Её уже нет. Теперь, говоря о великой французской актрисе Анни Жирардо, всегда будут употреблять глаголы в прошедшем времени.
...Я впервые встретилась с Ней в кинофильме "Старая дева" (режиссер Жан-Пьер Блан, Франция-Италия, 1971). Это было то время, когда на афишах писали "Дети до 16 лет не допускаются" и в кассе могли не продать билет. А если сходило с рук в кассе, то в фойе кинотеатра могли очень требовательно поинтересоваться: - Девочка, ты когда родилась? Моя мама (моя гениальная мама!) всегда покупала билеты мне и моей компании на все фильмы из "серии до 16-ти...", которые считала достойными для растущих особей социалистического отечества. "Старая дева" была в числе таких фильмов.
До сих пор помню нелепую старую (в те годы казалось, что в 25 лет жизнь у женщины уже заканчивается!) героиню, которая боялась остаться в мокром купальнике на пляже и переодевалась под каким-то нелепым тряпичным мешком... Нам, не вылезающим часами из моря, казалось это нелепостью! И хотелось позвать эту тетеньку к нам, в Севастополь, на Приморский бульвар, на такие родные мокрые камни, покрытые волшебным мохом морской травы. И почему-то эта героиня, не понимающая прелесть "мокрых трусов" вызывала снисходительно-ласковую жалость... Я жалела Анни Жирардо... Великую актрису, которую уже тогда обожал весь мир. О, молодость моя!...
...Потом были еще встречи. Разные. Потому что фильмы были разные. Но почему-то во всех фильмах я воспринимала Анни Жирардо как свою добрую знакомую. Видно море нас связало... Странно... По отношению к другим актерам никогда не возникало такого чувства. Даже к тем, с кем играла в одних спектаклях, а потом видела их на экранах кинотеатров.
...В тот вечер (шел 1994 год) мы с оператором Аркадием Стариковым пришли в Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина. Мы тогда снимали фильм о французских актерах Анни Жирардо, Анн Сельер и Жан Жак Винсе, которые работают на Урале. Снимали репетицию, Анни Жирардо в ней не участвовала. Когда Она появилась в репзале - не видела. Помню, что почувствовала взгляд. Оглянулась. Увидела приветливую женщину, которая с интересом следила за тем, что все делали. Мы улыбнулись друг другу как добрые знакомые, которые рады друг другу. Когда закончили съемки, Анни Жирардо в зале не было. Войдя в репетиционный зал и выйдя из него, звезда мирового масштаба была тихой, незаметной, бесшумной. Она не хотела разрушить атмосферу чужого творческого созидания-поиска-муки... О, если бы такими же деликатными были другие "звездульки местного розлива", с которыми сводила судьба...
На 80-м году жизни, после долгой болезни Она ушла. Блистательно сыграв почти 150 ролей, завоевав множество наград на самых престижных кинофестивалях, став любимой не только во Франции, но и в России. Независимая, сильная. Невероятно трогательная, по-детски открытая. Страстная, ранимая, верная, Стильная короткая стрижка, завораживающий низкий голос с хрипотцой. Приветливый взгляд, неподдельный интерес ко всему. Женщина, для которой самые любимыми были слова "камера" и "мотор". Она слышала эти слова по-французски и по-русски. Из уст наших режиссеров Сергея Герасимова и Валерия Ахадова. А еще она подарила магнитогрцам свой моноспектакль "Мадам Маргарит"...
Рассказывая о себе, Анни Жирардо часто повторяла слова из песни Эдит Пиаф: - Я ни о чем не жалею! Вот бы так прожить!
Елизавета СОКОЛ Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Март 2011 года Магнитогорск