Почему так? |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
22.11.2009 г. | |
Проект «Народ должен знать!-2» Накануне новогодних праздников многие организации подводили итоги проделанной в уходящем году работы. И хотя в декабре все озвученные цифры нельзя считать итоговыми, определенные тенденции прослеживаются, выводы делать можно. В декабре 2004 года в городской администрации прошло совещание руководителей координирующих, контролирующих и надзирающих органов с представителями торговли и общественного питания. Сразу отмечу, что все, произнесенное выступавшими, можно разделить на две неравные части. Первая - выступление П. Карабельщикова, заместителя главы города, начальника управления по торговле, услугам и снабжению; вторая - более 10 выступавших руководителей, отвечающих от имени государства за соблюдение законодательных норм. Подводя итоги сделанному, Петр Михайлович с удовлетворением констатировал, что за прошедший год удалось добиться хороших результатов в развитии торговли. Сейчас на 1 тысячу человек в Магнитогорске приходится 200 квадратных метров торговых площадей (для сравнения в Москве - 240 метров на 1 тысячу человек). Среднемесячный товарооборот в нашем городе на душу населения составил 2.447 рублей. В городе 900 магазинов, 500 предприятий общественного питания, 21 рынок, 600 павильонов и остановочных комплексов. В торговле и общественном питании трудится около 40 тысяч человек, что составляет 20 процентов трудоспособного населения. По мнению П.Карабельщикова, внимание со стороны городской администрации к малому бизнесу позволяет предпринимателям насыщать рынок товаров и услуг, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса. Аренда на льготных условиях, информационное обслуживание, юридические консультации, налаживание контактов с поставщиками, обучение предпринимателей, как и в 2004 году, будут заложены в городскую программу поддержки и развития предпринимательства в Магнитогорске на 2005 и последующие годы. Но, отметил начальник управления по торговле, услугам и снабжению, проблем еще существует немало. Самая жгучая из них - безопасность и качество товаров. Из 100 проверок в 85 случаях контрольно-надзорные органы отмечают нарушения действующих норм. Созданный Координационный Совет ситуацию изменить не смог - город наполнен продуктами питания, вино-водочными изделиями, одеждой, обувью, радио и телевизионной аппаратурой, парфюмерией, бытовой химией, детскими игрушками, лекарствами ненадлежащего качества. Эту картину цифрами и фактами подтвердили Ю.А. Сычев, главный санитарный врач, Л.Е. Покрамович, директор Центра стандартизации и метрологии, О.М. Ковалевская, заместитель руководителя государственной торговой инспекции Челябинской области и многие другие, выступавшие на совещании. Все они говорили о безобразиях, творившихся в торговле и общественном питании. Эта, вторая часть совещания, оставила удручающее впечатление. Из 955 обследованных продовольственных партий товаров 513 было забраковано. 32,6 процента из них были с истекшим сроком годности. Не лучше обстоят дела в общественном питании. Было обследовано 237 объектов и только в 15 из них не обнаружено нарушений (6,3 процента). 13 предприятий общественного питания (5,5 процента) были закрыты после плановых проверок. 50 человек (25 должностных лиц и 25 индивидуальных предпринимателей) оштрафованы на 63 тысячи рублей. Вынесено 72 предупреждения, 111 постановлений, 153 предписания за нарушение технологий (37,8 процента), правил закупа продуктов (23,1 процента), санитарно-гигиенического режима (15 процентов), правили личной гигиены (24,1 процента). При проверках в 2004 году предприятий общественного питания и торговли госторгинспекцией во всех 390 случаях были установлены нарушения (100 процентов). Пора бить тревогу во все колокола! На совещании звучали угрозы почти от всех выступающих. Все дружно обещали ужесточить меры, увеличить штрафы, жестче наказывать. Но сидящие в зале испуганными не выглядели. Как шла предпраздничная торговля, сколько было продано и съедено некачественных товаров - можно только догадываться… Вновь зримо обозначились два вечных вопроса: “Кто виноват?” и “Что делать?” В городе существует, как и положено по Конституции, три ветви власти. Ее святая обязанность - учить, лечить и защищать. Приведенные на совещании факты и цифры убедительно показывают, что со своими обязанностями власть не справляется. Хотя П.Карабельщиков, говоря о том, что город заполнен опасным и некачественным товаром, произнес: “Необходимы четкие законодательные меры, ответственность и контроль”. Сразу возникает вопрос - а чего не хватает? Мало законов? Что-то не прописано в организации торговли и общественного питания? Что по этому поводу думают депутаты Городского Собрания? А законодатели области? С какой законодательной инициативой выступали? Кто не поддержал ее и почему? Что в этой ситуации сделал П.Крашенинников, наш депутат в Государственной Думе? Ответственность за нарушения предусмотрена соответствующими нормативными актами. Кого и сколько раз привлекли к ответственности? Кто осознал и стал работать хорошо? Что стало с теми, кто ничего не изменил в своей деятельности? Это на совещании озвучено не было. Контроль в городе осуществляется, выступления были наполнены цифрами. Но раз по сравнению с 2003 годом ситуация ухудшилась, некачественных товаров и нарушений стало больше, значит “неладно что-то в датском королевстве”. Но ведь для того и существует власть, чтобы исправлять то, что “неладно”. Что делать? Рассчитывать, что завтра или послезавтра депутаты проявят законотворческую прыть, внесут и утвердят новые, недостающие законы, было бы, мягко говоря, наивно. Остается уповать на себя, на общество. Нельзя сказать, что общество бездействует. Общественная организация “Объединение защиты прав потребителей” более 10 лет помогает горожанам отстаивать свое право на получение качественных товаров и услуг. МГОО “Информационно-правовой центр” совместно с ФГУ "МЦСМ" и инженерно-техническим центром “Сертификация” начал работу по проекту “Народ должен знать!”, цель которого - найти “островки безопасности в городе” (те места, где соблюдаются правила торговли и общественного питания и продаются безопасные товары). Но этого крайне мало! Все контрольно-надзирающие органы заверяют, что проверять работу предпринимателей по жалобам они могут лишь по заявлению гражданина, который свои претензии изложил письменно, указал свою фамилию и адрес. Вот тут-то и возникает проблема. - Обращаются с жалобами многие, - рассказали в “Информационно-правовом центре”. - Рассказывают о продаже уцененной рыбы, некачественной колбасе, консервах без опознавательных знаков. Но идти в торгинспекцию или санэпиднадзор отказываются. Некоторые ссылаются на отсутствие времени, другие прямо говорят: “Я боюсь. Сегодня оставлю заявление с адресом, завтра ко мне приедут и прирежут от имени недобросовестного предпринимателя”. А на наши звонки контрольно-надзорных органах отвечают, что без письменного заявления они по жалобам не выезжают. Значит, надо идти, писать заявления и ждать известия о принятых мерах! Увы, опять “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”. Но как бы там ни было, очень не хочется, чтобы потомки писали о нас: “Город вымер потому, что проиграл войну опасным и некачественным товарам”.
Елизавета СОКОЛ Фото: Январь 2005 года Магнитогорск Частично опубликовано в газете «Магнитогорский металл» |
« Пред. | След. » |
---|