Попытки пересмотреть историю и итоги Великой Отечественной Войны ведутся уже достаточно давно. Конечно, они выглядят, точнее - преподносятся - как желание восстановить историческую справедливость. Но на самом деле за ними всегда стоят не ученые, не историки, а определенные политические силы со своими интересами и выгодами. Те кто видел войну своими глазами никогда ее не забудут, и для них уже не встанет вопрос "Кто был прав в той войне?..." Но время идет, и следующим поколениям мы должны будем объяснить, как и почему началась война, какие мы отстаивали цели.
Много раз звучали предложения уважать фашистов хотя бы как борцов за счастье всего народа, и идеологию, якобы каждый воюет за свою страну, и тут мы принципиально ничем не лучше. Но что фашизм принес самим немцам? И почему сам Гитлер так запросто отправлял на смерть тысячи представителей "священной нации"? Конечно, это объяснялось, как необходимая жертва, но было еще множество вопросов и противоречий, которые не вписывались в фашистские доктрины, не увязывались с ними. Их идеология вообще была достаточно гибкой в тех местах, где пресекалась с практическими интересами нацистов. Согласно ей, любой еврей или славянин априори - недочеловек, непригодный даже для того, чтобы служить "великой нации". Но в то же время, в рядах фашистов находилось место и для русских, и для украинцев, и для евреев, для всех кто решил предать свой народ, свою Родину. Конечно, создатели нацистских доктрин, псевдоученые могли бы что-то на это возразить, придумать какое-нибудь объяснение, но выслушивать их, значит воспринимать всерьез абсолютный абсурд. Вспомним к примеру известную формулировку "Истинный ариец должен быть высок, строен, белокур" и не менее известный афоризм "Истинный ариец должен быть высок как Геббельс, строен как Геринг и белокур, как Гитлер!"
Главной загадкой двадцатого века стал вопрос, почему, несмотря на изначальную абсурдность этих идей, они получили такое распространение. Двадцатый век закончился, а ответ не был найден.
Мы должны ответить уже на другой вопрос "Почему фашизм проникает к нам, и неофашистами становятся те, чьи деды в сорок пятом шли на Берлин?". Пусть любой человек, даже целый народ мог один раз поддаться на обман, но почему это повторяется сейчас? К сожалению и на этот вопрос не могут ответить ни социологи, ни политологи, ни историки. Может быть, дело в уровне образования и культуры? Но и образованный и культурный человек может перейти на сторону фашистов и использовать свои возможности во вред остальным. Вспомним, например, что Гитлер был талантливым художником, но для миллионов людей картины Гитлера это не красивые пейзажи, не портреты девушек, не зарисовки берлинской архитектуры, которые он так любил. Для миллионов людей картины Гитлера это горы тел в концлагерях, выжженные до тла села, братские могилы...
Мы опираемся на исторический опыт, но, в конце концов, каждый человек сам должен будет решить, как относиться к этой войне и к Победе. Конечно, от нее нас отделяет уже 65 лет, и те кто говорит, что Великая Отечественная Война в сознании современников уже превращается в легенду, во многом правы. И может быть, еще через много лет сотрется грань между реальными героями Великой Отечественной и персонажем книг Семенова разведчиком Штирлицем, и все они в нашем представлении будут стоять рядом с древнерусскими богатырями. Но главное не изменить принципиального отношения к нашей Победе, и помнить, что без нее возможно не было бы нас.
Дмитрий ДЕГТЯРЕВ, студент Алма-Атинского филиала СПбГУП. Иллюстрации: Инесса ЧЕРНОВА (Новочеркасск, Россия) - фото из Интернета. Апрель 2010 года Алма-Ата (Казахстан) - Магнитогорск (Россия)