Свой взгляд arrow Культура и искусство arrow О победе. Наш первый "Оскар" - 1943 года!

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
О победе. Наш первый "Оскар" - 1943 года!
Рейтинг: / 86
ХудшаяЛучшая 
Автор Инесса ЧЕРНОВА   
24.02.2023 г.


ImageПервый "Оскар", полученный неанглоязычной страной, был присуждён в номинации "Лучший документальный фильм" в 1943 году за советскую киноленту "Разгром немецких войск под Москвой".
Да-да, снят во время Великой Отечественной войны.
И был представлен в США во время Великой Отечественной войны.

 

Идея создать фильм о битве под Москвой принадлежала лично Сталину.


В конце ноября 1941 года Иосиф Сталин вызвал председателя Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР Ивана Большакова и сообщил ему:

- Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо всё это заснять на плёнку и сделать хороший фильм.
Сталин потребовал докладывать ему о подготовке и ходе съёмок. Этому фильму он придавал большое значение.

Были определены два режиссёра - Леонид Варламов и Илья Копалин.
Кинооператор Роман Кармен в своих воспоминаниях "Но пасаран!" писал:
- Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением.
Особенно все воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм "Разгром немецких войск под Москвой" - первый военный полнометражный документальный фильм.
В Лиховом переулке, куда непрекращающимся потоком шёл материал, работал, не зная отдыха, весь коллектив студии - лаборанты, монтажницы, ассистенты, редакторы, огромный отряд документалистов, возглавляемый режиссёрами Ильей Копалиным, Леонидом Варламовым и Романом Григорьевым.
 

Режиссёр фильма Илья Копалин в книге "Рассказ о творческом пути" вспоминал:
- Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме.
Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом.
Съёмки были очень тяжёлые.
Тридцатиградусные морозы.
Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать.
Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура.
Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах…

В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен.
В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание.
Наступила самая ответственная волнующая запись: "Пятая симфония" Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды.
А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства.
Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками.

 

ImageСталин смотрел материал на разных стадиях работы над фильмом и вносил поправки.
По его настоянию "излишне агитационный, крикливый" дикторский текст был сокращён, стал более сдержанным, пояснительным.
После внесения различных поправок Сталин вместе с членами ГКО ещё раз посмотрел фильм и одобрил его.
К 24-й годовщине Красной Армии было отпечатано 800 кинокопий - максимальный по тем временам тираж.
18 февраля 1942 года фильм вышел на экраны СССР.

Газета "Правда" от 20 февраля 1942 года писала:
- 18 февраля на экранах страны началась демонстрация фильма "Разгром немецких войск под Москвой".
В первый день его смотрели 83 700 рабочих, служащих, бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Зрители восторженно встретили фильм.


На фоне создания антигитлеровской коалиции было решено задействовать "Разгром немецких войск под Москвой" в союзных странах.
В США фильм впервые показали 15 августа 1942 года в нью-йоркском кинотеатре "Глоб".

 

1 октября 1942 года состоялась премьера американской версии фильма под названием "Москва наносит ответный удар" ("Moscow strikes back"). При этом оригинал был адаптирован для американского зрителя.
Над сценарием американской версии работали голливудский сценарист Альберт Мальц (в титрах он значится автором англоязычного комментария) и журналист Эллиот Пол.
Опытный монтажёр Славко Воркапич,
сохранив стиль советского оригинала, привёл его монтажную структуру в соответствие с принципами американского повествовательного кино.
Текст за кадром читал актёр Эдвард Г.Робинсон, звезда довоенного американского кино.
К аранжировке музыкального оформления был привлечён Дмитрий Темкин, выпускник Петербургской консерватории: он в начале 20-х годов эмигрировал в Европу, а затем в США.
Эта группа была подобрана компанией "Арткино пикчерс", которая заменила советско-американскую фирму "Амкино" в качестве прокатчика советских фильмов в США.
"Москва наносит ответный удар" - это единственный фильм, где "Арткино" была продюсером.
Право на прокат получила независимая компания "Рипаблик пикчерз".
 

Фильм "Москва наносит ответный удар" был призван познакомить американского зрителя с новым союзником и продемонстрировать советскую боевую мощь, которая впервые проявилась в битве за Москву.
Эта кинолента должна была убедить американских налогоплательщиков в обоснованности оказания СССР помощи в рамках закона о лендлизе.
 

Наград у фильма и его создателей немало.
Фильм получил Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год.
Премия первой степени в размере 100.000 рублей присуждена режиссёрам Леониду Варламову, Илье Копалину; операторам Георгию Боброву, Теодору Бунимовичу, Павлу Касаткину, Анатолию Крылову, Алексею Лебедеву, Михаилу Шнейдорову, Александру Эльберту.

В 1942 году фильм получил премию Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм.
В марте 1943 года на 15 церемонии вручения наград премии Американской академии первый для СССР "Оскар" в новой номинации "Лучший документальный фильм".
 

Режиссёры фильма на церемонии не присутствовали.
Премия была передана представителю советской дипмиссии в США Леониду Антонову.
Через несколько месяцев советский консул в Лос-Анджелесе Михаил Мукасей передал статуэтку Владиславу Микоше, который и привёз её в Москву.
Этот "Оскар", выполненный из гипса и покрашенный золотой краской, хранится в московском Музее кино.

ImageПосле выхода фильма на экран в газете "Правда" писали, что "картина взволнованна и волнующа, она смотрится зрителями с трепетным интересом, производя неизгладимое впечатление".

По мнению историка кино Жоржа Садуля, картина оперативно созданная в тяжёлых условиях военного времени, представляет собой не только историческое свидетельство чрезвычайной важности, но является также и "произведением искусства, показывавшим весь гнев и всё мужество борющегося советского народа".

Как указывал историк кино Джей Лейда, этот фильм является первым из ряда "«фильмов о победах над гитлеровцами, показал нам лучшие образцы работы советских операторов и режиссёров. Он вдохнул новую струю бодрости в сердца кинозрителей союзных стран".

По наблюдению российского искусствоведа Людмилы Джулай, с чисто кинематографической точки зрения какие-либо чисто формальные эксперименты и изыски в картине отсутствуют, так как это было продиктовано спецификой документального материала, который охватывал широкую панораму войны: "Важно было содержание эпизодов, кадров, комментариев - информативная конкретика".
Стилистика фильма всецело предопределялась идеей защиты столицы СССР, Отечества, советского народа.
По её мнению, именно эта стилистическая простота, ясность предопределили то, что фильм получился убедительным с художественной точки зрения и принесла ему международное признание.

В 1942 году фильм о победе над фашизмом под стенами советской столицы посмотрели десятки миллионов зрителей в 28 странах мира.

 
...Интересно… сейчас идет работа над документальным фильмом о Специальной военной операции?…
 
 
Инесса ЧЕРНОВА
Фото: из архива автора.
Март 2023 года
Москва - Сочи

 
« Пред.   След. »