Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Людмила Борюшкина: "...совершенно обычная история!"
Рейтинг: / 178
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
24.08.2009 г.

Людмила

ImageЛюда разливает чай на кухне. Здесь мы с ней "взрослые разговоры разговариваем", а девочки чаевничают в комнате.
Я в гостях у женщины, которая первая в нашем городе берет чужих детей из детского дома к себе "на гостевой режим".
- Да у нас совершенно обычная история! - очень убежденно и как-то буднично говорит она.

… Эта обычная история началась больше года назад. Корреспондент городской газеты "Магнитогорский металл" Людмила Викторовна Борюшкина получила задание подготовить материал ко Дню защиты детей о живущих в детских домах и интернатах. Было решено написать о любом ребенке, который сможет пойти на контакт со взрослым чужим человеком.
Люда пришла в специальную школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди разговорчивых ребят оказалась Алена Лукичева. Полдня пообщавшись с  детворой, материал для публикации Борюшкина набрала.
Но, помимо этого, сложились и иные отношения:
- Я сблизилась с детьми и с воспитателями. Директор интерната Ирина Алексеевна  Чайковская - замечательный, открытый человек. Я стала бывать там уже не по редакционным заданиям, а просто так, по приглашению на  праздники. Да и потому, что меня туда тянуло.
Надо сказать, что желание с кем-то делиться теплом родилось у Борюшкиной задолго до посещения интерната. В силу профессиональных обязанностей Людмила не раз бывала в государственных учреждениях, где живут дети, по тем или иным причинам оставшиеся в данный момент без родителей. Насмотревшись на их тоскующие глазенки, молодая женщина раздумывала: может взять себе ребенка из Дома малютки?  Останавливало понимание ответственности, которая появляется, когда в доме растет малыш. А так как семейная жизнь пока не сложилась, все заботы лягут только на материнские плечи…
Подружившись с 9-летней Аленой, моя героиня уже знала, что брать девочку к себе "на гостевой режим" ей по силам.  
- Гостевой режим - это встречи с ребенком по мере возможности, пребывание маленького человечка у вас в гостях, - поясняет Людмила Викторовна. - Но вся ответственность за содержание по-прежнему лежит на государственной социальной службе. Если есть возможность, можно покупать ребенку какие-то вещи, школьные принадлежности, игрушки. Но все это у таких ребят уже есть. Им нужно внимание, общение, пребывание в семейной обстановке, новые навыки, социальная адаптация.

Документы оформляла Борюшкина долго: государство тщательно проверяет, почему  человек хочет брать ребенка к себе в гости, что это за человек?
- Но это и хорошо, - молодая женщина ненадолго замолчала. - Еще и еще раз осознаешь, какая ответственность ложится на тебя. А в моем случае - надо было еще родителей подготовить…
Родители были против. Как, практически в каждой семье старшее поколение всегда знает, как надо жить, кем быть, с кем дружить младшему. Но Борюшкины-страшие хорошо знали и характер дочери.

- Вам было важно, что думают родители? Это же всю жизнь для нас самые главные люди.
- Для меня очень главные, но не решающие. Я их слушаю, но все равно принимаю решения самостоятельно.
И всегда прошу: если это будет ошибкой в моей жизни, дайте мне возможность самой сделать эту ошибку.

Понять родителей сможет каждый, у кого есть взрослые дети.
Как и все родители, Нина Ивановна и Виктор Михайлович мечтают видеть дочь счастливой.
И конечно, их тревожит, как сложится ее жизнь, если сейчас, когда у нее еще нет семьи, она связывает себя обязательствами перед чужим ребенком. Если бы в тот момент они знали, что скоро гостить у дочери будет не одна, а две девочки…

- Папа был даже более резок, чем мама, - вспоминает моя собеседница. - Алена только начал бывать у меня в гостях, а "добрые люди" уже шипели в уши родителей: "Что там твоя дочь задумала? Что она делает? И вы о чем думаете? Она себе всю жизнь искалечит, испортит, загубит".
Таня, младшая сестра, поначалу тоже не понимала, зачем это надо, но скоро превратилась в союзницу Людмилы. Наверное, помог личный материнский опыт. Ее сын, двухлетний Ванечка, сейчас частенько становится центром внимания, когда Людмила и ее  девочки приходят в гости.
- Я ни на кого не обижаюсь. Ведь и раньше, до появления в моей жизни Алены и Нади, все всегда хотели решать за меня, - делится молодая женщина своими размышлениями. - Все всегда знают, что мне надо, что будет лучше. И стараются просчитать на много лет вперед, как мою жизнь сделать счастливой.

- Это же нормальная реакция взрослых людей на поступки тех, кого они любят…  
- Мне говорят: "Просчитай на несколько лет вперед! Что будет, когда девочки вырастут!". А я не хочу ничего расчета. Хочу жить так, как  подсказывает внутренний голос, как говорит мне сердце.
Сейчас, судя по тому, что мама с папой привечают свою непокорную дочь и ее девочек в саду, позволяют там хозяйничать, острота конфликта снята. Да и Нина Ивановна, наверное, вспоминает то время, когда в их дом приходила соседская девчонка, которая воспитывалась в интернате, а ее называла мамой…
- Родители сейчас спокойно относятся к нашим визитам. Им приятно, когда мы что-то вместе делаем: готовим, моем посуду, пылесосим, собираем ягоды.

Image- А друзья, коллеги как восприняли ваше решение? Вас кто-то поддержал?
- Одна из коллег была обеспокоена моим решением взять ребенка в семью: у нее есть опыт общения с детьми из государственных учреждений. Но когда узнала, что я беру девочек на гостевой режим, посчитала это очень разумным.
Еще одна моя коллега приглашала нас с девочками в гости: у нее дочь чуть старше, чем Алена и Надя. Потом они приходили в гости к нам. Девчонки быстро нашли общий язык, веселились, играли.
Но у большинства людей все-таки - любопытство и несколько скептическое отношение: "Ну-ну, это только начало. Посмотрим, что дальше будет!" Такой скепсис и в коллективе, где я работаю, и в разговорах с попутчиками. (Смеется) Когда мы пользуемся автобусом, у моих девочек рот не закрывается…  
Мне не нужна ничья поддержка. Я не хочу вызывать у кого-то какие-то эмоции…

- Сначала вы решили брать Алену. А как появилась мысль брать еще и Надю?

- Алена стала бывать у меня часто, я очень скоро поняла, что ей не хватает общения со сверстниками.
У нас во дворе детей ее возраста нет, моему племяннику всего 2 года. Когда Алена жила у меня на зимних каникулах, мы вместе лепили, рисовали, пели детские песенки, танцевали… Но все-таки ребенку очень нужны братья и сестры. Чаще других Аленка вспоминала Надю, рассказывала, что это ее самая близкая подруга…

Увидев, как встретились подружки после каникул, когда Алена вернулась в интернат, Людмила решила, что будет брать и Надю Кулакову к себе в гости. И снова надо было пройти непростой этап оформления документов…

Нельзя сказать, что гостевой режим - это просто.
- Поначалу было много всяких сложностей, - делится моя собеседница. - Крушение каких-то иллюзий, столкновение с неожиданным, приятным и неприятным… Психологи, которые работаю с сиротами и взрослыми людьми, желающими усыновить  ребенка, правильно говорят о начальной эйфории. Она появляется из огромного желания взрослых в той или иной форме (усыновить, взять в приемную семью, принять на гостевой режим) общаться с чужими детьми. Не надо строить никаких иллюзий, предварительно выстраивать какие-то планы. Нужно очень  спокойно и взвешенно подойти к такому решению.     
У меня эта эйфория тоже присутствовала. И когда мне Ирина Алексеевна говорила, что надо очень осторожно строить какие-то планы, что сначала нужно найти контакт, взаимопонимание, я не понимала всей сложности общения с детьми, даже уже любимыми. Мне тогда вообще казалось, что гостевой режим - это решение очень многих проблем наших сирот.

Людмила закончила филологический факультет нашего педагогического института. Конечно, психологию там проходили. Но этого явно было мало.
И при первых же трудностях за помощью пришла муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям".
- Специалисты центра постоянно общаются с теми, кто создал приемные семьи. Там работает "Школа приемных родителей". Всегда и по телефону, и при личной встрече можно посоветоваться, получить поддержку, подсказку, как поступить в той или иной ситуации.

- Учитывая, что девочки живут в интернате для детей с отклонениями в развитии  возникает вопрос: "Нужно обладать какими-то особыми знаниями, навыками общения с такими детками?" 
- Нет. Если бы я постоянно держала в голове то, что медико-психолого-педагогическая комиссия поставила детям какой-то диагноз, это бы мешало общению с ними. Просто нужно воспринимать детей такими, какие они есть, чтобы про них не писали - "УО", "ЗПР", "гении"… Их нужно понять и общаться с ним на одной волне.
Педагогические проблемы у нас, конечно, возникают. Но я уверена, что они возникали бы и при общении с детьми из любого другого интерната.


Девочки

Во время нашей беседы Людмила успевала приглядывать за девочками и давать какие-то "ЦУ":
- А почему вы не съели вафли?
- Еще чаю налить? Сахар взяли?
- Аккуратней, пожалуйста, а то сейчас опять везде будут крошки.
Я с девочками познакомилась пару часов назад и была приятно удивлена тому, как терпеливо они отвечали на мои многочисленные "что?", "как?", "почему?". Дело не только в том, что взрослый человек, которого они видели впервые, хотел получить ответы на свои вопросы. А еще и в том, что, по телевизору вот-вот должны были начаться мульфильмы!
Но и Надя, и Алена общались со мной охотно.
Теперь я знаю, что у них в интернате все добрые: директор, воспитатели, повара, учительницы, слесарь.
Повара еще разрешают помогать - на стол накрывать и солить.
ImageВ школе их учат быть добрыми, вежливыми, послушными. Надо учиться, чтобы все знать.
Девочки учатся хорошо. У Нади даже есть награда "За самую чистую тетрадь". Это значит, что в тетради нет двоек и чисто написано.
Задумываются они и о будущей профессии: Алена будет "футболисткой" или директором интерната. А Надя раньше хотела стать парикмахером, а сейчас пока передумала.
К Люде (так девочки зовут Борюшкину) им очень нравится ходить. Другие дети тоже хотят ходить в гости, но их не берут.
- У Люды красиво, как в сказке!  
- Мы научились делать салат, варить макароны, жарить яичницу!
- Мы сами пекли оладушки и пирог! В интернат носили для всех!
- Мы на карусели ходили!
- И в сад!
- Окна мыли с Людой. Все вместе. Я ее за ноги держала!
- А еще я умею зеркала мыть. И дверь открывать.
- Свои игрушки умеем стирать!
Девочки с такой готовностью делились своими новыми умениями, что я начала вспоминать подзабытые эмоции от радостного познания мира моими собственными  детьми.
Вообще жизнь становится совсем иной, если понимаешь, сколько в ней можно совершить  открытий:
- Коты не хотят спать, как куколки.
- Веточки плачут, если их обрываешь.
- Не надо громко смеяться поздно вечером, потому что это мешаешь соседям.
- Крошить на пол не хочется, если сам моешь полы.
- Если не ты хочешь есть то, что уже приготовлено, варишь себе сама.
- В магазине нельзя покупать все, что продается и хочется. Надо вспомнить, какие продукты и вещи  дома уже есть.
И это только начало большого пути познания нашего мира…   
- Они очень разные, мои девочки, - улыбается Люда. - Одна - непоседа, познает мир через свой опыт. Какие-то наблюдения, объяснения других людей ее не устраивают. Пока сама не откроет, не разберет, не посмотрит, не нажмет - не успокоится. Вторая - внимательно слушает, анализирует, запоминает.
Но самое главное, что они получают новые навыки, которые будут так нужны в жизни… Понятно, что для того, чтобы первые новые навыки перешли в привычку, стали выполняться легко, нужно время. Но девочки учатся всему очень быстро!  


Вместе - в "завтра"!

- Люда, что изменилось в вашей жизни с тех пор, как девочки стали бывать у вас в гостях?
Она отвечает не сразу:
- Моя жизнь стала более насыщенной, более занятой. Раньше была какая-то пустота, которую хотелось чем-то заполонить… И была потребность что-то отдать.
А теперь я еще и учусь у моих девочек. Благодаря им у меня появляется живой,  непосредственный взгляд на жизнь, который, может быть, был утерян только потому, что я выросла.
Они задают много вопросов. Им все интересно. Они так непосредственно на все реагируют.
Я часто говорю моим девочкам: "Я просто в восторге от вас!".
Радость? Радость присутствует несомненно. Есть, конечно, какие-то воспитательные проблемы.
Но радости больше, чем трудностей. Пока ты с ними живешь… Пока ты радуешься чему-то, слушаешь их щебет… Пока они тебя о чем-то спрашивают и ты пытаешься перевести на детский язык что-то из взрослой жизни… Это - радость!
Все сложности окупаются моральным удовлетворением. Если любишь детей, если хочешь чем-то поделиться с другими, не ожидая взамен никакой награды, морального удовлетворения вполне достаточно.

- Простите за вопрос (если посчитаете его бестактным, не отвечайте). А вы не думаете, что отношения с девочками могут стать впоследствии препятствием для устройства вашей личной жизни? Таких мыслей не возникает?
- Я отвечу, ваш вопрос для меня допустимый.
О сложностях, связанных с личной жизнью, я думаю в самую последнюю очередь.  Потому что у меня есть твердое убеждение: если я буду жить с каким-то человеком, то мы будем очень близкими людьми. Это в любом случае будет человек с убеждениями, духовным миром, какими-то потребностями, схожими с моими. Таких проблем я  нисколько не боюсь.

Image- Есть у вас какие-то долгосрочные планы? "В этом году я беру девочек на гостевой режим. Потом, если мы подойдем друг другу, наше общение будет в виде "приемной  семьи", "опеки" или "удочерения"?
- Гостевой режим - это тоже очень большая ответственность. "Мы в ответе за тех, кого приручили". А  в дальнейшем… Я не строю никаких планов. И уверена, что это не называется "недальновидность". Пусть все идет, как идет. Это все решается в процессе.
Но я могу сказать, что от этих детей я отказываться не собираюсь. Как сложится моя жизнь, я не знаю. Но в любом случае связь мы с ними поддерживать будем.
Я не строю никакой модели будущего этих девочек. Что будет с этими детьми, что они будут делать и кем станут, это уже им решать. А то, что я даю, я даю. Пускай получают.
Единственная мысль, связанная с моей личной жизнью, которая иногда появляется: "Что я буду делать, когда у меня родится свой ребенок?" Какое-то время, когда я не смогу их брать к себе домой, буду приходить в интернат. А потом, когда мой малыш подрастет, Алена и Надя будут опять приходить ко мне в гости.  
И через паузу добавила:
- Один мальчик в интернате, где учатся девочки, мне сказал: "У вас же сына нет..." Там есть еще двое детей, к которым я особенно прикипела… Но я понимаю, что это процесс бесконечный. Всех невозможно взять… Но иногда появляются всякие мечты: "Если бы я жила не в однокомнатной квартире… Если бы я жила не одна… Тогда бы, возможно, я взяла еще мальчика к себе…" О, если бы мама это услышала - ей бы было плохо…


Елизавета СОКОЛ
Фото: из семейного архива Людмилы БОРЮШКИНОЙ.
Август 2008 года
Магнитогорск
 

Опубликовано в газете "Парламентская неделя", журнале "Партнер".

 
« Пред.   След. »

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей