В
Сан-Франциско он прибыл заранее, остановился в отделенной гостинице.
На концерт приехал за 5 часов до начала.
Для него уже была приготовлена отдельная тайная комната, где его ждали гримеры и костюмеры.
И вот из гримерки вышла балерина, немного странная, крупноватая и немолодая.
Но в предконцертной суете на это никто не обратил особого внимания.
Балерина уверенно направилась в женский туалет.
Подошла к зеркалу, поправила диадему…
Проверка прошла "на ура" - никто из присутствующих женщин ничему не удивился.
Начался концерт.
По задумке
Ростроповича он должен был сыграть на виолончели
"Умирающего лебедя" Сен-Санса в номере с участием знаменитого
американского актера Грегори Пека. Номер заключался в том, что оркестр исполняет
"Карнавал животных" Сен-Санса, а
Пек под этот аккомпанемент читает специально сочиненный текст о жизни
именинника Стерна.Пек произносит:
- Вот
Айзек Стерн однажды встретил замечательную женщину, которая напоминала ему лебедя...
Это была его будущая жена
Вера Стерн… И он увидел этого белого лебедя.... И он в него влюбился...
И соединился с ним на всю жизнь...
Сообщниками
Ростроповича были виолончелист и пианист, остальные участники оркестра ничего не знали. Виолончелист притворился, что ему стало плохо, и уполз за кулисы, оставив свой инструмент на сцене.
Пианист выполнил указание
Ростроповича играть вступление бесконечно долго.
И вот на сцену совершенно неожиданно для всех выплывает на пуантах Белый лебедь, взмахивая руками и старательно копируя
Плисецкую. В углу сцены стоит заранее приготовленный ящик с канифолью.
Лебедь "плывет" к нему, становится в него ногами и "канифолится".
Зал молчит. Хотя
Мстислав Леопольдович ждал взрыва смеха уже в этом месте.
Но никто не догадался!
А оркестранты подумали, что на сцену вышла
старая подруга Стерна, какая-то балерина и хочет его таким образом поздравить.

Балерина "плывет" дальше, к виолончели.
И вдруг она садится за инструмент, широко расставив ноги в белом трико, и начинает играть
"Лебедя". Играет несколько тактов, останавливается.
Опять идет к ящику с канифолью и канифолит смычок.
Только тут раздался смех.
Ну, наконец-то, догадались!
Маэстро снова сел за виолончель и блестяще сыграл
"Лебедя". Как вспоминал Ростропович, таких оваций, которыми провожала его публика в тот вечер, у него еще не было!
А вот друг немного разобиделся.
Причин было две.
Во-первых, он так смеялся, сидя в зале, что намочил штаны.
А во-вторых, на следующий день все ведущие газеты вышли не с фотографией юбиляра, как планировалось.
Везде красовался
"умирающий лебедь" Мстислав Ростропович.
Захар СОЛНЦЕВ
Фото: из архива автора.
Март 1990 - декабрь 2022
Сан-Франциско (США) - Сочи (Россия)