Нам, людям творческого склада, часто советуют: - Организуй себя, соберись, не "расхлестывайся"! А как собраться, когда вокруг тебя бушуют политические, экономические и, естественно, культурные вихри? Среди этих штормов обязательно должен быть волнорез - спокойный, сильный, способный разбить эти волны в хорошие и добрые брызги. И уж потом из этих волн выходит Афродита...
Может быть, это - гипербола. Но я вспоминаю 60-летие поэта Бориса Ручьева, затем - встречу с поэтом Евгением Евтушенко, прочие знаменательные события во Дворце культуры металлургов имени Ленинского комсомола... Одним из директоров этого дворца многие годы была Августа Алексеевна Ступак. Имя ее широко известно в кругах людей, связанных с культурой нашего города. И вообще-то, когда произносишь имя "Августа Алексеевна" - все знают, что это - Ступак. Это имя стало нарицательным.
Мы как-то не задумываемся: откуда в человеке берутся те или иные силы: один захлебывается стихами, другой - надрывает сердце на театральной сцене, третий - становится волнорезом на пути бушующих вихрей и оказывается организатором всех этих сложных течений, становится "любозрением" перед стечением народа, который, как всегда, противоречив. И это равно тому, что стоять на "Семи ветрах". Трудно представить Августу Алексеевну Ступак - эту хрупкую, изящную женщину - в качестве волнореза. Но парадоксы мира таковы, что пора бы заглянуть в корни этой несгибаемой березки.
- Как вы ощущаете себя в этом грозном мире? - Я считаю себя счастливой. Любимая работа, крепкая семья. Трое достойных продолжателей рода, внуки радуют - а их пятеро - успешной учебой и работой, да и две правнучки-перволашки подрастают. Счастье!
Словом, все - от корней. А родилась Августа Алексеевна 21 сентября 1930 года в городе Свердловске (Екатеринбурге) в музыкальной семье служащих. Мама - Тамара Васильевна - машинист-стеклографист, папа - Алексей Васильевич Суставов - работал на складе Горстройремтреста. Любимая бабуля - Анфиса Федосеевна Гейцман - не работала. Она их, троих детей, поила, кормила, обшивала. А, по сути, воспитывала. Но они рано остались без мамы и отца... - Помню: папа играл на гармошке. Мы танцевали и пели частушки. Мама играла на гитаре и очень хорошо пела романсы... Здесь я хотел бы сказать, что организация и литературной, и музыкальной гостиных всеполно принадлежит Августе Алексеевне. Ну, кто еще возьмется за такое сверхщепетильное дело, как человек, обладающий доблестными ощущениями слова и слуха? Люди творческие могут и освистать, а то и просто побить. Но здесь - полное взаимопонимание и уважение. И в каких бы жюри ни сидела Августа Алексеевна - к ее мнению полное уважение.
Вернемся к воспоминаниям: - По праздникам случались "служебные вечеринки", где много пели хороших песен. Однажды на 8 марта принесли патефон, которого по бедности у нас не было. Все ушли за праздничный стол "в складчину". А я как сидела у патефона, так и осталась. До сих пор помню романсы "Осень" и другие песни в исполнении Петра Лещенко. На новогодние праздники бабуля с мамой пели и расшивали мне костюмы. Например, "татарочка" или "лезгинка". И я у них на утреннике всегда танцевала. Стала подрастать и сама готовить концерты с двумя младшими братиками - Глебом и Олегом. Зимой кровать убиралась, папа из двух простыней делал занавес, приглашали детей всех соседей. А летом театр был у сарая, где были исполнителями артисты нашего двора, а зрителями - жители из двух соседних дворов. Зрители покупали "билеты", нарисованные нами, а на эти денежки мы радостно бежали за конфетами, печеньем и пряниками. Бабуля кипятила самовар. Настоящий праздник дворов! Обитатели частных домов жили очень дружно: по выходным собирались на обед у кого-нибудь в палисаднике: окрошка, пироги с разными начинками, шаньги со сметаной, творогом, ягодами, разные овощи с маленьких огородиков. Никого не видела пьяными: пиво, бражка - и все в норме. Пение тихое, задушевное. А накормленные дети во дворе играли в "ляпки", "прятки", а я чаще с мальчишками сражалась на деревянных саблях... Это милое детство и стало первым этапом музыкального и физического развития Августы. Эпоха и страна в детстве не чувствовались.
Первые четыре класса - общая школа, а с пятого - женская. По сей день Августа Алексеевна не понимает такого разделения. Когда уходила из четвертого класса, Игорь Черепанов на прощанье крикнул ей: - Я все равно на тебе женюсь!... Но он Августе не нравился... Художественная самодеятельность началась с "Трех поросят", одного из которых играла она. Да и частушки на смотре пела за мальчика, танцевала вприсядку. И это в женской школе. После смотра во дворце пионеров к ней подошла маленькая женщина и пригласила в ансамбль танца. Это была Ольга Федотовна Щадных - бывшая балерина Ленинградского оперного театра. Она и стала любимой руководительницей, дорогой наставницей, где-то "мамой" и старшей подругой на все шесть лет до окончания школы...
Шла война. Из театров молодежь уходила на фронт. Августу из балетной студии отобрали в оперный театр, но она отказалась. Умер отец, нужно было работать, и по направлению райкома комсомола она стала старшей пионервожатой в женской школе. Здесь все шло прекрасно: лучший класс, лучшая комсомольская группа, лучшая тимуровская команда, лучшие стрелки по военному делу, лучшие физкультурники. Но однажды случился казус. В кабинете биологии Августа нарядила чучело обезьяны в "стильные одежки". Пожилой педагог, женщина, оскорбилась и выгнала с урока, а директор заставила мыть окна в классе и послала за родителями, забыв, что их у Августы нет... В годы войны страна и эпоха ощущались каждым: похоронки, голодные годы, беженцы, выступления в госпиталях, посылки на фронт... Война - время мужания...
После школы Августа поступила на заочное обучение в университет - филологический факультет. В то время во Дворце культуры строителей имени Горького открылся прием в театральную студию - этап подготовки студентов к театральному вузу, который был закрыт в период войны. Августа прошла по конкурсу и занималась там пять лет. Одновременно ее увлекли и в оперную студию, так как обнаружили хорошие вокальные данные. А во дворце она стала вести на общественных началах детский театральный коллектив. А с первого сентября 1951 года ее приняли на постоянную работу заведующей детским сектором. Тут-то и пригодились ее организаторские способности и знакомство на практике с различными видами искусства. Августа еще и неплохо рисовала, сочиняла стихи. Поступала она и в театральный институт. Прошла. Но учиться не стала - надо было растить младших братьев... И тут судьба вновь улыбнулась ей. Ее работу оценили и на полгода перевели в обком профсоюза работников строительства промышленности, чтобы потом по направлению послать в Ленинград в высшую школу профсоюзного движения на факультет культурно-массовой работы. В те годы стипендия там приравнивалась к низшей зарплате культработника. Университет она окончила с красным дипломом, но уже не с фамилией Суставова, а Ступак. С Александром Павловичем Ступаком, присланным на работу с Магнитогорского металлургического комбината, она подружилась с первого курса, вместе занимались спортом - волейбол, лыжи, участвовали в театральных постановках, экскурсиях, ходили по музеям, изучали опыт работы дворцов культуры. А вот направление на работу в Свердловск пришлось сменить на Магнитку после приезда Михаила Исааковича Полякова. В то время он работал в профсоюзном комитете ММК и приехал за кадрами для нового дворца металлургов. И уговорил: двухкомнатная квартира, неплохая зарплата, круглосуточные ясли для дочки, могучий рабочий город, много молодежи. Так и стала Магнитка для Августы второй родиной...
Мощный организационный характер Августы Алексеевны, богатейший опыт культурной работы, удивительное личное обаяние помогли с нуля поднять три дворца - Ленинского комсомола, имени С.Орджоникидзе и детского дворца комбината в южных районах. По сути, в этой сложнейшей сфере жизни Магнитогорска Августа Алексеевна стала первопроходцем. В этих дворцах стали раскрываться таланты всех направлений: город писал стихи, пел, танцевал, рисовал - открылось огромное пространство для творчества. На фоне тяжкого труда металлургов это стало той самой отдушиной, когда человек стал чувствовать себя человеком во всем своем многообразии. Потому-то имя Августы Алексеевны стало нарицательным для многих поколений горожан, а уж работников культуры тем более. Августа Алексеевна ни разу не пожалела, что не стала актрисой. По ее словам, было бы скучно играть по полгода одну и ту же роль. Но на фоне такой "бешеной" и ненормированной работы они сумели еще и двойню "мужичков" родить. Вот тебе и "переработка"!
Она чувствует себя нужной людям. Сотни и сотни ветеранов тянутся к ней, ожидая билеты в театр, кино, на выставки, на поездки в города области, уникальные места нашего края. Именно она может все это организовать, мягко разъяснить, прийти к ответственным людям и договориться. Да разве кто-нибудь откажет этой светлой женщине, бескорыстно продолжающей свою светлую жизнь? Да никогда! Потому что плечом к плечу с ней комбинат, профсоюзный комитет, совет ветеранов... Отечество по заслугам оценило работу Августы Алексеевны: ордена, медали, знаки, почетные звания - это не перечислить. Будьте так же прекрасны, Августа Алексеевна!