
- Вы посмотрите - сестричка сидит за стеклом и видит сразу три палаты. Больные и  показания приборов контролируются систематически. У нас тихо. Посмотрите, какая звукоизоляция! Вот новое оборудование!
Ремонтно-строительный цех ОАО ММК потрудился на славу. Работы произведены быстро и качественно.
В. Покровский показывает последнее приобретение МСЧ АГ и ОАО ММК.
В  лечебном учреждении появилось 30 противопролежневых систем.
- Что такое пролежни, хорошо знают те, кому приходилось ухаживать за лежачими  больными, - продолжает Виталий Бориславович. - Много усилий прилагают  медперсонал и родные, чтобы избежать такого осложнения, но удается это нечасто.   Сейчас на помощь приходит техника. В надувной матрас по двум линиям поступает воздух. Воздушные массы медленно перемешиваются под телом больного,  постоянно его массируя. Через некоторое время воздух сдувается, и процесс начинается снова.
Кроме этого в матрасе есть отверстия, через которые выходит воздух, "обдувая пациента". Поверхность матраса сделана из такой ткани, которая впитывает выделения кожи. Это тоже немаловажная деталь для больных, которые долго  находятся в лежачем положении без движения.

В.Покровский подчеркнул, что матрасы были доставлены в рекордно короткие сроки, в чем заслуга М.В.Шеметовой, главврача МСЧ.

...Я шла по залитому солнцем двору больницы.
"Уменьшают осложнения,  способствуют выживаемости", - звучали в ушах слова доктора.

Эх, если бы в этих матрасах не было нужды!
Но... в жизни всякое бывает.
В этой больнице появилась еще одна возможность уменьшить осложнения и способствовать выживаемости.


Елизавета СОКОЛ
Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия)
Сентябрь 2000 года
Магнитогорск

Опубликовано в газете "Магнитогорский рабочий"

 
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 211 212 213 214 215 216 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 2111 - 2120 из 2160