Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Кому светит атомный "Маяк"
Рейтинг: / 18
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
24.08.2009 г.

У этого материала есть любопытная история.
Он появился в печати в то время, когда о строительстве Южно-Уральской атомной электростанции говорили много. Но потом страсти улеглись, острота проблемы, вроде, была снята и тема ушла с первых страниц СМИ.

А недавно я встретила одного из постоянных своих читателей. Мужчина не захотел, чтобы его имя упоминалось на Интернет-портале «Свой взгляд».
- Жена будет ворчать, - улыбаясь, объяснил он. – Назовите меня Просто Читатель.
Просто Читатель посетовал на то, что эта тема забыта журналистами:
- Сейчас опять все кинутся рассказывать о своих достоинствах и делах во славу нашего нищего народа. Оно понятно, выборы на носу. Но про радиацию забывать совсем нельзя! Молодежь ведь вообще ничего не знает про «Маяк»!
А потом Просто Читатель сказал, что хранит все мои публикации про экологию.
Узнав, что есть возможность восстановить материалы и сделать их доступными всем желающим, он обещал отдать мне старые публикации. При условии, что я пообещаю их выложить в Интернете.
 
Он выполнил свое обещание.
Я – тоже.

 
 
В редакционной почте письма об экологии встречаются не часто. Народ занят добыванием средств на хлеб насущный, и это кажется ему более важным, чем состояние окружающей среды. Тем не менее, так думают не все, и приведенные ниже письма тому подтверждение.
«Сложилось впечатление, что у господ-руководителей, решившихся на строительство Южно-Уральской атомной электростанции, нет патриотизма.
Ведь патриотизм - это забота о здоровье народа и будущем детей, а именно это окажется под угрозой еще больше, чем сейчас. Видимо, опять запахло деньгами для Москвы.
Все прекрасно знают, что экологическая обстановка в городе очень тяжелая.
А тут еще ПО «Маяк», который отравил весь регион. В его окрестностях находится 340 млн. кубометров жидких отходов атомных предприятий.
Сейчас лишь 10 процентов южно-уральских детей здоровы. И это мы терпим, молчим.
Европа желает превратить Челябинскую область (да и Россию) в ядерную свалку, предлагая нам свои отходы. Видите ли, обещают в обмен 20 млрд. долларов. Поверьте мне - человеку, повидавшему и знающему этот мир, что народу от них ничего не достанется, эти деньги уйдут в Москву и на особняки местных «сильных мира сего».
Теперь нам предлагают Южно-Уральскую атомную станцию. Говорят, что это безопасно. А я не верю.
Вот пусть сначала все имеющиеся объекты на территории области доведут до такого состояния, когда они не будут уничтожать все живое, а потом - предлагают новые.
Утверждают, что ЮУАЭС энергии нам прибавит.
Да, недостающую энергию добывать надо, увеличивать цивилизованными способами (гелио- и ветряные станции). Слава богу, у нас хватает и солнца, и ветров.
Нам говорят, что строительство АЭС станет хорошим рынком сбыта стройматериалов. Лучше бы строили машиностроительные заводы, они были бы выгоднее и у нас уместнее.
Хватит! Поднимем свои голоса протеста против превращения области в атомно-ядерный испытательный полигон! Если деньги выбили из сердца патриотизм у сильных мира сего, то это чувство у простых людей еще есть.
Д. АБРАМЯН».

Мы попросили прокомментировать это письмо Вячеслава ДМИТРИЕВА, руководителя конструкторского бюро завода радиоактивных изотопов ПО «Маяк». Вячеслав Михайлович - ветеран атомной промышленности, проработал в ней 46 лет, участник ликвидации аварии 1957 года.

Вот какой ответ мы от него получили.

«Решение о строительстве ЮУАЭС принималось с учетом решения конкретных экономических, социальных и экологических проблем области и России. Южно-Уральская атомная станция даст электроэнергию для области намного дешевле, чем в РАО ЕЭС, новые рабочие места, устранение угрозы переполнения водоемов Течинского каскада, то есть как раз оздоровление экологической обстановки. Все это и есть конкретная забота о здоровье детей и благополучии населения без криков о патриотизме.
Экологические проблемы области связаны с решением задач в послевоенный период по сохранению СССР как государства и обеспечению безопасности в настоящее время.
Решать эти проблемы должен не только «Маяк», хотя большую часть ответственности и финансовых расходов берет на себя именно он. Утверждать, что «Маяк» отравил всю область, - чистой воды бред, «отравителей» хватает без того.
А публикаций в прессе о восточно-уральском радиоактивном следе 1957 года, о защите населения от его последствий и о реабилитации загрязненных территорий было достаточно.
«Страшилки» о смертельной опасности деятельности «Маяка» можно расценить как информационный терроризм. Радиационный фон на территории предприятия и в его санитарно-защитной зоне втрое меньше, чем природный радиационный фон в столице Финляндии Хельсинки. Этим фактом были весьма поражены финские атомщики, прибывшие на «Маяк» со своими дозиметрами.
«Маяк» постоянно работает над сокращением выбросов от своей деятельности. Мы находимся под жестким контролем Госатомнадзора и других контролирующих ведомств. Проблема Течинского каскада водоемов решается «Маяком» в объеме своих финансовых возможностей, полученных от переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
А наши «патриоты» и «зеленые» пытались раскрутить кампанию по запрещению ввоза ОЯТ на переработку и тем самым частично приостановить работы по реабилитации загрязненных территорий. Объективно они лоббируют интересы зарубежных конкурентов по переработке ОЯТ.
Уважаемый господин Абрамян, если говорить об угрозе здоровью детей, то на первом месте окажутся: от родителей - алкоголь, наркотики, табак, насилие в семье, безнравственность; далее от общества и государства - безработица, неполноценное питание, плохое здравоохранение, грязные воздух и вода, отходы промышленных предприятий. И свою лепту вносят и «страшилки» о радиации (иначе говоря - радиофобия).
Между тем в Озерске отклонений в здоровье детей от радиации (даже у тех, у которых родители - ликвидаторы аварии 1957 года) медицинскими работниками не выявлено. Просто работа с радиоактивностью требует от людей высокого профессионализма и железной дисциплины, что и гарантирует минимальный риск вреда для здоровья.
Европа нам свои отходы не предлагает, а за переработку ОЯТ (по вашей терминологии - отходы) во всем мире идет жесткая конкурентная борьба. В этой борьбе из-за лоббирования нашими «патриотами» и «зелеными» интересов зарубежных конкурентов «Маяк» во многом утратил позиции на международном рынке.
Его сейчас занимают Франция и Англия. Завод по переработке ОЯТ весьма интенсивно строит Япония. США, контролирующие 80 процентов накопленного в мире ОЯТ, не готовы дать согласие на ввоз его в Россию для переработки. В обмен на отходы 20 млрд. долларов нам никто не предлагает, эти деньги можно только заработать от переработки ОЯТ.
И не надо людям морочить головы, называя ОЯТ радиоактивными отходами.
При переработке такого топлива появляются отходы, как и в другом любом производстве, поскольку безотходных технологий пока нет. Но эти отходы переводятся с помощью высоких технологий в нерастворимое состояние (остекловывание) и хранятся в твердом виде в герметичных нержавеющих емкостях надежно и безопасно в постоянно контролируемом хранилище на территории предприятия. Доход ЮУАЭС принесет несомненно, и немалый, именно населению области. Безопасность станции гарантируется не разговорами, а заключением специалистов и 55-летним опытом эксплуатации ядерных реакторов на ПО «Маяк».
Авария 1957 года не является аварией, связанной с эксплуатацией ядерных реакторов. Тогда произошла разгерметизация ёмкости с радиоактивными отходами за счет их кристаллизации и разогрева. В настоящее время таких емкостей просто нет.
На вещи надо смотреть реально. Гелио- и ветряные мельницы для производства электроэнергии - красивая утопия».


Елизавета СОКОЛ
Январь 2004 года
Челябинск - Магнитогорск


Опубликовано в газете «Магнитогорский рабочий»


См. по теме:
«Да» и «нет» строительству АЭС
Решения должны принять мы!

 
« Пред.   След. »