...Тебе на протяжении тысяч лет твердили, что "если ты по настоящему любишь, твоя Любовь должна быть вечной". Я не заметил, чтобы в жизни хоть что-нибудь существовало вечно. Любовь не может быть исключением. Поэтому не надейся, что она будет с тобой всегда. Это сделает твою жизнь прекраснее, ведь ты будешь знать, что сегодня вы вместе, а завтра вам, возможно, придётся расстаться.
Любовь приходит как дуновение свежего, душистого ветерка, залетевшего в твой дом. Она заполняет его свежестью и благоуханием, остаётся в нем, сколько позволяет Сущее, а затем улетает прочь. Не старайся запереть все двери, или тот же свежий ветерок превратится в спертый воздух. Вот почему жизнь людей стала такой же спертой и мерзкой. Причина - их представления о вечной Любви. В жизни все подвержено изменениям. И это прекрасно - так ты обретаешь все больше опыта, все больше осознанности, все больше зрелости...
Никогда и никому не говори, что Любовь - это долг. Это не так. Долг - это искусственный заменитель любви. Если ты не способен любить, общество неустанно навешивает на тебя обязательства.
Может показаться, что это и есть Любовь, но внутри всего этого никакой любви нет и в помине; наоборот, это лишь общественные условности. А ты так привык к этим условностям, что начисто забыл: есть вещи, которые ждут возможности случиться в твоей жизни, но ты так занят, ты не впускаешь их, ты не позволяешь любви расцвести в тебе. Поэтому ты не знаешь, что центрирование и любовь - это одно и то же. Обретение центров больше всего привлекает интеллектуалов. Ни во что не нужно верить; нет никого, кому ты должен сдаться. Ведь именно из-за другого человека каждое любовное увлечение превращается в трагедию.
В индийской литературе трагедий нет. Будучи студентом, я спрашивал своих преподавателей: "Почему в индийской литературе отсутствует жанр трагедии?" И ни один преподаватель или профессор так и не смог сказать что-то внятное по этому поводу. Они просто пожимали плечами и говорили: - Ты какой-то странный, задаёшь такие вопросы... Я тридцать лет преподаю в этом университете, и меня никто об этом не спрашивал. Я говорил: - Мне представляется совершенно очевидным, что корни этого явления спрятаны глубоко в культуре.
Во всех остальных странах, за исключением Индии, трагедии есть - прекрасные истории, романы, повести, - но в Индии всего этого нет. И причиной тому... Индия - Земля более древняя, чем все остальные. Многое она познала на опыте, и одно из таких представлений сводится к следующему: если чего-то быть не должно, то и говорить об этом не нужно; поэтому не должно быть и трагедии.
Эту логику можно понять. Если человек ощущает, что жизнь - это комедия, то тогда он, возможно, будет и дальше обманывать себя. Он может никому и никогда не рассказывать о своих проблемах, ведь он считает, что ни у кого проблем нет, зачем же становиться посмешищем? С тобой что-то не так - сиди тихо. Нет смысла раскрываться перед жестоким обществом, которое просто посмеётся над тобой, докажет тебе, что ты идиот, и ты не будешь знать, как жить дальше.
Но все не так просто. Вопрос не только в том, чтобы знать, как жить. Вопрос в том, чтобы отбросить всю фальшь, накопившуюся в тебе. Фальшь приходит извне. И когда ты избавишься от фальши, когда абсолютно обнаженным предстанешь перед Сущим, в тебе станет расти настоящее. Через это следует пройти, чтобы настоящее могло вырасти, расцвести и вознести тебя к высшему смыслу и правде жизни...
Бхагван Шри Раджниш (Ошо) философ, преподаватель, основатель Университета Ошо. Иллюстрации: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Январь 2018 года Москва - Магнитогорск