Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
"Почему?" для губернатора
Рейтинг: / 87
ХудшаяЛучшая 
Автор Наталья МИРОНОВА, Алексей ТАЛЕВИН.   
18.09.2009 г.

Открытое письмо
Губернатору Челябинской области П. Сумину
в связи с невыдачей лицензии
на продолжение переработки топлива на ПО "Маяк".


Уважаемый Петр Иванович!

ImageКак Вам уже известно, Госатомнадзор России, федеральный надзорный орган в области использования ядерной энергии не продлил лицензию на деятельность завода 235, завода по переработке отработавшего ядерного топлива, основного предприятия ПО "Маяк".
Основание отзыва лицензии - систематическое нарушение ПО "Маяк" Водного кодекса и Закона
"Об охране окружающей среды", запрещающих сброс жидких радиоактивных отходов в открытые водоемы нашей области.

Причина остановки завода 235 (РТ-1), возникла не сегодня. На протяжении всей своей истории химкомбинат сбрасывает жидкие радиоактивные отходы в открытые водоемы, объекты окружающей среды, игнорируя современные требования экологической безопасности. Радиоактивные отходы продолжают сливать в естественные и искусственные водоемы, никак не изолированные от окружающей природной природы.
В результате деятельности ПО "Маяк" произошло и происходит радиоактивное загрязнение значительной территории Уральского региона, в том числе и водных объектов. Основными источниками радиоактивного загрязнения являются радиоактивные сбросы в реку Теча и в окружающие ПО "Маяк" водные объекты.
Крайне неблагоприятная радиационная обстановка в Челябинской области является одной из основных причин высокой заболеваемости и смертности проживающего на его территории населения.

Подобная ситуация могла сложиться только в результате бездействия уполномоченных органов государственной власти, в том числе, и администрации региона. Мы просим ответить на вопросы, которые интересуют многих жителей нашей области.
Почему политический лидер Челябинской области Петр Сумин с 1993 года настаивает на запредельно дорогом строительстве Южно-Уральской атомной станции, вместо того, чтобы озадачиться мерами по предотвращению прорыва плотины на последнем 11 водоеме Теченского каскада, что сделать гораздо дешевле, быстрее, и результат предотвращенной катастрофы был бы уже сегодня?
Почему строительство Южно-Уральской атомной станции считается руководством Челябинской области панацеей от всех экологических проблем, возникших в результате деятельности ПО "Маяк"
и почему не рассматриваются другие варианты?
Почему глава администрации Челябинской области Петр Сумин так и не поддержал в 1996-1997 гг. строительство сухого хранилища для топлива атомных подводных лодок на Севере, несмотря на то, что Норвежское правительство имело твердое намерение профинансировать его, и, в результате, отработанное ядерное топливо с Севера продолжают ввозить в нашу область?
Почему губернатор Петр Сумин допустил в 1998 года строительство хранилища плутония в Челябинской области в 100 км от государственной границы, поставив население края в ситуацию крайнего риска, в том числе и террористических акций?
Почему о таком опасном объекте не информировано должным образом Министерство по Чрезвычайным ситуациям и не заказан план ликвидации чрезвычайной ситуации в области в случае аварии на этом объекте?
Почему в 2003 году губернатор Петр Сумин обещает Президенту России невозможное: изобрести
за несколько миллиардов долларов из государственного бюджета, средств налогоплательщиков, способ переработки отходов с помощью Южно-Уральской атомной станции, - вместо того, чтобы договариваться о разумном, но срочном выделении средств на экстренную модернизацию аварийной плотины 11 водоема? Плотину из-за несовершенства конструкции может прорвать уже в течение ближайших 3 лет, 400 млрд. кубометров жидких радиоактивных отходов покатятся в Ледовитый океан, смывая прибрежные села на Тече, Исети, Тоболе и Оби.
Почему губернатор Петр Сумин игнорирует информацию об острой, кризисной экологической ситуации в области в связи с продолжающейся переработкой топлива и производством и сбросом радиоактивных отходов, поступающую от общественных объединений?
Почему губернатор Петр Сумин не реагирует на информацию государственных ведомств о том, что
в области сложилась кризисная экологическая ситуация в связи с поступлением радиоактивного загрязнения из Карачая в Теченский каскад?
Почему губернатор Петр Сумин попустительствует ПО "Маяк", которое в нарушении Закона "Об охране окружающей среды" и Водного кодекса сбрасывает жидкие радиоактивные отходы в отрытые водоемы? Почему, практически, став на защиту конституционных прав и интересов жителей Челябинской области, эту деятельность прекратило лишь федеральное ведомство - Госатомнадзор,
а правительство области продолжает хранить молчание?
Почему население нашей области должно нести ответственность не только за "результаты поспешного освоения технологий" и героическое ядерное прошлое, но и за настоящее, сегодняшнее, некомпетентное управление экологическими проблемами области?

Движение "За ядерную безопасность"
неоднократно привлекало Ваше внимание к проблеме систематического нарушения ПО "Маяк" российского законодательства.
Мы с 1990 года собирали подписи жителей области и передавали их администрацию области, депутатам и в правительство, проводили публичные акции, вели переговоры с местной властью и правительством, и обращались в суд.
ImageИ, наконец, в мае 2002 году мы выиграли в Верховном Суде процесс об отмене разрешения на переработку отработавшего ядерного топлива на невозвратной основе. Практически, это решение Верховного Суда России о запрещении переработки топлива со сбросом отходов в водные объекты.
Не предоставление Госатомнадзором России основной лицензии ПО "Маяк" стало результатом многолетнего общественного “призыва” к этому предприятию соблюдать российское законодательство.
В очередной раз свою обеспокоенность Госатомнадзор изложил в справке для Парламентских слушаний в Государственной Думе России "О регулировании безопасности при обращении с жидкими радиоактивными отходами, накопленными в Теченском каскаде водоемов" 29 ноября 2002, на которых присутствовали представители администрации Челябинской области.  
Госатомнадзор отмечает, что ПО "Маяк" не выполняют требуемый современным законодательством Российской Федерации и международными правовыми документами объем работ, направленных на повышение безопасности водоемов-хранилищ жидких радиоактивных отходов.
Не проводится тщательный анализ источников формирования сбросов, отсутствуют детальные программы прекращения сбросов отходов в водоемы-хранилища. Ежегодные сбросы жидких отходов только в водоемы В-3 и В-4 Теченского каскада составляет около 3 тысяч кюри при объеме около
4 млн. кубических метров. Отсутствуют проекты вывода из эксплуатации водоемов-хранилищ ЖРО.
Не уделяется должное внимание разработке технологий переработки низко- и среднеактивных ЖРО. Не в полной мере реализованы все необходимые меры по мониторингу фильтрационных утечек через чаши водоемов-хранилищ ЖРО и миграции радионуклидов в окружающей среде.  
Проводимые работы по консервации Карачая практически сводятся к созданию на площадке этого водоема приповерхностного хранилища твердых радиоактивных отходов, содержащих долгоживущие радионуклиды.
Решение проблем долговременной безопасности водоемов-хранилищ ЖРО эксплуатирующими организациями отложено. В настоящее время водоемы-хранилища Теченского каскада водоемов эксплуатируются, в основном, в соответствии с отраслевыми документами…
Указанные ведомственные документы создавались на основе законодательства СССР и, как правило,
не отражают подходов к обеспечению безопасности при решении проблем реабилитации территорий в свете современных требований, установленных законодательством РФ, Международными правовыми документами и рекомендациями международных организаций… Эксплуатация Теченского каскада водоемов осуществляется с нарушением ряда положений нормативных правовых документов.
Закончившаяся в декабре 2002 года лицензия была выдана "Маяку" в порядке исключения сроком
на один год - под обещания привести деятельность предприятия в соответствие с действующими экологическими нормативами. ПО "Маяк" этого не сделал.

Современное предприятие не может считаться высоко технологичным и отвечающим требованиям времени при таком отношении к экологическим требованиям и действующему законодательству, как это сложилось на ПО "Маяк", и в Минатоме в целом. Об этом неоднократно с тревогой говорили не только лидеры экологического движения, но и многие ученые, политики, надзорные ведомства.
А "Маяк" продолжает жить, словно он в прошлом веке, когда Атомград ковал ядерный щит СССР,
а экологические, правовые, этические, социальные вопросы вообще никого не трогали.

Но на дворе 21 век. Изменились не только экологические требования, уровень общественного мнения, профессионализм общественных организаций -  изменилась страна, мир стал другим. Поэтому-то директор химкомбината В. Садовников сравнивает вверенное ему производство
с "пожилыми родителями… Родитель сделал, что мог, и должен уйти".
Именно в этом и заключается главный принцип развития - устаревшие технологии должны уходить.
От морально и физически устаревших технологий либо отказываются совсем, либо им на смену вводят более современные, отвечающие букве закона, и требованиям времени, наконец.
Но когда менеджмент предприятия или региона, в погоне за сиюминутной, и чаще всего личной или узкого круга лиц выгодой, не обеспечивает своевременную замену технологий - возникает кризис.
Ситуация на ПО "Маяк" - пример из школьного учебника.
Это кризис не только технологий, но и команд, стоящих у руля, и ядерного предприятия, и области.


Наталья МИРОНОВА,
председатель "Движения за ядерную безопасность";
Алексей ТАЛЕВИН,
вице-президент общественного объединения "Правосознание".
Январь 2003 года
Челябинск 

 
« Пред.   След. »

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
60 гостей