Размышления на дорогах Валдая |
Автор Элла КОМИССАРОВА | |
27.11.2009 г. | |
Первый Международный конкурс Библейское изречение о том, что нет пророка в своем отечестве, постоянно вспоминалось мне во время путешествия по достопримечательностям Валдайской возвышенности. Куда летом направляются толпы туристов? Турция, Египет, Испания, Объединенные Эмираты влекут своими пляжами, морем, отелями, сервисом, историческими памятниками, экзотикой. Люди менее состоятельные обращают свои взоры на Черноморское побережье Крыма и Кавказа. А подлинные туристы устремляются к Алтаю и Саянам, горам Тянь-Шаня. Казалось бы, чем может противостоять южной и восточной экзотике скромная красота северо-запада России с ее волнистыми холмами, гладью озер и спокойным течением рек? Однако, побывав только два дня проездом в старинном городке Торжке и его живописных окрестностях, я решила следующий свой отпуск обязательно провести именно здесь. Так я и сделала. Шесть голубей на гербе Торжка - это повесть о славе, подвиге жизни. Тихий город на шумном пути… Не объехать и не обойти. Чтобы ты задержался на миг, Городок у дороги возник. Задержись, Не спеши, Погости - Ведь не грех отдохнуть на пути. Так написала поэтесса, писательница, научный работник историко-этнографического музея г.Торжка и неутомимая путешественница Татьяна Большакова. Следуя ее совету, я и решила заглянуть в маленький русский старинный город с ласковым названием «Торжок». Побывав у своей подруги, в прошлом жительницы Магнитогорска, одного из лучших специалистов по болезням «ухо-горло-нос» Ларисы Максимовой, я буквально влюбилась в этот спокойный, уютный, зеленый русский городок. Город этот удивительный. Его история восходит к Новгородской Руси, к великому князю Ярославу Мудрому, княжеским междоусобицам, борьбе Руси с татаро-монгольским игом. Новоторы - жители города спасли Новгород тогда, а позже, и в годы Великой Отечественной войны судьба пощадила Торжок от немецкой оккупации. Один из древних городов Верхневолжья он упоминается в древних летописях еще с 1139 года. Сейчас - это районный центр Тверской области. В этом городе, насчитывающем около 48 тысяч населения, сосредоточено около 300 объектов культурного наследия, большинство из которых представляют собой площади и набережные, являющиеся образцами застройки купеческих кварталов, торговых площадей, городских усадеб, жилых домов, флигелей, гостиниц, церквей, часовен, монастырей 17-19 веков. В Торжке находится Борисоглебский мужской монастырь, основанный еще в 11 веке. Среди зодчих города - имена выдающихся мастеров, известных нам еще по Санкт-Петербургу, Карло Росси и Николая Львова. Благородные новоторы поставили последнему памятник в 2004 году на площади 9 января возле Крестовоздвиженской часовни, построенной по проекту выдающегося земляка. На этом достопримечательности города не заканчиваются. История и современность соседствуют в нем и, кажется, уживаются совершенно мирно. Новоторы сейчас трудятся на заводах противопожарной техники, вагоностроительном, полиграфических красок, предприятиях легкой промышленности. Здесь находится уникальная золотошвейная фабрика, а кадры для нее готовят в художественном училище, где находится музей золотного шитья. Именно так называется крученная нить из золота и серебра. Экспонатами в музее являются лучшие дипломные работы выпускников училища, благодаря которым сохраняются традиции золотного шитья. Дамские платья, русские национальные костюмы, украшения, предметы женского туалета (сумочки театральные, очечники, косметички с уникальной золотной вышивкой) - все представлено для посетителей. Среди экспонатов дипломная работа нынешнего года - копия в миниатюре платья Екатерины Второй с золотным шитьем. Экскурсовод рассказывала, что это единственное платье императрицы, которое она надевала дважды, все остальные туалеты рассчитаны были лишь на разовую демонстрацию. В Торжке - великолепный историко-этнографический музей, который любовно вводит всех посетителей в мир дворянского, мелкопоместного быта россиян 19 века, знакомит с духовной жизнью, культурой новоторов. Наряду с постоянными экспозициями на трех площадках функционируют выставки отделов Всероссийского историко-этнографического музея. Одна из этих выставок «Не пьянства ради», посвященная культуре пития, пользуется огромным успехом. Знакомство с исконными российскими напитками, их рецептами и ритуалами употребления в значительной степени опровергают традиционное мнение об исконно русском пьянстве и учит культуре употребления градусосодержащих напитков. Как всякий русский город Торжок знаменит своими церквями. До революции их было 12 монастырей и 20 церквей и часовен. Даже погода в городе определялась по одежде монаха, который появлялся на колокольне Борисоглебского монастыря. Монах в черной рясе - будет дождь, в белой - вёдро. Только потом выяснилось, что у монахов был компас! Встречаясь с жителями Торжка, меня не оставляло чувство, что новоторы любят свой уютный тысячелетний город, гордятся его историческим и культурным прошлым, настоящим, стараются передать все лучшее подрастающему поколению. Примером тому являются и выставки, и экспозиции музеев, и специальные игры для юных посетителей музея, и полотна местных художников, и стихи поэтов, и фотографии Светланы Рысенковой, запечатлевшей старинные крыши старых, истинно новоторжских домов с мезонином, тонкое кружево ветвей под ажурной фатой инея, сквозь которую видятся купола церквей. Это и стихи Татьяны Большаковой, Натальи Смехачевой, Ирины Кучеровой, Василия Рысенкова, воспевающих «ветхий городок - глубинный, голубиный», в котором «ветром на пробор причесана рябина…» и «колокол поет, а тишина звенит»; город-гражданин, который после всех войн и пожаров «восставал еще краше, чем прежде, радуя сердце и глаз». Не менее примечательны и окрестности Торжка. И не только лесами да реками. Судите сами. В семи километрах от Торжка - деревня Митино, архитектурный ансамбль дворянской усадьбы Н.М. Львова (конец 18 - начало 19 веков). Ныне здесь великолепный санаторий, где по вполне приемлемым ценам можно отдохнуть и взрослым, и детям. Изумительная русская природа, хорошее обслуживание сочетаются здесь, с прекрасно организованным досугом - убедилась в этом лично. Здесь же находится деревня Василёво - архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Львовых. Сейчас здесь расположен архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Отъезжаем на 20 км от Торжка и оказываемся в деревне Раёк, архитектурно-парковом ансамбле дворянской усадьбы 18 века. Опять же творение знаменитого Львова. В 2-х км от Митино - село Прутня, а в нем - Воскресенская церковь 18 века и могила Анны Петровны Керн, известной нам еще со школьной поры, благодаря бессмертным стихам А.С.Пушкина, в которых она предстает «гением чистой красоты». И хотя при близком знакомстве с историей жизни Анны Керн, ее отношений с великим поэтом и другими представителями пушкинской поры, предстает облик, далекий от «гения чистой красоты», в душе остаешься навеки ей благодарен. С именами Керн, ее родителей - Полторацких связаны имена Пушкина, Глинки, Бакуниных, Дельвигов, Ртищевых, Львовых, Вревских, оставивших глубочайший след в истории, жизни и культуре 18-19 веков. Об этом рассказывают имения, музеи, церкви на шоссе Торжок - Тверь, Торжок - Осташков (с.Прямухино, усадьба и музей Бакуниных), шоссе Торжок - Берново (село Грузины - дворянская усадьба Полторацких), село Берново - дворянская усадьба Вульфов, в которой работает музей А.С. Пушкина. Музей А.С. Пушкина есть и в Торжке. Но Торжок с парикмахерской, принадлежавшей Онегину, и знаменитыми пожарскими котлетами, и музей - все же не тронули душу так, как Берновская усадьба (60 км от Торжка). Сам воздух запущенного сада, заросшего пруда, скамеек в саду, залы большого и уютного дома - все здесь заставляет забыть проблемы 21 века, все влечет в не менее сложный, но какой-то очень уютный 18 век, к великому поэту. Чувство неизъяснимое, какое возникало у меня в Михайловском, когда казалось, что вот откроется дверь и появится он, подлинный Пушкин, остроумный, лукавый, великий и в то же время все-таки человек именно 18 века, но такой близкий и нам, детям бурного 21 века. Страна Селигер По шоссе Торжок-Осташков отправляемся на озеро Селигер. В путеводителе Селигер называется страной. Действительно, просторы Селигера изумляют. Когда 11 тысяч лет назад ледник, пришедший с севера, растаял, то по пути следования образовалась возвышенность, которую называют Валдайской. Впадины, вырытые ледником заполнились водой, образовав множество озер. Самые большие из них Ильмень и Селигер. Согласно легенде это были два брата влюбленные в одну и ту же девушку - Волгу. Зависть лишила разума Ильмень, и проклял он брата: «Пусть будут бока твои кривыми, а на спине вырастет 100 горбов». Так и лежит с тех пор Селигер, а на спине у него более 150 островов. Общая площадь озера 260 кв.км. Острова, озера, плесы, часовни и храмы, палатки, автобусы, машины, туристы и паломники - все это Селигер. Отсюда берут начало три великие реки: Волга, Днепр и Западная Двина. Но не только всеми перечисленными достоинствами славна страна Селигер - излюбленное место отдыха и туризма для жителей Москвы, Петербурга и Твери. Здесь разводят балтийского угря. И мы оценили его высокие вкусовые качества, полакомившись угрем горячего копчения. Но, пожалуй, на пути к Селигеру туристов больше всего привлекают Нилова пустынь и Оковецкий ключ. «Оковецкие леса» - так в древности назывались леса Валдайской возвышенности. Оковцы Сележаровского района Тверской области - родина президента МаГУ, почетного гражданина Магнитки и России, профессора Валентина Романова. Знаменитый ключ находится в 2 км от села на луговом левом берегу реки Пыршни. В ограде между березками на полуострове, охваченном рекою, стоит каменная часовня с Оковецкой иконою Богоматери и Животворящего креста. На возвышении возле часовни - глубокий водоем, обложенный тесанным гранитом. Водоем до самого края наполнен ледяной водой. Из водоема бежит могучая струя по желобу, проведенному в бочку-купальню. Народ и старый, и малый валит сюда со всех районов края с бутылями и канистрами. Бутыли можно приобрести и у монахов. Подходим и видим следующую картину: очередь выстроилась к струе. Набрав воду в посуду, кто обливается с ног до головы, предварительно перекрестившись три раза; кто-то только пьет здесь же из горсти, а наиболее смелые раздеваются и идут в примитивную купальню. Говорят, что вода в ключе поднимается с глубины 900 метров, а температура зимой и летом не поднимается выше плюс 4 градусов. Водой источника снабжаются окрестные селения, в бутулированном виде ею обеспечивают жителей Торжка и отдыхающих в Митино. Вода действительно изумительная. Но до 1996 года источник был завален кирпичом и мусором, а часовня и храм, стоявшие в лесной чаще, были закрыты. С возрождением православия в стране, возродились и источник с церковью и часовней, отстроенные с 2001 по 2003 годы. Ежегодно 24 июля архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершает торжественное богослужение в самой часовне и освящает источник. Потому то источник Оковецкий называют святым, и о нем из уст в уста передают легенды о чуде явления здесь иконы Животворящего креста во времена царствования Ивана Грозного, о чудесных исцелениях, происходящих с того времени. Современные посетители вносят свою лепту в мифотворчество. Мы наблюдали, как пожилые женщины и мужчины трижды погружались в холодные воды купальни и как обожженные, выскакивали из нее. Окружающие же нас, но не осмелившиеся на подобное действо, рассказывали об исцелениях, регулярно происходящих якобы после ледяных купаний. Что тут скажешь?! Мне, как материалисту и атеисту, сразу же приходят в голову мысли об эффектах психологического заражения, самовнушения и гипноза, о терапевтических возможностях ключевой воды и т.п. «Блажен, кто верует, - тепло тому на свете», - сказал поэт. А я вспоминаю Аркаим и то, как быстро возник там новый культ и как быстро он оброс массой мифов о чудесах и исцелениях! К сожалению, человек слаб, а в кризисных условиях тем более. Вот и ждут люди чуда. Только от Аркаима местные православные церкви дохода не имеют и потому постоянно резко критикуют сторонников нового культа за «язычество». В Оковцах - ситуация прямо противоположная. Как исконно русская земля Валдай знаменит святынями православия. К таковым здесь относится, прежде всего, Нилова пустынь. Озеро Селигер часто называют жемчужиной России. Но, как справедливо считают многие, Селигер - это жемчужная раковина, главной жемчужиной которой является монастырь Нилова пустынь. Связана она с именем одного из самых известных и почитаемых в русском православии святых - Нила Столобенского или Столбенского. Часто называют его просто - Нил Столпник, так как жил 27 лет своей жизни и умер на столбном острове, посреди Селигера в пещере, питался «дубовым вершием», а чтобы окончательно победить свою плоть, дал обет столпничества - истязал себя тем, что не садился ни днем, ни ночью, и даже спал «не ложась на ребра», а повиснув на деревянных крюках. Умер он в 1555 году. В 18 веке были обретены его «мощи», которые в советское время находились в Осташковском краеведческом музее, а в 1995 году перенесены в Богоявленский собор Ниловой пустыни. Не иссякает поток поломников к раке с останками Нила, как и не прекращается мифотворчество вокруг его посмертной жизни, чудесах и исцелениях. И хотя рака закрыта, для жаждущих исцеления и чуда это не помеха. Мы были потрясены увиденным. Вокруг раки столпились поломники. Одна из них целует то место в раке, где должны находиться кости черепа. Другая буквально легла на крышку и замерла в неподвижности, закрыв глаза. Другие ждут своей очереди и не торопят ее. А вокруг территории монастыря и его подворье. Ничто не напоминает о том, что во время жизни здесь Нила, а затем строительства церкви была «пустынь» куда Нил бежал от мира с его суетой и соблазнами. Монастырь, возникший здесь сразу после смерти пустынника из маленького и безвестного превратился в один из крупнейших в стране. К концу 19 века это был целый город, больше похожий на площадь Санкт-Петербурга, нежели на пустынную обитель среди озера. До нашего времени сохранились здесь 4 церкви и Богоявленский собор архитектуры в основном 18 века. По всей южной стороне монастыря тянутся длинный внушительный корпус братских келий и казенная палата. Восточный берег занимают многочисленные деревянные и каменные постройки 18 века. Чуть позади них видны остатки большого сада и рощи. На западном берегу сохранились каменные конюшенный и конный дворы. С восточной стороны от святых ворот к воде и Архиерейской пристани спускаются каменные ступени церкви Нила. Церковь Нила уникальный памятник, сохранивший черты московского барокко и образец лепесткового храма. Все остальные строения в стиле неоклассицизма. Тщетно пытаемся выяснить имена архитекторов. Наш гид - инок Ваня на все мои расспросы и стремления увлечь в сторону эстетики упорно возвращает нас к проблемам нравственности и церкви. Выпускник педфака Калининградского университета, он, поработав в школе, уже два года как в монастыре, готовится к следующему этапу посвящения, когда получит второе имя. Симпатичный и немножко любующийся собой Ваничка (как любовно называет его наш гид из Торжка) по манере поведения так и выдает в себе молодого преподавателя-отличника, стремящегося любой тезис своего рассказа закончить нравоучением и религиозным поучением. Увидев чуть сбившуюся косынку на голове моей подруги, он тут же делает ей замечание. Ничего подобного не встречала в католических храмах. Бурлит народ. В трапезную приглашают. Подошла наша очередь. Последний день Петрова поста. Пища: гречневая каша, салат, суп и компот вполне съедобны. Деньги оставляем, кто сколько может. Монастырь еще в стадии реставрации, братьев около 20, нужда в средствах большая, хотя к делу его восстановления самое пристальное внимание обращает губернатор тверской области Зеленин. А вокруг палаточные лагеря, голубое небо, шум ветра и еле слышный плеск волн. Бросаем прощальный взгляд на скульптуру Нила Столобенского и едем на Белое озеро. Святыни Валдая Если говорить о святынях русской православной церкви, то одной из самых известных несомненно является красивейший Иверский Богородицкий Святозерский монастырь на одном из островов озера Валдай, что в переводе означает «живая вода». История монастыря тесно связана с царем Алексеем Михайловичем и патриархом 17 века Никоном, автором известной реформы, приведшей к знаменитому расколу и появлению в нашей стране различных направлений старообрядчества. Основателем монастыря стал Никон, а царь приказал переименовать свое дворцовое село Валдай в Богородцыно, Валдайское озеро - в Святое и подарил и озеро, и село монастырю вместе с деревнями, полями, лесами, болотами, реками и озерами. Став патриархом, Никон попросил сделать список с чудотворной иконы Иверской Божьей матери. Никон, наслышанный о строгом подвижничестве иноков Святой горы Афонской в Греции и о чудесах находящейся там иконы Божьей матери Одигитрии-путеводительницы, решил строить новую обитель на Валдае по плану Иверского монастыря на Афоне, основанного на рубеже 9-11 веков грузинским полководцем Торникием (Иверией называлась Грузия в древности). Вот по плану Иверской обители и был построен монастырь на Валдае, а озеро было освящено патриархом и получило новое имя - «Святое». Что касается иконы, то ее появление на Афоне, как и водится, обросло многочисленными мифами и сказаниями. По заказу архимандрита Пахомия был сделан список с этой иконы лучшим иконописцем Иамвлих. В Москве с нее, в свою очередь, было сделано несколько списков, один из которых находится сейчас на Валдае. Считается, что все иконы Иверской богоматери - чудотворные и продолжают творить чудеса. Монастырю же, не относящемуся к древнему памятнику новгородской земли, суждено было занять особое место в истории русского православия и отечественной истории, в истории русской культуры, в качестве центра изразцового производства, резьбы по дереву и камню, книгопечатания. Еще в санатории мне рассказывали о том, как преобразился монастырь в последние годы. Хотя восстановительные работы продолжаются, значительная часть строений отреставрирована и фактически возрожден внешний облик монастыря с его белоснежным Успенским собором, надвратными церквами, наместническим и братским корпусами, библиотекой, Богоявленским храмом, гостиницей, вратами, колокольней. Вместе с туристами бродим по выложенным плиткой дорожкам монастыря, останавливаемся возле дерева - современника А.С. Пушкина. На нем одна из икон из списка Иверской Богоматери. Любуемся новыми, сделанными по старым образцам, изразцами. Слушаем экскурсовода, молодую женщину, историка по образованию, подробно рассказывающую нам о перипетиях иконы и монастыря. Возле самой главной святыни - иконы - первой копии Московской Иверской Одигитрии - гирлянды из золотых колец и других золотых пожертвований. Икона сильно пострадала во время пожара 1993 года, но лик остался цел. Он то и предстает перед молящимися и дарителями в окружении дорогого серебряного оклада. В 17 веке здесь существовала и типография. Экскурсовод рассказывает о роли в возрождении монастыря архиепископа новгородского и старорусского Льва, бывшего главы администрации Валдая Александра Бойцова, наместника монастыря иеромонаха Никандра и его дружбе с президентами страны. Реставрационные работы идут полным ходом. Поэтому осмотреть мы можем только трапезный храм Успенского собора и надвратную церковь св. митрополита Московского Филиппа. Отрадно было услышать о работе по воссозданию монастырской библиотеки, в которой уже насчитывается более 700 названий новых церковных изданий. Сейчас в Иверской обители около тридцати священнослужителей, монахов, послушников, трудников. Значительную помощь оказывают особенно в летнее время паломники. Несмотря на окончание поста, пища в трапезной была практически постной, хотя и вкусной. Правда, в салате появились кусочки колбасы и к закускам прибавилась копченая скумбрия. Побродив в окрестностях красавца монастыря, спускаемся к берегу озера, которое в отличие от побережья Ниловой пустыни доступно для любого туриста. Наслаждаемся просторами и покоем. И размышляем. Практически во всех экскурсиях от Селигера до Валдая, от Ниловой пустыни до Иверской обители мы постоянно слышали: «святыня», «святые», «святая Русь» и всегда эти слова связывались с православием, русской православной церковью. Традиционно религиозные ценности рассматриваются как надмирные, непреходящие, непревзойденные и истинные; в то время как светские - земные, мирские, преходящие и потому - «профанные», ложные. И потому нам настойчиво, а чаще всего, просто навязчиво стараются привить мысль, что вне религии - православия и православной церкви нет ценностей, достойных почитания и подражания. В действительности ни один миф о чудесах не может сравниться с чудом возрождения многочисленных обителей и храмов, которое стало возможно благодаря усилиям и труду многочисленной армии архитекторов, строителей, художников-реставраторов, просто рабочих и, конечно, заботам спонсоров и благотворителей. Но нигде мы не обнаружили таблички с именами подлинных героев происходящего на наших глазах подлинного, а не вымышленного чуда. И потому святыней для нас россиян является и творчество А.Пушкина и М.Глинки, Поленова и Левитана, Н.Львова и К.Росси, С.Лемешева и Д.Анучина и многих других, чьи имена связаны с историей и культурой Валдайской возвышенности, с историей и культурой России. И все-таки особое место среди святынь Валдая занимают творения архитектора Н.Львова. Это по его проектам построены многочисленные храмы и часовни на территории возвышенности, ансамбли дворянских поместий и усадеб. Николай Александрович - необычайно одаренный человек, один из лучших знатоков и ценителей литературы и искусства, талантливый поэт и изобретатель он считается виднейшим русским зодчим 18 столетия. Его излюбленной архитектурной формой была ротонда, но каждая постройка этого мастера всегда отличается одна от другой. Многие считают, что прообразом ротонд был круглый в плане древний храм Весты в Риме. В одной из таких Львовских ротонд - дворцовой церкви Екатерины Второй в городе Валдае и был открыт музей колоколов накануне празднования его 500-летия. Каких только колоколов и колокольчиков тут нет! Перед посетителем развернута экспозиция, повествующая об истории колоколов и колокольного звона на Руси. С удовольствием слушаем своеобразный колокольный концерт и погружаемся в прошлое. Как известно, колокольчики и бубенцы были известны уже в 22-11 веках до нашей эры в Древнем Китае, позднее в Вавилоне и Месопотамии, а повсеместно и массово с 5 века до нашей эры. И везде они имели удивительное сходство в технологии литья, формообразовании, способе употребления. Они мыслились как особого рода магические предметы, способные отгонять зло и привлекать добро. Звон всегда воспринимался как очищающая сила. До 16 века Россия покупала готовые колокола на Западе или приглашала иностранных мастеров для их отливки на Русь. Нам демонстрируют один из первых колоколов, отлитых в Пскове в 16 веке мастерами Тимофеем Андреевым и Прокофием Григорьевым. Он весит 12 пудов. А вот известные нам по песням и стихам валдайские колокольчики как «дар Валдая» у ямщиков, по легенде родились в конце 15 века из тела Вечного новгородского колокола в момент покорения Великого Новгорода Москвою. И суждено было им вечно странствовать по холодным и неустроенным русским дорогам, тревожить душу мыслью о воле. В колокольном мире «Валдай» - значит первый, эталонный, качественный. Неслучайно на колокольчиках так и писали: «Нет барыша, зато слава хороша». А магически звучащее слово «Валдай» навсегда стало синонимом настоящего, качественного, защищающего от невзгод, колокола. Вот и мы, покидая единственный в стране, уникальный музей, с грустью и признательностью к этой удивительной земле увозили с собой различной величины колокольчики для близких и родных как символ всего лучшего и чистого в нашем прошлом, в нашей сложной и многострадальной истории, как маленький оберег в многотрудной и сложной современной жизни.
Элла КОМИССАРОВА, МГОО "Свой взгляд", профессор МаГУ, кандидат исторических наук. Фото: Татьяна БОЛЬШАКОВА (Магнитогорск, Россия) Июль 2009 года Валдай - Селигер - Торжок - Магнитогорск |
« Пред. | След. » |
---|