Свой взгляд arrow Новые публикации arrow Нелегальные трансгены наступают... Украина капитулирует...

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Нелегальные трансгены наступают... Украина капитулирует...
Рейтинг: / 22
ХудшаяЛучшая 
Автор Анна ПОЛИЩУК   
24.02.2010 г.
 
Эффект отсутствия

В конце прошлого месяца Министерство экономики Украины инициировало отмену маркировки продукции, не содержащей генетически модифицированных организмов. Соответствующий законопроект №6001-1 был внесен министерством на рассмотрение правительства.
Аргументируя позицию ведомства, министр экономики Богдан Данилишин заявил, что обязательная маркировка продуктов отметкой "Без ГМО", установленная законом №1778-VI от 17 декабря 2009 года, "не соответствует европейским стандартам и вынуждает предпринимателей проводить и оплачивать лабораторную проверку даже тех продуктов, которые теоретически не могут содержать ГМО".

В принципе, логика понятна: отсутствие какой-либо информации на товаре о ГМО уже должно свидетельствовать о том, что трансгенов в нем нет. К тому же проверяющие органы неоднократно заявляли, что путем проставления пометки "Без ГМО" производители продуктов питания пытаются увеличить объемы продаж и наносят данную надпись даже на соль и водку, поскольку потребитель подсознательно воспринимает продукцию с такой маркировкой как более качественную. Подобная тактика относится к категории greenfoshig (англ. - "зеленое замыливание"), с которым во всем мире ведется борьба как на правительственном, так и на общественном уровне.

- Кроме того, маркировка «Без ГМО» противоречит международным стандартам, - добавляет старший юрист ЮК "Jurimex" Владимир Чубай. - Так, согласно принятому международным сообществом Codex Alimentarius (продовольственному кодексу) на упаковках продуктов питания неэтично и некорректно указывать информацию об ингредиентах, которые там не содержатся.
Правда, о том, что такое Codex Alimentarius, рядовой потребитель осведомлен мало. Зато очень интересуется наличием или отсутствием ГМО в различных продуктах…
- Насколько мне известно, речь не идет о полном отказе от использования в маркировании продуктов пометки "Без ГМО", - комментирует первый заместитель председателя Всеукраинской экологической лиги (ВЭЛ) Татьяна Тимочко. - Министр экономики в своих комментариях неоднократно подчеркивал, что до 1 марта правительство должно сформировать список продуктов, которые могут выпускаться в продажу без такой маркировки. Это продукты, которые не имеют белковой составляющей, например, сода и соль.


В Украине мутантов нет

Впрочем, принятие или непринятие вышеупомянутого законопроекта, скорее всего, мало повлияет на ситуацию, ведь хронология "переписывания" условий маркирования достаточно обширна, а вот эффекта от этого пока никакого.
- Приходится в очередной раз констатировать, что процесс законотворчества в нашей стране оставляет желать лучшего. Сначала, якобы заботясь о народе, "народные мужи" закрепляют на законодательном уровне обязанность производителя маркировать пищевые продукты, а потом, якобы заботясь о производителях и имидже страны, пытаются эту обязанность отменить, - говорит Владимир Чубай. - Так, Закон Украины №1778-VI, принятый ВР в декабре прошлого года, обязал размещать на этикетке информацию о наличии или отсутствии в пищевых продуктах генетически модифицированных организмов, что отображается на этикетке надписью "С ГМО" или "Без ГМО" соответственно.
До принятия Закона 1718-VI маркирование "Без ГМО" носило добровольный характер и регулировалось постановлением Кабмина №468 от 13.05.2009 года. Теперь же наличие соответствующей маркировки на упаковке обязательно в любом случае. Возникает вопрос: как это можно проконтролировать?.

Практически никак. В сентябре прошлого года Всеукраинская экологическая лига в рамках акции "Выбери настоящее!" проверяла торговые сети относительно выполнения требований обязательного маркирования продуктов с ГМ-компонентами. Оказалось, что новые продукты питания с маркировкой "Без ГМО" появляются постоянно, но добровольцы из ВЭЛ ни разу
не увидели значка, который бы указывал на наличие мутантов в продукте.
- Сегодня производители используют генетически модифицированное сырье реже, - констатирует начальник Научно-исследовательского центра испытаний продукции "Укрметртестстандарт" Владимир Семенович. - Еще два года назад мы могли говорить о 30-40 процентов продуктов питания с ГМО, сегодня же, по нашим наблюдениям, процент не превышает 10. Это де-факто.
Однако интересно другое: де-юре в этой сфере продолжает действовать Закон Украины "О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке
и использовании генетически модифицированных организмов", согласно которому применение незарегистрированных ГМ-организмов на территории Украины запрещено. Но насколько мне известно, сегодня в нашей стране система регистрации еще в стадии разработки. То есть использование генетически модифицированных компонентов в производстве продуктов питания вообще незаконно. Следовательно, продукты, которые содержат ГМО, можно и нужно изымать из торговли и уничтожать.

Правда, ориентироваться на Закон "О биобезопасности" юристы не рекомендуют: многие эксперты в Украине и за ее пределами признали его одним из самых худших не только в Европе, но и на постсоветском пространстве.
- Отсутствием государственной стратегии относительно генной модификации успешно пользуются все, кто имеет благодаря этому свои грязные доходы, - возмущается Татьяна Тимочко. - Начиная
с 2007 года, когда был принят этот несовершенный закон и отменено первое правительственное постановление о маркировании продуктов, содержащих ГМО, украинские потребители остались один на один с мощным международным лобби, которое хочет "отбить" средства, вложенные
в научные разработки. Не секрет, что часть исследований в вопросе ГМО рассматривались как создание нового вида биологического оружия. В свете этого интересно: кто воюет с украинским потребителем, и почему те, кто должен беспокоиться о благосостоянии собственного народа, оказывают содействие созданию правовых дыр?
- Ответственность за несоблюдение уже действующих законов относительно маркировки продуктов с трансгенами просто смехотворная: размер штрафа колеблется от 170 до 3400 гривен, что, согласитесь, совсем немного, - отмечает Владимир Чубай.


ГМО в обмен на ВТО

Законопослушных производителей штрафы, возможно, и напугают. Что же касается менее щепетильных - для них правительство в конце прошлого года еще больше облегчило жизнь, отменив приказ Госпотребстандарта от 2005 года, который утверждал перечень продуктов питания для обязательной сертификации. В списке числилось 17 групп, среди которых - чай и кофе, молочные и колбасные изделия, консервы и подсолнечное масло. Этот документ был принят якобы по требованию Всемирной торговой организации, однако эксперты говорят, что аналогичная система защиты внутреннего рынка есть в большинстве стран - членов ВТО.
Настоящей причиной прекращения сертификации стало желание властей получить от Всемирного банка заем в $500 млн. на покрытие дефицита бюджета. Для украинцев же правительственное постановление чревато появлением на полках некачественной продукции. В том числе -
и продукции с ГМ-компонентами.

- С одной стороны, такое решение может привести к увеличению некачественных продуктов,
но несущественному, так как даже в условиях сертификации были факты выявления некачественной продукции, - считает Владимир Чубай. - С другой стороны, Украина взяла на себя обязательство отменить сертификацию, и его рано или поздно нужно было выполнять. Кроме того, остальные системы контроля продолжают действовать. Импортируемые товары продолжают сертифицироваться в странах-производителях. Отмена сертификации продуктов питания не влечет за собой избавления от маркировки ГМО.

- О том, что обязательную сертификацию нужно отменить, говорилось давно, но нельзя просто ее ликвидировать, не введя альтернативный механизм контроля, - утверждает Владимир Семенович. - Необходимо вводить так называемый рыночный контроль, существующий в странах Европы, когда представители контролирующих органов, не афишируя свои визиты, прямо в магазинах покупают продукты и анонимно их тестируют.
Однако на введение такой системы у государства денег нет. Как нет их и на регулярные проверки всех сомнительных импортных и отечественных продуктов питания на предмет использования трансгенных технологий. Пока же правительство только развязало руки производителям, не предложив ничего взамен.


Мнение эксперта

Алексей Сытник доцент кафедры экобиотехнологии и биоэнергетики Национального технического университета Украины "КПИ", кандидат биологических наук:
- Ситуация с ГМО в нашей стране сложилась поистине парадоксальная.
Во-первых, до сих пор отсутствует единый реестр ГМО в Украине, который должен был быть создан еще до введения обязательного маркирования продуктов. Пока его нет, контроль за ГМО достаточно условный и эфемерный. Понятное дело, что генетически модифицированную сою
в лаборатории определят, однако, к примеру, у нас недостаточно изучены так называемые рекомбинантные микроорганизмы, которые тоже относятся к категории ГМО и используются,
в частности, в кисломолочных продуктах. В Европе эти организмы активно применяют, особенно
в продукции, изготовляемой для экспорта, однако для украинского потребителя такие импортеры предпочитают информацию по этому поводу тщательно скрывать.
В то же время необходимо отметить, что процент влияния этих организмов на человека
на необходимом уровне еще не до конца изучен, и неизвестно, можно ли употреблять их в пищу. Мы же банально кушаем сегодня, как говорится, "что дают".
Второй момент. Это порядок маркирования продуктов с ГМО, а точнее, нюансы его воплощения
в жизнь. В Украине он существует, однако то, как он выполняется, ставит под сомнение эффективность наших контролирующих и проверяющих органов. Закон, вводящий штрафы, имеет ряд нестыковок с действующим законодательством, в частности с налоговым. Поэтому можно поставить под сомнение его эффективное выполнение.
Вообще, непонятно, каким образом его будут реализовывать в условиях полнейшей коррупции
и отсутствия единой методики определения ГМО в продуктах, ведь утвержденных
и унифицированных методик у нас нет. Маркировать продукцию необходимо. К этому нас обязывает Картахенский протокол, Орхусская конвенция, а также наш закон о правах потребителя.
Однако здесь начинаются сложности иного характера: для того, чтобы это делать и делать максимально эффективно, как минимум, в каждом областном центре должна быть создана специальная лаборатория. Причем каждая лаборатория должна быть оборудована таким образом, чтобы определять не просто наличие или отсутствие ГМО в продукте, но его количество (потому что у нас сейчас установлены нормы на уровне ЕС - 0,9 процента). На сегодня по всей территории страны таких лабораторий порядка 11, но этого недостаточно. При этом немаловажно, чтобы была создана единая методика проведения анализов.

Существует всемирная практика межлабораторного контроля результатов исследований, в том числе ГМО, которая позволяет свести к минимуму возможность использования коррупционных механизмов при вынесении лабораторного заключения. Сегодня же многие институты
и лаборатории избрали две линии поведения: либо вообще устранились от вопросов, связанных
с ГМО, либо выбрали позицию, что ГМО не несут никакой опасности.
Понятно, что в условиях отвратительного финансирования науки в нашей стране многие НИИ спонсируют крупные представители иностранного бизнеса, в том числе и биотехнологического.
А использование ГМО априори предполагает достаточно серьезные материальные выгоды. Поэтому говорить в этой ситуации о каком-либо объективном анализе часто почти невозможно. Мы сегодня говорим не столько о рисках употребления ГМО в пищу, поскольку этот вопрос еще недостаточно изучен и требует длительной, всесторонней экспертизы. Для Украины гораздо большую проблему представляет вопрос экономической и биологической безопасности, стоящий достаточно остро
в связи с полным отсутствием реального контроля процесса со стороны общественности.

С конца 90-х годов в Украину идет колоссальный нерегулируемый и неконтролируемый завоз трансгенов, при этом с каждым годом этот поток все больше и больше усиливается. Например, большинство трансгенных растений завезено к нам нелегально. Немало поспособствует этому
и отмена обязательной сертификации продуктов питания, принятая правительством в конце прошлого года: украинцы вынуждены доверять тем экспертизам, которые проводят европейские службы, при этом не факт, что для товаров, предназначенных на экспорт, эти экспертизы всегда корректны. Лабораториями в нашей стране неоднократно были зафиксированы нигде не зарегистрированные ГМО, характеристики которых определить невозможно. Непонятно, что это
за ГМО и откуда они попадают в нашу страну.
Не хочется нагнетать панику, но в таких условиях вполне можно говорить о возможности нелегального ввоза в страну определенных видов биологического оружия, которое наши лаборатории определить не в состоянии.


Алина ПОЛИЩУК
по материалам СМИ
"Киевский Телеграфъ".
Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - карикатуры из Интернета.
Февраль 2010 года
Киев (Украина) - Москва (Россия) - Магнитогорск (Россия)

 
« Пред.   След. »