2010 год был объявлен Годом Учителя. До конца его осталось совсем немного... Поэтому, вероятно, уже можно осмысливать, какие изменения произошли в системе образования в целом и конкретно в жизни учителя за этот год. По существу - никаких, но понимание того, что изменения необходимы, есть и у правительства, и в обществе. Во всяком случае разговоров об этом ведётся очень много. Нас, учителей, активно готовят к тому, что с 2011 года изменятся государственные образовательные стандарты. Российская академия образования подготовила стандарты второго поколения. Суть изменений в том, что характер стандарта меняется от узковедомственного к общенациональному. Чего же хочет государство от образования в ближайшем будущем? Оно выдвигает 3 группы требований (Тр+Тс+Ту), то есть требований к результатам, структуре, к условиям реализации. Кто же будет осуществлять и реализовывать задуманное?
Очевидно, хорошо подготовленный образованный учитель. И, действительно, учителя, понимая, что к ним предъявляют (и будут ещё более предъявлять) высокие требования, прилагают все усилия, чтобы соответствовать этим требованиям: принимают участия во всевозможных конкурсах, создают новые рабочие программы, активно обсуждают учебники, по которым лучше всего можно подготовить учеников к ГИА и ЕГЭ.
Казалось бы, это радужная картина должна устраивать всех, но в действительности недовольны все: ученики, родители, учителя. Проблем в области образования накопилось очень много, и как-то слабо верится, что с 2011 года они начнут решаться не на словах, а на деле. Все говорят о необходимости поднять роль учителя в обществе на должную высоту, но вряд ли это возможно, когда оплата труда учителя даже высшей категории (что уж говорить о молодых специалистах) ниже оплаты труда уборщицы в какой-нибудь фирме или магазине. Разумеется, не всё измеряется в деньгах. Но когда старшеклассники узнают, сколько получает их учитель, в глазах их читается по меньшей мере недоумение и вопрос: - Зачем же надо столько учиться, чтобы в результате получать так мало?
Отсюда вытекают 2 проблемы. Во-первых, как объяснить подрастающему поколению, что нужно не тратить время впустую, не лениться, прилагать максимум усилий для получения хорошего образования (снижение мотивации к учению налицо). Во-вторых, как добиться того, чтобы профессия учителя считалась в обществе престижной. Ведь ни для кого не секрет, что, выбирая будущую профессию, выпускники школы отдают предпочтение совсем другим специальностям. А если всё-таки поступают на педагогические факультеты, то, окончив их, работать в школу не идут (кому любопытно, зайдите в любую школу и посмотрите, каков средний возраст педагогов - 40-50 лет). Молодые лица в нашей среде скорее исключение из правила. Пройдёт какой-нибудь десяток лет, и кто будет учить наших детей и внуков? Пригласим педагогов из-за границы? Так они вряд ли польстятся на наши мизерные зарплаты. Ведь известно, что во многих странах профессия учителя (а также врача, адвоката) - одна из самых высокооплачиваемых. А что же мы видим у нас в стране? Нищие, задёрганные, раздражённые учителя с одной стороны, и не желающие учиться дети - с другой.
Бытует мнение, что поэт, художник, музыкант должен страдать, испытывать нужду, безответную любовь и прочее, чтобы создать "нетленку". Сытый же, с успокоенной душой художник ничего интересного создать не может. Следуя этой логике, учителя не должны жить хорошо, а должны бескорыстно сеять разумное, доброе, вечное. Но к чему это приводит? Учитель, не имеющий возможности сходить на концерт или спектакль про причине дороговизны билетов и своей загруженности; учитель, вынужденный в свой летний отпуск работать в детском лагере воспитателем; учитель, ремонтирующий школьный кабинет к новому учебному году; учитель, отвечающий за трудоустройство своих выпускников, за нарушение правил дорожного движения учениками, за каждый пропущенный школьниками урок - почему за всё это должен отвечать, прежде всего, учитель?
А где же родители учеников? Давно назрела необходимость усилить спрос с родителей за воспитание своих детей. Учителям не под силу справиться со всем этим грузом ответственности в одиночку. Вот и получается, что не посильную ношу несёт на себе учитель (синдром хронической усталости - самое распространённое заболевание среди учителей).
Безусловно, государственные стандарты в образовании менять необходимо: без этого невозможно движение вперёд. Но не менее важно менять в сознании общества отношение к учителю: униженный учитель не сможет реализовывать грандиозные планы в жизнь. А без этого невозможен прогресс этого самого общества.
Алла ЦЫГУЛЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №36. Иллюстрации: Валерий ВЕКТОР (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Ноябрь 2010 года Магнитогорск