
В начале 90-х годов в
России бурную деятельность развернули финансовые нелицензированных компании, обещавшие невиданные проценты по вкладам. Все ринулись за "большими деньгами", не анализируя ситуацию, не задумываясь о сомнительности получения сказочных богатств. Пострадали тогда многие люди, в том числе жители
Магнитогорска и его близлежащих районов.
Мы создавали инициативные группы из обманутых людей, ходили на собрания в разные фирмы.
И практически всегда на этих собраниях присутствовала
Елизавета Петровна Сокол,
журналист из городской газеты "Магнитогорский рабочий". На одном из таких собраний мы и познакомились.
Елизавета Сокол - единственный корреспондент в городе, которая вела эту тему в течение многих лет. Это замечательный обаятельный грамотный журналист, который регулярно освещал все действия нашего общественного фонда, судов, милиции, прокуратуры, городской власти, федерального фонда поддержки вкладчиков. Она ездила в
Челябинск и в
Москву, там встречалась со всеми, кто участвовал в решении проблем обманутых людей. Потом все публикации были объединены в рубрику "В досье обманутого вкладчика". Все статьи были написаны на основании проверенных фактов, интересно, доходчиво, объективно.
Многие вкладчики вырезали ее публикации, вклеивали в альбомы для рисования и с такими документами ходили по инстанциям. Иногда это помогало. По крайней мере, хамили в кабинетах меньше, когда слышали имя этой журналистки. Это замечательный специалист, чудесный человек и верный друг. Наша связь продолжается по сегодняшний день.
Приведу несколько примеров.
Это было в декабре 1994 года. Обманутые вкладчики решили провести собрание всех горожан, пострадавших от компаний, работавших с вкладами населения. Местом проведения выбрали здание городской администрации по адресу проспект Ленина, дом 72. Людей собралось более двух тысяч. Многие думали тут же, в актовом зале, будут выдавать деньги. Когда открылись двери актового зала, повалила неуправляемая толпа. Началась давка, если кто-то падал, шагали через упавшего. Сломали входные двери, стоял страшный шум и гам.
Елизавета Сокол, как всегда пришла на собрание вкладчиков. Но пройти в зал не могла.
- Разрешите мне, пожалуйста, пройти, - пробивалась она вперед. - Я журналист из "Магнитогорского рабочего". Я должна здесь встретиться с организаторами собрания!
- Знаем мы вас журналистов! - гудела толпа в ответ, пиная ее и выдавливая к выходу.. - Сейчас первая свой вклад получит, а потом напишет, что всем по честному выдавали!
- Да здесь не будут выдавать вклады! - пыталась объяснить
Е.Сокол. - Здесь собрание обманутых вкладчиков и администрации!
- А раз собрание вкладчиков, то и нечего лезть сюда журналистам. Вы все заодно! - и разъяренные огромные дядьки продолжали пихать маленькую хрупкую женщину к выходу.
В редакцию она вернулась вся в синяках.
Расскажу еще про один случай, когда
Елизавета Петровна пострадала от обманутых вкладчиков.
Это было в декабре 1996 года. В городе шла предвыборная борьба - выбирали губернатора, депутатов законодательного и городского собраний. Время было тяжелое. Все были напряжены, раздражены, взвинчены.
Владимир Всеволодович Мазуль, который выставил свою кандидатуру на должность главы города и на должность депутата областного собрания депутатов, и его друг и соратник по предвыборной борьбе
Владимир Евгеньевич Кабетов, выдвинувший свою кандидатуру на должность депутата городского собрания, назначили собрание обманутых вкладчиков. Они должны были отчитаться о проделанной работе в этом направлении. Эти два человека тогда реально помогали найти хоть какие-то маленькие ходы для решения проблемы людей.
И вот пришли вкладчики, человек 800.
Холодно, вечер, все усталые, злые от того, что так долго ничего не решается… Приехал
Кабетов, пришла
Сокол, а
Мазуля нет. Он как раз поехал в Челябинск, нашу областную столицу, с кем-то встречаться как раз по поводу выплат вкладов. Все ждут, злятся. Начали возмущаться, задавать вопросы.
А так как
Елизавета Петровна больше всех знала по этой теме, она начала отвечать. Вокруг нее столпилась большая группа людей. Все кричат, одновременно что-то спрашивают. Она не успевает даже голову повернуть, не то, чтобы ответить на вопрос. Ее стали хватать за тулуп (в зале было очень холодно, пришедшие были в пальто, шубах, тулупах, она - тоже)…
В общем, пока
Владимир Мазуль приехал, тулуп на нашей журналистке - защитнице порвали.
Владимир Всеволодович и
Владимир Евгеньевич пообещали купить ей новый тулуп - ведь она пострадал из-за того, что они не вовремя начали собрание, которое сами и назначили! Но до сих пор так и не выполнили свое обещание!