Магия народного артиста |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
07.11.2021 г. | |
На его афишах можно писать: "Потомок польского графа". Можно - "Мировой рекордсмен циркового искусства". Можно - "Великий иллюзионист". И все это будет правдой. Но это лишь часть его достижений. Уникальный артист цирка, красивый мужчина, талантливый человек выступает на манеже Магнитогорского цирка. …Неотъемлемой чертой профессии журналиста является бесцеремонность. Памятуя об этом, но, испытывая чувство неловкости (артисту перед выходом к зрителю вряд ли нужны посторонние), до начала представления иду за кулисы. Программа начинается с иллюзионной мистерии, значит, вся ее техническая часть уже готова к работе. Большой металлический постамент, утыканный "гвоздями", которые длиннее, чем мои руки. Рядом - металлический стол с чем-то, отдаленно напоминающий токарный станок из школьных мастерских моей юности. Черный ящик с красными заплатками. На подставке нечто блестящее с серебряными полукругами. На черной подставке - "форменное безобразие и меч-кладенец", подсказывают ребята из шоу, видя, что я пытаюсь описать их реквизит. Отправляюсь в зрительный зал. Из-за кулис прямо на манеж торчит большая труба, прикрытая марлей. Последние зрители спешат занять свои места, гаснет свет, раздаются первые звуки музыки. Потом мы будем общаться в их гримерке: Ирина и Владимир Довейко и я, автор этих строк. Разговор получится интересным. О своей семье и о себе - Наша семья - четвертое поколение в цирковой династии. А начало положил Кранид Яроцкий, польский граф в позапрошлом веке. Он влюбился в красивую украинку, которая не мыслила своей жизни без цирка, бросил свои "графские дела" и ступил на манеж. Получилась прекрасная семейная пара и замечательные цирковые артисты. Они выступали с домашними животными, работали как куплетисты. Их дети нашли свою любовь среди русских и белорусов. Мои дедушки и бабушки тоже работали в цирке, они были выдающиеся акробаты. О моем отце написаны книги, статьи, сняты фильмы. Он пользовался фантастическим успехом. Уже в те времена, когда поездка за рубеж была редкостью, он объездил пол света - мир рукоплескал его аттракциону. Поэтому, когда я родился, было совершенно естественно, что отец развивал меня физически. Стойка, растяжка в моей жизни появились не потому, что надо было непременно стать акробатом, а потому, что занятия спортом были неотъемлемой частью бытия нашей семьи. Был еще один важный момент - у меня врожденный порок сердца. Выжить можно было только постоянно увеличивая физические нагрузки. Поэтому, невзирая на запреты врача, отец постоянно со мной занимался. Папа был уверен в успехе - его друг сам себя поставил на ноги с таким же диагнозом именно через спортивные тренировки. Сначала я делал то, что велел отец. Потом втянулся - ведь все в цирке постоянно тренируются. Осознанно свое будущее как акробата я определил лет в 15. О цирковых отношениях и о себе В цирке, как в каждом творческом коллективе, отношения всегда складываются непросто. Чем ярче, талантливее человек, тем больше в его адрес несется злых завистливых слов. Моего отца часто упрекали за его достижения. Много раз убеждали и в том, что я бездарный, не достоин того, чтобы выходить на манеж в его аттракционе. Это было и в начале моего творческого пути и тогда, когда я уже установил пять мировых рекордов - делал с подкидной доски прыжок на одной ходуле, выполнял сальто прогнувшись, исполнял пируэт на 360, потом на 720 градусов, демонстрировал двойной задний сальто-мортале. Все искали какой-то подвох, какую-то хитрость в моих выступлениях. В 1979 году я ушел из аттракциона отца. А в 1980 году у меня уже был свой акробатический ансамбль "Русь". До этого в моей жизни произошло еще одно событие - в 1975 году я закончил ГИТИС. За это время я поработал клоуном, есть номера, которые создал как режиссер. Мои ученики Панов и Новиков работают в Париже, Алексей Мягкоступов - в Лас-Вегасе. Трио "Дрянные клоуны" стали дипломантами конкурса циркового искусства в Москве, с Петром Ивановым создали образ клоуна-аристократа. Уже мои ученики поставили четыре мировых рекорда. В 1990 году я создал уникальный аттракцион "Русские качели". Даже есть "патент на изобретение" - я ввел трамплин в номер, а это увеличило полет акробата до 14-15 метров. Такого в цирке еще не было. В 1992 году этот аттракцион стал лауреатом золотой звезды в Вероне, в 1994 году - получил серебряного клоуна в Монте-Карло, в 1995 - золотого льва в Пекине. Кстати, это первое золотое, которое русские получили в Китае. До этого - выше второго места не поднимались. О смене жанров и о себе Смена жанров - это, по-моему, естественный, закономерный процесс. Человек растет, меняется. И душа у него меняется, другого требует. У акробата душа летает. У клоуна - смеется. А иллюзия? Иллюзия - это всегда неожиданность. Неожиданностью для нас с Ириной и было предложение "Росгосцирка" сделать иллюзионный аттракцион. Дня три думали - дело было новым для нас. Ирина работала, правда, с Кио. Но после этого уже давно поменяла жанр - сделала танец с хулла-хуппами. Я тоже был далек от этих тонкостей… Сели за книги, чертежи. Через 10 дней мы сказали: "Да". Шесть лет работали над аттракционом. Многие номера делали в Германии. Изучили то, что делает Давид Коперфильд. Все трюки мы смогли повторить. Коперфильд работает на сцене, перед задником. Сто пятьдесят человек обслуживает его представление и человек пятьдесят-семьдесят "подсадки в зале". У нас все открыто - манеж круглый, работаем у зрителя на виду, смотрите все. Мы создали девять мини-спектаклей, объединили их в одну иллюзионную мистерию и назвали ее "Новая магия". Сценарий писали и музыку подбирали вместе. Ира создавала женские костюмы и ставила танцы. Я занимался режиссурой и сценографией, создавал мужские костюмы. На аттракцион ушло полмиллиона долларов, при этом цены на билеты для зрителей остались доступные. Мистерии 2 года и 3 месяца. В представлении занято 15 человек. Но есть еще вакансии - нужны две девушки с хореографическим образованием, из художественной или спортивной гимнастики на постоянную работу. Я человек строгий, требовательный, но не диктатор. Но в творчестве - знаю, чего хочу и умею этого добиваться. О будущем цирка и о себе Время предъявляет новые требования ко всему и всем. Иным должен быть и цирк. Раньше, во времена СССР, у нас была хорошая школа, в которую стекались талантливые люди из всех республик. Наш цирк был намного интереснее, профессиональнее, было много массовых зрелищ. Мастера циркового искусства из нашей страны покоряли зрителей многих стран своим мастерством. Как только наступили новые времена, открылись границы, артисты разъехались по разным странам - ни для кого не секрет, что это способ обеспечить себя материально. Но там, за границей наши люди работали, а западные специалисты изучали все, что мы умеем. Теперь, когда наши там все наладили, научили заграницу работать, стали не очень-то и нужны. А здесь, в стране появилось очень много плохих артистов. Причин тут несколько. Во-первых, коммерческий цирк забрал лучшие кадры себе - они хорошо платят. Во-вторых, нет притока в цирковую школу молодых артистов, пустоту в "Росцирке" заполнили серые, бездарные люди - кто-то из самодеятельности, кто-то вообще с улицы, много пенсионеров, которые уже не могут работать и не соответствуют современному уровню искусства. Вообще-то на Руси цирк никогда не был искусством для детей. До сих пор на Западе есть цирки, в которые детей до 12 лет не пускают. Цирковое искусство - искусство для взрослых. Раньше мы всегда делали отдельные программы для маленьких и больших. А раз представления предназначены для взрослых, то и требования другие. Должна быть другая эстетика, иные режиссура, свет, оформление, музыку надо подбирать, учитывая современную психологию, где-то лирику, где-то драйв, где-то классику. В цирке должна быть красота - красота тела, мастерства, трюка. Обязательно должно быть интересно! В "Новую магию" внесли западную культуру и эстетику. У нас даже костюмы выдержаны в подиумных требованиях. Не говоря уже о технической, световой и музыкальной части. Вообще-то сейчас вернулось "время серости и врагов". Все руководящие должности занимают люди, не способные сами на творчество, но готовые учить других, что и как надо делать. И так везде, во всех отраслях и направлениях развития. Как мало людей умеет радоваться успехам других. Так что если меня ругают, я точно убежден, что сделал что-то интересное, стоящее. Как только все кинулись хвалить, беспокоюсь - делаю что-то не так. В последнее время у меня произошло важное событие - выпустил книгу своих стихов. Поэты меня признали - это главное. А в цирке к этому отнеслись… Вообще-то я пишу с 12 лет. В год по 4-5 стихов, они ведь должны отложиться, отстояться. Хочу выпустить вторую книгу. Надо, чтобы что-то осталось. Ведь цирковое искусство как воздух. Оно существует только во время представления. Даже если снимать выступление на пленку, это совсем не то. Мы работаем всегда "без фонограммы", в живую, на полной отдаче. Наше искусство сиюминутно, поэтому надо спешить видеть то, что происходит на манеже сейчас. * * * Последние зрители спешат занять свои места, гаснет свет, раздаются первые звуки музыки. А потом… Женщина, разрезанная на "эн-ное" количество кусков, через мгновение танцует на манеже. Мужчина, сжатый до размеров трехлетнего ребенка, улыбается, двигает ручками и ножками. Клоун, положенный только на одну спинку стула, лежит в воздухе. Женщина, лишенная головы на глазах у зрителей, в такт музыки двигает оставшейся частью тела. Руководитель номера, закрытый в металлическую клетку, проткнутый мечами и сожженный, тут же появляется на арене цирка. На манеже - "Новая Магия", иллюзионная мистерия, созданная Ириной и Владимиром Довейко. Елизавета СОКОЛ Иллюстрации: Марко САРВАСЕС (Алия, Испания) - фото из Интернета. Ноябрь 2021 - Март 2004 Москва - Магнитогорск - Сочи Частично опубликовано в газете "Московский комсомолец"
|
« Пред. | След. » |
---|