Уверен, что про счастье важно всем людям во всех странах! Поэтому хочу поделиться интересными данными.
Профессор психологии Томас Гилович из Корнуэллского университета 20 лет исследовал психологию счастья и денег. Он определил, что один из главных врагов счастья - привыкание. Покупка вещей приносит нам удовольствие, но только до тех пор, пока мы к ним не привыкнем. Поэтому Гилович советует тратить деньги, которые являются очень ограниченным ресурсом, не на новый смартфон или автомобиль, а на опыт - посещение выставок, спортивные активности, обучение новым навыкам, путешествия.
Существует так называемый парадокс Истерлина - счастье можно купить за деньги, но только временно. Исследования показывают, что со временем удовлетворение материальными покупками значительно снижается, а нематериальным опытом - наоборот, возрастает.
Кажется нелогичным, что физический объект, который с нами все время, приносит меньше радости, чем единичный опыт. Ирония в том, что постоянное присутствие материальной вещи работает против нее - к ней быстро привыкаешь, она становится частью обыденности.
Опыт же напротив, становится частью нас самих. В отличие от материальных вещей, которые мы не воспринимаем как часть себя, опыт как бы поглощается нашей личностью и становится частью ее. Мы - сумма нашего опыта.
Другое исследование Гиловича показало, что со временем люди переосмысливают и принимают даже негативный опыт. Что-то страшное или неприятное из прошлого может превратиться в забавную историю и укрепить наш характер, став его частью.
Совместный опыт лучше связывает нас с людьми, чем совместное потребление. Согласитесь, легче найти связь с человеком, который провел с вами отпуск, чем с человеком, который купил такой же супер-HD телевизор, как у вас. Такую связь можно найти, даже если вы не проживали опыт непосредственно вместе, а например, путешествовали в тех же местах в разное время.
Это уже спорный момент. Люди любят говорить о своих гаджетах, автомобилях и так далее, так что это вполне может стать общей темой для разговора. В то же время я с трудом могу представить людей, которые с интересом слушают чей-то рассказ о местах, где те уже были. Ладно, допустим, что это возможно, если оба собеседника хорошо воспитаны и умеют слушать.
Еще одно преимущество опыта над покупками - опытом, как правило, не меряются. По крайне мере, с материальными покупками это делать намного легче ("Сколько карат в твоем кольце?", "Какая мощность процессора?" и тому подобное). Желание, чтобы все было "не хуже, чем у людей" намного ярче проявляется в материальном потреблении. Бесит, когда видишь людей, отдыхающих в более дорогих гостиницах и летающих в бизнес-классе. Но больше бесит, когда у кого-то круче покупки.
Практическая польза от этих, на первый взгляд, очевидных исследований есть. Для обычных людей - чтобы знать, куда оптимальнее вкладывать свои деньги с максимальным выхлопом для личного счастья. Для работодателей - чтобы работники были более счастливы. Для политиков - чтобы общество в целом было более счастливым.
Гилович мечтает, что если отдельные люди, работодатели и политики сделают сдвиг от материального потребления к потреблению опыта, мы получим более счастливое общество.
Валерий БУДАНОВ Фото: из архива автора. Январь 2016 года Москва - Магнитогорск