Свой взгляд arrow Главная

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Дзюдо. Япония - Россия - СССР - Россия - Магнитогорск.
Рейтинг: / 77
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ, Владимир ХРИСТОВОЙ.   
05.03.2011 г.


Второй Международный конкурс

 

 

ImageРазмышления о дзюдо как о способе познания и самосовершенствования у каждого человека свои. Но точнее и полнее всех об этом виде спорта знают те, кто занимается дзюдо или работает тренером с детьми и взрослыми.
Интересен этот вид спорта не только сам по себе. Помимо богатейшей истории дзюдо, у него сегодня есть большое количество методов и приемов, которые привнесли в него вовсе не японцы.
Дзюдо сегодня - это один из олимпийских видов спорта, в котором произошло сочетание и проникновение традиций самообороны и военного искусства разных народов, живущих с разных странах.

 

Дзюдо - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство.
Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире как дзюдо, считается древнейший вид боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути.
Его изобретение приписывают Сакаэда Мурамаро - аристократу эпохи Нара (8 век). Но в действительности это искусство старо, как сама история войн.
В 15 веке приемы борьбы были впервые систематизированы и подробно описаны. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход и захват, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию. Этот вид борьбы объединял броски через спину, грудь, голову в падении, через бедро и колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от захватов предполагали борьбу против двух нападающих.
Вообще японские системы рукопашного боя без оружия в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах.

 

Дзюдо является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом древе воинских искусств - он сформировался чуть более ста лет назад.
Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, в студенческие годы стал серьезно задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа.
В 1882 году он открыл при храме Эйсё в Токио собственную спортивную школу Кодокан - "Дом постижения пути".
Блистательный триумф этой школы в чемпионате воинских искусств (1886) утвердил превосходство дзюдо над старым дзю-дзюцу. Вскоре дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.
Считается, что технический комплекс приемов Кодокан был сформирован в 1887 году и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств Кано продолжал работать еще долгие годы.
В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу.
Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.
В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике.
Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова.
Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом.
Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах.
ImageСпособы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу.
В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ").
В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения.
Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой.
Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.

 

Основателем, родоначальником появления дзюдо в нашей стране считают Василия Ощепкова. Он создал отечественное дзюдо и стал одним из основателей борьбы самбо.
Василий родился в конце декабря 1892 (точная дата рождения неизвестна) в поселке Александровский пост на острове Сахалин. В 11 лет незаконнорожденный сын каторжанки Марии Ощепковой, после смерти матери, остался сиротой.
После поражения России в русско-японской войне 1905 года Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца. После оккупации острова Сахалин японцами в 1905 году он был перевезен в Японию, где с сентября 1907 года обучался в семинарии города Токио при православной миссии.
В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию.
В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигаро Кано.
29 октября 1911 года Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись.
Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан.
15 июня 1913 года В.Ощепков получил первую мастерскую степень - седан (первый дан) - и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан.
Василий Сергеевич Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

 

В 1914 году он вернулся в Россию. Именно это время называют годом появление данного вида спорта в России.
До 1914 года дзюдо в России было практически неизвестно, хотя отдельные приёмы дзюдо, взятые из книг по самозащите американского офицера Ганкока, изучались в Петербургской полицейской школе с 1902 года.
После возвращения в Россию Василий Сергеевич активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914, 1917-1925), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года).
В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры.

 

После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году его ученики на основе дзюдо разработали новый вид борьбы - самбо.
В 1938 году название дзюдо (в использовавшемся тогда варианте написания "Борьба вольного стиля дзюу-до") было применено в официальных документах в последний раз, далее использовалось только название борьба вольного стиля, а затем самбо. Специалисты считают, что это было вызвано желанием ряда спортсменов подчеркнуть отсутствие связи данного стиля борьбы с Василием Ощепковым, объявленным "врагом народа".
С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в СССР дзюдо практически не развивалось.

ImageИнтерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты.
В частности, команда советских самбистов успешно выступила на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11-12 мая 1962 года.
В 1963 году команда из четырёх советских спортсменов выступила на предолимпийском турнире в Японии.
В 1964 году дзюдо стало Олимпийским видом. В Токио прошли соревнования по дзюдо, где участвовали 4 борца самбо, и заняли призовые места. Японцы не могли понять, как советские борцы выполняют те или иные приемы, но они бросали соперников. Японцы все снимали на кинопленку, изучая технику бросков наших спортсменов. Изучив, они быстро перестроили свою систему подготовки борцов и многое взяли из арсенала русских дзюдоистов.

 

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР.
После 1990 года Федерация дзюдо СССР была преобразована в Федерацию дзюдо России. Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо.

 

Дзюдо в городе Магнитогорске появилось на базе секции самбо в горсовете "Динамо". Тренером работал заслуженный тренер России Алехин Юрий Алексеевич.
Изучая японский вид единоборств - дзюдо - мы все равно примеряем его на себя, так как конституция японцев и русских различная. У них центр тяжести находится ниже, чем у нас, поэтому техника выполнения приемов разная.
Изучая японский вид борьбы, мы привносим свое понимание дзюдо, так как в России живет очень много национальностей и техника борьбы получается более разнообразной, хотя вроде бы выполняются одни и те же приемы. Происходит проникновение российского духа в японскую борьбу, с его непредсказуемостью. Хотя в последнее время изменилось отношение, меньше стало внедряться научных подходов, да и вообще научных данных. Все остается по старинке, тренируйся с утра до вечера и все!
Хотя от многочасовой работы никуда не уйдешь, но использование новых данных, последних методик необходимо.
Сейчас не используются особенности борца, подгоняются все под одну схему. То, что раньше отличало советских борцов - разнообразие техник, школ - сейчас куда-то исчезло.
Сейчас мы пытаемся взять у японцев то, что у нас пропало: уважение, почитание старших. А в японской борьбе это стоит на первом месте.
Получается, что у нас было - они взяли, а мы умение перестраиваться как- будто потеряли. Хотя пытаемся младшим детям привить уважение к старшим и тому месту, где занимаешься; подчинение младших учеников старшим ученикам. Мы тщательно выстраиваем отношение старших к младшим, учим их заботится, опекать младших, помогать им в обучении.
Очень многое зависит от того, как воспитывают детей дома. Если в семье нет уважительных отношений, заботы о младших, почитания старших, то тяжело перестраивается человек. Многие родители, бабушки, дедушки понимают это, помогают своему ребенку. Он начинает меняться, но пока все происходит медленно.
Те, кто не хочет принимать порядок, правила, которые существуют в дзюдо, уходят из секции.
Но, несмотря на это, процесс постижения японского вида спорта дзюдо идет.
И это радует!

 


Елизавета СОКОЛ,
Владимир ХРИСТОВОЙ,
тренер-преподаватель специализированной
детско-юношеской спортивной школы
Олимпийского резерва №8.
Фото: из архива Владимира ХРИСТОВОГО.

Март 2011 года
Магнитогорск

 


 
« Пред.   След. »