На сайте РИА Новости вместо моей колонки выскакивает ошибка 404. Как мне объяснили, колонку сняли в связи с "высокими юридическими рисками" и возможно предложат мне варианты редактуры. Жду более подробных комментариев. А пока, на всякий случай - оригинальный текст.
Трудный текст. Сложный жанр. Проще сказать, чего писать не хотелось: анонимку, донос, письмо царю, исковое заявление, слив. Хочется рассказать свой кусочек правды. Поэтому жанр: "пользуясь случаем".
Киносообщество сейчас особенно активно обсуждает модернизацию отрасли с участием власти, без нее и против. Кажется, что все проблемы и их решения зависят от личной позиции Владимира Путина или Владислава Суркова. Кино делается не в Кремле, и не на Старой площади. Кино делает несколько десятков тысяч профессионалов по всей стране и через вторые третьи руки почти все друг друга знают. При этом несколько сотен человек - продюсеры - уже давно, систематически и почти всегда совершенно безнаказанно обирают и обманывают тех, кто попадает к ним в зависимость.
Власть не выращивает жуликов. Власти удобны коррумпированные осторожные продюсеры. И власть допускает существование системы, при которой быть честным предпринимателем практически невозможно. Быть честным - убыточно. Поэтому, честный продюсер - исключение. А коммерчески успешный честный продюсер - почти фантастика. А если вдруг сочетается одно с другим, тогда и компанию можно потерять - но это как раз исключение. Поэтому в большинстве случаев власти вмешивается в продюсерскую деятельность не обязательно. Киноначальники сами готовы подстраиваться и угадывать невысказанные пожелания. Их приучили к тому, что хозяин благостно прикрывает глаза на мелкие шалости, если служить верно.
Зло - это наши коллеги, милые друзья, с которыми так сладко обниматься на премьерах. Есть хоть один режиссер, актер, сценарист, звукооператор, костюмер, дольщик, проработавший в "индустрии" кино и сериалов дольше 5 лет, которого ни разу не кинули или не пытались кинуть продюсеры? Причем зачастую абсолютно "законным" образом? Рядовой (и даже не очень) профессионал (не медийная звезда), всегда подпишет типовой контракт. В этом контракте будет черным по белому написано, что вам не принадлежат ни ваше время, ни ваши слова, а уволить вас можно по любой причине в любой момент. И главное, вы не имеете права бороться за свои идеи, отстаивать свое видение. Авторское право оставаться автором произведения вплоть до его публикации авторам боле не принадлежит. А если реквизитору, то просто могут не выплатить последнюю зарплату.
Мой первый опыт в "индустрии" - сериал "Холостяки". Продюсеры не выплачивали группе деньги (доверенные источники мне рассказывали, что по обычной схеме деньги держат в банке, чтобы получить процент). Юный, но уже коррумпированный продюсер, на претензии по поводу денег и просьбы выплатить хотя бы часть гонорара, потому что у многих дома уже нечего есть, нагло отвечал: "У богатых большие расходы". Выплаты начались после того, как были изъяты кассеты с исходными материалами. Естественно подписанные нами контракты не предусматривали хоть какого-то законного способа защиты наших прав, зато все права отдавали нанимателям. С тех пор продюсеры стали аккуратнее в выражениях. Но методы работы почти не изменились.
Кинобизнес, также как и страна в целом, из бандитского беспредела 90-х вырос в полноценную цивилизованную корпоративную мафию. Мафия научилась играть в "хороших полицейских", "очень хороших полицейских" и "прекрасных полицейских". Сейчас все меньше и меньше слышно продюсерский мат. Вам будут улыбаться, обещать, желать здоровья и счастья, поздравлять с праздниками. А потом окажется, что ваше уже не ваше. Или вы поработали бесплатно пару месяцев. И все по закону. Или почти по закону. Это норма. Потому что все уже привыкли к этой системе и научились с ней жить.
И я так не завелся, не стал "пользоваться случаем", если бы дело касалось "продюсерского" проекта. За последнюю неделю меня выбили из колеи две новости, которые касаются фильмов к категории "продюсерского кино" не относящихся. Фильмов, в общем, родных.
Первая. Отец рассказал, что компания "Аргумент кино", прокатавшая (абсолютно бездарно с моей точки зрения) фильм "Гадкий утенок", переименовалась в "Базис" и перестала выходить на связь. Нет ни слуху, ни духу, ни отчетности, ни денежных переводов, ни более чем 100 копий фильма. На первых порах провели один транш. И отчеты поступали. Например, на показ фильма в "Эльдаре" с участием режиссера, судя по отчету, пришло пять человек. Зал, естественно, был полон. На резонный вопрос автора "как прошли на показ зрители?", - прокатчики сказали, что "девочка", сделавшая отчет, уволена. Это удивительный цинизм. Безотносительно того, что это мой отец. Безотносительно того, что раз в неделю "Гадкий утенок" получает приз. Безотносительно того, что заработок пошел бы на новое кино, а не на строительство несуществующей дачи. "Гадкий утенок" - очень важное кино для детей и для взрослых - для людей. С моралью. И в чем мораль жизненного сюжета? Автора, как и во времена Андерсена, выкидывают с общего двора. Изощренно. Эпитетов приличных нет.
Вторая. Целый год я ходил в офис компании "2план2", чтобы подписать "окончательный" договор о передаче "индивидуальному предпринимателю Бардину" всех прав на фильм "Россия 88". Еще в начале 2009 года (по моей предусмотрительной инициативе) мы подписали допсоглашение о том, что если "2план2" не выпускает фильм в прокат в течение года, все права переходят ко мне (с сохранением доли "2план2" в 50 процентов). После отмен показов, и тем более после иска, стало ясно, что компаньоны фильм не выпустят. Запланированный релиз был отменен. Как только иск прокуратурой был отозван, мы наконец-то подписали соглашение о передаче прав. Я обнаружил, что права переданы только на кинотеатральный прокат и на три года. Мне объяснили, что "девочка" ошиблась, и это "временное" соглашение. А чтобы сделать исправленный договор, нужно снова отсылать его юристу, а времени уже нет, потому что кинотеатры уже требуют... Глядя в добрые глаза главного бухгалтера я, конечно, верил в эту "чушь". И (как большинство коллег, которых я знаю, в подобном случае) подписал "временный" договор. Тем более что сопродюсеры сняли свои фамилии (и один сказал "нам на х#й" не нужна эта премьера" - про премьеру в Доме Кино) - значит точно им права на фильм не нужны. Подозрения возникли после того, как компания "2план" за полгода не перечислила ни одной суммы за реализацию зарубежных прав и за DVD-релиз. По любому варианту договора они должны перечислять 50 процентов дохода. Я слушал отговорки про налоговые и прокурорские проверки, про праздники и авралы, и, спустя год, написал гневное письмо всем сопродюсерам "России 88" с той стороны. Только после этого последовала первая внятная реплика. От сопродюсера, адвоката "России 88" на процессе в Самаре, товарища, как мне казалось: "со своей стороны, не вижу правовых, устно договорных или моральных оснований для передачи всего объёма прав на фильм". Но при этом: "чего бы мне не хотелось, это делать подарки людям, которые препятствовали выходу фильма на экран и радовались нашим проблемам". То есть "подари лучше нам". Изысканная формулировка.
Я не собираюсь никому делать подарков. Ни Администрации президента, ни компании "2план2", ни кому-либо еще. У меня от 50 процентов дохода - максимум треть. А свои проценты есть у тех нескольких десятков человек, кто вложил в фильм по 500 по 1 000 долларов, у группы, которая работала практически задарма. Надо отдать должное из примерно ста человек группы за все это время только один спросил о деньгах. Сначала у группы украли прокат (и процент) ребята с вертушками в кабинетах. А потом, оставшееся "скрысили" (продюсерский жаргон) вроде как свои. И людям сказать неудобно - свои же. Но я лучше подумаю не о компании "2план2", а о Маше - координаторе и ассистенте по актерам, которая сидит дома с больной бабушкой и ребенком. Почему она свои кровные рубли должна подарить "2план2"?
Не верю в суд, как в третью власть. Не верю в товарищеский профессиональный суд. Где вы, СК, Киносоюз? Говорить о модернизации отрасли и бороться за бюджеты гораздо интереснее, чем копаться в грязном белье. Поэтому хочу добиться правды доступным мне способом. Не собираюсь участвовать в круговой поруке и покрывать нечистых на руку коллег.
Шансов быть услышанным у меня чуть больше, чем у тысяч людей, которых уже задолбала мафия, которая называется "продюсерское кино". Но эхо высказывания будет коротким. Ничего не изменится. В том числе и ситуация с правами на фильм "Россия 88". Но надо хотя бы говорить, о том, что с нами происходит. Если неспособны создать реальный профсоюз и бороться за свои права.
Павел БАРДИН, сценарист, режиссер, продюсер. Иллюстрации: Валентина БОЛОТОВА (Москва, Россия) - фото из Интернета. Май 2011 года Москва - Магнитогорск
См. по теме: Журналистика - проект "Журналистика: время и профессия" - Пользуясь случаем