Семь дней в Египте |
Автор Элла КОМИССАРОВА | |
06.06.2010 г. | |
Второй международный конкурс Очевидно, что Египет или Миср по-арабски практически всеми рассматривается как одно из чудес света. Его история, культура древнейшей цивилизации, насчитывающей 5-7 тысячелетий, пирамиды, фараоны и сфинксы известны каждому еще со школьных учебников и хрестоматий. А сколько фильмов и романов, исторических и искусствоведческих работ создано и написано по этой тематике. От того то, видно, и кажется туристам из нашей страны, что они все о Египте знают и излюбленными местами своего пребывания выбирают пляжи курортных городов красного моря на востоке страны. Как настоящие путешественники мы (я и преподаватель английского языка, директор школы иностранных языков "Опыт" и очаровательная женщина Недорезова Людмила Александровна) предпочли иной путь: эксклюзивный круиз по Нилу с посещением Каира и Александрии. Маршрут нелегкий и недешевый. Как нам сказал гид, на тысячу русских, отдыхающих в Египте, лишь 3 - путешествуют по Нилу. В основном это московская интеллектуальная элита. Так, на нашем "Флоренсе" из 12 русских почти все были либо преподавателями различных факультетов МГУ, либо научные сотрудники институтов и фирм. Соответственно и гидами были профессионалы, прекрасно владеющие историческим и культурологическим материалом и русским языком, которому они чаще всего обучались в России. После четырехчасового перелета из Москвы в Каир проводим ночь в великолепном отеле "Джосер" в центре Каира на улице Пирамид и утром следующего дня вылетаем в Асуан. В отличие от грязного и серого Каира Асуан приятно удивляет чистотой и обилием субтропической зелени: пальмы различных видов, цветущие бугенвиллеи, многообразные фикусовые деревья, известные по литературе как "дерево-лес", под одним из которых в Индии легендарный Будда создал религию "буддизм". От наших домашних фикусов они значительно отличаются пышной и густой кроной и мелкими листьями. Проходим через роскошные холлы пришвартованных теплоходов и оказываемся на борту "Флоренса". Как и все туристические теплоходы, он полностью закрытый, кроме верхней палубы. Здесь бассейн, лежаки, под тентами кресла и столики. "Флоренс" - плавучая пятизвездочная гостиница с прекрасными апартаментами, уютными, с обшитыми деревом стенами и украшенными витражами потолками, кожаными удобными креслами и прохладой. Я сразу же почувствовала себя одной из героинь романов Агаты Кристи. Обслуживающий персонал говорит только по-английски и моя спутница сразу же привлекает к себе внимание всех стюардов и сотрудников рецепшен. На протяжении трехдневного плавания ресторан нас радовал обилием и многообразием шведских столов, хотя мы чаще всего предпочитали овощи и фрукты, рыбу и кальмары в кляре и разнообразные восточные сладости. Сама египетская кухня: бобовые и острые щедро сдобренные приправами соусы как-то нас не вдохновляли. Стюарды отличались изобретательностью и стремились каждый день порадовать нас сюрпризами: из полотенец они выкладывали на постелях то цветы лотоса (символ чистоты, он, как и папирус, является символом Египта), то целующихся лебедей. А однажды мы открыли дверь и ахнули: в кресле, прямо перед входом сидел мужчина черный, в цветном халате и белой чалме. Мы были потрясены искусством стюарда и, конечно, к его удовольствию одарили его чаевыми сверх обязательных. Если вы посмотрите на карту Египта, то увидите, что обитаемой человеком и пригодной для его существования здесь являются узкие полоски земли вдоль течения самой длинной в мире реки Нила и его дельта. Именно на берегах Нила находятся все известные памятники древнейшей цивилизации (3-е тысячелетие до н.э.), других исторических эпох: скальные храмы Рамсеса II в Абу-Симбеле (южнее Асуана, перенесены после строительства новой плотины), храмы Исиды и Гора в Ком Омбо и Эдфу, колоссы Мемнона, долина царей и храм Хатшепсут на западном берегу, колонны и сфинксы Карнакского храма на восточном берегу, комплекс пирамид в Гизе (пригород Каира), памятники греко-римской эпохи: римский амфитеатр в Александрии и сам город, основанный Александром Македонским, древнейшие христианские церкви (IV-V вв н.э.), цитадели и крепости эпохи крестоносцев и более поздние памятники 18-20 вв., когда Египет стал арабским: мечети, мусульманские кладбища (города мертвых), университеты, музеи и отели, королевские дворцы и парки в Каире и Александрии. Одни впечатления сменяют другие, калейдоскоп информации, чувств, воспоминаний охватывает тебя. Пытаюсь выразить все то, что я чувствую и переживаю одним, словом и нахожу его: "потрясение". Я потрясена могуществом и силой духа человека, его способностью и целеустремленностью в достижении одной цели: не выжить, а навсегда обессмертить себя достигнув подлинного бессмертия, оставив нам колоссальные, поражающие воображение статуи, храмы, гробницы, росписи, сады. И все это в пустыне. Когда плывешь по Нилу, то поражаешься тому, что эта неширокая река вскормила и вспоила потрясающую цивилизацию над загадками и причинами успеха которой в строительстве, медицине, парфюмерии, искусстве, религии и литературе до сих пор скрещивают шпаги и перья ученые и писатели, пытаясь дать однозначные ответы. Когда увидела египетскую синайскую и нубийскую пустыни, то казахская степь показалась оазисом. Коричневый песок, барханы и узкая полоска жизни вдоль Нила - вот где причина того, что именно здесь самое большое развитие получил культ мертвых. Каждый фараон, не успев родиться, думал о будущем бессмертии: пирамиды, колоссы, храмы, "Книга мертвых", мумификация, фаюмский портрет - все должно было обеспечить бессмертие. А еще культ плодородия: настенные росписи, изображения бога плодородия и колонны, развитая фармакопея - должны были обеспечить долгую жизнь здесь, на земле. И те же пески, которые обусловили рождение столь страстного желания навсегда обеспечить себе жизнь вечную, способствовали сохранению выдающихся памятников. Неслучайно в Египете и до сих пор постоянно совершаются открытия, в Каире нам демонстрировали пирамиды, открытые 2 года тому назад, активно работают "черные" археологи, а наша гид по Каиру Ранния утверждала, что бОльшая часть Древнего Египта находится под землей. Казалось, после потрясения, испытанного при осмотре Карнакского музея под открытым небом, ничто уже не сможет поразить нас. И пирамиды Гизы издали казались небольшими и такими же песчаными, как и окружающий их ландшафт. Но по мере приближения и особенно вблизи этих гигантских сооружений, когда мы увидели огромные блоки искусно пригнанные друг к другу, увидели людей, которые в полном смысле казались букашками, ползающими по телу гиганта, мы вновь испытали "потрясение" и мысленно пропели гимн и "осанну" человеку! И, конечно, нужно было поехать в Египет, чтобы посмотреть росписи гробниц и храмов, чтобы оценить терпение и искусство древних египтян, через иероглифическое письмо и рисунки повествующих о жизни и истории многих поколений, занятиях и привязанностях, врагах и друзьях, богах и героях. Смотришь росписи и видишь, как та или иная новая эпоха вносит свои коррективы в традиционное творчество. Так, греко-римское влияние проявляется в появлении в традиционно плоских египетских рельефах изображений изящной маленькой груди у Изиды и Нефтиды, а наряду с традиционной египетской одеждой на рельефах появляются римские тоги и греческие туники. После греко-римского завоевания меняются и капители колонн, когда традиционные символы: цветы лотоса и папируса (символы Нижнего и Верхнего Египта) уступают место коринфскому стилю. После арабского завоевания преимущество переходит к мавританскому стилю с его арками и колоннами. Какое поле деятельности для искусствоведов и культурологов! Наследниками великой цивилизации стали арабы, которые принесли в Египет ислам и исламскую культуру. 5 млн. в Египте - христиане - наследники древнейшей христианской церкви - копты, а также последователи одной из 15 православных церквей мира - Александрийской. В отличие от высоких и монументальных мечетей и минаретов православные и коптские храмы представлены более скромными зданиями и росписями и иконами в духе ранних христианских изображений Девы Марии, Христа и евангельских героев. Как и в ранних христианских храмах, отсутствует иконостас, так хорошо известный нам по русским православных храмам. Обязательны скамьи для верующих. Побывали мы и в еврейской синагоге. Гид говорил о толерантности и отсутствии межконфессиональных конфликтов в современном Египте, населенном преимущественно суннитами. Если на теплоходе "Флоренс" постоянно звучала релаксирующая и успокаивающая музыка без слов из категории "классическая", то в поездках по Каиру и Александрии нас постоянно сопровождали звуки молитв и текстов Корана, нараспев провозглашаемые муэдзинами со всех минаретов во время намаза. Спрашиваю у гида: - А как же вы? Ведь время молитвы. Он мне в ответ: - Ничего страшного. Помолюсь позже, когда освобожусь. Коран это разрешает. Это так. И Коран, и Сунны допускают переносы времени молитв и постов, но не отмену их. По мусульманским традициям в общественных местах и учреждениях - в основном мужчины, нередко одетые в свободные серого либо темного цвета балахоны, а редкие женщины - в такой же одежде с неизменными хиджабами либо в чадрах. Как объяснила нам Ранния - гид в Каире: - Разве может женщина одеть европейскую одежду! А я вспоминаю, как в 50-е годы в Москве появились первые египтяне, приехавшие после арабо-израильской войны в СССР учиться. Тогда же с успехом демонстрировались египетские фильмы и первыми среди них были "Борьба в долине" и "Встреча со счастьем". Главную героиню в обеих фильмах играла очаровательная египтянка Фатим Хамама. Тогда все мусульманские страны пытались строить жизнь по европейским образцам и героиня фильмов ходила в коротких платьицах на бретельках. Представляю, что бы было, если бы сейчас на улицах Каира появилась женщина в такой одежде! Поэтому, когда меня спросили о красоте египетских женщин, что я смогла сказать? Наша Рания была обеспокоена одним: постоянно пряталась от солнца и носила перчатки, чтобы не загорела открытая часть лица и не превратилась в маску, одетую на белую женщину. В фильме "Клон", где обстоятельно показана жизнь и быт мусульман Марокко, все мусульманки носили красивые платки и шарфы, как то изящно завязанные. Ничего подобного мы не увидели в Египте. А Фатим Хамама, бывшая жена популярного голливудского актера Омара Шерифа, жива до сих пор, как сказал нам один из гидов. Каир как город не вызвал у нас особых восторгов. Огромный, грязный, хаотически застроенный, многомиллионный (более 22 млн.) мегаполис, очень опасный для любого передвижения. Практически отсутствуют светофоры, нет "зебр", движение регулируется окриками, жестикуляциями водителей и пешеходов, звуками клаксонов. Несмотря на потрясающие воображение пирамиды, великолепные мечети, цитадели, дворцы, фешенебельные районы, Коптский и Национальный музеи и пятизвездочные отели - Каир в целом не вызывает особого восторга и у гидов. Прямой противоположностью является Александрия. Белая, чистая, с четко планировкой, расположенная на берегу Средиземного моря, она воистину жемчужина Египта. Здесь нам показали и место, где находилось одно из чудес света - знаменитый Александрийский маяк, а также место, где находилась знаменитая Александрийская библиотека, сожженная христианскими фанатиками, стремившимися уничтожить "языческие" манускрипты. Здесь на улицах Александрии в IV в. н.э. христианские фанатики жестоко убили женщину - философа и ученого - Ипатию. Теперь здесь находится университет и публичная библиотека, но нет памятника выдающейся мученице. Наверно, все наши туристы сталкиваются с не очень приятной чертой арабов, хотя и понятной нам: население, несмотря на принимаемые меры, постоянно растет; зарплата в среднем по стране не превышает 250 долларов, вот и бегают мужчины всех возрастов за туристами, вымогая "бакшиш" любыми средствами. Вот несколько иллюстраций. Картинка 1. Сидим на верхней палубе с Людмилой Александровной. Она держит мобильный телефон из категории "самых навороченных". Подходит араб из персонала теплохода и спрашивает: - Ваш? Самсунг? Людмила Александровна в ответ на английском: - Муж подарил. Он ей совершенно серьезно: - А Вы не можете мне сделать "презент"? Я по-русски: - С какой стати? Он еще более настойчиво и серьезно по-английски: - Так, может, вы сделаете мне "презент"? Картинка 2. К одному из храмов едем на лошадях. Наша пролетка - № 171. Возвращаемся из храма и ищем среди других пролеток нашу. Выскакивает араб и спрашивает, что мы ищем. Людмила Александровна на английском ему отвечает. Араб тут же приводит нас к пролетке и протягивает руку для "бакшиша". Мы потом старались больше обходиться своими силами. Картинка 3. Где бы мы ни были, везде сидят, прохаживаются, стоят молодые мужчины с шарфами, футболками, статуэтками, открытками. Завидев туристов, тут же срываются с места, бегут за вами и кричат: - Мадам, мадам! Презент! Мы быстро, не глядя, буквально пробегаем мимо. Один из арабов догоняет меня и со словами "презент" бросает мне в руки какой-то сверток, который я быстро "отфутболиваю" ему, он вновь возвращает его мне. Тогда я громко ору арабское слово "халАс", что значит "достаточно" и возвращаю ему его "презент". Быстро уходим. В противном случае, стоит только остановиться, как тут же тебя буквально "облепляют" розничные торговцы и засыпают своим товаром, громкими гортанными криками и жаждой получить "бакшиш" в любой валюте, даже в рублях. Правда, женщина в туалете аэропорта в Каире такую гримасу разочарования сделала, когда вместо ожидаемого доллара увидела свои египетские фунты. Побывали мы и в нубийской деревне специально созданной для посещения туристов. Глинобитные дома без крыши, чуть прикрытые тростником. В семье три женатых сына, у каждого своя семья. У каждой семьи своя половина. Здесь нам предложили чай каркаде и для желающих кальян. Здесь нам демонстрировали маленьких нильских крокодильчиков. Здесь живут так, как жили и прежде: неприхотливо, довольствуясь самым малым. Да и по берегам Нила мы видели в основном такие простейшие, неприхотливые жилища. Правда, гиды нам говорили, что электричество здесь есть, и телевидение тоже, чтобы помешать довольно интенсивной рождаемости. Отрадно было слышать благодарные слова в адрес русских, когда речь шла об Асуане, о переносе древнейших памятников после строительства с помощью русских новой плотины. Постоянно повторялась фраза: - Россия - страна, с которой Египет никогда за всю свою историю не воевал. В Александрии мы бросили монетки в Средиземное море и мысленно пожелали мира и благополучия этой древнейшей в мире стране, где мы прикоснулись к культуре и истории пяти тысяч лет! И, конечно, мы искренне благодарны турфирме "Грандтур", лучшему туристическому агентству Магнитогорска и лично Мигуновой Наталье Геннадьевне за безупречную и творческую работу. Элла КОМИССАРОВА, кандидат исторических наук, профессор кафедры философии МаГУ. Фото: из личного архива автора. Март 2010 года Каир - Асуан - Александрия (Египет) - Магнитогорск (Россия) |
« Пред. | След. » |
---|