Свой взгляд arrow Здоровье и красота arrow Ядерная политика Росии

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Ядерная политика Росии
Рейтинг: / 20
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
06.10.2009 г.

Можно ли получить доходы на отходах, не став отхожим местом? Мы уже сообщали, что в конце февраля этого года в Челябинске прошли общественные слушания, посвященные этой проблеме.
О мероприятии - из уст участников мероприятия.


Н.МИРОНОВА, председатель движения "За ядерную безопасность", член высшего экологического совета Госдумы:
- Отходы ядерной индустрии являются главной проблемой, с которой человечество перешло в третье тысячелетие. В США ядерные корпорации подкупают вождей индейцев и пытаются захоронить отходы на землях индейских племен. В Европе нет индейских резерваций, но есть пространства России. Европейские ядерные корпорации делают откровенно циничные предложения Минатому.
А Министерство по атомной энергии России, коммерциализацию которого трудно не заметить, преследует свои ведомственные интересы, пытаясь замаскировать их под  государственные.
Импорт зарубежного отработанного ядерного топлива (ОЯТ) для размещения на бессрочное хранение на территории Российской Федерации является одним из наиболее безрассудных проектов.
Об опасности превращения России в свалку радиоактивных и токсичных отходов предупреждал правительство России бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов.
А население и общественные организации за 2 месяца собрали 2,5  миллиона подписей за проведение общероссийского референдума, отстаивая свое право на участие в формировании ядерной политики России. Граждане встали на защиту национальной безопасности России.


А.ТАЛЕВЛИН, кафедра экологического и трудового права юридического факультета ЧелГУ:
- Многие страны отказались от переработки ОЯТ, прежде всего из-за экологической опасности такого производства, и в таких странах ОЯТ является радиоактивными отходами. Из года в год эти материалы складируются в специальных хранилищах, и вследствие продолжающейся эксплуатации ядерных реакторов таких материалов скопилось огромное количество. Поэтому готовность России принять ОЯТ - это решение проблемы утилизации радиоактивных отходов для таких стран, как США, Япония, Швейцария, Южная Корея и других.


МНЕНИЯ:

- На данные законопроекты нет государственной экологической экспертизы, как того требует российское законодательство. Это первое.
Второе. Страна не готова к ввозу и переработке зарубежных ядерных отходов. Нет соответствующей законодательной базы. Не подписаны такие важные законы, как "Об обращении с радиоактивными отходами", "О возмещении ядерного ущерба и ядерного страхования".

- У нас свои отходы не утилизированы! 150 подводных лодок стоят неразгруженными.

- Надо через 10-15 лет вернуться к рассмотрению этих законов, когда свои проблемы будут решены. Надо научиться утилизировать собственные радиоактивные отходы, а потом уже приступать к тому, чтобы сделать этот процесс коммерческим и зарабатывать на переработке чужого отработанного ядерного топлива.


И. КУДРИН, "Беллона":

- Министерство по атомной энергии РФ собирается получить около 20 миллиардов долларов США
от импорта более 20 тысяч тонн зарубежного отработанного ядерного топлива в Россию. Из них
с целью привлечения поддержки региональных администраций предполагается около 7 миллиардов долларов США потратить на различные социальные и экологические программы.
С целью привлечения потенциальных клиентов Минатом предлагает принимать ядерное топливо фактически на бессрочное хранение. Кроме того, в случае переработки этого топлива не предусматривается возвращение отходов переработки странам-поставщикам.
Для выполнения проекта необходимо внесение поправок в закон РФ "Об охране окружающей природной среды", который на сегодня запрещает ввоз на территорию Российской Федерации любых радиоактивных материалов, а также в целый ряд нормативных документов.
Оценка международного рынка услуг по обращению с ОЯТ, проведенная Минатомом, предполагает, что за импорт в Россию 20 тысяч тонн зарубежного ОЯТ за период с 2000 по 2001 годы можно получить около 21 миллиарда долларов США.
Но оценка основана на завышенных предпосылках, а весь проект содержит ряд серьезных противоречий.
Первое. В заявлении Минатома, что "предполагается только импорт топлива, но не радиоактивных отходов", содержится противоречие.
С целью создания более привлекательных условий для потенциальных клиентов Минатом склоняется к варианту, который не предполагает возвращение ОЯТ странам-поставщикам после истечения срока хранения. В случае если ОЯТ будет переработано, возвращение отходов переработки (РАО) не предусматривается. Таким образом, в Россию наряду с ресурсами (если придерживаться именно этого определения Минатома в отношении ОЯТ) предполагается возить и радиоактивные отходы. Это вынуждает общественные организации добиваться отмены таких решений через суд.
Второе. Как сказано выше, в России до сих пор не решены проблемы обращения с собственными ОЯТ и РАО.


МНЕНИЯ:

- Говорят, Россия улучит 20 миллиардов долларов. Я в это не верю, даже если и получит, то, скажите, хоть один транш дошел до цели? Опять все разворуют на всех уровнях. А население, которое пострадает, как всегда останется один на один со своими проблемами и болезнями?

- На ближайшие 10 лет, согласно скромным оценкам, для реабилитации объектов и территорий в Челябинской, Томской, Читинской, Калужской, Ульяновской, Мурманской, Архангельской и Свердловской областях, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, в Москве, Санкт-Петербурге потребуется 200 миллиардов рублей.
Приведенные цифры подтверждены экспертами. Эти территории загрязняли атомщиками на протя¬жной 50 лет. Реабилитация будет длиться не меньше.
В соответствии со статьи 14 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (1995) все такие программы должны быть обсуждены открыто с участием независимых общественных организаций. Этого сделано не было, несмотря на неоднократные обращения экологических организаций и в Минатом, и в правительство.


А. ЗАЛАН, зав. кафедрой юридического факультета ЧелГУ:
- Группа депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации стремится провести ряд законопроектов, существенно изменяющих сами основы правового регулирования вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
Речь идет о проектах Федеральных законов "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом",
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Вышеозначенные законы непосредственным образом затрагивают интересы населения Челябинской области, на территории которой и расположен один из комплексов, предназначенных авторами законопроектов для решения задач временного хранения и (или) переработки облученного ядерного топлива.
Могут ли органы государственной власти, опираясь на положения Конституции РФ, устав Челябинской области, федеральное и областное законодательство, повлиять на законотворчество федеральных органов государственной власти?
Устав Челябинской области, договор от 4 июля 1997 года "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области", а также заключенное на его основе соглашение от 13 июня 1998 года между Правительством РФ и администрацией Челябинской области "О разграничении полномочий в сфере охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности" предусматривает три варианта воздействия органов государственной власти Челябинской области на законодательный процесс.
Во-первых, это право законодательной инициативы, установленное для законодательных органов субъектов Федерации часть 1 статьи 104 Конституции РФ и воспроизведенное часть 1 статьи
9 устава Челябинской области.
Кроме того, согласно части 2 статьи 15 устава область вправе подготовить и внести свои предложения по проекту федерального закона, принятого к рассмотрению в первом и последующих чтениях Федеральным Собранием.
Во-вторых, это право оспаривать в суде полностью или частично федеральные правовые акты, которые содержат фактор риска для жизни и здоровья населения области и среды его обитания (часть 2 статьи 19 устава Челябинской области).
В-третьих, поиск компромиссных вариантов посредством проведения согласительных процедур (статья 20 устава Челябинской области).
Таким образом, действующая Конституция РФ и законодательство области позволяют органам государственной власти субъекта Федерации защищать права и законные интересы граждан, проживающих на территории Челябинской области, при разработке и принятии Государственной Думой законов, действующих в сфере охраны окружающей природной среды.

МНЕНИЯ:

- Если будут приняты эти три законопроекта, в Россию будет ввезено радиоактивных веществ, эквивалентных 200 чернобыльским выбросам!!!
 
- Эти 20 миллиардов долларов, заработанных ядерщиками за 10 лет только за хранение ввезенного иностранного отработанного ядерного топлива, можно истратить следующим образом:
3,5 миллиардов долларов - отчисление в государственный бюджет;
2,5 миллиарда долларов - на переоснащение объектов атомной промышленности;
7 миллиардов долларов - строительство хранилищ,
производство установок для переработки облученного ядерного топлива и реакторов на быстрых нейтронах и так далее;
7 миллиардов долларов - могут быть инвестиции в возможности решения вышеописанных экологических проблем для объектов и территорий с традиционными технологиями...

- Приведенные цифры означают (по расчетам С. Пащенко, Новосибирск):
3,5 млрд. - государственный бюджет - около 1,5 $ в год на россиянина;
9,5 млрд. - в атомную отрасль - около 1200 $ в год в среднем на одного минатомщика;
7 млрд. - на "экологию" по Минатому (мирный Минатом будет исправлять грехи военного Минатома,
то есть еще по 850 $ на работающего в Минатоме).
Итак, принятие этих законов даст 1,5 доллара в год каждому россиянину и 2050 долларов в год каждому атомщику.


Н.МИРОНОВА:
- Учет общественного мнения в процессе обсуждения и принятия решений в области ядерной политики уменьшает риск ошибочного выбора и реализует принципы социально ориентированной государственной политики. Общественное мнение выражает накопленный социальный опыт общества и его ожидания. Для процессов формирования ядерной политики - это суммированный опыт населения, полученный в чернобыльской катастрофе и многочисленных авариях на предприятиях  ядерного топливного и военного циклов Минатома России.
Многочисленные судебные процессы пострадавших граждан против органов социальной защиты, предприятий Минатома и органов государственной власти могут охарактеризовать этот социальный опыт как негативный. Нарушаются конституционные права, для защиты которых граждане и обращаются в суд. Загрязнение окружающей среды отходами деятельности предприятий Минатома ведет к ухудшению жизненного уровня значительных групп населения. Нарушение предприятиями Минатома общеобязательных норм противоречит современным принципам законопослушности.
Продолжающийся сброс жидких радиоактивных отходов при отсутствии лицензии на эксплуатацию водоемов-хранилищ (ПО «Маяк») и мест закачки (СХК) стал противозаконной практикой.
Представители органов управления регионов не находят в себе силы восстановить законность и обеспечить конституционные права граждан. Слабость гражданского общества и коррумпированность государственных структур позволяют Минатому, преследуя ведомственные политические и коммерческие цели, действовать в ущерб безопасности нации: в ущерб здоровью и безопасности нескольких сотен поколений россиян, повышая экологический риск, создавая долговременную угрозу экологической безопасности.
Расширение участия заинтересованных общественных групп в процессах подготовки решений по вопросам ядерной политики становится объективной реальностью.

Елизавета СОКОЛ
Иллюстрации:
Март 2001 года
Челябинск - Магнитогорск


Опубликовано в газете "Магнитогорский рабочий"

 
« Пред.   След. »