Вот и заканчивается Год Учителя... Честно говоря, чего-то всё-таки ожидали от этого года. Но... И речь не только о прибавлении зарплаты, но и вообще об отношении к учительству в целом.
Каков же труд учителя? Вроде все знают-ведают, но... ...Как-то в школу, где я работаю, устроилась работать техничка, приятная, ещё не старая женщина. Выводя детей в столовую и проходя мимо неё, я увидела её полные удивления и вопроса глаза, а потом, подойдя ко мне, она спросила: - Боже мой, как Вы здесь работаете? Такой шум, суета, беготня детей... Я тоже с удивлением на неё посмотрела и ответила: - Разве? По-моему, всё нормально, да и шума особого нет... Она с ещё большим изумлением посмотрела на меня и ничего не ответила. А уже через несколько дней эта женщина, увидев меня, сказала: - Всё, уволилась... Не могу здесь работать.
...Одна моя коллега, влюблённая в своё дело, в детей, рассказывая о первых днях работы в школе, обмолвилась: - Как здорово! И ведь за это ещё деньги платят! Мне эти слова надолго врезались в память. Наверное, вот из таких влюблённых в своё дело людей и состоит наша учительская братия. Хотя... знакомая преподаватель из технического вуза как-то мне позвонила и сказала, что ушла из университета и пошла работать в школу. При этом восклицала: - Представляешь, на самое дно... Мне стало обидно за нас, учителей. Не нашей она крови...
Итак, утро... Учитель в школе: надо проверить, все ли "её" дети со второй обувью, все ли вообще пришли в школу (если - нет, то почему); при этом надо ещё самой подготовиться к уроку. Прошло 2- 3 урока, надо вести в столовую класс, который сейчас должен кушать; во время завтрака учитель наблюдает как за выведенным классом, так и за "своим". Честно говоря, и самой хочется перекусить. И всё это второпях, на бегу, обжигаясь горячей пищей, да ещё и давая детям разные указания.... За день нужно сдать данные психологу, социальному педагогу, завучам; побежать на урок к "своим", так как учитель-предметник не справляется с поведением (хотя у всех дипломы одинаковые, и психологию и педагогику изучали все, но...). А за урок иногда по несколько раз дверь кабинета откроется: то медик полкласса возьмёт на прививку, то дежурные придут проверять внешний вид и вторую обувь, то завхозу нужно срочно шкафы перетащить и ей нужны все мальчики класса... Но научить нужно всех: и тех, кто присутствует на уроке, и тех, кого нет.
Ух, уроки закончены, можно передохнуть... Но тетрадей несколько пачек, их срочно надо проверить. А если ещё и старшие классы, то и роман по литературе перечитать (учителю литературы), наверное, раз в 10-ый, но нужно всё обязательно освежить в памяти.
Дома: тетради, подготовка к уроку, составление и печатание тестов, памяток, звонки учителя родителям учеников, звонки учителю родителей (идёт воспитание по телефону). Где бы учитель ни находился (в компании, на отдыхе, среди родных и близких), мыслями он всё равно в школе. А послушайте, о чём говорят учителя, если сойдутся вместе (даже на школьных праздниках)... В основном, о школе, о детях (не своих, естественно, но ставших такими родными и близкими)...
И вот, наконец, долгожданная зарплата... Учитель высшей категории за ставку (18 часов) получает чуть больше 4-х тысяч. Согласитесь, не разбежишься. Вот и "набирает" учитель по две ставки, чтобы элементарно выжить.... В некоторых регионах нашей страны к учительской зарплате идёт какая-то надбавка (я не сильна в этом, откуда...), а в Челябинской области нет такой надбавки.
В общем, перефразируя В.И. Ленина, можно сказать, что в России учитель никогда не получал и не будет получать достойную зарплату. Правильно, учителя? Я лично не верю. Тема избитая. Не хотела об этом писать, но...
А ведь применительно к учителям в психологии существует такой термин, как "выгорание": учитель столько силы и души отдаёт детям, что просто эмоционально опустошается. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Сердце отдаю детям". Не зря, совсем не зря после 25 лет работы в школе дают "выслугу", можно идти на пенсию. После 12 уроков почти каждый день, поверьте, домой добираешься на автопилоте.... А дома - тетради, подготовка к урокам. И так каждый день. Но ведь не зря кто-то когда-то установил ставку в 18 часов в неделю, когда учитель может и отдохнуть, и к уроку приготовиться, и с семьёй побыть, и даже ужин приготовить, и собой заняться. Честное слово, и конфликтов с детьми меньше именно у отдохнувшего учителя. Так что за ставку, господа хорошие, надо бы побольше платить!
- Да Вы никогда тяжелее ручки-то ничего не держали в руках! - в сердцах сказала мне однажды мама ученика. Поверьте, держала, и сколько раз! Попробуйте понести пачки четыре тетрадей по 25 штук в каждой, да ещё пару томов по литературе... Уверяю вас, мало не покажется, тем более что современные дети пишут часто в толстых тетрадях. - Да когда Вы в школе успеваете устать? Четыре урока проведёте и - всё... - скептически уколола меня знакомая. Отвечаю: постарайтесь хотя бы 4 урока удержать интерес в глазах ребёнка, хорошо объяснить новый материал, следить за поведением. А если твой класс дежурный по школе? Раньше ключи от раздевалки были весь день в руках дежурного учителя, и именно он шёл, оставляя класс, одевать детей на физ-ру, следил за порядком в школе; смотрел, все ли его дети на постах... За урок иногда раза два-три с третьего этажа, где твой кабинет, до первого этажа, где раздевалка, пробежишь по лестнице! Домой приходишь убитый...
За годы работы в школе меняется и психика: авторитарный тон, нетерпимость, если тебя не слушают, не подчиняются тебе... А в больнице от врачей можно услышать и такое: - Да вы все, учителя, немного ненормальные! - А-а-а, учитель... это уже диагноз!... Спасибо, дорогие врачи! Но ведь ваших детей тоже кто-то учил и, возможно, не самых послушных и воспитанных детей...
По молодости слышала такое: - Вот 5 лет отучилась, весь год работала, а теперь всё лето отдыхает. Да, это, наверное, одно из учительских преимуществ: отпуск всегда летом!
А мужья учителей? О-о-о, это особая категория людей! Дорогие наши, вам памятники ставить надо! Прибить, приклеить, повесить шторы, отремонтировать кабинет, помочь дома морально; успокоить, если что; на природу вывезти, с родным ребёнком заняться, домашнее задание у него проверить...
Вы не подумайте, что я жалуюсь, нет! Это моя работа, я её выбрала сама. С удовольствием иду в школу, снова смотрю в глаза детей, учу их, переживаю за них, выпускаю, а потом всё по-новой... И вот... подтянутый, собранный, красивый, ухоженный, добрый, внимательный, хорошо готовый к уроку, работающий на такую же зарплату, какую получает техничка (при всём моём уважении к её труду), школьный учитель снова утром спешит в школу...
Ничего..., переживём..., лишь бы ЕГЭ хорошо сдали..., лишь бы поступили в вузы..., лишь бы выросли наши дети достойными людьми, чтобы радовались мы за них и гордились ими!
Вот и год Учителя прошёл...
Наталья РУСЯЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №36. Иллюстрации: Валерий ВЕКТОР (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Декабрь 2010 Магнитогорск