Авторизация
Светлана Конеген: "Такая у нас с вами веселая жизнь!" |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
11.05.2009 г. | |
10 фестиваль СМИ Челябинской области Она приехала за день до встречи, обозначенной в программе фестиваля. Неспешно прогуливалась с Дусей по территории "Паруса", давала снимать себя всем желающим на фото и видео-носители, общалась с молодыми, жаждущими побыть в лучах звездной славы… - Я не ориентируюсь в пространстве, - томно сказала звезда ТВ, прощаясь до завтрашней встречи на "общем сборе" - поэтому утром зайдите за мной. А то я заблужусь! И послушные зову сердца, верные поклонники с утра толпились у дверей номера… … На "мастер-класс. Презентация книги "Деликатесы" тележурналиста Светланы Юрьевны Конеген" она припоздала в рамках приличия ("Плюс-минус 15 минут - это для сверки часов!"), хорошо зная, что без нее не начнут. Неспешно прогуливаясь по залу, где толпились участники фестиваля, московская гостья давала возможность разглядеть себя - белые кроссовки на большой платформе, зеленый спортивный костюм, красная брошь в виде головы кошки на груди, желтые и белые крупные кольца на перстах, очки (половина - почти квадратная красная, половина - круглая белая), всклоченные светлые волосы в короткой стрижке. ("Мой личный стилист - Виктория Андриянова", - скажет потом Конеген). Все время под ногами у нее вертелась Дуся. "Я надеюсь, все понимают, что в это время люди только-только начинают просыпаться, - сказала она, усаживаясь, наконец, за стол. - Поэтому давайте просыпаться вместе. Такая романтичная перспектива, согласитесь". "Когда мы с Конеген проснулись. Именно так и начну материал", - подумала я. Потом как-то лениво и неинтересно Светлана стала рассказывать о своей книге. Длинно, долго, модулируя голосом, читала содержание. "Что я здесь делаю? Буквы я знаю, прочитать могла бы и дома", - томилась я, скучая по яркой мысли, по интересной ее форме. Велико было желание уйти на другой мастер-класс (программа фестиваля была очень насыщенной), но сдерживало редакционное задание. "Нам нужен материал о Конеген", - напуствовала меня коллега, провожая на фестиваль. О книге "Деликатесы", которую презентовала С.Конеген. "Ее появлению на свет способствовала долгая, счастливая, очень творческая жизнь 6-летняя программа "Деликатесы" на "ТВ-Центр", - поясняла автор. - Я думаю, что программа эта отложила достаточно весомый вклад в историю отечественного ТВ и в историю культуры как таковой". О работе самой телеведущей слушать было интересней. "И этому немало способствовало то обстоятельство, что мы действительно интересовались всем. Брали материал визуальный в культуре, в социуме, зачастую, просто на соседней помойке, в пределах человеческого разума и за его пределом. Все это нас в жизни очень интересовало. Интересовало все, что лежит на порогом нашей с вами человеческой рутины. И этим всем мы хотели заинтересовать наших зрителей. Надеюсь, что в какой-то степени нам это удалось. Удалось, потому что мы обладали одним уникальным, очень опасным и беспроигрышным оружием, который называется "принцип парадексализма". Этот принцип напрочь ушел из сегодняшнего телевидения, им так редко пользуются в нашей жизни, как таковой". Программу "Деликатесы" я видела лишь несколько раз. Было ощущение, что ведущая - не очень молодая тетка имитирует протестный подростковый период. Такая форма подачи забивала содержание. Тогда еще подумала: "А мы, печатные СМИ, часто грешим потерей информационной составляющей материала в погоне за оригинальной формой?" Но как-то не сложилось дальше отследить динамику передачи (часто первые и последующие выпуски - это две большие разницы. Особенно остро это можно почувствовать, если смотреть ТВ с редкой периодичностью), поэтому представить работу авторского коллектива не смогла. Когда перешли к общению "в режиме: вопрос - ответ" Светлана Юрьевна забыла об имидже, придуманном самой или напяленном на нее кем-то, и превратилась в любопытную собеседницу. Ну а уж мы, журналисты, старались прямо засыпать эпатажную телеведущую вопросами. Детство, учеба, Москва - Где вы родились? - Я родилась в Ленинграде в семье научной элиты. Поэтому надо было соответствовать. В 6 классе я неожиданно сообщила родителям о желании бросить свою приличную школу и уйти в школу при академии художеств. И ушла. Новая школа была богемная, хулиганская, вполне отвратительная в плане обучения. Детям было наплевать на образование, и учителя особо не настаивали, потому что считали: художники могут быть идиотами и это нормально. Поэтому к 6 классу, насколько я помню, выпивали все, с 7 класса - начался тотальный секс, и мне это было глубоко отвратительно. Я делаю все наоборот в отношении той среды, в которой нахожусь. Поэтому в школе я была абсолютным ангелом - дистанцирована от учеников. Поэтому после окончания школы я пошла на самое суровое филологическое отделение ЛГУ - классическое отделение - древние языки: латынь, древнегреческий. Там, наоборот, была глубоко научная атмосфера, надо было зубрить. Выйдя оттуда, к счастью я не занялась академической наукой, потому что мой бурный социальный темперамент… - Как вы попали в Москву? - В Москву я переехала совсем случайно. Просто в 1989 году был первый фестиваль авангардного искусства в Ленинграде. В нем принимали участие все самые яркие, самые видные деятели культуры, которые сейчас канонизированы, серьезные критики, аналитики - очень много было народу. У меня родители в этот момент были на даче. Поэтому половина этих деятелей культуры, естественно, спали, где ни попадя, у меня в квартире, потому что она у меня была пустая. И так получилось, что этой культурной волной меня смело в Москву. Я уехала и там осталась. К этому времени у меня уже была литературная практика, что-то - в публицистике. Потом лет 7 я была в Москве без квартиры, и Андрей Вознесенский от Союза Писателей снимал мне на полгода номер в гостинице "Украина" или покойной гостиницы "Россия". По вокзалам я не болталась. А жаль. О себе, любимой - Ударение в моей фамилии надо ставить на втором слоге - КонЕген. Меня все зовут КОнеген, так русскому уху комфортнее слышать. Это фамилия моего первого мужа. Он был немец, но их фамилия имеет шведские корни. - Это ваш имидж для творческих встреч, или вы так выглядите всегда? В халате вы не ходите дома? - Дай, Бог, памяти! Есть ли у меня халат… Да, нет, я не хожу в халате. - А маленькое черное платье? - (С удивлением посмотрела на меня. После паузы) Оно у меня есть.… - Мы постоянно видим вас по телевизору - то в одной тусовке, то в другой… Московская тусовка как-то меняется? - Да, она меняется - структурируется. Когда весь этот процесс начался, в середине 90-х, там можно было рядом встретить министра и бандита. Сейчас все-таки этого нет. Я не могу сказать, что тусоваться - это цель моей жизни, но когда завязан с такими разными людьми и ты куда-то не придешь, будут обиды. Обычно - это выполнение обязательств социального плана и дружеского. - По дружеские вы с кем в тусовке очень хорошо общаетесь? - Общаюсь я со многими. - Мы вот вас с Арсентьевым видели… - Я хорошо знаю его интересы… Я - другой ориентации. - Но мужчины интересуют вас и его. - (Переждав смех) Да. Но нас интересуют разные мужчины. Я в основном собак люблю. - Какой-то спорт вам по душе? - Я люблю плавать. - А в качестве болельщика? - Я нацелена на другие болезни, скажем так. Я азартничаю в работе. У меня весь пар выходит здесь. - А какие-нибудь экстремальные ощущения? - Вся моя жизнь - это такой экстрим! Поверьте! Что никаких дополнительных впечатлений не нужно. - Читая оглавление, вы сказали, что вас очень интересует смерть. Вы уже "нажились", или вам нужно еще что-то, что вы еще не познали вообще? - (Переждав смех) Меня в прошлом году совершенно потрясла внезапная смерть моего самого близкого друга… Что вообще людей интересует: жизнь, смерть, секс, жратва. - Жизнь, смерть и бессмертие - может, такие категории? - Разумеется нет. … - Что для вас "умереть красиво"? - Внезапно. Не мучая окружающих и себя. - А "жить красиво"? - Не знаю. Главное, не мучить близких. И свою собаку. - А мужа? - И его. Он - итальянец. Они немножко ленивые, немножко бестолковые, но жить любят и умеют, в отличие от нас. У нас очень развито чувство кастастрофизма: завтра все, конец света! Ему это чувство не свойственно. А мне свойственно, я - типично русский человек, загруженный всеми российскими комплексами. - Судя по всему, русские мужчины в качестве мужей вас не интересовали? - Ошибаетесь. У меня были достаточно известные русские мужчины. - Разные женщины разного ждут от мужей. Одним надо - чтобы зарабатывал деньги, другим - чтобы воспитывал детей, третьим - чтобы бриллианты дарил. А вам что надо от мужа? - Он как-то в общем помогает мне выживать. "Я в семье" - это очень проблематично. Всегда была в полной уверенности, что у меня никогда не будет семьи, потому что я просто невыносимый человек. Знаю, отдаю себе отчет в этом. Но так случилось. - Скажите, как ваш муж завоевал вас, чем взял? - Измором взял. Вообще до того, как мы начали жить вместе, мы были знакомы лет восемь. Он поразил меня своим оптимизмом. Я думаю, что как раз своим оптимизмом он меня и завоевал. - Что у вас вызывает депрессию? - Депрессию вызывает та жизнь, которой мы живем. - А как вы боретесь с ней, с депрессией? - Работаю. Я думаю, что единственный способ борьбы с депрессией - это работа. - А как вы защищаетесь от злых людей? - На самом деле у меня нет проблемы в защите. Просто я абсолютно не обращаю на них внимания. - Как? - Да никак! Если я буду тратить себя любимую на каких-то идиотов, которые мне хамят, то что от меня останется? - Вы совсем не переживаете? - Друзья мои, я ведь не робот. Переживаю. Но это не повод, чтобы разрушать себя. Я думаю, что любой, сколько-нибудь проявленный человек, сам по себе уже защищен. У него нет необходимости выстраивать какие-то системы защиты. Это глупо тратить силы на идиотов, тем более на завистливых, злых, глупых, алчных людей. - А на вас часто люди обижаются? И если обижаются, вы можете извиниться? - Если обижаются, то я вряд ли это замечаю. Я никак не выступаю в отношении персоналий - так, безличностно. Это не обидно. - Вы - верующий человек? - Я верующий человек. Но не воцерковленный. Я не соблюдаю все требования - ходить по определенным дням в церковь, исполнять какие-то обряды это не по мне. Но это не относится к вопросу веры, это вопрос канонизации - человек исполняет условности. - Что вы еще не попробовали в жизни, что очень хотели бы попробовать? - Не знаю. Я в отношении жизни полагаюсь на ее предложения. Вопрос - принимать их или нет. Но я верю в жизнь и все, что с ней связано. - Чего вы в жизни боитесь? - Это вопрос особый. Я не знаю, чего я боюсь… Я боюсь утрат. Для меня была полным потрясением смерть друга. Я боюсь такой фрустрации, это самое страшное - человек, с которым ты 20 лет не расставалась… - Какой свой опыт вы считаете наиболее ценным? - Я могу сказать: мне в жизни пришлось общаться с великими людьми нашего времени. А что может быть круче? Я считаю, что этот опыт для меня самый мощный. - А что вы в жизни не приемлите? - Я приемлю все. Я вообще человек очень терпеливый, лояльный, толерантный. Поэтому нет ничего такого, чтобы я вытесняла из своей жизни, а тем более - из чужой. - А вредные привычки? - (Смеясь) О, я настоящий учитель вредных привычек. И считаю это главным своим достоинством. Вредные привычки - это наше все! А если серьезно - я не курю, не играю в казино. - Где вы с Дусей друг друга нашли? - На Рублевке. - Это ваша первая… - У меня никогда не было животных дома. И было ощущения, что никакое животное со мной не уживется. Но с Дусей… Дело было так. Мы с некими депутатами поехали посмотреть на новую дачу, которую купил наш друг, товарищ и брат. Никто не знал, где она, поэтому было решено всем съехаться на машинах, встретиться у ресторана - небезызвестного "Метрополя", чтобы не потеряться. Там мы и встретились. Покуда хозяина дачи не было, надо было чем-то заняться. И мы пошли смотреть (собственно, я пошла, а они, как все мужики, стаей потащились за единственной бабой, овцы покорные) как элитный клуб торговал щенятами. Когда я увидела Дусю, то разинула рот, а она разинула свои глазки. Потом пришел хозяин дачи и спросил: "Ты что - собаке понравилась?" "Да, - говорю. - Я поброжу еще?" "Нет, прощайся". Я подошла к Дусиному продавцу и спросила: "Сколько стоит". Он ответил. Я закрыла глаза. Но подошел хозяин дачи, выложил пачку зеленых, забрал собачку. Так мы поженились. - Какой она породы? - Человеческой. (Переждав смех) Да, спросите у нее! Я недавно была Ханты-Мансийске. Там девочка, лет одиннадцати, задала мне семь вопросов. Последний был просто блестящий: "Ну собачка ваша, конечно, человеческой породы. А вот вы какой?" Я сказала: "Посмотри на меня!" - А вам легче со взрослой аудиторией общаться или с детской? - Мне комфортно везде. - Это такое счастливое свойство вашего характера? - Почему, именно счастливое? Может оно и несчастное? Но у меня - такое. - Вы производите впечатление очень сильного человека. Это маска или это внутренне состояние? - Я думаю, что все-таки внутреннее состояние. О телевидении - Почему вас не стало на телевидении? - Я уходила по простой причине - была травма ноги. Собственно благодаря этому, пока лежала в больнице, я смогла написать книгу. - За это время произошли изменения на канале. Вы не вписались в новый формат? - У меня есть новый проект. Рассказывать о нем не могу, пока он не осуществиться. Есть еще одно предложение, но говорит об этом пока рано. Это будут московские телеканалы. - Из современных телепередач, какие, на ваш взгляд, самые стоящие? Как вы к ним относитесь? - Как отношусь? Все понятно… Когда я начинала работать, это была середина 90-х годов, на телевидении было действительно очень много влиятельных людей, мощных трибунов, которые, собственно, и определяли общественное мнение. На сегодняшний день, вы заметили, они все свалили оттуда. Телевидение очень унифицировалось. И оно, в принципе на сегодняшний день, не предполагает наличие личностно обозначенных фигур. Они все ушли в другие сферы. Такая у нас с вами веселая жизнь. Поэтому, глупо возмущаться чем-то… Но вот - мы живем в такое время. Вот такая у нас данность. Ну идет "60 блондинок" или "70 брюнеток"… Быть журналистом на телевидении в высоком профессиональном смысле этого слова, совсем не нужно. Сейчас работают ведущие… Ничего случайным не бывает. Тем более что на телевидении, которое является инструментом гласности. - Ваше отношение к папарацци? - Какое отношение? У каждого своя работа! Вообще когда публичные люди начинают с ними судиться, я всегда думаю: "Какой же ты идиот!" Если ты известный публичный человек, то должен, обязан быть готовым к тому, что тебя со всех сторон будет снимать. Иначе ты не имеешь права назваться публичным человеком. И они, папарацци, имеют на это право. О радио - А вы не думали перейти на радио? - Я работаю на радио. По-моему, это называется "Соло-линейка". Кажется, на радио России. Я там ору диким голосом: "Привет, пионеры! С вами абсолютно полоумная пионервожатая Светлана Конеген!" Мне нравится радио. Я люблю работать с голосом. Так что на радио, думаю, я буду работать всегда. - Как вы относитесь к собственным творческим неудачам? - Я считаю, что к любой неудаче, любому провалу надо относиться, во-первых, философски: это не первый и не последний. А во-вторых, к этому надо относиться как хорошему такому пинку, и подниматься еще на пару ступенек выше. Когда глаз замыленный - жить неинтересно. А вообще, я существую по своим правилам в журналистике. Об экологии - Что вас интересует кроме работы на телевидении и радио? - Очень многое. Я человек всеядный, любящий заниматься всем сразу, практически одновременно. Сейчас много времени посвящаю общественной работе. Моя общественная работе лежит в зоне экологии как таковой. Мне кажется, что наши экологи, и не только наши, локально понимают свои задачи. Я понимаю, что спасти озеро или речку, это очень важно на взгляд экологов. Но этого недостаточно. На сегодняшний день, мне кажется, надо вести речь в первую очередь об экологии человека и личности как загнившей части природы. Надо сформулировать, идеологизировать, структурировать это движение. Думаю, что эта задача стоит предо мной, нашими коллегами, единомышленниками. Вообще-то я - человек уже немножко другого поколения, чем те люди, которые этим занимаются. Но должен быть кто-то, кто бы это движение сформулировал. Надо в первую очередь спасть нас с вами. Понимаете? - Вы были на комбинате. С точки зрения человека, которого волнует экология, вам не показалось, что там очень много проблем? - Я вижу, что там многое делается для людей. О своей книге и немножко опять о себе - В вашей книги, больше съедобного или отравы? - Отравы. - Отрава - для того, чтобы выработался иммунитет или, чтобы уже все… - (Улыбаясь) Я думаю, что в книге, как и не телевидении, мне удалось реализовать принцип парадексализма, который свойственен моему мышлению. На самом деле, книга - это то, что перевертывает нашего сознания и заставляет видеть жизнь под другим углом зрения. Это очень важное свойство. Потому что глаз у всех замыленный. В этом смысле - это, действительно, отрава. Хотя, для кого-то это, может и нормально. Но для провинциалисткого мышления - это, возможно, отрава. Поэтому я в названии допустила два взгляда на эту вещь. Я читаю, что людей надо подпихивать, пощипывать, подпинывать, чтобы они вспомнили - кто они на самом деле. - Светлана Юрьевна, вы книгу посвятили родителям. Что они говорят о достижениях дочери? Или они вас подпинывают и пощипывают? - Мои родители столько натерпелись от меня, что надо было что-то хорошее для них сделать. Поэтому - посвящение им. Может, книга им не понравилась. А вообще-то, я думаю, что "Деликатесы" вряд ли они читали. - "Деликатесы" - это ваша вторая книга. А первая? - Первая книга написана Дусей, называется она "Собачья площадка". Это энциклопедия московских кабелей и сук. Написала ее вот эта собачка человеческой породы. (Четвероногая кокетка, будто понимая, что речь идет о ее "персоне", медленно прошлась перед собравшимися) - Ваши дети прочитали ваши книжки? - У меня нет детей. Я думаю, у таких чудовищ как я не должно быть детей. Детей жалко. - А вы еще писать планируете? - Я вообще фаталист. Всегда внимательно слушаю судьбу, а дальше просто анализирую: какое приглашении судьбы мне принять, а какое - нет. У меня есть интуиция и небольшой аналитический аппарат. Так что будет видно. *** А потом было эксклюзивное интервью. Причем, Конеген готова была отвечать на вопросы, даже под грохот оркестра и звон бокалов. Мы беседовали на заключительном мероприятии - торжественном ужине в честь закрытия… - Всегда, отправляясь в поездку, у нас есть какие-то ожидания. (Согласно кивает) Ваши ожидания и реальность, с которой вы здесь, на фестивале, столкнулись, сильно разнятся? - Мои ожидания всегда связаны с людьми. И они всегда положительные. Никто из нас не отправляется в поездку с другими чувствами, какой смысл? Меня поразило то обстоятельство, что в Магнитогорске все нормально с экологией. Буквально несколько дней назад я вернулась из поездки в Норильск… Понимаю: другой климат, но ситуация там намного хуже в плане выживания человечества. А здесь, как мне кажется, все-таки руководство комбината пытается что-то сделать, гуманизировать это пространство. В общем, здесь нормально можно жить, рожать и растить детей. Соразмерностью гуманизации пространства с масштабами человеческой жизни для меня это место и удивительно. Я такого не ожидала, думала, будет жеще. - Приятно, что мы сумели вас удивить. Но все немножко не так, как это видится… Просто когда к нам приходят гости, мы поворачиваемся к ним лучшей стороной. - Я понимаю. Но для этого надо иметь эту лучшую сторону. И вот здесь она все-таки была. Возможно я идеализирую, понимаю прекрасно, что у вас, как и у любого города, есть свои сложные внутренние проблемы. Это нормально для любого города в принципе. Поверьте у Москвы их, как минимум, не меньше. Но пространство в вашем городе, в общем, рассчитано на выживание человека. То, что мне приходилось видеть до этого - гораздо сложнее. - Очень часто люди, живущие в центре, приезжая на периферию, говорят, что они подпитываются здесь, в регионах. Есть такой момент, на который вы обратили внимание, который для вас источником новых желаний, творческих планов, проектных идей? - Я убеждена, что люди, которые, как и я, живут в пределах Садового кольца, в достаточной степени развращены. В них мало жизненной энергетики. Думаю, что подобные поездки для журналистов, в первую очередь для них, очень важны. Потому что они - основной источник информации, трансляторы. И я реально благодарна лично вам, организаторам, потому что это - очень важный опыт, который точно не получу там, где привыкла жить я. - Есть вещи, которые вас поразили и вы сказали: "О, я такого не знала! Я думал, что это все осталось на пороге прошлого века"? - Нет. Может, я не смогла это увидеть. Но вообще в этой жизни есть масса вещей, которые наверно могли бы остаться на пороге прошлого века. Я не увидела ничего отрицательного, чтобы потрясло мое воображение. Думаю, что в нашей с вами жизни есть немало вещей, которые мы бы хотели оставить в прошлом… И это нормально, такова наша жизнь. Я благодарна этому месту и людям, с которыми встретилась. Потому что пока самое интересное - это реальное общение с людьми, мне лично очень важно. Поверьте, это редкий случай, когда я не кокетничаю, не кривлю душой. Елизавета СОКОЛ Фото: Сергей ГИВИРЯК, Дмитрий РУХМАЛЕВ (Магнитогорск, Россия). Июнь 2008 года Санаторий "Юбилейный" - Магнитогорск См. по теме: Добрая уральская традиция - фестивали проводить! Чуть-чуть из истории… "Звезды" и "звездульки" "Оказывается, медиа-магнаты - тоже люди!" Павел Гутионтов: "Сотрудничество с честными гражданами - это не благодеяние власти. Это единственный способ существования ее". Максим Шевченко: "Жизнь человеческая состоит из свобод!" "Звезды" остались, "звездульки" погасли!
Продолжение… |
« Пред. | След. » |
---|