Авторизация
Владимир Эленбогин: "Три года - по-новому!" |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
05.05.2009 г. | |
"Ликбез потребителя". Совместный проект МГОО "Свой взгляд" и журнала "Партнер". Публикация пятая. … Что вы делали 1 февраля 2008 года? Уже не помните? А вот Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации помнит - она праздновала свое трехлетие. И подводила итоги своей деятельности. - Да, нашей организации 3 года, - улыбается Владимир Эленбогин, главный государственный санитарный врач по г.Манитогорску и Агаповскому, Кизильскому, Нагайбакскому, Верхнеуральскому районам, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса. - И мы уже вышли из ясельного возраста. Сейчас в нашем территориальном отделе Роспотреднадзора работает 43 человека, в зоне надзора находится 22 868 объектов. Не берите калькулятор, я уже посчитала: на каждого специалиста приходится по 738 объектов (12 человек из работающих, по должностной инструкции, не могут проводить мероприятия по надзору). Причем, если население г.Магнитогорска вместе с четырьмя районами составляет 15 процентов от всего населения области, то специалисты - 10 процентов от всех специалистов областного управления. Явно обделила область: 5 процентов не додали! А это еще 8 должностей! И хотя совсем не надо 738 объектов "надзирать ежеденно и ежечасно" (в соответствии с законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" нужно проводить плановые проверки не чаще одного раза в два года, а на вновь созданных объектах малого бизнеса - не чаще одного раза в три года) нагрузка на каждого специалиста более чем большая. Судите сами: в 2006 году было проведено 1 687 мероприятий по надзору, в 2007 году - 2 349. В 2007 году при проведении проверок нарушения были в целом установлены чаще, чем в каждом втором случае (53, 5 процента). А если взять группу продовольственных товаров (продажа и услуги предприятий общественного питания), то ситуация еще хуже. В 2007 году было проведено 630 проверок, в 483 случаях (76, 6 процента) установлены грубые нарушения требований действующего законодательства. К нарушителям были приняты административные меры: вынесено 116 предупреждений, 1 448 раз были наложены штрафы на общую сумму 3 519 500 рублей. В суд передано 16 дел. Пятнадцать из них рассмотрены, вынесены решения, в том числе - один административный штраф с конфискацией имущества, три - решения о приостановлении деятельности. Но и эти решительные меры государственной надзорной службы не побуждают бизнес работать в соответствии с нормативной базой. Из года в год львиная доля нарушений фиксируется при торговле продовольственными товарами (составляет 61, 6 процента от всех штрафов) и в общественном питании (16 процентов). Проштрафились коммунальные объекты (7, 9 процента), предприятия пищевой промышленности и детские дошкольные, подростковые учреждения (по 5, 7 процента). Среди штрафников - промышленные предприятия (2,6 процента), лечебные учреждения (1, 8 процента). Специалисты надзорных органов констатируют: больше всего безобразий в торговле. На продовольственном рынке систематически нарушают условия и сроки хранения товаров (особенно это характерно для скоропортящихся продуктов), не соблюдают правила товарного соседства при хранении продуктов. До работы допущены лица, не прошедшие медосмотр и гигиеническое обучение, осуществляется продажа продуктов без документов, подтверждающих их происхождение, безопасность и качество. Кроме этого, проверяющие отмечают нарушение технологий изготовления блюд и кулинарных изделий, несоответствие ассортимента реализуемой и выпускаемой продукции имеющимся на предприятии условиям. Владимир Наумович рассказал, что недавно специалисты Роспотребнадзора забраковали партию окорочков Омской птицефабрики, срок реализации которой истек год назад. Помимо нарушений сроков реализации, "предприимчивый предприниматель" потрудился в "весовой категории": чтобы увеличить вес товара, при замораживании добавляли соль и воду. И это не единичный пример. Годами выверенная закономерность: больше всего нарушений при реализации иногородней продукции, у наших производителей таких случаев гораздо меньше. Система "производитель - транспортировка - реализация", которую успешно освоили самые крупные городские "пищевики" "Глория", "Ситно", позволяет продавать продукцию без потери качества. А иногородние производители, может быть, и выпускаются продукцию хорошего качества, но пока ее везут… Должны доставлять только специальным транспортом, но как происходит в действительности… Говорят, что водители экономят бензин и отключают холодильные установки. Потом продукция поступает в город на оптовые склады, там еще полежит. Потом пока все это дойдет до торговли... *** … Мы втроем сидим в кабинете Владимира Наумовича. - Как, на ваш взгляд, можно изменить положение в торговле? Увеличить количество и величину штрафов? - Я не считаю, что штрафы - это эффективно, - грустно замечает В. Эленбогин. - Штрафы нарушителей не пугают, - продолжает Лариса Михайловна Булакова, заместитель начальника территориального отдела. - Ну что для них 4 тысячи рублей? На сегодняшний день уже и суды, и уголовные дела тоже не останавливают... А возле каждого предпринимателя не поставишь по сотруднику нашей службы… Я вижу единственный путь - повышать уровень сознательности индивидуальных предпринимателей. - Но это очень долгий путь. Нужна кропотливая работа "извне" и в самом человеке… Ведь говорят, что нет ничего консервативнее, чем сознание человека… Булакова улыбается: - Есть еще один очень эффективный способ: публиковать списки нарушителей в СМИ. Это самое болезненное для предпринимателей. - "Поминальные" списки в СМИ болезненнее, чем приостановление деятельности или конфискация? - Слишком большие это будут списки, - с грустью замечает Владимир Наумович. - Практически везде идут обвесы. В 100 процентах случаях по жалобам это подтверждается. - На сегодняшний день сознание наших индивидуальных предпринимателей, работающих в торговле, направлено на получение прибыли, - продолжает отстаивать свою точку зрения Лариса Михайловна. - А какой ценой, их не волнует. Поэтому идут все нарушения. Надо сделать так, чтобы было невыгодно торговать некачественной продукций. В настоящий момент – это только СМИ, это единственное, чего они боятся. Когда начинаешь публиковать фамилии нарушителей в городской прессе, потребители видят, что в этом магазине множественные «несоблюдения», и покупательская активность идет на спад. Это начинает бить по интересам предпринимателей, они теряют в прибыли и начинают думать: как совершенствоваться. Вот тогда и начинают соблюдать санитарные нормы. - Предприниматели, которые входят в общественную организацию "Гильдия честного бизнеса", работают без нарушений? Там действительно честные индивидуальные предприниматели работают? Владимир Наумович задумался лишь на секунду: - Они не обращаются к нам. Если бы мы участвовали в определении тех, кто вступает в организацию и получает "знак гильдионера", то могли сказать свое мнение о работе того или иного предпринимателя на основе проверок. Сейчас в определении "честный" Роспотребнадзор участия не принимает. А вот городская администрация постоянно обращается к нам, когда нужно провести конкурс среди магазинов, предприятий общественного питания, детских оздоровительных учреждений - здесь наше решающее слово. - Органы местного самоуправления сотрудничают с вашей федеральной надзорной службой? - С администрацией города у Роспотрбнадзора заключено "Соглашение о взаимодействии", поэтому мы общаемся практически каждый день, - охотно рассказывает Эленбогин. - Они постоянно приглашают наших специалистов для решения каких-то вопросов, просят помочь ответить и принять меры по жалобам горожан. Мы вместе выходим на проверки, принимаем меры. Очень тесно сотрудничаем. - Мы говорили о тех аспектах нашей жизни, в которой ваш надзорный орган еще не смог добиться соблюдения нормативной базы. Я понимаю, что за 3 года говорить о положительной динамике сложно, но есть какие-то моменты, в которых сдвиги хотя бы наметились? Владимир Наумович немного помолчал: - Да, такие изменения, конечно, есть. Раньше 90 процентов проверок сопровождались штрафами за грубейшие нарушения, а сейчас - 56. Немало. Но меньше. Значительно изменились условия содержания и воспитания в детских учреждениях, обучения в средней школе. Администрация города очень приличные деньги вкладывает в дальнейшее улучшение микроклимата, освещенности, охвата горячим питанием. - У нас охват горячим питанием ребят школьного возраста выше, чем в целом по Российской Федерации, - оживилась Булакова. - В Магнитогорске он составляет 88 процентов, по Челябинской области - 70 процентов, а по России - 72 процента. Это заслуга большого количества городских специалистов: управления образования, педагогов, горторга, наша - потому что в своих проверках, своих документах мы постоянно ставили вопросы по качеству питания, по увеличению количества учеников, которые получают горячее питание. - Нашу область Онищенко дважды хвалил на совещании по итогам работы федеральной службы за 2007 год, - довольно улыбается Эленбогин. - За реализацию национального проекта в области здравоохранения и за охват горячим питанием школьников. Лариса Михайловна извинилась и покинула нас - спешила на совещание к заместителю главы города (по городскому хозяйству) В.В. Храмцову. - Реформе надзорной службы 3 года. Что-то уже утряслось, появился какой-то опыт работы в новой системе. Владимир Наумович, вы сейчас видите преимущества новой организации работы перед старой системой, по которой работали до 2005 года? - Сейчас мы как-то приспособились к новым условиям. К тому, что нас подсократили, увеличили территорию обслуживания (весь юг области практически наш). Планировать как-то научились - у нас теперь внеплановых мероприятий меньше. Это я отношу к плюсам. А остальное… В районах до реформы были ЦСЭН со своим главным врачом, материальной базой, лабораторией, специалистами. Теперь осталось по одному человеку, не имеющему даже транспорта. Ставок нет. Специалистов… Сейчас в России на 25 медико-профилактических факультетах медицинских вузов обучается 3, 5 тысячи студентов. Федеральная служба с участием ведущих медицинских институтов в 2005 году разработала новый государственный стандарт по специальности медико-профилактическое дело, программу и план обучения в интернатуре по этой специальности. Понятно, что, придя на службу (а придут не все, есть сведения, что из получивших дипломы о высшем образовании, по специальности работают только треть бывших студентов – Е.С.), специалистами они станут лет через пять в лучшем случае. Сейчас специалисты, работающие в Роспотребнадзоре, помимо вопросов обеспечения санитарного благополучия занимаются проблемами потребителей. В Магнитогорске всего 4 специалиста в сфере защиты прав потребителей. Ольга Михайловна Ковалевская со своими специалистами работает очень эффективно, я очень доволен, многому от них научился - они давно в системе государственной службы, у них есть опыт… Но их всего четверо! Всем понятно, что эта реформа проведена под вступление России в ВТО. На Западе приходят надзорные органы раз в два года на объект и полностью проверят всю деятельность. Неделю, две, три длится работа, изучают "от" и "до". Суть не в том, что пришел, увидел, оштрафовал, а в том, чтобы оценить работу объекта за время между проверками. Производственный контроль, что является обязанностью любого предпринимателя, любого юридического лица, у нас часто не проводится. Потому что заключить договор с любой аккредитованной лабораторией на такую работу дороже, чем заплатить штраф. А должно быть так: пришли с проверкой - и проверяющим предъявляют договор, протоколы проведенных испытаний, которые проводят с определенной кратностью, как предусмотрено нормативами. Такие-то были по этой продукции отклонения, такие приняты меры, такой получили результат. Вот медосмотры за эти годы, гигиеническое обучение, аттестация. Вот лицензия на реализацию вино-водочной продукции. Вот учредительные документы. Именно это имеется в виду, когда говорят о проверке раз в 2 года. На Западе так работают. Но там менталитет другой. А пока мы как пожарные, носимся по объектам, высунув язык. Что принесла реформа? Я особенно ничего интересного и не вижу. - Если реально смотреть на окружающую нас действительность, скажите: научимся мы работать как на Западе? - Научимся. Сейчас прорабатывается вопрос о создании комбината школьного питания. Многое меняется на производстве, появляется новое оборудование. Сейчас на молокозаводе работа организована как закрытый цикл, который исключает вмешательство человека: уже какая-нибудь баба Варя не сунет там свою грязную руку… Улучшаются условия работы на комбинате. Я был на приемке сталеплавильного цеха. Большая светлая комната, мониторы, сидят ребята в чистенькой униформе. Они, сталевары, управляют процессом плавки через компьютерную программу. А станы немецкие, итальянские! Да что там говорить… И выбросы снижаются ежегодно. Их еще, конечно, хватает. Когда к городу подъезжаешь с Банного или с Карагайки через 12 участок, особенно в безветренную погоду, это же кошмар… Но еще один фильтр поставили на цемзаводе, и уже нет жалоб от садоводов. Многое делается. Не так быстро, как хотелось бы… - Как вы считает, желание России вступить в ВТО какие блага принесет мне, вам - каждому из нас? - Не знаю, сложно мне сказать. Совершенно точно - конкуренция повысится, будут страдать наши производители, они этого и боятся. И в тоже время это будет стимул работать лучше, чтобы соответствовать мировым стандартам. *** Хорошо бы, чтобы мы все научились работать так, чтобы результаты труда соответствовали мировым стандартам. Но пока… Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в г.Магнитогорске и Агповском, Кизильском, Нагайбакском, Верхнеуральском районах даже если получит еще 8 ставок, то и тогда еще долго не сможет заставить бизнес работать с соблюдением всех нормативных требований. И когда к нам хлынут все товары, которые в странах ВТО выпушены… Кто проверит их качество? И так же, как мы сейчас говорим об иногородней продукции, так же мы будем говорить об иностранной… И опять будем говорить о преимуществах местного производителя… Елизавета СОКОЛ Фото: Рустам ХАКИМОВ (Магнитогорск, Россия) Март 2008 года Магнитогорск Опубликовано в журнале "Партнер" См. по теме: Публикация первая - "Не обмани ближнего своего!" Публикация вторая - "Другого пути нет! Надо жестко спрашивать! Надо работать! Иначе - катастрофа!" Публикация третья - "Слово предоставляется исполнительной власти!" Публикация четвертая - "Больше говорят, чем делают!" |
« Пред. | След. » |
---|