Я знаком с Елизаветой Сокол очень давно. А вот с литературным творчеством ее сталкиваюсь первый раз. Мы познакомились Лизой в 1986 году - я пришел работать в драмтеатр имени Пушкина. Тогда проработал всего два года и ушел. Мы не были заняты в одних спектаклях, поэтому у меня нет яркого воспоминания о ней в какой-то роли.
Очень сильное впечатление у меня от Сокол Лизы другое. Хорошо помню, как мы работали в школе №26. Я работал в 6 или 7 классах, вел театральные уроки. И для меня был такой ужас от работы с этим подрастающим поколением! Им было 13-14. Я был не намного старше, но они мне показались какими-то другими, совсем другими, неуправляемыми, неорганизованными, бестолковыми... Это была моя первая педагогическая деятельность, было довольно сложно, непонятно: чем брать аудиторию этих сумасшедших детей?!
Лиза мне вспоминается как такой старший товарищ, который меня напутствовал. Меня это безумно удивляло! Она такая молодая и уже знает, что надо! И она мне помогала во всем! Я помню! У меня осталось большое воспоминание от этой работы в школе.
Потом мы разошлись. И, в принципе, мы периодически встречались... А в творческом плане, как журналиста?... Я газеты практически не читаю...
И вдруг встретились! И она так просто сказала: - Я написала книгу. Для меня это очень много. Когда человек книжку пишет. Для меня это офигенный труд - сам процесс. А потом когда это человек пишет (!), и когда еще это публикует (!!), то есть дает на прочтение другим (!!!) - это для меня вообще некий подвиг. Мне так кажется. Потому что это все равно, когда ты пишешь, ты открываешься. Любое творчество - ты открываешь свою душу. Ты себя оголяешь: свои нервы, свой чувства, свое отношение к этому миру, свои ценности открываешь... А это всегда непросто! Потому что как только ты открываешься, так сразу становишься беззащитным. Тебя могут уколоть, унизить, растоптать... все, что угодно. Это факт. Поэтому, когда ты, Лиза, сказала, что книгу написала, я сразу понял: - Это здорово! Потому что я считаю, что это - подвиг.
А потом я прочитал и для меня... Я прочитал все... Лиза, у тебя существует некое такое... По поводу стихов я ничего не буду говорить. Это такие картинки-зарисовки, настроение какое-то такое... метафоричное... своеобразное очень... А по поводу рассказов - мне очень понравились, потому что в них есть какая-то такая... Сейчас тебе скажу... то что уходит... Уходят какие-то ценности... Живем, когда люди друг друга не замечают... становятся равнодушны, особенно к тем, кто рядом... Все идет на уровне некоего материального. Нет душевной заинтересованности человека в человеке...
Есть рассказы, в которых лирические моменты такого тонкого личного чувства... Когда люди могут быть не заинтересованы в материальном общении... из разных социальных слоев... и вдруг они чувствуют какой-то такой... какую-то близость... Они сами не могут понять это... Это вот мне очень нравится!
Некая душевная связь. Мне показалось, что это самое ценное. И так все целомудренно... Мне не показалось, что тут что-то лишнее... потому что все это так... удивительно... Сейчас единственное, чем можно удивить - это рассказать о связи душевной. Тонкой. Неразличимой. Когда люди могут не разговаривать вообще, но друг от друга балдеть. Общаться молча. Потом сказать несколько слов и снова молчать.
Для меня всегда было очень важно некое пространство для воображения. Когда читаешь... и это захватывает... и забываешь где находишься... и уходишь туда полностью... И для меня очень важно чтобы был этот момент! Но он все реже случается. И в любом случает, когда я читаю, для меня слово несет информацию образа. Есть образы, есть воображение. В сочетании этих двух понятий возникает какая-то картина... И я ее начинаю видеть, вживаться... И мне интересно... И дальше интересно как все происходит. У тебя это есть! Вот в рассказе про деда, у которого две дочери, одна за границей, другая - здесь. Все нормально, вроде как помогает... или он ей помогает, но как-то все... нету чего-то самого главного...
Мне не все фотографии понравились. Не все сюда подходит. Есть несколько картинок... дом недостроенный... перспектива... Мне показалось, что это не твое, Лиза. А когда там крупный план, непосредственно детали... глаза... губы... контуры такие... То есть что-то такое... еле уловимое... Там же есть это что-то!
Мне кажется, что людям, у которых осталось что-то в душе, будет это интересно читать! Молодежи? Мне трудно что-то сказать... Но, может быть, кто-то задумается: что-то так, что-то не так... Хорошая книга. Есть возможность у человек окунуться в хорошую литературу. В любой литературе есть какая-то мощная поддержка. А здесь... все акварельное. И поэтому, может надо задуматься: есть что-то... что-то такое... важное, но зыбкое... что надо волей своею удерживать. Иначе это может исчезнуть! И все! Без этого ты превращаешься в самого отпетого...
Сергей МЕЛЕДИН, актер, режиссер. Фото: из архива автора. Декабрь 2010 года Магнитогорск
См. по теме: Книги - проект "Первая книга" Возможности и предложения - Где купить? Фотогалерея - Общественное - Книги - проект "Первая книга" - Всем! Всем! Всем! Фотогалерея - Общественное - Книги - проект "Первая книга" - "Какого цвета счастье?" Фотогалерея - Иное - Фотовыставка Откровений Форум - Свой взгляд - Книги. Откровения. Форум - Курилка - Объявления Форум - Курилка - Заявки