Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Светлая жизнь Августы Ступак
Рейтинг: / 101
ХудшаяЛучшая 
Автор Александр ПАВЛОВ   
17.09.2010 г.

 

Августа Алексеевна Ступак

Нам, людям творческого склада, часто советуют:
- Организуй себя, соберись, не "расхлестывайся"!
А как собраться, когда вокруг тебя бушуют политические, экономические и, естественно, культурные вихри?
Среди этих штормов обязательно должен быть волнорез - спокойный, сильный, способный разбить эти волны в хорошие и добрые брызги. И уж потом из этих волн выходит Афродита...

 

Может быть, это - гипербола.
Но я вспоминаю 60-летие поэта Бориса Ручьева, затем - встречу с поэтом Евгением Евтушенко, прочие знаменательные события во Дворце культуры металлургов имени Ленинского комсомола...
Одним из директоров этого дворца многие годы была Августа Алексеевна Ступак. Имя ее широко известно в кругах людей, связанных с культурой нашего города. И вообще-то, когда произносишь имя "Августа Алексеевна" - все знают, что это - Ступак. Это имя стало нарицательным.

 

Мы как-то не задумываемся: откуда в человеке берутся те или иные силы: один захлебывается стихами, другой - надрывает сердце на театральной сцене, третий - становится волнорезом на пути бушующих вихрей и оказывается организатором всех этих сложных течений, становится "любозрением" перед стечением народа, который, как всегда, противоречив. И это равно тому, что стоять на "Семи ветрах".
Трудно представить Августу Алексеевну Ступак - эту хрупкую, изящную женщину - в качестве волнореза. Но парадоксы мира таковы, что пора бы заглянуть в корни этой несгибаемой березки.

 

- Как вы ощущаете себя в этом грозном мире?
- Я считаю себя счастливой. Любимая работа, крепкая семья. Трое достойных продолжателей рода, внуки радуют - а их пятеро - успешной учебой и работой, да и две правнучки-перволашки подрастают. Счастье!

 

Словом, все - от корней. А родилась Августа Алексеевна 21 сентября 1930 года в городе Свердловске (Екатеринбурге) в музыкальной семье служащих.
Мама - Тамара Васильевна - машинист-стеклографист, папа - Алексей Васильевич Суставов - работал на складе Горстройремтреста. Любимая бабуля - Анфиса Федосеевна Гейцман - не работала. Она их, троих детей, поила, кормила, обшивала. А, по сути, воспитывала. Но они рано остались без мамы и отца...
- Помню: папа играл на гармошке. Мы танцевали и пели частушки. Мама играла на гитаре и очень хорошо пела романсы...
Здесь я хотел бы сказать, что организация и литературной, и музыкальной гостиных всеполно принадлежит Августе Алексеевне. Ну, кто еще возьмется за такое сверхщепетильное дело, как человек, обладающий доблестными ощущениями слова и слуха?
Люди творческие могут и освистать, а то и просто побить. Но здесь - полное взаимопонимание и уважение. И в каких бы жюри ни сидела Августа Алексеевна - к ее мнению полное уважение.

 

Вернемся к воспоминаниям:
- По праздникам случались "служебные вечеринки", где много пели хороших песен. Однажды на 8 марта принесли патефон, которого по бедности у нас не было. Все ушли за праздничный стол "в складчину". А я как сидела у патефона, так и осталась.
До сих пор помню романсы "Осень" и другие песни в исполнении Петра Лещенко. На новогодние праздники бабуля с мамой пели и расшивали мне костюмы. Например, "татарочка" или "лезгинка". И я у них на утреннике всегда танцевала. Стала подрастать и сама готовить концерты с двумя младшими братиками - Глебом и Олегом. Зимой кровать убиралась, папа из двух простыней делал занавес, приглашали детей всех соседей. А летом театр был у сарая, где были исполнителями артисты нашего двора, а зрителями - жители из двух соседних дворов. Зрители покупали "билеты", нарисованные нами, а на эти денежки мы радостно бежали за конфетами, печеньем и пряниками. Бабуля кипятила самовар. Настоящий праздник дворов!
Обитатели частных домов жили очень дружно: по выходным собирались на обед у кого-нибудь в палисаднике: окрошка, пироги с разными начинками, шаньги со сметаной, творогом, ягодами, разные овощи с маленьких огородиков.
Никого не видела пьяными: пиво, бражка - и все в норме.
Пение тихое, задушевное. А накормленные дети во дворе играли в "ляпки", "прятки", а я чаще с мальчишками сражалась на деревянных саблях...
Это милое детство и стало первым этапом музыкального и физического развития Августы. Эпоха и страна в детстве не чувствовались.

 

Первые четыре класса - общая школа, а с пятого - женская. По сей день Августа Алексеевна не понимает такого разделения. Когда уходила из четвертого класса, Игорь Черепанов на прощанье крикнул ей:
- Я все равно на тебе женюсь!...
Но он Августе не нравился...
Художественная самодеятельность началась с "Трех поросят", одного из которых играла она. Да и частушки на смотре пела за мальчика, танцевала вприсядку.
И это в женской школе.
После смотра во дворце пионеров к ней подошла маленькая женщина и пригласила в ансамбль танца. Это была Ольга Федотовна Щадных - бывшая балерина Ленинградского оперного театра. Она и стала любимой руководительницей, дорогой наставницей, где-то "мамой" и старшей подругой на все шесть лет до окончания школы...

 

Шла война. Из театров молодежь уходила на фронт. Августу из балетной студии отобрали в оперный театр, но она отказалась. Умер отец, нужно было работать, и по направлению райкома комсомола она стала старшей пионервожатой в женской школе.
Здесь все шло прекрасно: лучший класс, лучшая комсомольская группа, лучшая тимуровская команда, лучшие стрелки по военному делу, лучшие физкультурники. Но однажды случился казус. В кабинете биологии Августа нарядила чучело обезьяны в "стильные одежки". Пожилой педагог, женщина, оскорбилась и выгнала с урока, а директор заставила мыть окна в классе и послала за родителями, забыв, что их у Августы нет...
В годы войны страна и эпоха ощущались каждым: похоронки, голодные годы, беженцы, выступления в госпиталях, посылки на фронт...
Война - время мужания...

 

После школы Августа поступила на заочное обучение в университет - филологический факультет.
В то время во Дворце культуры строителей имени Горького открылся прием в театральную студию - этап подготовки студентов к театральному вузу, который был закрыт в период войны. Августа прошла по конкурсу и занималась там пять лет. Одновременно ее увлекли и в оперную студию, так как обнаружили хорошие вокальные данные.
А во дворце она стала вести на общественных началах детский театральный коллектив. А с первого сентября 1951 года ее приняли на постоянную работу заведующей детским сектором. Тут-то и пригодились ее организаторские способности и знакомство на практике с различными видами искусства. Августа еще и неплохо рисовала, сочиняла стихи.
Поступала она и в театральный институт. Прошла. Но учиться не стала - надо было растить младших братьев...
И тут судьба вновь улыбнулась ей. Ее работу оценили и на полгода перевели в обком профсоюза работников строительства промышленности, чтобы потом по направлению послать в Ленинград в высшую школу профсоюзного движения на факультет культурно-массовой работы. В те годы стипендия там приравнивалась к низшей зарплате культработника.
Университет она окончила с красным дипломом, но уже не с фамилией Суставова, а Ступак.
С Александром Павловичем Ступаком, присланным на работу с Магнитогорского металлургического комбината, она подружилась с первого курса, вместе занимались спортом - волейбол, лыжи, участвовали в театральных постановках, экскурсиях, ходили по музеям, изучали опыт работы дворцов культуры.
А вот направление на работу в Свердловск пришлось сменить на Магнитку после приезда Михаила Исааковича Полякова. В то время он работал в профсоюзном комитете ММК и приехал за кадрами для нового дворца металлургов.
И уговорил: двухкомнатная квартира, неплохая зарплата, круглосуточные ясли для дочки, могучий рабочий город, много молодежи. Так и стала Магнитка для Августы второй родиной...

 

Мощный организационный характер Августы Алексеевны, богатейший опыт культурной работы, удивительное личное обаяние помогли с нуля поднять три дворца - Ленинского комсомола, имени С.Орджоникидзе и детского дворца комбината в южных районах. По сути, в этой сложнейшей сфере жизни Магнитогорска Августа Алексеевна стала первопроходцем.
В этих дворцах стали раскрываться таланты всех направлений: город писал стихи, пел, танцевал, рисовал - открылось огромное пространство для творчества. На фоне тяжкого труда металлургов это стало той самой отдушиной, когда человек стал чувствовать себя человеком во всем своем многообразии. Потому-то имя Августы Алексеевны стало нарицательным для многих поколений горожан, а уж работников культуры тем более.
Августа Алексеевна ни разу не пожалела, что не стала актрисой. По ее словам, было бы скучно играть по полгода одну и ту же роль. Но на фоне такой "бешеной" и ненормированной работы они сумели еще и двойню "мужичков" родить.
Вот тебе и "переработка"!

 

Она чувствует себя нужной людям. Сотни и сотни ветеранов тянутся к ней, ожидая билеты в театр, кино, на выставки, на поездки в города области, уникальные места нашего края. Именно она может все это организовать, мягко разъяснить, прийти к ответственным людям и договориться.
Да разве кто-нибудь откажет этой светлой женщине, бескорыстно продолжающей свою светлую жизнь? Да никогда! Потому что плечом к плечу с ней комбинат, профсоюзный комитет, совет ветеранов...
Отечество по заслугам оценило работу Августы Алексеевны: ордена, медали, знаки, почетные звания - это не перечислить.
Будьте так же прекрасны, Августа Алексеевна!

 


Александр ПАВЛОВ
Фото: из архива автора.

Сентябрь 2010 года
Магнитогорск

 


 
« Пред.   След. »
Image

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
28 гостей