Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Владимир-мастер и его Муза
Рейтинг: / 390
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
20.01.2016 г.

Эта публикация участвовала в Седьмом Международном конкурсе "Страна своя. Страна чужая."


"Все могут короли!" - как-то очень настойчиво совсем недавно утверждала одна наша  всероссийская дива.
Как говорил другой наш великий соотечественник: "Не верю!"
Не буду утверждать, что лично я знаю человека, который может все. Но то, что он может очень-очень много, убедилась сама.  

Image… В их квартире много необычных вещей. Начать с того, что стены  расписаны букетами цветов.
- Вы сначала рисуете эскиз на бумаге?
- Нет. Сразу рисую карандашом на стенке. Вот нарисовал акантовый лист один - и пошел дальше. Линеечку с собой держу. Я его линейкой замеряю вертикально, горизонтально, линейку приставляю к другому месту на стене, и в этой же клетке рисую дальше. А потом рисунок известкой пишется дальше. Это волокитная, очень длинная работа. Но уже лет семнадцать стоит.
И еще простоит столько же.
Владимир-мастер продолжает ликвидировать мои пробелы в образовании.
- Вот здесь, где розы, называется "зеркала". А вот это, - он показывает на "почти геометрические фигуры", - спуски. Вот это и называется альфрейная работа. Века простоит!
- А этот орнамент наверху? Это тоже альфрейная работа? - спешу воспользоваться близостью информационного источника.
- Нет. На потолке - это фрис. А по средине - круг.
- К нам соседка, что над нами жила, зашла как-то, посмотрела на потолок и говорит: "Интересно, когда он этот круг долбил, я даже не слышала!" - присоединяется к нам жена Владимира-мастера Нина Яковлевна.
Супруги заразительно смеются.

- Это называется обман зрения, - довольный, поясняет Владимир Дмитриевич.
- Вот к этой каждой розочке одиннадцать раз приложиться надо, - неудовлетворенная краткими пояснениями мужа Нина Яковлевна возвращает мой взгляд на стены. - Когда делали, пасмурно было, казалось, что хороший цвет подобрали. А когда солнце выглянуло - невыносимо смотреть! Получилось ядовито, цвета прямо режут глаза! Давай снова краску разводить да маленько переделывать.
И они снова заразительно смеются.
- А как делали! Он мне: "Держи, держи трафарет! Не сдвинь! Ровно держи, а то криво получится!"
А у меня руки отваливаются.
И опять звонкий смех разносится по квартире.  

- У вас получается  - Мастер и его ученица? - я любуюсь их созвучием.
- Да какая ученица? - улыбается женщина. - Помощница.
Когда они жили в 4-комнатной квартире, у Добрыниных все комнаты были расписаны как времена года - зима, весна, лето, осень. Тогда, в 4-комнатной, их было одиннадцать человек: мой герой с женой, четверо их детей, его родители, муж и сын старшей дочери.
Сейчас они живут в двухкомнатной квартире вдвоем. Спальня у них голубая, гостиная зеленая…
И домик в саду у них тоже расписной - там зеленые листья разбежались по стенам.
Добрынину Владимиру Дмитриевичу - 78 лет, Нине Яковлевне - 72. Он больше 50 лет проработал на комбинате, она трудилась в ателье.
Image- Я много прошел, - достает трудовую книжку Владимир Дмитриевич. - От альфрейщика до бригадира слесарей. По производственной необходимости был и сварщиком цветных металлов, и газосварщиком.
А по требованию души - делал карандашные наброски, писал картины, занимался чеканкой. Еще писал стихи,  изобретал новые инструменты, усовершенствовал предметы домашнего обихода.
И еще вырезал по дереву, делал мебель, ковал посуду, изготавливал холодное оружие, вытачивал подсвечники, создавал сувениры… Кроме этого, построил такой дом в саду, что проезжая мимо люди останавливались полюбоваться резьбой по дереву…  

И последние сорок лет рядом была Нина Яковлевна. Они встретились, когда каждый пережил трагедию: у него - ушла жена, трое детей остались с отцом; у нее - погиб муж. Нина и Владимир выросли в одной деревне, их матери были дружны. Прошли со страной через  голод, холод и войну. Научились беречь то, что есть, понимать и помогать друг другу. И не бояться работы.

Как при такой непростой жизни в человеке пробуждается потребность создавать красоту? Как при таком количестве бытовых обязательствах выживает в человеке талант?

Первое признание пришло… в 4 года.
- Я тогда в детский сад ходил. Нарисовал Ленина. И мою картинку на выставку детских рисунков поместили, - вспоминает Добрынин.
- У вас такая серьезная политработа проводилась дома? Почему - Ленина? Почему не маму, не папу?
- Конечно, это было внушение родителей. И общая атмосфера вокруг. Мы тогда в Узбекистане жили. Там Ленин, Сталин как иконы в России были. И мои родители тоже так относились к вождям нашим. Отец был партийный.
Рисовал ли кто-то из дальних родственников - история умалчивает, но маленький Володя за портрет другого Володи получил первую награду: лошадь с седлом, на колесах.

Юному художнику было 11 лет, когда началась война. Семья в то время уже жила на Урале. Холод, голод. Ели траву. Стакан муки выдавали на месяц тем, кто не работал.  Вот и пришлось всем пацанятам устраиваться на любую работу, только бы выжить. А советские  войска отступали так долго…
- В 43 году, когда наши от Сталинграда поперли немцев, я написал стих, - раскрывает альбом Добрынин. - Это были мои первые стихи:   

Не владеть германцу советской землей
Не разбить им советский народ.
Наш советский народ не боится врага
И бьет его всегда.     
Танк идет и строчит с пулемета,
как косой косит!
Летчик бьет с самолета
Бомбами!
Самолеты летят!
Да бомбы гремят!
По немецким фашистам!
Эх ты! Гитлер косой и кривой! Как ты много оставил сирот!
И загубил весь цветущий народ!    


Тринадцатилетний мальчишка никому не показывал свое стихотворение до 9 мая 1945. И когда по случаю дня Победы в деревне устроили парад: вокруг школы маршировали пацаны в ободранной одежде и разваливающейся обувке, а потом взрослые, глотая слезы, говорили всякие соответствующие случаю слова, - тогда Володя первый раз прочитал свое первое стихотворение.

ImageЕсли рисовать Владимир Дмитриевич не переставал всю жизнь, то потребность рифмовать слова после 43 не возникала больше двадцать лет.
- Некогда было, - поясняет мой герой. - А в 1967 году осенний лес поразил. Так понравилось место в лесу, что вместо того чтобы нарисовать, я его стихами описал:  

Лес покрылся синей дымкой
От вечернего костра.
Мы сидим толпой усталой
На полянке у ручья.
Лес темнее, птицы дремлют.
Но не спится нам, друзья.
Небо звездами сияет,
Отражает их вода.


Этот год был плодовитым - еще два творения пополнили семейный альбом: "Послание" и "Признание". В "Послании"  мой герой выплескивал боль потери - ушла первая жена.

О грезы! Молодость она вернуть хотела!
Ее любовь витает в облаках!
О райской жизни все она мечтал,
И быть у ангела хотела на руках!
И бросив счастье все свое былое,
Покинув дом родной и всех своих детей,
Судьбу связала с пошлым человеком
И думала, что счастье будет ей!

А "Признание"…
- Вот моя зазноба сидит, - он с улыбкой смотрит на Нину Яковлевну. - Это про нее:

Но  встретил я любовь иную.
Душа ее мне так мила.
Проклял всю судьбу былую,
Что прошлой для меня была.
Она нежна, как утро предрассветное!
В глазах ее веселый огонек!
И счастье мне спустилось незаметно,
Запомню я счастливый тот денек.
Твоя фигура тонкая и гибка,
Ты, словно нежный стебелёк.
Твоя прекрасная улыбка
Зажгла в душе мне фитилек.

Пока Владимир Дмитриевич читал, у его жены на глаза навернулись слезы. Да и у него голос не однажды дрогнул. В середине стихотворения Добрынин замолчал - перехватило дыхание. Чуть помолчав, дочитал до конца. Оба с облегчением рассмеялись.

- А как ребятишки…, - я не успела договорить.
- Сразу приняли ее, стали звать тетя Нина. Они уже взрослые были. А Саша, Нинин сын, сразу стал звать меня папой, - улыбается мой герой.
- Первый раз посвящал вам стихотворение, писал: ангел мой! А потом как поэт к вам в стихах обращался?  
- А больше он мне стихи не писал, - с сожалением произносит Нина Яковлевна. И рассмеявшись, добавляет: - Некогда было писать стихи. Крутились, вертелись, не знаю как.
- Ну а прозой про любовь говорил? Было?  
- Было, - задорно смеется она.

ImageЕсли стихи "приходили" нечасто, то с карандашом Добрынин практически не расставался:
- Я всегда с собой альбом возил, резинку и карандаш.
Наброски потом превращались в картины. Как и фотографии. Черно-белое фото превращалось
в красочные, наполненные светом полотна.
- Цвета трудно подобрать бывало, - делится "художественной кухней" мастер.  
- А вы не ворчали на мужа, что он время тратит на картинки, - обращаюсь к жене художника. - Лучше бы по хозяйству что-нибудь помог…
- Нет, мы живем, что земля с луной, - не дает жене ответить Владимир Дмитриевич. - Ни разу не ссорились. Она - моя спутница.
Нина смотрит на меня с непониманием:
- Если он рисует, лишний раз не подойди, не спроси, ничего. Тишина.
Мы листаем альбом с работами Добрынина. Портреты деда и бабушки, отца и матери, жен, дочерей и сыновей, снох и зятьев, внучат. Картины - копии полотен великих художников Шишкина, Соврасова. Но интереснее, конечно, то, что Владимир Дмитриевич писал сам. Именно с этими работами связаны самые теплые воспоминания:
- Это дорога из Александро-Невки идет в бор. Мы ехали с Ниной, мне понравилось небо. Остановились, сфотографировали, картину потом нарисовал. А потом, зимой, брат жены приезжал, посмотрел, говорит: "Надо же трактор "Беларусь" проехал!" А я писал и даже внимания не обратил, что трактор проехал здесь! Только переносил то, что на фотографии заснял. А еще эту картину все путают с картиной Шишкина "Золотая рожь". Но у меня - ячмень, а не рожь!

Еще один забавный эпизод, связанный с картиной, был у художника. Он написал своих  родителей с правнуками:
- Смотрите, мама сучит пряжу, папа читает газету, ребятня тут же. Когда  мама увидела картину, говорит: "Как они меня любят! Смотри, как Дима ко мне прижался!" А на самом деле Димы не было, я его потом подрисовал!
- Цветочков на платье сколько! – с гордостью обращает мое внимание жена художника на особенности работы. - Можно было однотонное сделать, а он: "Нет, в цветочек было".

Есть у Добрынина "исторические" полотна. Окрестности озера Банного художник сфотографировал в 1972 году, картину писал в 1973 году. Сейчас такого пейзажа уже не увидишь возле озера…

Много в квартире Добрыниных и других работ главы семейства: выжигание, резьба по  дереву, работы по камню, по металлу.  
Нина Яковлевна подводит меня к стенке:
- Сейчас я буду хвалиться, - она достает сверху работу мужа. - Это лет 35-38 было назад. Он сделал из металла эти цветы для меня. А вот кузнечик. Мы жили тогда в другой квартире. Соседка приходит, крадется тихонько. Я говорю: "Ты чего, Рая?" А она схватила  кузнечика, а только потом поняла, что он не живой. "А я думала - кузнец там. Хотела поймать его". Все из металла сделано.
Она выдерживает паузу, наслаждаясь моим изумлением.
- Но кузнечика не каждый сделает, - с гордостью произносит Добрынина, и они вдвоем весело смеются. - Тогда много кузнечиков везде было. В квартирах не знали, как от них избавиться.
- Посуду себе железную делал в сад, - не унимается жена мастера. - Когда дождик идет, заниматься нечем в огороде, вот он стучит. Говорю: "Что ты делаешь, как будто у нас посуды нет?" А ему интересно.
И они опять смеются.

Как-то отдыхали на Черном море, набрали камушков. А потом дома на камне Владимир Дмитриевич одну полоску нарисовал, и получилась чайка…
Есть у Добрыниных подсвечники, сделанный из металла на токарном станке.
И тумбочка. И кресло. И резные спинки для кровати. И кухонный стол. И шкафы. И сухарница. И нож. И чехол для ножа.
- Все женины брошки пособирал, цепочки, - поясняет Владимир-мастер убранство чехла.
Когда у них в квартире звонит телефон, сначала сам зажигается свет,  - а потом  начинают танцевать лошадки под "руководством" жокея, бодаться - барашки, вертеться - мельница. И все это оплетено деревянным кружевом….  
- Длинные ночи уже, - говорит мастер. - Вот лежишь и маракуешь – это вот так, а это вот так надо сделать. На рассвете уже быстрее подхватишься, чтобы скорее все сделать, пока не забыл!
И ничего не забывает!

И с каким юмором рассказывает обо всех перипетиях судьбы!   
ImageКогда Добрынин женился второй раз, у него был сад. В саду стоял одноэтажный домик. Вот и решил надстроить второй этаж. Все хорошо, только решил в октябре.
- Он крышу ломает, а все, кто мимо идут непременно прокомментируют: "Мужик, снег вот-вот полетит, а ты крышу ломаешь! С ума сошел!" - и Нина Яковлевна опять смеется. - А мы за две недели построили второй этаж. Ужас!
- Я доски выкидывал, - улыбается Владимир Дмитриевич, - и она по шнуру ровненько тюк-тюк топором.
- Попробуй где-нибудь не так! - перебивает жена. - Он сразу: "Ты чего тут напортачила?" Сучок попадет - я мучаюсь, мучаюсь… чтоб ровненько!
- А ты заходи с другой стороны! - подразнивает Владимир-мастер.
- Крышу он снял, надо было железо выправить, - снова перебивает мужа Добрынина. - И снова его - а крышу. Вот я это железо выгибала, потом снова загибала. Так все быстренько. В аккурат он крышу покрыл - только на верандочке и на крылечке осталось - и повалил снег да холод.
- А почему не попросили мужиков каких-то…, - я представляю молодую тоненькую женщину на ветру на краю строения...       
- Зачем? - искренне удивляется мастер.
- Вдвоем за 2 недели поставили! - с гордостью вторит мужу Нина Яковлевна. - А теперь он придумал такую систему полива огорода, что я с лейкой не хожу. Надо только кран открыть и во все места вода подается.

Ну а если вернуться в прошлое, то Добрынин - член Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей с 1958 года.
- Я изобрел малярный пистолет, потом резаки огнерезные переделывал, - он показывает удостоверение. - Все изобретения регистрировали, а как же! Даже премию давали за это - 15 рублей!

- Нина Яковлевна, когда приглядывались к нему, знали, что он такой мастер? Сердце подсказало, что-то екнуло?  
- Сердце екнуло, - счастливо смеется она.  

В семейном архиве Добрыниных хранятся почетные грамоты, благодарственные письма, приветственные адреса, медали мужа и наградные знаки жены. Не знаю, что важнее: эти знаки отличия или талант созидателя и творца, которым наградил его Бог, превратив обычного мальчонку во Владимира-мастера. 
А может быть, это просто талант радостно жить?   


Елизавета СОКОЛ
Фото: Игорь ЛАГУНОВ (Магнитогорск, Россия)
Июнь 2007 года
Магнитогорск

 
« Пред.   След. »
Image

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
37 гостей