Когда я приезжаю в гости к бабушке и дедушке я встречаю своих друзей. В деревню Баимово. В Челябинской области. В Башкирию. Я с мальчишками играю в футбол. Мы всегда играем в футбол. Мы делимся на две группы поровну. И начинаем играть. А когда мы заканчиваем играть в футбол, тогда мы идем на рыбалку. Мы насаживаем червяка на крючок. Так мы ловим рыбу. Нам очень нравится играть в футбол и ловить рыбу.
Рустам ГАСАНОВ, ученица 4-В класса школы №36. Рисунок: Рустам ГАСАНОВ Декабрь 2009 года Магнитогорск
Я живу в стране Россия. Мне нравится своя страна. Там чистый воздух. Зимой очень много снега. Мне нравится ледяной городок! У меня есть подружки. Мы вместе гуляем. Их зовут Маша и Умбул. Мне нравится гулять с Умбул! Они самые лучшие подруги.
Анастасия НАЗАРОВА, ученица 2-Б класса школы №36. Рисунок: Анастасия НАЗАРОВА Декабрь 2009 года Магнитогорск
Из этих единиц - Александр Соколов, генеральный директор ООО "Эдельвейс", руководитель общественной приемной полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе по городу Усть-Катаву.
- Александр Петрович, у вас немало направлений деятельности. Как появилось желание заниматься еще и народными промыслами? - Меня всегда интересовали люди неординарные, умеющие добиваться того, чего хотят. Сергея Захарова я знаю лет 15, еще по заводскому профкому. О его увлечении много разговоров ходило
и ходит по Усть-Катаву. Я к нему отношусь с интересом и глубоким уважением.
- Как люди относятся к тому, что человек, работавший на градообразующем предприятии, занимавший руководящие должности, вдруг начал заниматься таким необычным делом? С интересом, с уважением, с завистью? Или говорят: "Чокнутый, сидел бы на заводе…"? - (Смеется) Так и говорили: "Чокнутый! Крыша поехала у мужика!". Тогда ведь при социализме жили. У Захарова такая должность была - председатель профкома завода, 12 тысяч рабочих! Когда он ушел, его не поняли, смеялись над ним. "Дурачок какой-то!" - говорили за спиной и крутили пальцем у виска. Я хорошо это помню.
- Сейчас изменилось отношение к Захарову? У Сергея, да уже и у Александра скоро - мировая известность. Они - единственные в мире, кто создает изделия из березового капа в таком ассортименте и такого размера. - Сейчас, мне кажется, земляки относятся с уважением к Захарову. Время изменилось. У человека свое дело.
- Встретились два человека, у каждого свое дело… - Сергей пришел ко мне больше года назад. Поговорили. Мне очень близки его размышления, желания, стремления. Появилось желание сотрудничать. Начали с того, что я заказал Захаровым коллекционные изделия. Сергей уже давно хотел сделать выставочные работы, но не получалось: надо было зарабатывать на каждодневные расходы. А когда у него в моем лице появился единомышленник, появилась возможность изготовить уникальную коллекцию. Коллекция превосходит все ожидания - это действительно уникальные изделия. Потому что создал их уникальный мастер из уникального материала. Эта коллекция - единственная в мире.
- Коллекция создана. Что вы планируете делать дальше? - Сейчас, когда коллекция готова, мы начинаем ее выставлять. Первая выставка пройдет во втором по величине городе нашей области - в Магнитогорске. Всем хорошо известно, что в Магнитке живут не только металлурги, хоккеисты, КВН-щики…, но
и лучшие ценители прекрасного, глубоко и чутко понимающие авторов художественных произведений. В Магнитогорске мы нашли единомышленников, которые заинтересованы в том, чтобы у Мастера была возможность подарить радость. Наше знакомство с директором Краеведческого музея Александром Ивановым, деловое общение было непродолжительным, но очень плодотворным. Была встреча со СМИ, лидерами гражданских структур, педагогами. Так что к началу деятельности по проекту "Мастера Урала" мы готовы на "пятерку"!
- Когда коллекция из березового капа прибудет в Магнитогорск? - Открытие выставки состоится в краеведческом музее 10 декабря в 15 часов. А днем раньше,
9 декабря, в 14 часов пройдет презентация проекта "Мастера Урала" в общественно-политическом центре.
- Помимо выставочной работы, что еще планируется в рамках работы по проекту "Мастера Урала"? - Намечено много разных дел. У проекта есть несколько ракурсов - патриотический, исторический, социальный, художественный, эстетический, экономический… Обо всем этом мы расскажем на презентации в Магнитогорске.
- Кто будет финансировать проектную деятельность? - Все финансовые затраты берет на себя ООО "Эдельвейс". По ходу работы наверняка у нас появятся единомышленники. Так что экономическая составляющая деятельности - это не самый сложный момент. Самое главное - всем нам научиться понимать и беречь то, что нам дано Богом. Увидеть красоту, сохранить и подарить ее другим - это задача более сложная, чем найти финансовые ресурсы. А сейчас у нас уже есть уникальные работы, которые никого не оставляют равнодушными. И я хочу подарить радость.
Елизавета СОКОЛ Фото: Иван ИВАНОВ (Челябинск, Россия) Декабрь 2009 года Усть-Катав - Магнитогорск
От редакции. Не знаем, по какой причине произошла трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, но аварии были там и раньше. Члены правления знали о существующих проблемах, но, видимо, полученный сертификат доверия и внедренная система менеджмента качества позволили им утратить бдительность.
Августовские трагедии 2009 года на предприятиях энергетического комплекса заставили содрогнуться всю Россию. А ведь совсем недавно с высоких трибун мы слышали слова: "Энергетикам Саяно-Шушенской ГЭС - особое доверие". Специальная комиссия вручила директору ГЭС Н.И. Неволько уникальный документ - сертификат доверия № 001 Государственной инспекции труда Республики Хакасия. В нем указывалось: "Этот документ свидетельствует о высоком уровне соблюдения трудового законодательства в области охраны труда и... освобождает предприятие от обязательных проверок Государственной инспекцией труда по Республике Хакасия". А несколькими месяцами раньше объявили о внедрении на ГЭС интегрированной системы менеджмента качества. Вводилось три международных стандарта (ИСО 9001:2000, ИСО 14001:2004 и OHSAS 18001:2007) на гидроэлектростанции, которая "наиболее обеспечена высококвалифицированными специалистами" в системе ОАО "РусГидро". Было отмечено, что "такие направления деятельности предприятия как охрана труда и профессиональное здоровье всегда жестко контролировались, а существующая система управления сложилась под воздействием требований контролирующих органов".
Но так ли это? Вот справка из органов Ростехнадзора: минувшей весной ГЭС получила 288 замечаний по вопросам охраны труда. Хотя декларация о безопасности все-таки имелась...
И что теперь? Неужели жители Черемушек, Шушенского, Саяногорска смогут рассматривать когда-нибудь сертификат как факт официального признания соответствия действующей системы управления высоким требованиям российских и международных стандартов? А жители Ханты-Мансийского автономного округа? Как объяснить им, что в защищенную якобы всеми необходимыми способами нефтеперекачивающую станцию молния ударила так, что взрыв и горение охватили сразу несколько резервуаров? Почему тушили много дней, притом, что часть обученного персонала пожаротушения погибла?
Наша редакция заинтересована в повышении авторитета системы подтверждения соответствия и сертификации, в частности. Мы все, что в наших силах, делаем дня повышения качества и надежности системы. Но уверены: при существующем, практически "все дозволяющем" законодательстве по оценке соответствия, орган, осуществляющий добровольную сертификацию, может лукавить сколько угодно, даже если подтверждает соответствие самым престижным международным стандартом. Необходимо повышение ответственности за торговлю сертификатами. Конечно, в этом случае вырабатываемая сертифицированными ГЭС электроэнергия не будет цениться так неоправданно дешево - 540 долларов за один кВт. Ничего не поделать. Ведь средняя цена на развивающихся рынках соответствует уровню 1 300-2 000 долларов за один кВт, а на развитых доходит до 6 000 долларов. С другой стороны, возможно корректная сертификация реально повысит безопасность и рентабельность российских ГЭС, которая в настоящее время не превышает 10-12 процентов. Редакция не знает, поможет ли либерализация рынка увеличению рентабельности гидроэлектростанций, но убеждена, что либерализацию в области сертификации надо остановить!
Юрий ЗАЙЦЕВ по публикации "Трагедии в сертифицированных компаниях". Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Январь 2010 года Москва - Магнитогорск
Опубликовано в журнале "Стандарты и качество. Методы оценки соответствия."
В моем городе Магнитогорске много различных памятников.
Это Тыл и фронт, Первая палатка, Первый паровоз, Сталевару.
Еще в моем городе много развлекательных комплексов, цирк, театр оперы и балета, театр Буратино. Самое интересное - летом этого года был открыт музыкальный фонтан.
Он танцевал под цветную музыку.
Мне очень нравится мой город.
Владислав ТОЛСТЫХ, ученик 2-Б класса школы №36.
Рисунок: Владислав ТОЛСТЫХ Декабрь 2009 года Магнитогорск
Впервые о нем я услышала в мае этого года на Фестивале СМИ Челябинской области. Александр Соколов, генеральный директор ООО "Эдельвейс" и учредитель газеты "Среди вершин", рассказывал об удивительном мастере, который единственный в мире работает с березовым капом. Потом еще несколько раз фамилия мастера - Захаров - всплывала в разговорах в разных ситуациях… Становилось все интереснее… А когда узнала, что Сергей делает более 50 видов предметов, от столов до женских сережек… поняла, что надо ехать! Увидеть, услышать, рассказать! Интерес подогревался тем, что я видела немало различных работ из березового капа, но это были только маски…
…И вот я в Усть-Катаве. Обычный пятиэтажный многоквартирный дом. Поднимаюсь на 3 этаж. Обычная трехкомнатная квартира. Самая маленькая комната - мастерская. Все покрыто толстым слоем "каповой пыли" - при обработке этого очень твердого материала без "промышленных отходов" не обойтись. Такой же "каповой пылью" покрыт и мастер. - Нет, сюда не заходите! - поспешно и категорично прерывает Захаров мое наметившееся движение в мастерскую. - Потом от этой пыли очень трудно избавиться. - А на двери надпись: "Welcom!", - пробежала мысль. Так и общались через открытые двери: я - стоя в коридоре, Сергей - стоя в мастерской. Мастерская в желто-коричневых тонах. Даже станки не блестят своими металлическими боками. Желтый свет. Серая ткань, закрывающая полки с необработанным капом - заготовки сырья ведутся систематически. - Если бы другой цвет пыли… было бы немножко похоже на съемки фильма… как после извержения вулкана… - пробежала мысль.
- Работаю я с капом с 1998 года, уже 11 лет, - рассказывает Сергей Николаевич. - Сейчас уже есть уникальные авторские технологии, уникальные авторские инструменты, уникальные авторские изделия. Нас приглашают участвовать в профессиональных выставках в стране и за рубежом. Причем, приглашать на биеннале в Европу начали раньше, чем мы впервые "выставились" в Москве.
Предыстория. "Посмотрел, понравилось и поехало!"
Началом творческого пути Захаров-старший (уже есть и Захаров-младший!) считает 1998 год. А до этого выпускник факультета двигателей летательных аппаратов (специализация - жидкостно-ракетный двигатель) Челябинского политехнического института 17 лет трудился на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Сначала мастер, потом - старший инженер, заместитель начальника цеха, начальник металлургического цеха - цеха точного литья. - Я был начальником головной сборки завода, - вспоминает мастер. - В тот момент, когда "Буран» пускали… - И дарит мне небольшой экскурс в историю создания двигателей для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов.
- Потом "лихие 90-е", - с улыбкой рассказывает Сергей. - Оборонка не нужна, космос не нужен. Начались митинговые страсти, когда трудовые коллективы заводов стали сами решать, кто будет директором завода. Меня на собрании трудового коллектива выбрали в профком... Но жизнь всегда дает какие-то подсказки. Если прислушиваться к себе, чтобы не было раздвоением личности, можно понять, чем ты хочешь заниматься. Надо сначала определить, чем ты хочешь заниматься по жизни. И понять: то, чем ты сейчас занимаешься - это и есть, то, чем ты хочешь заниматься всегда?... У меня были успехи, определенные достижения, профессиональный и карьерный рост, признание - грамоты ЦК КПСС (хотя я был беспартийным) и Министерства… Но когда начинаешь понимать, чем ты хочешь заниматься по жизни, где ты это можешь приложить, всегда находятся точки применения! Жизнь все равно толкает тебя на твой путь. И ты упираешься: куда, куда, куда?… А тебе, может быть, предназначено! И тогда жизнь уже начинает тебя пинать! Когда я принял решение заниматься березовым капом, ушел с завода. Во всяком случае, так было у меня. Я посмотрел, понравилось и поехало!
Переходный период. "Через границу на тракторе!"
В 1995 году Захаров ушел с завода и начал… заниматься бизнесом. - Я начал возить товары из Белоруссии и продавать их в Челябинской области, - вспоминает мастер. - Был контрабандистом, через кордоны ходил. Попадал и к бандитам, и к таможенникам, и к пограничникам, и в милицию брали.
- Кто страшнее - бандиты или таможенники? - Это, в принципе, одно и тоже. Попадали и к юным помощникам пограничников. Просим: "Ребятишки, проведите через границу". Берут деньги и выводят... прямо на пост пограничников. Тогда граница была закрыта с Белоруссией. Два года нелегально ходили. Бывало, что через границу на тракторе пробирались. Ветеран войны, герой Советского Союза, вешал медали-ордена, садился на трактор и проводил нас. Так он подрабатывал, ни у кого не было зарплаты. Сколько видели брошенных машин, брошенных товаров. Бывало… такая безысходность… что мы садились и вообще не знали, что делать… В общем, романтики хватило выше крыши…
Процесс. "Материал заставляет думать"
- Сергей, когда у вас появилось осознанное желание работать с капом? - Давно, я еще в цехе работал. По 5 суток не бывая дома, уже начал заниматься. Вообще-то, многие начинают работать с капом, потому что увидели какой-то наплыв, какую-то фигуру. Кап срезают, обрабатывают, вставляют рога - вот и маска готова. Меня кап по-другому заинтересовал. Мы на заводе ручки для ножей делали, колотушки. Березовый кап очень твердый, прочный. Вот тогда я впервые увидел рисунок: массив срезали, я посмотрел… Это был, наверное, начальный момент. Потом стал искать литературу. Везде было написано, что березовый кап практически не обрабатывается. Применение такого красивого материала ограничено? Заело. Что значит: не поддается? Инженеру приходится решать много технологичных задач решать. И здесь я решил попробовать.
- У вас есть художественное образование? - Нет. Мне основа инженерная дала возможность решать задачу. Нас ведь как учили? Если стоит задача, всегда есть способ найти решение. Если эта технология не подходит, то почему бы другую не попробовать? Если эта методика не подходит, найти такую, которая подходит. Если этот инструмент не подходит, то почему не попробовать другой сделать?
Ни в России, ни за рубежом не готовят специалистов по работе с таким материалом. Захаровы с определенной периодичностью получают предложения разработать программу обучения и написать методички для обучения, но…
- Методичкой ничего не решишь, нужен очень гибкий подход, - делится мастер своими размышлениями. - Двух одинаковых капов не бывает, и получается, что невозможно описать технологию, не видя материала.
Кто-то может обвинить Сергей в том, что не хочет делиться секретами мастерства. Но это далеко не так. За свое умение Захаров заплатил дорого - и в прямом, и в переносном смысле. Продал дачу, 2 машины и гараж. Купил станки для обработки твердых материалов, многие переделал, усовершенствовал, самостоятельно создал новые. Ежедневно рабочий день длится 9 часов ежедневно. Если работа интересная, или что-то не ладится, то и 15 часов трудится мастер. - Сережа, как вы определяете, какой инструмент подойдет в том или ином случае? - Самое сложное даже не в инструменте. В первую очередь хочется показать красоту. Это как жемчужина: из 10 тысяч раковин, только в одной родится жемчуг. И березовый кап так же. Это с виду не очень привлекательное явление… а внутри - такая красота! И надо эту красоту показать. А вот как показать… Где показать? В чем? То, что нашел в литературе, показалось неинтересным. Да еще одна проблема: практически никто не знал, как кап готовить к работе. Снял с дерева и... А он пригоден для работы только через 3 года. Я изучил все, что можно, нашел, как в древности с капом работали. Были хорошие мастера по ореховому капу в Италии, этот как легче поддается обработке. А березовый - специфика своя. Очень важно определить, как распилить - один кап не похож на другой. Сейчас я уже с вероятностью 90 процентов могу сказать, что будет внутри - 11 лет прошло. Есть такая красота… Если его так распились - одна красота, если так - другая. Можно сделать совершенно разные вещи.
- Все капы годятся для вашей работы? - Нет, из тех капов, что встречаются, годятся процентов 20. Еще нужно знать, как заготовить, в какие сроки. В самый пригодный для заготовки сезон березовый кап заготовить практически невозможно - все засыпано снегом, не подобраться.
- Вы под придуманное изделие подбираете кап или материал дает толчок творческой фантазии? - Материал заставляет думать, где он будет смотреться выгоднее всего.
- С чего вы начали, что придумали в самый первый раз? Во что превратилась тогда ваша творческая фантазия? - Самая первая вещь - шкатулка для жены. Я, еще будучи начальником цеха, сделал.
- Первое изделие - и получилось. А бывает так: что-то начал делать, а потом намерение поменялось. Ну…, например, начал делать дверь, а получилась… шкатулка? - (Хохочет) Нет, с таким допуском не было. Бывают вещи, которые прорисовываешь, рисунок появляется другой, технологически что-то не получается, в результате рождается четвертое.
- Часто бывает, что изделие, которое сделали, вам нравится? - Минут 5 бывает. Ну, 10… бывает…
- А бывает, что придумал одно, сделал совсем не то, что придумал… и нравится? - Такого вообще не бывает. Минут 5-10 эйфория, а потом уже… Первоначальная задумка в процессе работы меняется. Другой кап попал и все. Распиливаешь и видишь - он совершенно иной, чем ты планировал в этом изделии. И он уже диктовать начинает - где, что надо изменить, чтобы выгодно смотрелся материал. Есть, конечно, вещи когда я считаю, что 100 процентное попадание: куда целился, туда попал. Это годами накапливается.
- Если не нравится изделие, вы переделываете? Или оставляете: пусть уже будет такое? - Если не нравится, то идет в мусор.
- А если вам не нравится, а жена говорит: "Сережа это хорошо!" Или Саша говорит: "Папа, отлично получилось!" - В основном я сам себе даю оценку.
Саша, сын Сергея, работает с отцом уже семь лет. Окончив институт строительства и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, он стал подмастерьем у мастера. Сейчас Александр Сергеевич Захаров - это творческая "единица" со своим видением и подчерком. А шахматы делает уже, порой, интереснее, чем Захаров-старший.
Признание. "… объединяющие моменты для всех нас разных"
- Сергей, вы говорите, что редко бываете удовлетворены результатом, а через год после начала работы разместили информацию о себе в Интернете. Тогда вам больше нравилось, что получается? Или вам хотелось найти единомышленников, которые делают то же, что и вы? - Единомышленников - нет, я не видел никого, кто работает так же. В основном делают как? К капу приделывают рога. Или выдолбят внутри - сделали вазу. Или срез сделают, что-нибудь нарисуют. Мне это неинтересно - теряется основная красота. А выставился я потому, что хотел получить оценку своим работам.
- Вы хотели услышать мнение профессионалов - искусствоведов или зрителей - ценителей прекрасного? - Человечество - это такая субстанция… Я точно знаю, что есть 100 процентное попадание. Одно их них - шахматы. И оценка людей - это очень важно. Был случай у нас. Это был 2003-2004 год… На Бажовском фестивале устраивали Город мастеров. Мы тоже участвовали в мероприятии. Расставили свои изделия, народ собрался - ребятишки стоят, мужчина пожилой, женщина с ребенком стоят. Идет пьяная толпа: все такие крутые, цепи, кресты, пальцы увешана кольцами... Дошли до нас и молча остановились. И тишина повисла. Мы все такие разные. Но объединяющие моменты для всех нас разных… очень важны.
- Что для вас важнее: оценка профессионалов или тех, кто приходит на выставки? - Выставки посещают в основном закупщики - иностранцы, работники музеев. Еще ходят на такие выставки люди наиболее активные, но финансово менее обеспеченные, которые не могут позволить себе что-то купить. Для меня лично это очень важные зрители. Со своими заказчиками мы тоже встречаемся на выставках. Мнение профессионалов для нас очень важно. Мы были в Екатеринбургском краеведческом музее. Там наши работы искусствоведы и директор оценили просто восторженно. Нас часто приглашают на выставки. Достаточно один раз "засветиться", появляются отзыв специалистов. Искусствоведы очень активный народ. Они постоянно разыскивают интересные работы в Интернете, шлют письма, забрасывают различными предложениями. У нас приглашений на выставки очень много со всего мира, часто спрашивают разрешение разметить фото наших работ на календарях, в каталогах. Мы не часто бываем на выставках - это финансово затратное мероприятие. Но в Челябинске, Екатеринбурге, Москве побывали.
- В каких странах есть ваши работы? - Я знаю, что наши работы есть в Израиле, во Франции,Италии, Германии, Новой Зеландии, Швейцарии, Австралии, США, Канаде, Казахстане. Может быть еще где-то, но я об этом не знаю.
- Расскажите, пожалуйста, о выставочной коллекции. - Желание создать выставочные экземпляры все наших изделий было у нас давно. Когда участвуешь в выставке, что всегда находятся покупатели. И мы всегда распродавали наши работы - это источник финансовой стороны нашей жизни. Но хотелось собрать выставочную коллекцию, которая буде всегда "в полном составе" сможет показать посетителям выставки всю красоту березового капа. Я встретился с Александром Соколовым, генеральным директором ООО "Эдельвейс" Александра Петровича знаю давно, еще по заводу - вместе работали Усть-Катавском вагоностроительном. Сначала идея была коммерческой. Но очень скоро приобрела художественный и социальный ракурс. Соколов - руководитель общественно приемной полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе по городу Усть-Катаву. Он видит дальше, просчитывает на много шагов вперед. Я всегда знал, что он человек не консервативный. Мы быстро нашли общий язык. Вскоре нашу идею поддержали другие люди. Сейчас мы начинаем работу по проекту, который называется "Мастера Урала". Выставочную работу решено начать с Магнитогорска. 10 декабря 2009 года откроется выставка в краеведческом музее этого города. Верю, что я смогу подарить радость всем, кто придет на выставку.
Елизавета СОКОЛ Фото: Александр ЗАХАРОВ (Усть-Катав, Россия) Декабрь 2009 года Усть-Катав - Магнитогорск