Свой взгляд arrow Журналистика arrow Все не зря! С юбилеем, Фонд защиты гласности!

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Все не зря! С юбилеем, Фонд защиты гласности!
Рейтинг: / 131
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
06.06.2011 г.

 

Image
- Что такое "гласность"?
- Это 2 гласных и 7 согласных.
Народная мудрость

 

"Кадры решают всё".
Иосиф Сталин

 

С Алексеем Симоновым я познакомилась в прошлом веке. На семинаре, который в Голицино проводила Школа политических исследований.
Я, придавленная региональным самосознанием и сиянием бренда "Симонов", была принята в "стаю" уважительно, тепло, на равных.
Хотя, конечно, "о равности" говорить было бы неоправданной наивностью. Знания, умения, навыки этого человека - это уровень!...
Вечером, накануне семинара, мы сидели у него в номере.
Приходили-уходили люди, что-то ели-пили, говорили-спорили о сиюминутном и о главном... А он все расспрашивал и расспрашивал про мою газету, про мой город, про моих коллег, про меня. Ему было искренне интересно.

 

Нас всех тогда просто пучило от происходящих перемен! Головы кружились от желаний, возможностей, перспектив!
Тогда, в Голицино, мы взахлеб знакомились с институтом омбудсмена, хватали все книги по теме, донимали вопросами Альваро Хиль-Роблеса, который щедро делился своим опытом работы в отстаивании прав человека...
Работали много - так всегда на всех хороших семинарах.

 

А ночью Симонов читал стихи. Просто сидел в окружении людей в холе гостиницы и читал стихи тем, кто слушал... Среди гражданских бурь звучали вечные стоки про вечном... И было в этом что-то сверхданное!
И Алексей был таким искренним, таким волнующим, таким родным!

 

На следующий день на семинаре что-то не срослось - кто-то не приехал. Алексея Кирилловича попросили провести пленарное заседание. Причем все это было у нас на глазах, в режиме "здесь и сейчас". Конечно, он "был в теме", но без подготовки... на международном уровне...
Это была блестящая импровизация!
Все происходило легко, изящно (если такое слово подходит к пленарному заседанию, где речь идет о правах человека), играючи. Мы бодро что-то отвечали, что-то писали, по поводу и без повода возмущались, а он "рулил" этим непредсказуемым потоком! Когда нужно подкидывал вопросы и вопросики, когда было за что зацепиться - возвращал нас в выступление кого-то с места, побрасывал шутки и факты.
Когда пленарка закончилась я, проходя мимо, взглянула на него.
Меня встретили глаза мудрого и уставшего мужчины. И тут же он улыбнулся.

 

Потом мы встречались много раз: съезды, форумы, фестивали, семинары, конференции...
И каждый раз, когда вне этих мероприятий бываю в Москве, всегда стараюсь хоть ненадолго зайти в Фонд защиты гласности: там всегда много работы, там всегда живет Надежда.
Нам всегда удается перемолвиться словечком накоротке. А когда нужен серьезный разговор или интервью - у Алексея всегда находится для этого время.
Однажды у него не получалось вставить в рабочий график нашу встречу, и он пригласил меня домой в выходной.
Мы говорили долго. О журналистике, о Фонде, об ответственности, о Надежде, о том, как жить, сохраняя душу...
В самый разгар беседы в дверях появилась женщина - жена.
Как стремительно по-особому засветилось его лицо, как он радостно поднялся ей навстречу! Здорово!

 

Image
Бог щедро одарил Алексея разными талантами!
Алексей Кириллович Симонов - советский и российский писатель, переводчик, сценарист, кинорежиссёр, журналист, критик, правозащитник.
С 1991 года президент Фонда защиты гласности.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

 

Чего это я все о нем и о нем?
Потому что (согласна с Иосифом Виссарионовичем) "кадры решают все!"
А не будь у Фонда таких кадров - не было бы сегодняшнего юбилея!

 

"Фонд защиты гласности (ФЗГ) образован в феврале 1991 года решением Пленума Конфедерации Союзов кинематографистов СССР. Зарегистрирован 30 мая 1991 г., регистрационный номер 140. ФЗГ перерегистрирован Департаментом общественных и межрегиональных связей правительства Москвы, г/р. № 2867-1 от 29.04.1996 г.
Фонд родился вместе с бойкотом кравченковского ЦТ и учрежден теми, кто этот бойкот начинал - двадцатью четырьмя деятелями культуры, среди которых: Егор Яковлев, Игорь Голембиовский, Владимир Молчанов, Элем Климов, Марк Розовский, Алексей Герман и другие.
Первый год существования Фонда внес коррективы в первоначальные планы: мы не могли просто накапливать взносы от СМИ, создавая финансовую базу для помощи журналистике, потому что сами СМИ еле сводили концы с концами. Появилась идея создания общественной организации, способной оказывать сопротивление попыткам давления на прессу.
Понятие защита гласности в названии Фонда важно, потому что и по сей день гласность - это единственно реальное достижение демократических сил России на пути к свободе слова.
Сегодня свои основные задачи Фонд формулирует так: защита журналистов и защита журналистики - в первую очередь и главным образом путем создания правого пространства для средств массовой информации.
За годы существования Фонд защиты гласности разработал несколько важных правозащитных методик в области СМИ, выполнил десятки программ, издал многочисленные книги.
Фонд защиты гласности первым в России и СНГ разработал и осуществил мониторинг нарушений прав журналистов (с 1993 года по настоящее время) и создание децентрализованной некоммерческой сети независимых радиопрограмм (1993-1995), провел десятки оригинальных учебных семинаров, задумал и выполнил пять фундаментальных исследований в области социологии, психолингвистики, этики, юриспруденции в связи с положением СМИ, прокладывая дорогу новым подходам к проблемам независимых СМИ и свободной журналистики".

Информация из Интернета.

 

Только тот, кто работал или работает в структурах гражданского общества, понимает какой это труд!
И как рождается идея.
И как идеи рождаются на полкорпуса раньше, чем потребность возникает в обществе.
И как надо остановиться, "выносить очередную затею".
И как много времени и сил надо, чтобы ее осуществить.
И как время ломает планы - мы живем в стремительное время.
И как опускаются руки.
И как не можешь уснуть, потому что не получилось. Или получилось не так, как хотелось.
И как раздобыть денег, потому что рядом с тобой люди, которые пошли за тобой, которые верят.
И как порой непросто отследить результаты.
И как порой кажется, что все зря - непросто пробиться новым посевам через толстый-толстый слой инертности мышления, инстинкта самосохранения и привычек.
И как понимаешь, что ты не в силах помочь тем, кто нуждается в тебе...
И как ворчишь на родных-близких: ну какая картошка, когда у Х. случилось...

 

Image
Л.Алексеева, А.Симонов.
И как не спишь...
И как... утром встаешь и идешь...
Потому что не можешь не идти.
И все начинаешь сначала.

 

Однажды Алексей мне грустно сказал: "Иногда кажется, что все зря..."

 

Из Алексея Кирилловича Симонова (разным журналистам, в разное время):


- Дело заключается в том, что количество запретных тем до 1985 года было так велико, что счастье открытия этих тем, даже если они открывались, скажем, грубовато, бестактно, иногда бессмысленно, такое бешенство правды-матки, оно было совершенно восторженным, я бы сказал.
Это было счастьем!
И все рвались в этом счастье участвовать!
Однако никто не обращал внимания, что и это было управляемым процессом, и некоторые бешенства... останавливали. Как говорится, они тоже знали, что делают.
Но, тем не менее, это был прорыв, и все в нем участвовали, это была всенародная радость.
- Такое похмелье от большой правды.
- Совершенно справедливо. Это было счастье большой правды!
После которого наступило серьезное похмелье.

 

- Вы утверждаете, что свободы слова и гласности у нас, по-прежнему, нет?
- "Нехай с ним - пускай гласность у нас будет".
Вторая половина свободы слова - она в слышности.
В том, чтобы отвечать на заданные вопросы, принимать по их поводу решения, приводить ситуацию в соответствие с законодательными нормами...
Вот с этим проблемы.

 

- ...последние полтора года вся международная деятельность Союза журналистов, Фонда защиты гласности и так далее сводилась к тому, что мы постоянно твердили о безнаказанности преступлений против журналистов.
...я счастлив, что журналисты выходили на митинги, журналисты устраивали пикеты, и это отнюдь не журналистские средства. Они обычно освещают митинги или свидетельствуют о проведении пикетов, а здесь они полностью делали это сами.
Это ...проявление сплоченности, солидарности среди журналистов.
Надеяться, что это повод для того, чтобы более внимательно и более заботливо относиться друг к другу, к судьбе друг друга.
Но это отнюдь не доказательство того, что журналисты изменились. Я думаю, что просто их достала та ситуация, в которой это постоянно происходит.
Я счастлив, что такая реакция!
Я счастлив, что люди стали видеть, как бьют друг друга, и перестали закрывать на это глаза.
Я счастлив, что люди стали по этому поводу возмущаться. И даже если это возмущение минует мой фонд, я совершенно счастлив, потому что оно есть, и это значительно важнее, чем чье-либо в этом конкретное, личное участие.
Но вопрос заключается в следующем.
Из этого надо делать дальнейшее что-то.
Например, скажем, с моей точки зрения, расследование дел по избиению журналистов может сдвинуться с мертвой точки только тогда, когда будет проводиться всерьез.

Image
Е.Гришина, А.Симонов.
Если вы обратили внимание, хотя все, включая президента, обещали, что избивавших Х. (список избитых журналистов очень длинный - Е.С.) найдут просто не завтра, так послезавтра, а между тем, никаких сообщений по этому поводу пока не было, насколько я знаю.
...сейчас, основное занятие журналистов - это продолжать беспокоить власть по поводу расследований и не допускать безнаказанности.

 

- Я считаю, что журналистская профессия... безусловно, дискредитирована, тут сомнений никаких нету.
В России доверие к журналистике снизилось по всем показателям раз в 8, а то и в 10. Если в конце 80-х и в первые годы 90-х доверие к журналистике было на уровне 80-85 процентов, то теперь - на уровне 9-10 процентов.
Журналистика была самым высоким органов доверия, на втором месте, по-моему, после армии тогда стояла.

 

- ...в марте-апреле выпускаем очередную "Карту гласности", где пытаемся хотя бы 4-5 цветами обозначить состояние прессы в разных регионах.
За последние четыре карту ни разу зеленого цвета свободы не появилось на этой карте.
Но относительно свободных есть 15-16 регионов, где идет жизнь медийная, противоречивая, что приятно, где возникают люди, которые противоречат друг другу, друг с другом борются, но они живут в нормальной медийной атмосфере.

 

- ...основная журналистика в большинстве своем в регионах закатана в асфальт. Относительно свободных или готовых к безумству средств массовой информации на всю страну если насчитается сотня, включая крупные федеральные и совершенно мелкие региональные, это большое счастье.


- Вы можете определить какой минимальный набор инструментов должен иметь журналист? Как говорят учителя в школе: знания, умения, навыки...
- Я думаю, что главные два навыка, которые должен иметь журналист, очень простые.
Первое.
Журналист должен четко знать, где факты, а где - мнения. Он должен четко осознавать это в тот момент, когда в азарте и в смятении, под давлением вдохновения или в муках пишет... Что он пишет, как о реалии, а о чем он пишет, как о собственном мнении по поводу этих реалий.
Это первое условие, которое дается только практикой и хорошей практикой.
Второе.
В журналистике нельзя представлять одну точку зрения.
Одну точку зрения в журналистике могут представить только люди одной единственной специальности - так называемые колумнисты (ведущие собственную колонку в печатных СМИ), для этого они там и находятся.
Все остальные обязаны представить точку зрения противоположной стороны. Лучше, если этих точек зрения будет больше.
Но две - это тот минимум, без которых вообще нет журналистики.
Вот эта два правила, которые надо знать.
Но есть третье.
Ошибаться можно. Врать нельзя!
Всего навсего. На самом деле все очень просто.
Это, как вы понимаете не те правила, на основе который можно научиться писать!
Это те правила, без которых нельзя писать хорошо.
Потому что научить писать нельзя. Можно только научиться.

 

Image- В большинстве людей умерла Надежда.
И даже потребность в Надежде при смерти.
Люди заняты в большей или меньшей степени выживанием.
Главный вопрос для всех - это вопрос уровня этого выживания.
Одни хотят "сохранить душу живу", но выжить.

 

- ...Происходит то, что происходило десяток лет подряд, с 2000 года потихоньку затаптывается то самое пространство некоторой свободы, которое завоевали СМИ в ельцинские годы.
И приход Медведева во власть ничему эту ситуацию пока не изменил.

 

Сегодня 20 лет Фонду защиты гласности.
Сегодня будет много разных слов. Правильных. Честных. Искренних.
Много цветов. Подарков. Приятных неожиданностей.
Наверняка, придут друзья, единомышленники.
Наверное, вспомнят, как все начиналось.
Наверное, расскажут о достижения.
Может быть, поделятся планами.
Наверняка помолчат в память об ушедших...

 

И несмотря ни на что, опять появится лучик Надежды...
Алексей, все не зря!
С юбилеем, Фонд защиты гласности!

 


Елизавета СОКОЛ
Иллюстрации: фото - Александр КОРНЮЩЕНКО (Москва, Россия), фото из Интернета - Инга БЕЛОВА (Москва, Россия).
Июль 2011 года
Магнитогорск

 


См. по теме:
Журналистика - Проект "Журналистика: время и профессия." - Сотрудничество во имя развития
Журналистика - Проект "Журналистика: время и профессия." - Алексей Симонов: "Ошибаться можно. Врать нельзя!"

 


 
« Пред.   След. »