Свой взгляд arrow Журналистика arrow Разговор с издателем

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Разговор с издателем
Рейтинг: / 112
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
17.05.2009 г.
 
Мы живем в до боли спрессованное время. Утром у нас еще "сегодня", к полудню - "завтра", а к закату иногда - "следующая неделя".
Успеть разглядеть, понять, догнать - дано не многим.
А опередить и предвидеть - единицам.
Наверное, к таким "единицам" можно отнести учредителей и издателей информационно-развлекательного  журнала "Партнер" Николая и Флюру  Ошманиных.

…Все начиналось в 1997 году. Тогда, когда болезненный процесс национального самоустройства в очередной раз лишил нас непременного единомыслия. Не имея опыта толерантности, страна вверглась в эпоху нелюбви. Споенная свободой и демократией воля народа бунтовала. Все это привело к хаосу душевному. Опять все разрушили до основания, а что "затем" - никто не задумывался. Призрак "большого хапка" носился над страной. Меняли убеждения, партии, национальность, принципы, дома, жен, детей, страну, деятельность, привязанности, пристрастия, увлечения… Все покупали, продавали, спешили, ругались, тосковали и верили. Верили, что еще немного… еще чуть-чуть… и всем будет счастье.
Были и те, кто в водовороте истории четко понимал, что "если не я и не сейчас, то никогда себе это не прощу!"
Последнее десятилетие прошлого столетия было характерно бурным ростом предпринимательства. Тогда, как грибы после дождя появлялись предприниматели: достаточно было "купить за 3 копейки, а продать за 33".

…Мы сидим втроем в кабинете Николая Ошманина.
Image- Первые номера журнала были каталогом, - вспоминает Флюра Мухатдисовна. - Предпринимателям на том этапе необходимо было знать где, кто, сколько, по какой цене продает. Наш журнал помогал людям быстро сориентироваться в ценах на продовольственном и на промышленном рынках нашего города.
Для бизнесменов и предпринимателей, занимающихся мелкооптовой торговлей, каталог был хорошим подспорьем в работе: в то время в Магнитогорске было много оптовых магазинов, которые предлагали различные товары.  
- В каталоге продавалась только сама обложка, это была платная рекламная площадь для предпринимателей, - продолжает Флюра. - Оптовые магазины нам приносили свои прайс-листы, мы классифицировали информацию по группам товаров, макетировали и сдавали в типографию. На том этапе мы журнал раздавали просто бесплатно.
Тираж первых трех номеров был 999 экземпляров. После регистрации журнала тираж увеличили до двух тысяч.
С самого начала издание журнала-каталога было благотворительностью - эта работа никогда не приносила прибыли. Никогда не удавалось свести "к нулям" и арифметические действия с расходами и доходами: те средства, которые давала рекламная площадь, были незначительны.  
- В тот период в Магнитогорске вообще не было журналов, - включается в разговор Николай Кузьмич. - Тогда к нам нерегулярно поступали даже федеральные средства массовой информации. В городе была единственная газета "Магнитогорский рабочий". "Магнитогорский металл", правда, был, но тогда это была заводская газета, листовочка формата А-3. И была она очень "промышленная" - типа боевого листка призывного. Это сейчас "Магнитогорский металл" превратился в городскую газету… Мы были единственным городским журналом - если нас можно было в тот период так назвать.  

Сначала журнал назывался "Гран продакшн - Деловой партнер" и был обозначен как  информационно-развлекательный журнал. Выходил он ежемесячно объемом 50-60 страниц. Обложка была полноцветная, а страницы - черно-белыми.
- Как каталог мы выходили года два, - продолжает Н. Ошманин. - Потом предприниматели стали легко ориентироваться в ценовой политике оптовиков, необходимость в ежемесячном каталоге отпала. И тогда мы поняли, что задержались в этом формате, нужно меняться. Начали искать редактора, который мог бы воплотить наши желания и сделать журнал интересным для массового читателя.
- С самого начал мы хотели, чтобы город знал, что есть интересные люди, которые просто работают, - объясняет Ф. Ошманина. - Не обязательно делают что-то грандиозное, а просто стабильно работают. И стабильно помогают тем, кто находится рядом.

- Изначально, было решено выпускать журнал на благотворительной основе и рассказывать о благо творителях?
- Да. Поэтому нам нужен был не просто редактор, а редактор, который разделяет наши взгляды, - Флюра Мухатдисовна помолчала. - Мы начали поиски. С одной стороны я была склонна взять молодого человека. С другой стороны, что-то подсказывало, что молодость не всегда мудра. Нужен был человек мощный по силе духа, интеллектуальному багажу, нравственным устоям. Потому что все перемешалось в стране. У нас уже не было партий, но у нас еще не было Бога. Стержень был потерян. И самое страшное, что все кинулись разом во все тяжкие, называя это свободой.
У китайцев есть  блюдо, сделанное на йогурте и яблочном джеме, но с перцем. Своеобразный вкус - ты его ешь, и все так сладко, а потом задыхаешься оттого, что там перца такое количество, что уже вздохнуть не можешь. Ты вздыхаешь и тебе больно. Вот и страна так жила. И святые какие-то моменты были просто растеряны. В тот период было очень трудно устоять в человеческом плане, а уж что-то создавать…
И на этом этапе мне нужно было найти человека, который не подвластен времени. Устои должны остаться - их нельзя менять. Если ты родился с этими устоями и вырос, то можешь что-то дополнить, что-то убрать, но серцевинка-то останется. А когда ты меняешь серцевинку (сегодня - одно, завтра - другое), тогда возникает вопрос: а серцевинка ли это, стержень ли это? Нам нужен был стержень, на который можно "нанизывать" идеи, формировать журнал. В чем-то его менять, добавлять, от чего-то отказываться, но ствол должен быть.

Со Смирновой Флюре давно хотелось поработать. Но не сходилось. О Нелли Федоровне говорили как о человеке с трудным характером, независимом.
- Жизнь распорядилась так, что мы работаем вместе, - улыбается Ошманина.
Они встретились в 1998 году.
Флюра Мухатдисовна вспоминает:
- Нелли Федоровне я не понравилась в первую встречу: какая-то сумасшедшая баба, что-то пытается создать. Ей было так дико и непонятно, она меня не сразу поняла.
- Зачем вам это надо? - спросила тогда Смирнова.  
- Хочу освоить этот вид бизнеса, точнее, мне это надо для души, - ответила Ошманина.
- Странно, люди за свои деньги выпускают журнал и раздают его бесплатно, - недоумевала вслух Смирнова.
Потом, немного подумав, сказала:
- Ну ладно, давайте попробуем.
Нелли Федоровна очень долго не писала заявление о приеме на работу.
- Она приходила в редакцию, исполняла свои обязанности безукоризненно, но ни слова не проронила о трудоустройстве, - рассказывают Ошманины.  - На наши предложения написать заявление о приеме на работу отвечала уклончиво. Только спустя значительное время, она остыла, успокоилась, стала более хладнокровно оценивать все происходящее. С 1999 года по ее предложению журнал перестал называться так длинно и был зарегистрирован как "Партнер".

Нельзя назвать эти первые два года совместной работы гладкими. Встретились две сильные женщины, которые должны были делать общее дело. Одна - родилась и выросла в социалистической стране, другая - на изломе государственных устоев. Обе привыкли руководить, вести за собой. Надо отдать должное обеим - они учились друг у друга на ходу.
Одна - коммерческой хватке, предприимчивости, умению  рисковать, другая - интеллигентности, вдумчивости, взвешенности. Работали и ночами, решали не только творческие и производственные задачи, но и становились близкими людьми по открытости, нравственным устремлениям.
Но до сих пор редактор информационно-развлекательного журнала "Партнер" не может для себя ответить на вопрос: зачем предприниматели, жесткие прагматики Николай и Флюра  Ошманины тратят такие огромные деньги на журнал благотворительный?
- Я такой человек, - смеется Флюра Мухатдисовна, когда я ей задаю тот же вопрос. - Приняла решение - значит, надо идти вперед. Пятиться я не умею. Я не могу потерять то, во что вложила душу.

ImageСейчас, вспоминая конец 20 столетия, уже трудно представить, что в тот период люди отказывались от встречи с журналистами: "Да вы что? Вы про меня напишите? Не-не-не".
Руководители, сумевшие сохранить производство и не растерять специалистов в первые годы перестройки, считали это обычным делом, не требующим освещения в СМИ: "Ну что про меня печатать, зачем я буду как-то выпячиваются?" Кроме того, "выпячиваться" из общего строя было небезопасно. Слово "выпячиваться" звучало практически от каждого второго.
Но Флюра решила: рассказывать о лучших надо! А если она решила…
Стали появляться публикации, которые рассказывали о коллективах, их устоях, традициях, руководителях. Были номера "Партнера", целиком посвященные отдельным предприятиям: "Русской металлургической компании", "Прокатмонтажу", железнодорожной службе ММК, МГТУ. Никакие политические катаклизмы, смена ориентации и насаждение новых мировоззренческих установок, спущенных сверху, не вытравили в магнитогорцах ответственность за дело, которому они служат.

Очень скоро на смену фотографиям, напоминающим школьные снимки в конце года - когда на ступенечках выстроился весь коллектив и рассмотреть каждого можно только через увеличительное стекло - на страницах журнала появились красивые лица наших современников и современниц. "Партнер" наполнился всеми красками мира: красотой человеческих эмоций и окружающей нас природы.
В редакционном коллективе появились профессиональные фотокорреспонденты и фотохудожники Евгений Потапов, Игорь Лагунов, Рустам Хикамов. Хорошие деловые отношения сложились с фотографами Владимиром Шустиковым, Александром Денисовым, фотографами-любителями, журналистами из разных городских газет. Потянулись в редакцию люди думающие, творческие, мыслящие. И практически каждый был Личностью, достойной стать героем публикации.
Журналисты, писатели, ученые, политические деятели, государственные мужи, VIP, начальники разных уровней, гастролеры, люди творческих профессий, служители культа, иностранные гости - разве перечислишь всех, кто за 10 лет существования журнала был представлен на страницах издания?!
Начало века в истории "Партнера" связано крепкими "информационными" узами с ОАО ММК. Всю информацию на первых порах предоставляло Управление по связям с общественностью этого предприятия и журналисты корпоративной газеты. Первый полноцветный журнал вышел в 2000 году и полностью был посвящен комбинату.

Помимо информационной насыщенности надо было менять уровень полиграфической культуры.
- Я всегда хотела, чтобы журнал был высокого уровня, мы намеренно ставили себе высокую планку,- вновь погружается в воспоминания Ф. Ошманина. - Поэтому стремились его сделать глянцевым, полноцветным, иллюстрированным. В этом плане тоже складывалось все непросто. Первые три номера журнала вышли на скобочках. Потом решили делать клейку и ламинировать обложку. Но столкнулись с тем, что в городе ламинацию обложки и клейку наши типографии делать не могли. Первый номер журнала в клейке, который сделал наш Дом печати, просто развалился. Мы еще какое-то время пытались вместе с этой типографией "идти вперед", но очень скоро отказались от сотрудничества. Стали искать тех, кто готов к сотрудничеству с требовательным заказчиком…

- Все эти годы вы ощущали конкуренцию на рынке информационных услуг? Говорят: кто владеет информацией, то владеет миром. А, следовательно, кто торгует или благотворительно распространяет информацию, тот торгует или благотворительно распространяет возможность владеть миром…
- Продукцию конкурентов мы видели, - мгновенно реагирует Николай. - Практически через полгода после того, как мы стали выпускать каталог, появился еще один "Деловой партнер". Вышел он всего пару раз, по-моему. Потом был журнал "Имидж-Магнитогрск". Теперь его нет - появился журнал "Западно-восточный альянс". Это два журнала, которые выходили в формате А-4. Являются ли они нашими конкурентами? Не уверен. У нас различные цели, различные  возможности, различный круг читателей.
Что же касается "владения миром" или распространения такой возможности… Мы такой цели не ставили. Просто очень хочется, чтобы люди понимали, кто есть кто; что происходит; задавали вопросы и получали ответы. И только потом, имея полную информацию, принимали какие-то решения - будь то выбор необходимого товара, вуза для обучения детей, маршрута для семейного путешествия, кандидатов на выборах.   
 
- Вы считаете, что "Партнер" дает такие ответы?  
- Мне трудно быть объективной: получается надо дать оценку самой себе, - чуть подумав, говорит Флюра. - Очень часто читатели приходят в редакцию и благодарят за нашу работу, просят  перепечатать тот или иной материал, который был опубликован. Приходят учителя просят "Партнер" - там есть материал, необходимый им в работе.
Но самое главное - мы писали и всегда будем писать о людях, с которыми живем рядом. О тех, кто на первый взгляд незаметен, кто не выпрыгивает из своих штанишек и не кричит на каждом углу:
о, посмотрите на меня! я такой хороший!
Наверное, самое ценное, когда ты попадаешь в чужой дом, а тебе показывают твой журнал 5-7 летней давности. Оказывается, в том номере есть информация о хозяйке дома. Теперь эта женщина показывает "Партнер" внукам и говорит: "Когда о вас напишут в таком же журнале, я скажу, что вы состоялись".
А если говорить о том, дает ли ответы на все вопросы наше издание, то, конечно, нет! Удовлетворить всех в информационном пространстве очень сложно, практически невозможно. Но мы стараемся…

Николай извинился и ушел - надо было решать другие вопросы. Мы остались с Флюрой Мухатдисовной вдвоем.

- Бывает так: вы читаете журнал и недовольны чем-то?

Image- Да. Если честно признаться, практически всегда.

- А как вообще строится работа? Есть какие-то стратегические, тактические направления? Оговаривается круг тем, которые должны быть из номера в номер? Редактор получает указания о чем писать, о чем молчать? Она, в свою очередь, подыскивает исполнителей?..

- Нет. Я не даю указаний Нелли Федоровне, она сама определяет структуру журнала, круг тем, которые будут освещены в данном номере, отбирает необходимые материалы и фотографии. Я доверяю ее профессионализму.

- Может быть, недовольство потому и появляется, что на этапе подготовки очередного номера не оговариваются какие-то моменты? Тогда бы, наверное, можно было избежать претензий…  
- У меня нет претензий к конкретным исполнителям - ни творческим, ни техническим работникам. Это, скорее, недовольство личное, недовольство собой. У меня есть свое собственное мнение. Я считаю, что каждый журнал должен быть с каким-то ядром - одна статья должна быть ключевая. Она должна быть на злободневную тему, должна быть дана оценка какому-то моменту.  Не просто: "Это мне не нравится, какие-то идиоты, дураки…" А четко, аргументировано прокомментировано какое-то событие.
Мне хочется, чтобы в "Партнере" было больше аналитических статей, проблемных, острых. В данный момент очень много проблем остается за страницами нашего журнала.

- Что мешает это претворять в жизнь?
- Сейчас много сложностей. Надо развивать бизнес, зарабатывать средства, тогда можно будет развивать "Партнер". Это как бег по кругу, который включает в себя все: политическую ситуацию, экономическое положение, человеческий фактор… Ты не можешь позволить лишнюю статью написать, потому что количество рекламных страниц не позволяет тебе выскочить из тех объемов, которые ты себе можешь позволить… Ты не можешь заплатить специалистам нужную заработную плату… Ты не можешь изменить условия труда… Это как будто складываешь пазлы, чтобы получилась картинка. Но ты складываешь пазлы каждый месяц. И получаешь новую или старую картинку каждый месяц. Ведь мы существуем за счет собственных средств, которые можем собрать за счет рекламы.

- Сколько сейчас стоит выпуск одного номера журнала?  
- Точно трудно сказать. Сумма расходов зависит от того, сколько страниц занимают платные материалы. Этих средств не всегда хватает на оплату типографских услуг. А ведь еще содержание здания и оргтехники, расходные материалы, доставка журнала, фонд заработной платы… Ежемесячно на создание "Партнера" требуется 250-300 тысяч рублей.
(Смеется) Это наш ежемесячный благотворительный "платеж" обществу.

- А как общество относится к такой щедрости издателей?  
- Общество очень разнородно.
Власти принимают "Партнер" в подарок как должное.
Предприниматели, в офисы которых мы доставляем журнал, - всегда с интересом. Если случается задержка на день-два, звонят, переживают, что им не досталось свежей "партнерской информации".
Но самая отзывчивая часть общества - это магнитогорцы, которые читают о своих проблемах,
о детях, друзьях и знакомых. Всегда люди приходят в редакцию и покупают очередной номер журнала.  
Я думаю, что журнал сыграл положительную роль в развитии того слоя населения, который рос вместе с ним. Все-таки 10 лет - это хороший срок.
Убеждена, что на информационном рынке города должны быть представлены различные мнения по поводу происходящих событий.
Еще мне нравится, что "Партнер" приносит людям радость. Мы помогаем городу узнать о врачах, учителях, спортсменах, музыкантах, пенсионерах - людях, которые всю жизнь честно трудились и трудятся, растят детей, воспитывают их патриотами своей страны.
Мы часто проводим разные конкурсы. Когда очерки о врачах, педагогах, милиционерах практически исчезли со страниц городских СМИ, "Партнер" объявил конкурс для читателей. В нем приняло участие много людей различных профессий. Наши фотографы проиллюстрировали их рассказы. По итогам конкурса ценные призы получили и те, кто писал, и те, о ком писали.
Вот сейчас завершился конкурс фотографов-любителей. Работы десяти человек отмечены наградами: гран-при, три призовых места и шесть дипломов. Но ведь публикация в журнале - это тоже подарок. Именно поэтому у нас есть рубрика "Творчество наших читателей". Поверьте, все это требует от издателя немалых затрат.
Мы с удовольствием публикуем интересные записки путешественников. Ведь пока не все могут побывать заграницей. Но тем, кто может рассказать о том, как живут в других странах, мы с радостью даем такую возможность.
   
…Что такое патриотизм в эпоху глобализации?
Глядеть прямо на то, что происходит? И делать, чтобы стало лучше?
Не любить Родину с закрытыми глазами? Видеть зорче или зорко знать?
А, может, инакомыслие - это высшая форма патриотизма?
А может, патриотизм - это приносить радость? И это суть национального мировосприятия? Оно ведь у нас иррационально и чувственно. И патетика - как состояние души.

А может, патриотизм - это просто любить?
А сущность любви - щедрая благодать.


Елизавета СОКОЛ
Фото: Рустам ХАКИМОВ (Магнитогорск, Россия)
Июль 2007 года
Магнитогорск


Частично опубликовано в журнале "Партнер"

 
« Пред.   След. »