Роман Авдеев: "20 детей в семье - предел? Этот вопрос я оставляю открытым!"
Автор Ярослав ПОВАРИНСКИЙ
03.05.2011 г.
У Романа Авдеева, владельца Московского кредитного банка, 20 детей - 4 своих и 16 приемных. Вот несколько "тайн" воспитания от многодетного отца:
- Все идеи в семье генерирую я. Когда появились деньги, захотелось помогать. Я помогал детским домам. И вскоре понял, что это бесполезно. Ну, можно сделать в детдоме ремонт, можно улучшить обстановку, но детям в глобальном смысле это не поможет. Из детских домов люди выходят, не зная, что им дальше делать. Им не даются какие-то социальные координаты. Это как у военных.
Я был в Англии и общался с человеком, который занимается реабилитацией военных. Им всем под 40 лет, они супермены, но они возвращаются "на гражданку" и ничего не понимают про то, как им жить здесь.
А как же тяжело детям! Я посчитал, что это мой путь.
Я вырос единственным ребенком в семье. Моя мама сначала была в шоке от моей идеи усыновления. А сейчас с удовольствием нам помогает. Поначалу казалось, что даже двойню вырастить тяжело. Но в реальности все оказалось не так страшно. Почему так много детей? Есть возможности, в том числе и материальные, значит, их надо использовать.
Любовь - очень важная вещь в воспитании, это позволяет детям расти гармоничными личностями. Но иногда бывает неправильно понимаемая любовь, когда родители в своем ребенке пытаются самореализоваться. Важно этого не делать. Все, что мы можем дать ребенку - это образование. И еще мы можем научить его пониманию того, что такое хорошо и что такое плохо, причем на собственном примере. Не так, в общем-то, и много мы можем сделать. Дальше он должен определяться сам. Мы должны помогать, но не довлеть. Мне часто не нравится, что делают мои взрослые дети, но я стараюсь относиться к этому спокойно. Конечно, высказываю свое мнение и часто в итоге оказываюсь не прав. И в такие моменты вспоминаю, как моя тетя яростно убеждала меня прекратить заниматься бизнесом, но спустя несколько лет нашла в себе силы признать: «Я была не права». Но, конечно, здесь нужно без перегибов. Если ты видишь, что человек тонет, его надо спасать. Бессмысленно стоять и рассуждать о том: что же мы его в детстве плавать-то не научили.
Ни сострадание, ни человеколюбие как склонности, как проявление симпатии к человеку не могут быть основой морали. Можно завести маленькую собачку, умиляться ею, как-то ее любить, защищать и испытывать при этом удовольствие от своей привязанности, оттого, что ты охраняешь это маленькое и хрупкое существо. Человек в таком случае просто реализует себя в этой своей привязанности, называя все это любовью.
Нередко родители именно так и относятся к своим детям, не принимая в расчет как раз то, чего требует мораль: видеть в ребенке, прежде всего, разумное существо, такое же, как и все другие, и делать все возможное, чтобы создать условия для самореализации этого существа. Моральное отношение к детям превосходит отношение родитель-ребенок, потому что именно здесь возникает своего рода чувство собственности, неразумной "любви" к своему чаду. Я считаю аморальным культивирование всего этого, потому что это мешает относиться к своему ребенку как к свободному разумному существу, воспитывать в нем понимание этой свободы, а значит, ответственности. Моральный долг родителей по отношению к своим детям подразумевает своего рода отречение от безоглядной "любви" к своему чаду ради исполнения обязанностей по воспитанию свободного разумного существа, способного в будущем стать полноценным членом общества. Важно понять, что существование всех людей и каждого человека в отдельности имеет ценность само по себе, а не потому что они наши дети, родители, возлюбленные, друзья, сослуживцы, соотечественники. Иисус в Нагорной проповеди говорит о любви не только к ближним (по крови, по духу), но и к врагам, ибо любовь к любящим нас, к нашим близким, друзьям - это еще не все, что требуется от человека как разумного существа. Кант говорит о заповеди любви к ближнему (по-моему, лучше не скажешь!): "Ведь любовь как склонность не может быть предписана как заповедь, но благотворение из чувства долга, хотя бы к тому не побуждала никакая склонность и даже противостояло естественное и неодолимое отвращение, есть практическая, а не патологическая любовь. Она кроется в воле, а не во влечении чувства, в принципах действия, а не в трогательной участливости; только такая любовь и может быть предписана как заповедь". Иными словами, абсолютной ценностью для нас должно обладать разумное существо в каждом человеке, кто бы он ни был, именно это обстоятельство и должно быть ограничителем наших поступков. Кстати, в этом смысле мораль имеет негативное значение в нашей жизни. Если следовать ей, она способна насиловать нашу природу. Я это вполне осознаю и не придаю морали никакого иного смысла, кроме чисто рационального регулятора человеческого поведения, человеческих отношений в целом. Поэтому я, как вполне реальный человек, не собираюсь петь морали дифирамбы.
Самый несчастный период в жизни у человека - это детство. Ведь человек счастлив, когда совершает осознанные поступки. А ребенок не в состоянии пока так поступать. Я усыновляю детей в возрасте до года. Усыновитель должен быть готов к любым поворотам, в том числе и к детским болезням в раннем возрасте. Я не выбираю детей. Я их принимаю любыми.
Имена детям дают еще при рождении в больнице, и мы их не меняем. Но когда ребят стало больше, возникло несколько случаев с повторением имен. Тогда я давал новые имена по святкам. Все 20 детских дней рождений на память я не помню. В моем детстве празднование дня рождения было долгожданным праздником, а у моих детей значение этого праздника несколько девальвировано. Но все дни рождения мы отмечаем только персонально. Я обожаю игрушки. Сам в них не играю, а покупать очень люблю.
От матери в многодетной семье требуется большая душевная вовлеченность и активное участие в жизни каждого ребенка, а это нелегко при воспитании большого числа детей. Женщине в смысле воспитания большого числа детей сложнее. Ей нужна еще душевная вовлеченность и ласка. А это нелегко.
Все наши дети говорят на двух языках - русском и английском. Они одновременно знакомятся с двумя культурами. При таком воспитании они не ограничены рамками одного языка. Кроме того, свободное владение английским имеет и свое утилитарное значение для дальнейшего развития детей в будущем.
У нас есть педагог-куратор, которая составляет расписание занятий для детей, куда входит музыка, немецкий язык, плавание, игра в шахматы, поездки в театры и музеи. Подбором персонала, выбором школы и кружков занимается моя супруга. Дети школьного возраста, сейчас их трое, учатся в одной школе, в Одинцово. Так для всех удобнее.
Поскольку у детей все расписано, нужно четко знать кто, куда и когда едет. Чтобы не было накладок, у нас есть два микро- автобуса и два водителя. Безусловно, мы не обходимся без помощниц по хозяйству и нянь. Кроме русских педагогов с детьми занимаются восемь иностранных преподавателей - это носители английского языка из Великобритании, Южной Африки, Ямайки, Канады, Австралии.
Очень важно каждому ребенку иметь свое личное пространство. Все-таки у нас семья, а не детский дом. У каждого из детей своя отдельная комната. В Одинцово у нас на участке четыре дома, в Липецкой области - три.
Мы вегетарианцы. Дома мы не готовим ни рыбу, ни мясо. Но в школе дети распробовали сосиски и очень их полюбили. Я в детстве тоже очень любил сосиски, поэтому понимаю детей и категорических запретов не ставлю. В "Макдоналдс" они тоже иногда ходят.
Специальных принципов по общению с детьми у меня нет. Я просто стараюсь проводить с ними как можно больше времени.
Старшие дети-школьники получают небольшие карманные деньги. Сумму в 150 рублей мы согласовали с ними вместе. Дети посчитали, что этого им вполне достаточно. Мы намеренно даем им деньги на неделю, чтобы ребята учились планировать расходы. У них возникают свои финансовые отношения - они учатся занимать друг у друга деньги, иногда, правда, забывают их возвращать. Кто-то тратит всю сумму сразу, другой предпочитает копить. Всему нужно учиться. Если дети спросят совета, я им помогу. Но решение пусть они принимают сами.
20 детей в семье - предел? Этот вопрос я оставляю открытым. Он упирается в нашу осознанную ответственность и в наше физическое здоровье.
По оценкам аналитиков, 42-летний Авдеев владеет 11, 8 млрд. рублей. Один из его сыновей является членом наблюдательного совета банка. Однако Роман Иванович не намерен оставлять своим чадам огромное наследство. После ухода из бизнеса он хочет заниматься благотворительностью. Своим детям он будет помогать дискуссиями и наставлениями. Банкир хочет, чтобы все его дети выросли самостоятельными людьми.
Ярослав ПОВАРИНСКИЙ Иллюстрации: Ярослав ПОВАРИНСКИЙ (Ярославль, Россия) - фото из Интернета. Май 2011 года Ярославль - Магнитогорск