Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Интернет-СМИ и печатные. Кто кого?
Рейтинг: / 130
ХудшаяЛучшая 
Автор Борис КИРШИН   
09.02.2011 г.

 

ImageТворческий хаос - так характеризует сегодняшнюю медиаситуацию директор Центра цифровых медиа (США) Викки Портер. Думаю, с такой оценкой согласятся представители прессы, теряющей под ударами экономического кризиса и натиском Интернета читателей и доходы. Поскольку пребывание СМИ в столь удручающем состоянии опасно затянулось, чрезвычайно востребованы попытки его осмысления и практического преодоления.

 

Поиск главного рецепта - бизнес-модели, обеспечивающей надежное функционирование прессы в новых условиях - еще очень далек от реального результата.
А вот основные черты эффективной содержательной модели уже достаточно внятно просматриваются. При ее разработке допустимо учитывать лишь один из упомянутых факторов - изменение коммуникативной ситуации в результате появления нового влиятельного игрока.
Речь, конечно же, об Интернете, деформирующем традиционные СМИ.
Другой фактор - экономический кризис - при всей его драматичности все-таки преходящ и, к тому же, его действие, пусть в разной степени, распространяется на всех игроков действующей медиасистемы.
Согласившись с таким допущением, мы получаем медиаситуацию, которая достаточно точно описывается термином интерференция (inter - взаимо; ferio - поражаю), означающим взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания.

Из этого и будем исходить.

Есть Интернет, есть традиционные СМИ, и надо выработать такую творческую формулу существования последних (нас, в частности, интересуют качественные газеты), которая позволяла бы им избежать полного подавления агрессивным новичком и обеспечивала гарантированное внимание части читательской аудитории.
Не стоит недооценивать опасность надвигающейся на прессу угрозы.
Интернет меняет условия производства информации, стиль и способы ее потребления, сложившиеся формы мышления. По сути, мы присутствуем при расставании человечества с "галактикой Гутенберга", которую оно вынуждено покидать под напором цифровых медиа. Автор этой "звездной" метафоры Маршалл Маклюэн предсказывал драматический характер данного процесса.
- Даже при отсутствии прямых столкновений опыт подобного сосуществования технологий и форм сознания способен травмировать любого человека, - отмечал он в своей работе "Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего".
Данное обстоятельство делает предстоящую нам работу еще более актуальной.

 

Итак, какой должна быть содержательная модель качественной газеты эпохи Интернета?
Начать, безусловно, следует с того, что до недавнего времени составляло ее душу - с новостей.
В силу своей оперативности, вездесущности и безграничного авторства Интернет обесценивает новостную составляющую газеты, по сути, лишая ее души.
В самом деле, что может быть банальнее и бесполезнее газеты со всем известными "новостями"? Ведь пока они готовились к печати, Интернет их уже обнародовал, помог читающей публике обсудить, сделать необходимые выводы и внести соответствующие коррективы в информационную картину мира.
Иными словами - оставил в прошлом.
Тем, кто действительно интересуется новостями, этот использованный товар предлагать бессмысленно. Газете лучше не участвовать в новостной гонке с заранее известным отрицательным для нее результатом.

 

ImageСледует оговориться: в российских регионах, где аудитория Интернета еще не очень велика, медиаситуация не так драматична.
В Уральском федеральном округе, например, пользователей Интернета в три раза меньше, чем в Центральном (соответственно: 3, 7 млн. и 13, 7 млн. чел.). Поэтому редакция областной газеты "Челябинский рабочий", например, редуцировав в ответ на вызовы Интернета новостную составляющую издания, воздержалась от ее полного упразднения. Прежде всего, конечно же, потому, что недопустимо пренебрегать новостными запросами остающихся вне Сети уральцев.
Кроме того, среди читателей есть принципиальные приверженцы газеты.
Может быть, их не так много, тем не менее, редакция не вправе лишать их более привычных "бумажных" новостей.
Но это состояние, судя по динамике распространения Интернета, продлится недолго. Редакциям качественных газет уже сейчас надо серьезно думать о том, что предложить читающей публике вместо новостей.

 

Медиасообщество, похоже, утвердилось в мысли, что это должна быть аналитика. Обращение к системе аналитических жанров представляется вполне логичным. Если газета не в состоянии быстрее других СМИ сообщать читателям новости, она может лучше других объяснять наиболее актуальные и значительные из них, раскрывать их смысл. Для России, переживающей время кардинального обновления всех сторон жизни, это очень важная задача. В случае ее творческого решения она действительно способна привлечь внимание публики и даже обеспечить ее признательность.
При этом следует иметь в виду, что аналитика - не эксклюзивная прерогатива печатной прессы, аналитические материалы имеются и в Интернете. Значит, безоговорочно опередить его на этом участке не получится.
Правда, на мой взгляд, для печатной прессы аналитика более органична.
В Сети она представлена скорее потому, что там размещаются электронные версии газет с присущими им сугубо газетными материалами. Тексты онлайновых СМИ от них заметно отличаются, они преимущественно короткие и новостные.
Не случайно издатели газет и журналов говорят, что печатная пресса, рисуя информационную картину мира, движется вглубь, а Интернет - вширь.
Тем не менее, наличие аналитических материалов в Сети требует от газетчиков концентрации значительных творческих усилий на данном направлении. Ведь аналитика призвана заменить некогда чрезвычайно притягательные газетные сенсации.

 

У газеты есть еще одно неявное, но очень ценное в ситуации противостояния с Интернетом преимущество. Ее авторам лучше удается рассказывать истории. Они есть и в Сети, где авторами блогов нередко являются профессиональные рассказчики историй - писатели. И все же самая большая доля материалов Интернета приходится на публикации информационно-оперативного характера - новостей, хроникальных лент, репортажей, актуальных интервью. Истории из жизни людей растворяются среди бесконечного множества онлайновых текстов.
А в газете они на виду, при желании их даже можно выделить на ограниченной территории газетного листа. И это надо делать планомерно и силами всех творческих сотрудников, потому что эмоционально окрашенные рассказы о людях неизменно востребованы читателями.
Ролф Йенсен, считающий истории, мифы и легенды важнейшим сырьевым ресурсом, резонно замечает, что "наш спрос на истории превышает современные возможности его удовлетворить".

 

ImageИстории имеют для газеты огромное значение потому, что они привносят на ее страницы эмоции.
Интернету они не свойственны и даже противопоказаны.
В одном из наставлений по Интернет-журналистике говорится, что web-журналист "обязан лишь ретранслировать заявления близких к описываемой ситуации людей, эмоциональная окраска сообщения недопустима".
У газеты диаметрально противоположный интерес. Газетчикам близок подход известного американского специалиста по брендам Кевина Робертса:
- Истории полезны... так как обращены к человеку. В них всегда есть персонажи, эмоции, детали, воздействующие на чувства людей.
Эмоции - ступенька к эмпатии, сопереживанию. О его значении хорошо сказал немецкий философ Петер Козловски:
- Ритуалы средств массовой информации часто суть лишь явления, в которых ничего не проявляется, репрезентация символов, за которыми не стоит никакого содержания.
Источником образования смысла, по его мнению, "являются человеческие и межличностные отношения (коммуникации), поскольку они передают не только сообщения, но и переживания". А истории обычно и рассказывают о такого рода отношениях. И если газете удается добиваться читательского сопереживания, испытывающий аналогичные чувства читатель будет возвращаться к ней вновь и вновь, станет ее приверженцем, несмотря на множество преимуществ Сети.

 

Еще одно направление конкуренции с Интернетом, на первый взгляд, газета безоговорочно проигрывает. Я имею в виду чрезвычайно важную для любого современного СМИ интерактивность, позволяющая устанавливать надежные и динамичные связи с аудиторией.
Интернет здесь чемпион.
Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что его победа над печатной прессой не означает ее поражения. Если в содержательной модели современной газеты эта проблема получит творческое решение, она сможет успешно противостоять Интернету и на этом участке.
Для этого печатная пресса должна противопоставить интерактивности онлайна нечто более весомое. Это могут быть диалоговые отношения с читателями при условии их высокой действенности. Такой, какую не может гарантировать Интернет. И реальная возможность для этого у газеты есть.
Анализ текстов Интернет-форумов показывает, что существенная часть контента Сети не настолько глубока и значительна, чтобы привести в движение какие-то жизненные пласты. В профессиональной и научной среде не оспаривается наблюдение: общество относится к ним менее требовательно, в какой-то степени снисходительно.
Иное дело газета.
Ее публикации, при условии, что они актуальны и достоверны, более весомы. Предприимчивым американцам даже удается монетизировать это различие между двумя каналами распространения информации.
Газета "Chicago Tribune" предлагает своим читателям вкладки, составленные из их же материалов, поступивших на сайт издания. И они пользуются спросом. Онлайн-публикация никого не волнует, а за газету с той же статьей даже приплачивают.
В российской практике тоже имеются убедительные примеры. На сайте газеты "Челябинский рабочий" размещается и бурно обсуждается острая статья - герои никак не реагируют. На ее печатную версию моментально следует отклик: статью одобряют или опровергают.
Эта особенность печатной прессы позволяет сделать ее диалог с аудиторией продуктивным и действенным. Ближе других к решению этой задачи газеты, деятельность которых строится на основе партиципарного принципа, предусматривающего возможность прямого доступа общественности к производству и распространению информации по каналам массовой коммуникации.
Настойчивая и изобретательная реализация этого принципа позволяет читателям реально влиять на ситуацию в городе, регионе, стране.
А газете гарантирует их приверженность и лояльность. Если она поможет конкретному читателю решить проблему, имеющую большое общественное значение, она войдет в его жизнь навсегда, никакой Интернет не сможет вытеснить ее из читательского сердца. Он при таком подходе из соперника газеты превращается в ее помощника, облегчающего связи с аудиторией, делающего их более динамичными.

 

ImageПри сравнении Интернета и печатной прессы неизбежно возникает тема читательского доверия к их материалам. Это одна из немногих позиций, демонстрирующих убедительное преимущество газеты. Ее строго ограниченный редакционной политикой круг авторов более профессионален и знаком с этическими нормами.
Авторы Интернета, главной отличительной чертой которого является отсутствие границы между производителями и потребителями информации, этими качествами не обременены, и по этой причине никто не может гарантировать, что они всегда точны и этичны.
Сеть потому и уступает газете, считает Мануэль Кастельс, "поскольку в бесконечном мире информации достоверность является весьма ценным качеством в глазах охотников за информацией".
В острейшей конкурентной борьбе безукоризненная достоверность публикаций должна не просто стать важнейшей характеристикой содержательной модели газеты, желательна ее специальная (может быть, даже нарочитая) репрезентация. Обязательные ссылки на авторитетные источники информации, тщательная проверка фактов, исчерпывающий охват принципиальных точек зрения, демонстрация готовности докопаться до истины - эти и другие журналистские инструменты завоевания читательского доверия в новых условиях становятся обязательным атрибутом каждого газетного материала.
Став отличительными признаками качества газетной информации, они гарантируют ей устойчивое внимание аудитории.
Качество на рынке будет цениться всегда!

Это положение распространяется и на язык печатной прессы: его качество точно так же гарантируется профессионализмом авторов.
А девальвация авторства в Сети неизбежно ведет к деградации электронной речи.
Это обстоятельство обеспечивает газете существенный перевес в соперничестве с Интернетом. При условии, что ее тексты будут действительно блестяще изготовлены с точки зрения стиля и языка. Формальная сторона ее содержательной модели имеет большое значение для молодых читателей, которые во всем ценят качество. Рано или поздно чувство стиля и хорошего языка заставит их обратиться к газете. Значит, у нее есть будущее.

Содержательная модель современной газеты немыслима без визуальной составляющей, могущество которой год от года растет. Инфографика, фотографии, рисунки, шрифты и даже "воздух" (свободное пространство газетного листа) порой говорят читателю больше некоторых текстов.
При этом их язык легче, понятнее, лучше запоминается.
С учетом глобализации и интернационального характера визуальной информации можно прогнозировать усиление этого процесса.
Конечно же, и на этом участке печатная пресса спорит с Интернетом.
И пока этот спор выигрывает. Прежде всего, за счет фотографии.
Это особый вид искусства, и никто (кроме, разумеется самой фотографии) не способен предать его особость лучше печатной прессы.
Во всяком случае, Интернет еще не может представить ее своим читателям с достаточным качеством, гарантирующим передачу всех тончайших нюансов.
Между тем, коммуникационный потенциал фотографии огромен.
К привычным представлениям о ее фактографической и эстетической ценности немало добавляет французский философ Жан Бодрийяр:
- Сопротивляться шуму, слову, гулу, сопротивляться с помощью молчания фотографии. Сопротивляться движению, течениям и ускорениям, сопротивляться с помощью неподвижности фотографии. Сопротивляться буйству информации с помощью тайны фотографии. Сопротивляться моральному императиву смысла с помощью молчания значения.
Замечание о буйстве информации будто специально целит в Интернет с его бесконечным потоком слов, символов, смыслов, обесценивающих электронный дискурс.
Кроме того, Жан Бодрийяр расширяет перечень чувств, которые способна генерировать фотография. Он отмечает ее способность "поймать ту самую "пронзительную" деталь объекта, тот самый punktum, а так же миг фотографирования, тот же час остающийся в прошлом и потому всегда пронизанный чувством ностальгии".
Сильнейшая эмоция, способная породить сопереживание, о значении которого для газеты говорилось выше.

 

Завершая реконструкцию актуальных характеристик содержательной модели качественной газеты эпохи цифровой демократии, подчеркну ее неустойчивое, динамическое состояние. Она будет изменяться по мере развития Интернета и роста числа его сторонников, обогащаясь новыми чертами и утрачивая поверженные элементы.
М.Маклюэн помогает нам понять масштабы этого процесса:
- ...новое средство коммуникации никогда не бывает дополнением к старому и никогда не оставляет старое средство в покое. Оно не перестает подавлять старые средства коммуникации до тех пор, пока не найдет им новое положение и не обречет их в новые формы.
Значит, эта проблема нуждается в постоянном внимании исследователей и практиков журналистики.

 


Борис КИРШИН,
главный редактор газеты "Челябинский рабочий",
декан факультета журналистики
Челябинского государственного университета,
кандидат филологических наук,
заслуженный работник культуры РСФСР.
Иллюстрации: Инга БЕЛОВА (Москва, Россия) - фото из Интернета.
Апрель 2010 года
Челябинск - Магнитогорск

 

 


 
« Пред.   След. »