Хоть
Матрона была и не царских кровей, но твердила своё. Да и о повторном свиданьице с
Богородицей забуровила.
В общем, откопали икону. Нарекли Казанской. На месте явления построили девичий монастырь, приютивший эту девчушку. Которую тоже нарекли.
Марфой. Впоследствии ставшей, к гадалке ходить не надо, игуменьей свежеотстроенного монастыря.
Икона была писана на кипарисной доске, была чудотворной. Всё что мы знаем о чудесном обретении этой иконы, исцелениях от неё и прочее, описано
Гермогеном, Патриархом Московским. В те времена он служил именно в казанской епархии.
О похищении иконы, утрате её, спекуляциях около её сомнительного появления сквозь стольки годы, говорить не стану. Нам интересен не подлинник, а один из многочисленных списков. Копия. Тот самый случай, когда копия значительнее оригинала.
Списки с чудотворной иконы и сами становились чудотворными (принцип образа и подобия, фрактальности, присущ нашему духовно- материальному миру).
Вскоре настало смутное время на Руси. Царский род прервался. За самозванцами дело не стало. Воспользовавшись этим, в Россию вторглись поляки и шведы: кусочек лакомый.
Заурядный
мясник из Нижнего Новгорода Кузьма Минин пожертвовал своё имущество на то, чтобы собрать войско, очистить землю русскую от интервентов. Возглавил ополчение
князь Пожарский. Кто-то из казанских добровольцев и привёз этот чудотворный список с собой, в войско
Минина-Пожарского. Перед этим образом просили ополченцы
Богоматерь о заступничестве. Просили подсобить
Деву Марию в правом деле - неприятеля одолеть. Именно эта икона шествовала во главе войска по улицам освобождённой Москвы в 1612 году. Под звон колоколов внесли её в Московский Кремль.
Позднее этот список был перенесён
Петром Первым в Петербург. Хотя некоторые компетентные источники говорят о том, что в
Петербург был перенесён другой список: обетная икона вдовствующей
царицы Прасковьи, жены его родного брата.

А если и так, то что?
Хорошо: этот ли список, другой ли список, но в
Петербург он прибыл.
С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы, предшественницы Казанского собора.
С 1811- в Казанском.
Прошло много лет. Самодержавие, а вслед за ним - империя, пали. Петербург перестал быть столицей. Это полбеды. Потом город стал Ленинградом. А потом пришла беда. Великая Отечественная беда.
Я не стану рассказывать о видениях Митрополита Гор Ливанских, о его беседах с Божьей Матерью.
О её словах за Россию и о России. Кто-то этому верит, я, например. Кто-то отвергает.
Однако первой блокадной зимой эта икона, о которой я столь многословно рассказала, была вынесена из Князь-Владимирского храма, что на Петроградской стороне, и с ней был совершён крестный ход вдоль всего города.
Может быть именно этим (Этой) город и был спасён от однозначно неминуемой гибели?
Свершилось простое, банальное христианское чудо.
Если и напрашивается вопрос, то только единственный:
- Почему икона была взята не из Казанского собора?
Ответ:
- Казанский в то время был уже не собором, а Музеем истории религии и атеизма.
Но икона была сохранена: приютили люди добрые у правого клироса в Князь-Владимирском соборе. Помню её там и в начале 90-х, то ли в конце восьмидесятых.
Сейчас икона где и положено: в Казанском.
Я не прикладываюсь к бутылкам, даже
Джонни Уокер не привлекает, а к лику Заступницы усердной, иконе Казанской Божьей Матери прикладывалась неоднократно. Было дело.
Скоро в питерском метро зазвучат стихотворения о войне. В записи. Годовщина победы близится. Люблю стихи
Ольги Берггольц, но коль из уст
Мегицко - до потери сознания не переношу. Понимаю, что кто-то должен их прочесть.
От навязывания
Мигицко буду закрываться ушками или наушниками плеера (в мае собираюсь в
Питер).
Неплохо было бы хоть прозой, но помянуть всех православных: сказать о роли духовенства, монашествующих, просто верующих в этой чудотворной победе, в спасении города.
Это они шли в полный рост под пули с иконами. Огонь прекращался. Враг бежал. Многим фронтовикам это известно, но рассказывать не любят. В чудо не верят. Верят в себя.
Брежнев мог замолвить об этом в "Малой земле", промолчал умышленно. Какое там чудо? Подвиг солдата!
Брежневские пять золотых звёзд - не чета единственной военной награде
Патриарха Алексия (Симанского) - медали "За оборону Ленинграда". И, тем не менее, какой визуальной гармонией наполнен образ: чёрное облачение представителя чёрного духовенства, на груди - крест с украшениями и панагия, а слева - эта медаль.
И как смешны многочисленные золотые побрякушки на широкой груди Генсека. В одном человеке не может уместиться столько героического.
Когда мы разговариваем об этом с друзьями, то многие не соглашаются со мной. Дескать, не играла Вера, успешно реанимированная в страшную годину, духовность того значения для исхода войны, которое я этому приписываю.
У меня два аргумента.
Первый: с какого перепугу восстановила бы власть Патриаршее возглавление Русской Православной Церкви в ещё тяжёлом сорок третьем, если бы на её силу и мощь не уповало?
И второй: если
Митрополит Гор Ливанских Илия имел не беседу с
Матерью Божьей, а галлюцинацию, то зачем был он нужен Москве в сорок седьмом? Поместить в психиатрическую клинику? И скромный такой утешительный приз - Сталинская премия.
Всё было. Я хотела сказать, что этот город родился в рубашке.
Помните, в детстве названия падежей заучивали? Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку?
Пётр воплотил этот город. Из головы и сразу на чистовик. Не девчонку, правда, джентльмена. За пелёнкой можно было не посылать, так как новорожденный был в рубашке.
9 мая город, урождённый в рубашке, отметит годовщину Великой победы. Шестьдесят пять мирных лет.
А в первое воскресенье после этого дня пройдёт очередной, восьмой по счёту,
Праздник корюшки.Ещё то Событие!
Помню, классе так в третьем общеобразовательной, писали очередное глупое сочинение. Небольшая цитата из него: "Корюшка. Моя любимая рыба. Она питерская. Ловят в Ладоге, продают в мае, а пахнет свежим огурцом".

Ну что тут добавить? Да, рыбка питерская, от ушей до хвоста. Запаху своему так и не изменила. Ловят и в Онежском.
А что праздновать её столь помпезно надумают, я и не подозревала. С 2003 года чего только не выдумывали: и на стрелке Васильевского её чествовали, в Петропавловке, на стометровом мангале зажаривали тонны рыбёшек эпатажные мира сего, в столитровом казакине уху царскую из неё готовили....
В общем, есть на что смотреть в первое постпобедное воскресенье. И с высоко поднятыми бровями, и с умилением. Чудят питерские! Воистину чудят.
Забавы. Они не чужды человеку, они не чужды Городу.
К забавам, к тому, что и как чебучат петербуржцы, я бы отнесла ещё парочку событий.
"Русские сезоны" 1909 года. И визитную карту кинематографического Питера, да и всероссийскую - Ленфильм.
Сергей Дягилев. Имя на слуху. И этих слухов - в избытке.
Юрист по образованию, окончивший ПУ, и посвятивший всю свою жизнь продвижению и популяризации русского искусства: в равных долях с Бенуа создал "Мир искусства", единолично организовал "Русские сезоны" и "Балет Дягилева".
Много-много лет назад, будучи уже знакомой с репертуаром "сезонов", их самородками и выродками, зная о триумфе русского дягилевского балета, я прочла случайно попавшуюся под горячую руку книгу "С Дягилевым", автор - Серж Лифарь. Чрез горизонты страничных строк проступил облик этого человека, великого и одержимого, одинокого
и закономерно не понятого. Так было, и так будет. Всегда. Если воздадут вдогонку - уже хорошо. Дягилеву активно воздают в последнюю пару лет: столетие " сезонов".
Рискованные, пан или пропал сезоны девятого года.
- Ба, да русские умеют танцевать! - перешептывались избалованные рафинированные парижане 19 мая и 2 июня.
В Шатле было показано пять балетов в постановке Михаила Фокина. Труппа - сливки Мариинки и Большого. Нижинский, Павлова, Карсавина - превосходные и непостижимые.
Декор и костюмы - Рериха!, Бакста, Бенуа.
Под звуки Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Аренского и Бородина.
Лиха беда - начало. Ещё 20 сезонов суждено быть "Русским сезонам" над миром всем. Над Европой, богатой Азией, Америкой, Японией... Все аристократы, знатоки, почитатели: " у ног" русских балетных.
Я не больно-то чопорна в этой части Заметок, так что позволю себе пофантазировать. Живёт сейчас в столице российской чудной мечтатель и фантазёр, серьёзный
учёный Владимир Скулачёв. Вознамерился коль уж не обессмертить человека, так лет до 150 жизнь его земную продлить. Её активную, именуемую молодостью часть.
Кое- что припасено у него для этого: ладная карета - митохондриально адресованный сильнейший антиоксидант, да ещё и кони резвые - "ёны Скулачёва".
В общем, жить нам с вами, да работать. Жить, да работать.
И реформы пенсионного законодательства не избежать.
Получи
Дягилев тот же алхимический состав в своё время, да чем угодно, хоть колдовством... здравствовал бы до сей поры.
И как бы называли мы его сейчас? Его, здравствующего?
Всё правильно: PR- менеджером всех времён и народов. Навсегда.
Ну а если серьёзно, то покоится сейчас его костно-кожаный останок на кладбище близ
Венеции, рядом с таким же останком
Стравинского, живейшего композитора, выдвинутого из тени "для себя творения" на яркий свет "показать сокровенное публике", именно напористым и светским
Дягилевым.Да, не могли не признать русский балет из его напористых рук!
А кино российское обделено человеком подобным. Гениев продаж на все искусства не напасёшьси.
Да ладно, что уж здесь сетовать. Зато поклонников у киноискусства хватает.
Но, чур, не я. Равнодушна.
Я - человек Книг. (По аналогии с народом Книги).
Поэтому мне было бы безопасней "киношную" тему обойти. Как гору. Но не могу.
Ленфильм, как не крути, Событие.

Нарекли это Событие именно
Ленфильмом в 1934 году. Но и с рождения, с 1918, оно не было безымянным:
Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммунн. Как вам? Брендом так и прёт.
И было до
Ленфильма ещё 8 названий. Не менее занимательных.
"Мы говорим - партия, подразумеваем - Ленин..."
Столь же верно: мы говорим -
Ленфильм, подразумеваем - Золушка. Так уж сложилось. Для большинства.
1947 год. За патриотизмом, обострённым опустошительной войной, пришла всеобщая усталость. И даже апатия. Потянуло... в сказку.
Пожалуйста.
Шварц за сценарием не постоял!
- Только сказочка х...ая... (цитата, позаимствовала у
Янки Дягилевой).
Да, вышла сказочка именно такая, но, при всём при том, замечательная.
Ну какой, скажите, ребятёнок поверит: возраст Золушки- тридцать семь. Даже возраст
Христа моложе возраста Золушки!
Ну и кто поверит, что размер ноги у неё тридцать первый, и при этом курит "Беломор"? Благо, что хоть не в камеру дымит.
Но смотрится-то как замечательно! И сама Золушка и весь фильм.
А 1 января сего года вышел в свет его цвет, то есть, колоризированная версия. Раскрасили Золушку. В
Америке. Красок ушло - на миллион долларов. Это не шутка.
За словом в карман не полезу и этого слова не побоюсь:
Ленфильм - самое богемное событие Города. Голимая богема!
Хейфиц, Жеймо, Раневская... И ещё четыре раза она же!
При всей возможной гениальности
Раневской, лично я её не жалую. Именно за то, за что она всеми любима: за язык без костей. Хотя точнее её никому не удалось охарактеризовать отечественную... нет, не сцену, а медицину: "Если больной очень хочет жить- врачи бессильны".
Но есть за душой Ленфильма кое-что ещё. Окромя богемности.
Тот же
Хейфиц в "Даме с собачкой". Весь
Герман. Блистательный "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" семьдесят девятого года.
Каждому своё. И Ленфильм у каждого свой.
Отдельное слово хочу замолвить за бутафоров. Редкая профессия. Только в тех городах процветает, где киностудии имеют место быть.
Если хочется замуж за бутафора - скорее в
Питер. Такой муж сделает всё, что пожелаешь. Но получится желаемое. А в действительное превратится только сквозь оптику кинокамеры.
И священнодействуют эти люди в съёмочных павильонах, большинство из которых находится на Каменноостровской, 10.
Попасть в павильоны можно буквально с улицы. А дальше - кто на какую смекалку горазд. Если постараться, то можно всё обойти, на всех посмотреть. Для этого нужно лишь себя не сильно выпячивать.
Ну достаточно. Для меня и это подвиг. Столько слов на
Ленфильм. Думаю, что не на ветер.
Так было мутно, столько времени эти слова, будучи ещё мыслями, в проявителе провалялись. Ну хоть какая- то чёткость появилась.
Ну а дальше - как по маслу. Три политических события. После которых российская монархия и приказала долго жить.
Восстание декабристов, Кровавое воскресенье, отречение Николая Второго от престола.Был нарушен главный принцип то ли шахматной, то ли карточной игры: последовательность ходов противников. Параллельность и опережение - недопустимы.
Заварил эту кашу десятый
император Всея Руси Александр Первый (Благословенный). Ловко подмечено
Пушкиным в эпитафии: "Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге". Полбеды. Но ещё и не оставил за собой ни единого законного наследника. Хотя внебрачных детишек имел с горкой - одиннадцать. Что хотел, тем и занимался.
С детства избалованный
Великой бабушкой
Екатериной, которая лично даже сказки сочиняла "господину Александру". Если любопытно, то "Царевича Хлора" можно прочесть и ныне.
Так вот, яблоко раздора, упавшее с небес на Сенатскую площадь в декабре 1825 года, было подписано так: "или- или". Один из двух братьев Благословенного мог взойти на Российский престол. Или
Николай, или
Константин. На безрыбье и рак рыба. Так что выбирали из двух раков. Стоило ли так горячиться!?
Константин и до и во время и после отнекивался.
Николай был не прочь. Пострадал хороший и достойный человек:
Милорадович, сгубили его декабристы.
Николай, на грани стать
Первым, картечью разогнал каре декабристов. А после драки ещё и пятерых повесил. Пять смелых к одному сильному. Сильному мира сего.
Нацарствовавшись вволю и имея приемником сына, отошёл в мир иной.
Сын,
Александр Второй, будущий Освободитель, взошёл на престол.
Однако и декабристы имели приемников - народовольцев.
Которые медленно, но верно, с шестой попытки, таки ранили
Александра Второго Николаевича. Царя Освободителя. И первая же рана оказалась смертельной.
Александр Третий, сын Второго, повесил (традиция?) пятерых. "Миром управляют цифры". И построил Спас на- Крови.
После этого кровавая партия была отложена. Чуть ли не на четверть века.
Чей был следующий ход? Революционеров. Кровавое воскресенье.
Только не голубая императорская кровь залила городские мостовые, а красная народная.
Николая Второго, сменившего на высочайшем посту своего батеньку
Александра Третьего, в столице в тот и предшествующие дни не было. Но о народных волнениях он был предупреждён. Даже кое-что предпринял: ввёл военное положение. То есть власть перешла в руки военных. По иронии судьбы главнокомандующим Петербургским военным округом был великий
князь Владимир Александрович. Третий сын Второго Александра, от рук народовольцев, у места будущего Спаса на-Крови, мученической смертью павшего.
Он-то и велел стрелять по мирно шествующим к Зимнему рабочим. Это была вендетта, кровная месть.
Солдаты палили по иконам, которые несли шествующие рабочие; по портретам Царя... На иконах - твой бог, на портретах - племянник.
Не об этом думал в тот январский день великий князь. Думал о своём отце: обгорелом, почти нагом, с практически оторванными и искарёженными ногами, больше часа пролежавшего в Зимнем на смертном одре, в её, смерти, ожидании...
А рабочие? Просить-то шли восьмичасового рабочего дня, в коем веке - свобод. Каждому своя рубашка ближе к телу!
Но пускать пули в ход! Реакция неадекватна вызову. Вот он: преждевременный, неосмотрительный и смертоносный для монархии ход!
Первая русская революция - шах монархии. Февральская революция 1917 года - мат, отречение
Николая Второго от престола.
Царская власть пала, Император и семья расстреляны.
Вот и пришло время подвергнуть российскую монархию, питерскую до костного мозга, следующей манипуляции: подвести под ней черту. Ниже и слева под чертой написать: Итого.
Итак, Итого.
Что осталось от монархии? Посмертно...
История, победы и земли, парки и дворцы, дворцы и парки, многочисленные города, единственная столица, памятники и музеи, музеи и памятники, кое-какие сыновья- наследники, усыпальница, истыканная надгробиями, яко торт свечами в день рождения не корнишончика, а человека зрелого.
Усыпальница - Петропавловский собор. Надгробия мраморные.
То, что осталось от Петра Первого - в юго-восточной части собора.
То, что осталось от Николая Второго - в юго-западной. Последний принял мученическую смерть. Первый умер как настоящий мужчина.
Я вот о чём. Широко известная медицинская поговорка гласит: "Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия". Потом обследовать стали лучше, вторая часть прибаутки изменилась. В моё время говорили уже так: "Все болезни от нервов, только пять от любви".
Что сейчас? Числительное стремительно меняется, в сторону увеличения. Но болезни, те, что от любви, - остаются.
В старину от них даже умирали. Болезни вообще не признают какой бы то ни было неприкосновенности, даже император не застрахован. Как от самой болезни, так и от любого исхода.
Я хочу сказать, что в последние годы жизни Пётр страдал каким-то заболеванием органов мочеполовой системы. Нельзя исключить банальную гонорею, которая стала причиной восходящей инфекции. Антибиотиков об ту пору не было.
Император и сам поддал жару: изрядно простудился пред той своей последней зимой. Что повлекло за собой проблему: мочился с трудом и кровью. Вплоть до анурии ( полного прекращения мочеотделения). Однако государя можно было спасти. Сделать цистостомию: мочевой пузырь проколоть и вывести мочу чрез эту дырочку.
И спасли бы кого угодно, только не Петра Великого: руки дрожали у докторов.
А вдруг... А надо ли... Авось пронесёт...
И технологическое. Как никогда ранее.
Жорес Алфёров сказал. Верим и живём. Живём и верим.
FINIS. Или начало?
Татьяна Demiurge ФОМИНА
Фото: Иван ИВАНОВ (Санкт-Петербург, Россия),
Татьяна ФОМИНА (Магнитогорск, Россия).
Февраль - Май 2010 года
Санкт-Петербург - Магнитогорск
См. по теме:
...светел Питер. Светел и суров. - 1
...светел Питер. Светел и суров. - 2