В Финляндии, система школьного образования которой считается одной из лучших в мире, приняли решение радикально изменить принципы обучения детей. Теперь в финских школах не будет отдельно уроков литературы, физики, математики, истории или географии. Вместо этого школьникам будут преподавать некий комплексный предмет, одновременно включающий в себя элементы разных предметов и позволяющий взглянуть на явления окружающего мира со всех сторон, рассматривая их как феномен. Традиционные уроки по предметам уже исчезли из учебного расписания 16-летних учеников школ Хельсинки. Планируется, что такая система к 2020 году будет распространена на все школы страны.
Как поясняют в министерстве образования Финляндии, радикальные изменения в системе обучения связаны с глобальными изменениями, произошедшими в современном мире. Сейчас уже невозможно учить детей по старинке - так, как это делали сто лет тому назад.
А как обстоят дела с школьными предметами в России? Своими размышлениями поделился Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: - Одна из самых больших потерь среди предметов у нас - отмена чистописания в школе. Предмета, который способствует становлению интеллекта. Отмена всяческих письменных работ - это то, чем сейчас занимаются финны. Они сразу учат детей печатать на клавиатуре. Но ни к чему хорошему это не приведет. Связь писания от руки и развития интеллекта доказана психологами. Еще одна большая ошибка у нас - это отмена черчения в старших классах. Этот предмет учит усидчивости, поскольку чертежная работа требует большого напряжения. Отменили и астрономию, но зато предложили ввести другие предметы. Говорили и об "основах бизнеса". Но я вообще сторонник того, чтобы очень осторожно относится к введению новых курсов. Ведь даже определение бизнеса у каждого свое. Вот в РСПП до сих пор не определились с этим. А учить детей тому, что мы сами не понимаем, как минимум, глупо. Предлагали ввести и уроки психологии для старших классов. Раньше у нас был курс "этика и психология семейной жизни", который потом пытались заменить на уроки полового воспитания. Но это кардинально разные вещи. Хотя сами элементы психологии в школьной программе мне кажутся логичными. В 2010-м году в России появился предмет "Основы религиозных культур и светской этики". И это нравственный, а не учебный предмет, преподавать который должны еще с детского сада. Однако я против того, чтобы его вели исключительно представители религиозных конфессий. Необходимы специально подготовленные учителя, педагоги и психологи, которые бы вместе с представителями конфессий могли правильно преподавать этот предмет.
Я не специалист в системе образования, я - родитель. Но все равно хочу дать вам совет.
Читайте детям хорошие книги. Научите детей читать с радостью. Это единственный способ развить и спасти душу!
Максим СЕРГЕЕВ Фото: из архива автора. Апрель 2015 Москва - Магнитогорск