Когда каждый - человек особенный |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
29.04.2009 г. | |
Здесь не рекламирует свои услуги, не стремиться попасть в сюжеты городской хроники. Здесь стремятся соответствовать международным стандартам. Здесь каждый учитель использует информационно-коммуникативные технологии. Здесь много работают, постоянно учатся, всегда экспериментируют, гордятся победами, много путешествуют, любят праздники. Здесь, и это главное, каждого воспринимают, как человека особенного… Учить по-новому Идея создания этой школы появилась в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда страна стремительно менялась, шел болезненный поиск нового пути к светлому будущему. И для того, что этот путь не только найти, но пройти по нему, нужны были новые кадры. Острее всего это почувствовали в школе. - Мы понимали, что надо учить ребят по-новому, - вспоминает Людмила Недорезова, директор школы иностранных языков «Опыт». – С 1979 года работая учителем английского языка в школе, я знала, что при всем том объеме технологий обучения, которым владело наше среднее образование, ученики не могли получить знаний, соответствующим новым требованиям времени. Что мы делали на уроках? Заучивали слова, читали тексты, переводили, писали слова и предложение на доске. Этого было явно недостаточно для того, чтобы ездить за границу, общаться, устанавливать деловые контакты на международном уровне, путешествовать. Именно тогда появилось желание разработать новые технологии обучения английскому языку. Поэтому в 1994 году на базе школы №18 была организована кафедра школьных учителей иностранного языка. Это была экспериментальная площадка для всех, кто хотел учить по-новому. Возглавила эту работу Валентина Семеновна Злобина, профессор Педагогического института, профессор. Работали очень много. Была создана экспериментальная площадка, на которой занимались разработкой и внедрением новых технологий. Потом все наработки мы вынесли на областной конкурс в Челябинск. Там наши технологии были одобрены, и мы начали их применять на практике. И очень скоро мы увидели, как резко повысился результат обучения, ребята реально начали владеть языком совершенно на другом уровне. Весной 1997 года Л. Недорезова получила звание «Учитель года», а осенью, в Москве, - звание «Заслуженный учитель РФ» и была отмечена в номинации «Учитель – мастер». «Это была не только моя победа – это была победа всего коллектива и … коммуникативной методики обучения», - улыбается Людмила Александровна. Начало Народная молва быстро разнесла слух о том, что есть учителя, которые учат детей по-новому.И потянулись родители, дети, взрослые для которых владение языком было необходимостью. Именно тогда, в 1997 году, появилась идея: организовать негосударственное учреждение дополнительного образования, в котором будут работать учителя, овладевшие новой методикой обучения. Была разработана авторская программа «Иностранные языки и интеркультурное воспитание», рассчитанная на 10-летнее обучение. В здание по адресу ул.Труда 18/1, где расположилась школа, потянулись люди всех возрастов… - Почему - «интеркультурное воспитание»? - Потому что помимо изучения иностранных слов, обучения чтению, письму, умению говорить на языке мы должны сделать так, чтобы ученики знали историю, традиции, современный уклад англоязычных стран. Этот, так называемый социо-культурный компонент страны, язык которой ты изучаешь, позволяет быть правильно понятым, не попасть в глупое положение, не обидеть при общении неверным словом, жестом или интонацией. Менталитет нашей страны очень сильно отличается от менталитета европейского. Поэтому интеркультурное воспитание – это большая часть нашей программы. Тогда, в 97-ом, Людмила Александровна и ее единомышленники много слышали о том, что школу надо открывать в Ленинском районе: там живут элитные семьи и элитными детьми, а здесь другая часть населения. Но Недорезова твердо стояла на своем: - Мы будем учить тех детей, которые живут в нашем микрорайоне. В первый год пришли учиться 120 детей. Принимали в школу всех. Вели малышей – родители считали, чем раньше начнешь, тем больше успеешь. Многих интересовал даже не сам язык, а новый подход к обучению: про учителей английского языка, которые показали небывалые результаты в конкурсе, были наслышаны… Процесс Как и тогда, сейчас в эту школу принимают всех. Без тестирования, проверки знаний, памяти, речевых навыков. Но, хорошо понимая, что все детки разные, с первого года обучения рядом с учителем английского языка работает психолог. Людмила Александровна раскрывает расписание уроков: - Мы сразу говорим родителям, что все наши детки должны в первый год пройти корректирующую программу. - Что такое корректирующая программа? - Приходят ребятки 7 лет. Цель обучения в школе «Опыт» - научить коммуникациям на английском языке. Но как маленький ученик будет говорить на иностранном языке, если он еще не знает правил общения на русском языке. Для этого и работает в школе психолог - корректор. Часы для занятий по корректирующей программе внесены в расписание. По субботам родители приводят детей, мы их тестируем, а затем начинаем занятия: корректируем память, внимание, коммуникативные способности, изучаем особенности ребенка. Вначале проходят групповые занятия. А затем, в течение дальнейшей учебы, если возникают сложности с освоением программы, или возрастные трудности появляются, родители всегда могут с помощью психолога на индивидуальных занятиях решить все проблемы. - Я была во многих школах за рубежом, видела, как работают психологи-корректоры, - рассказывает Л. Недорезова. - Без такой помощи специалиста на начальном этапе ученику очень тяжело. Родители потом рассказывают, как занятия с психологом помогают не только в изучении языка - ребята легче вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, перестают конфликтовать. К помощи психолога в течение 10 лет мы прибегаем не раз. В любом возрасте ребенок просто устает. А если учесть, что наши дети ходят в хоккейные секции, в художественную или музыкальную школу, на бальные танцы, в черлидинг…, то понятно, что перегрузка и нервное напряжение сказывается на настроении, самочувствии, успеваемости ребят. В таких случаях мы снова обращаемся к психологической помощи. - А бывает, что ребята начинают учиться, а потом уходят из школы? - Уходят очень немногие, всего 4 процента учеников. Как правило, все учатся до 10 класса. Многие хотят учиться 11 лет. Сейчас у нас появились специальные группы, в которых мы готовим ребят к единому государственному экзамену. Мы уже 4-й год работаем в этом направлении, результаты хорошие. - Любой старшеклассник может придти в школу «Опыт», чтобы подготовиться к ЕГЭ? - Нет, пока мы работаем только со своими учениками. В этом году массовым потоком к нам пришли родители старшеклассников с просьбой: «Подготовьте!». Сейчас мы думаем, как помочь ребятам, но… Не надо кривить душой - за один год приготовить хорошо к ЕГЭ невозможно. А в обещания подготовить за 2-3 месяца я вообще не верю. Только при длительных занятиях языком, когда учитель и ученик работают много, системно, можно получить хороший результат. База - Многие наслышаны об учебно-методической и технической базе школы… - Нам есть, чем гордиться. Мы занимаемся в двух здания по адресам: ул.Труда, 18/1 и ул.50 лет Магнитки, 40. Взрослые и дети в возрасте от 6 до 17 лет приходят в школу 2-3 раза в неделю. И для каждого есть учебная литература. У нас огромная библиотека, более двух тысяч учебных пособий для учеников всех классов. Кроме этого, в школе собраны методические пособия для преподавателей. В течение десяти лет, до 2008 года, все учебники наши дети получали бесплатно на год. В этом учебном году родители начали покупать учебники за свои деньги, потому что европейская школа изменила методику составления учебных пособий. Теперь мы получаем учебное пособие, в котором авторами предусматривается работа по выполнению заданий прямо в книге. Значит, такой учебник может быть использован только один раз, и каждый ребенок должен иметь свой собственный экземпляр. Кроме того, европейская школа постоянно вносит изменения и дополнения в учебники. Это связано и с изменением политической ситуации (был президентом Владимир Путин, стал Дмитрий Медведев), и с методическими нововведениями. Уже 2 года в школе «Опыт» применяются новые информационные технологии. Создан единый сервер с большой базой данных. Эту базу мы формировали в течение полутора лет. Были собраны разнообразные упражнения, аудио и видео-задания, учебные фильмы для всех (начального, среднего, старшего) уровней обучения. Работа проводилась на базе нашей библиотеки, дискет, кассет и прочих материалов, которые отобраны за 10 лет и признаны нашими учителями как эффективные материалы для обучения. В школе – единая компьютерная сеть, в каждом классе есть компьютер и жидкокристаллический экран. Учитель приходит в класс, включает компьютер, находит нужный материал и все упражнения, заставки с текстом, картинки, песенки, фильмы – все идет на экран с единого сервера. База сервера постоянно обновляется и пополняется. Наши учителя, которые привозят новые материалы с конференций, семинаров, заграничных поездок, размещают их на школьном сервере, и этим могут пользоваться каждый. Сейчас на педсоветах все чаще идет речь о том, что накоплено столько, что мы уже не успеваем осваивать… - Информационно-коммуникативные технологии все активней внедряются в жизнь… Людмила Александровна, как вы относитесь к дистанционному образованию, интерактивному обучению на дому? Есть тексты, упражнения на электронных носителях, учитель по Интернету дает задание, ученик выполняет и высылает на проверку... Это реальная картина? На ваш взгляд, такая форма обучения эффективна? - Когда я бываю в Европе, то всегда отмечаю, что к такой форме обучения учителя за границей относятся весьма скептически. Там уже хорошо изучили все «плюсы» и «минусы» такого метода обучения, и все восторги поутихли. Мы на педсоветах тоже не раз рассматривали возможности применения такой технологии в школе «Опыт». И единогласно пришли к выводу, что этого делать не нужно: не пойдет такая форма обучения на пользу ребенку. Представить, что малыш с 6-7 лет будет в одиночестве сидеть за компьютером и выполнять задания довольно сложно. И потом, если главная задача – коммуникативная, то как коммуникации можно научить, если не общаться учителю и ученику, ученику и его сверстникам! Как и у всякого заочного образования, здесь есть преимущество – становится неважно, где проживает ученик. Но… у нас опыт очного обучения далеко живущего ребенка: в течение 10 лет 2-3 раза в неделю приезжал ученик из Аскарово. Сначала - мама возила, потом, когда подрос, стал ездить самостоятельно. Интерактивное форма обучению на дому с применением методик дистанционного образования необходима, если не дай Бог, ребенок не может выходить из дома. А во всех остальных случаях, я считаю, что живое общение ничем нельзя заменить. Учитель дает маленькому человеку почувствовать себя значимым на уроке, отмечает его успехи. Наши дети все вместе готовят праздники, сами придумывают и с удовольствием разыгрывают сценки из сказок и жизненных ситуаций. Все это – на английском языке! И всегда рядом учитель! Разве такое возможно при дистанционном обучении?! Кадры - «Кадры решают все» - это вечная истина… Где вы берете кадры для своей школы? У вас большой коллектив? - Мы школу назвали «Опыт» потому, что все работающие здесь - опытные учителя. У нас в учреждении трудятся 12 штатных работников в возрасте от 27 до 60 лет. При необходимости – приглашаем специалистов на договор. - Какие требования предъявляете к учителям, которые приходят в «Опыт» на работу? - Учитель должен владеть навыками применения новых методик, знать зарубежные технологии, учебную и методическую литературу, быть готов постоянно учиться и много работать. У нас не бывает размолвок, ссор, потому что у всех одна задача: обучать детей. И не просто обучать детей, а обучать хорошо. В это школе в первого дня работы сложилась такая обстановка, что отсюда уходят только по двум причинам: в декретный отпуск или защищать диссертацию. Здесь вместе отмечают праздники, дни рождения (цветы и подарок от администрации - с доставкой на дом), знают о семейных радостях и проблемах друг друга. Есть еще одно простое правило: с третьим лицом не обсуждать недочеты, недоработки коллеги. Прямолинейность и откровенность директора ценят. И, хотя испытывают некую «дрожь в коленках», когда Недорезова приходит на урок, но хорошо знают: какой бы суровый разговор не состоялся после, авторитет, опыт, мастерство руководителя помогут избежать погрешностей в будущем… Здесь с готовностью делятся наработками с коллегами. Недавно по просьбе факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов МаГУ провели семинар «Новые технологии обучения иностранным языкам», показали 3 урока. Учителям со школ, которые обращаются за помощью, интересуется новинками методической и учебной литературы, всегда рассказывают о наработках, распечатывают материалы. - Людмила Александровна, а конкуренции не боитесь? - Нет. Я знаю, что учить - это тяжелый труд. Не красивый учебник, не применения технических средств без труда учителя ничего не дадут. Главный вопрос во все времена: «Как учить?» Никого не хочу обидеть, но никогда ни один школьный учитель, как бы он не старался повторить наши приемы и методы преподавания, не может быть конкурентом нашим педагогам. У нас каждый учитель – особенный. Вместе - Дополнительное обучение – это дополнительная нагрузка. Как вам удается все 10 лет мотивировать ребят? Людмила Александровна смеется: - Мотивируем не только ребят, но и родителей. Без родителей мы не смогли бы так много сделать. С первого дня обучения учителя встречаются с родителями не тогда, когда не получается, или ученик что-то натворил (хотя, в этой школе такого не бывает). - У нас родители – хорошие друзья. Потому что у нас общие задачи - мы все хотим, чтобы дети хорошо знали английский язык и могли общаться на мировом уровне без проблем. И поэтому все этапы обучения мы проходим вместе. Через месяц занятий мы проводим собрание, показываем урок, рассказываем о том, чего хотим достичь за первый учебный год. И сразу предупреждаем: мы много экспериментируем. Если вы нам доверяете – продолжаем работу. Мы знакомим с результатами тестирования. И вместе с психологом и родителями работаем над развитием особенностей ребенка. Мы просим постоянно поддерживать наших малышей: вовремя отвести – привести, посмотреть в тетрадь, учебник, похвалить за усердие. Все возрастные сложности наших детей мы проживаем вместе, знаем об их увлечениях и привязанностях ребят. Родители – наши единомышленники и помощники в проведении праздников, вечеров. Мы даже вместе (чаще – с мамами, иногда – с папами) возим ребят за границу. Международные связи Путешествовать здесь любят. Впервые учителя школы «Опыт» повезли ребят за границу в 1998 году. - Тогда мы поехали в Великобританию, - вспоминает Людмила Александровна. - С тех пор побывали в Польше, Голландии, Германии, Франции, Шотландии, Англии, Бельгии. За годы работы более 500 учеников со своими наставниками смогли не только сравнить то, что они изучали на уроках о Великобритании, Германии, Франции с тем, что можно, увидеть, потрогать, ощутить наяву в эти странах, но и усовершенствовать свой язык. И еще – представляли свою страну на международном уровне. И делали это, судя по отзывам принимающей стороны очень достойно (см. «Воспитать человека мира»). Лучше, чем многие взрослые туристы. - Последние 5 лет каждое лето мы ездим в Свонедж, - Л. Недорезова показывает фотографии последней поездки. - Я была в 8 разных школах в Англии: хотелось найти лучшую. И лучше этой я не нашла ничего. … Когда-то давно, один англичанин много лет проработав в Германии, вернулся домой, в свой маленький городок Свонедж, и захотел создать свою школу. А так как он был учителем физкультуры, то подумал и решил, что лучше это будет не школа, а летний спортивный лагерь. Идея понравилась, прижилась, и очень скоро в Свонедж стали приезжать на лето не только англичане со всей страны, но и немцы, французы, испанцы, итальянцы, россияне. Так городской летний спортивный лагерь превратился в престижный международный. Вот тогда и возникла необходимость в обучении ребят английскому языку. Для магнитогорской детворы? Летом? Лучше не придумать! Тихое, цветущее, курортное место на проливе Ламанш, любимое место отдыха англичан. На берегу - великолепные гостиницы, дома отдыха. Чистый морской воздух – это еще и «оздоровительный плюс» для юных магнитогорцев. - Наши дети гуляют по вечерам, слушают музыку и шум прибоя, - улыбается моя собеседница. - Мы за них не боимся – никаких происшествий там никогда не бывает. Но отдыхают ребята вечером, а днем - много и серьезно работают. В первой половине дня проходят занятия, обычные уроки, которые ведут очень необычные учителя. Учителя никогда не произносят назидательных речей, общаются с учениками свободно, уважительно, на равных. Никто никого не заставляет ничего учить, все построено на мотивации. Английский язык, причем, его классический, британский вариант, наши соотечественники изучают вместе с ребятами из всех стран. Причем, группы скомплектованы так, что русскоговорящих в классе больше одного не бывает. Тут уж волей-неволей заговоришь! Хотя наши ребята всегда с блеском выдерживают тестирование. Дело в том, что в лагерь приезжают очень разные детки. Чтобы сформировать группы с примерно одинаковым уровнем знаний, все без исключения выполняют тестовые задания. Ученики школы «Опыт» всегда в числе лучших! Причем, в Свонедже они получают оценки выше, чем дома, в Магнитогорске. Но лето – это каникулы!!! И во 2 половине дня все дети в лагере живут «спортивными» страстями. На смену учителям приходят вожатые - и смех, шутки, спортивные возгласы не утихают до самого вечера. Вожатыми работают молодые юноши и девушки из разных стран, хорошо говорящие на английском языке, многие из которых когда-то прошли обучение в этом же лагере, в Свонедже. Верховая езда, теннис, гольф, бадминтон, футбол, волейбол, караоке, танцевальные вечера, прогулки в горы… – на любой вкус можно найти занятия! В воскресенье занятий нет, и наши ребята со своими магнитогорскими учителями отправляются на целый день в путешествие по Англии. Обычно это поездки в другие города, посещение музеев, исторических мест. В прошлом году, например, побывали в Оксфорде, Лондоне. Школа «Опыт» работает с лагерем напрямую, без посредников, и ежегодно предоставляет возможность 25-30 своим ученикам «с головой окунуться в языковую среду». Ребята с удовольствием вспоминают о таких путешествиях. И учителя тоже. Потому что пока ребята учатся, магнитогорские преподаватели со своими коллегами из других стран тоже без дела не сидят: постоянно обмениваются наработками, обсуждают методические приемы, делятся секретами… и с гордостью отмечают победы «своих»: «Опять наши дети набрали больше всех баллов на контрольных занятиях!» - Людмила Александровна, есть чему поучиться учителям вашей школы у иностранных коллег? - Я думаю, что всякое общение с профессионалами – это учение. Что-то нам подходит, мы могли бы применить, что-то - нет. Во многих странах упор делается на межличностном языковом общении, грамматике внимания уделяется очень мало. Если мы так будем учить детей, они не сдадут ЕГЭ. У нас в стране другой подход к обучению, другой госзаказ. Пока старшие дискутируют о методический преимуществах той или иной программы ребята общаются, спорят, поют, танцуют, играют. И немало тех, кто ездил в Свонедж уже не раз. А Карину Назипову, которая трижды побывала в этом международном спортивном лагере, пригласили этим летом поработать там вожатой! Результат Сейчас, те первые шестилетки 1997 года уже все студенты. Тогда их было 22 малыша, в 2008 – все вместе закончили школу. На рабочем столе директора школы стоит фотография красивых, счастливых и уже взрослых «детей». - Это наши выпускники прошлого года, - говорит Недорезова. И не без гордости перечисляет: - Кирилл Кияткин сдал ЕГЭ на 5. Сейчас учится в Москве в Российском государственном институте интеллектуальной собственности на юридическом факультете. Артур Ахтямов сдал ЕГЭ на 4. Сейчас учится в Уфимском государственном нефтяном техническом университете на факультете трубопроводного транспорта. Алена Даниленко сдала ЕГЭ на 5. Она набрала такое количество баллов, что уже 2 июля знала, что будет студенткой факультета иностранных язов в МаГУ. Антон Зимин сдал ЕГЭ на 5. По количеству набранных баллов, он – второй в области. Сейчас студент факультета лингвистики Челябинского государственного университета… Я могу об этих детях говорить часами. - Вы приняли каких-то исключительных детей, они прошли все тесты на элитность, обладали особой памятью… - Мы взяли всех детей микрорайона, которые к нам пришли. Никаких тестов, никакой элитности! Я считаю, что такого понятия не существует – это недостойно учителя. Все дети должны учиться там, где хотят, просто с ними нужно по-разному работать. Каждый ребенок – особенный. - Мы говорим об успехах тех, кто проучился у вас 10 лет. А те, кто учатся сейчас, тоже радуют своих учителей? - Да, конечно! Они у нас такие звездочки! Стоит только посмотреть на наших детей, когда мы проводим праздники. Самый большой праздник, где заняты наши первоклассник и выпускники школы, мы ежегодно проводим в театре Буратино. 25 декабря, как и в Великобритании, у нас традиционно проходит Рождество. В этом году для 120 ребят, которые только пришли в школу, наши старшие писали сценарий, учили стихи, песни, долго репетировали со светом, музыкой, в костюмах. Для малышек все тексты произносят по-английски, а потом переводят на русский язык. И маленькие понимают, что если учиться, то можно так же, как старшие владеть языком другой страны. Это общий праздник – вместе с родителями дети проживают общую радость, связанную с изучением языка. Но это праздник. А есть другие победы, к которым мы вместе идем. Важным итогом работы для всех нас является желание учеников участвовать в конкурсах и олимпиадах. И в школе «Опыт» всеобщая радость, когда наши дети занимают призовые места. Только в этом учебном году среди участников городской олимпиады было 45 учеников нашей школы. И если они идут защищать честь своих школ – значит, они лучшие. - Не обидно, что ваши дети выступают о других школ… - Нет, - мгновенно реагирует Людмила Александровна. – Ведь мы вместе работаем на интеллект города. Так что делить нам нечего. Мы поздравляем всех победителей городской олимпиады по английскому языку, их учителей и родителей. Софья Багрецова, Дарья Богачева, Анна Бузинник, Владислава Дьяченко, Оксана Зоц, Маргарита Зубаирова, Дарья Иванова, Екатерина Игнатова, Дмитрий Кучеров, Максим Островский, Константин Рева, Анастасия Столповских, Дарья Шапилова, Владимир Шиляев заняли призовые места. Наши ребята участвовали в международном конкурсе British Bulldog и показали высокие результаты. а Олимпиаде по основным наукам (английский язык) Уральского Федерального округа в этом году Влад Косухин (1 место) и Антон Павлов (дипломант) получили по 100 баллов из 100 возможных. Дмитрий Лиходедов (2 место) получил 93 балла. А учитель школы «Опыт» Лариса Николаевна Зайцева, подготовившая дипломанта этой Олимпиады, была награждена грамотой Министерства образования и науки Челябинской области. В истории школы есть и другие достижения. Наша ученица Земфира Кадымова стала лауреатом премии губернатора Челябинской области среди одаренных детей. В торжественной обстановке Петр Сумин вручал ей цветы, диплом, премию. Выпускник прошлого года Артур Ахтямов в республиканской олимпиаде занял третье место и получал награду из рук заместителя председателя Госудаственного Собрания республики Башкортостан Салавата Кусимова. - В 1997 году были дети, которые пришли в 6 лет, а были – 9-10 классники. За короткий срок обучения эта методика тоже дала результаты? - Результаты, конечно, были, но все зависит от времени обучения. Чем дольше ученик занимается в нашей школе, тем выше результат. У нас есть огромное преимущество перед школьными учителями. Мы можем гибко работать со своей школьной программой. У нас все зависит от группы. И если мы видим, что какая-то группа должна дольше поработать по какому-то конкретному материалу, то значит, мы с родителями договариваемся и обучаем ребят чуть-чуть дольше. Иногда ребенку нужно дополнительное время, чтобы все усвоить и активизировать в речи. Бывает, что мы переводим ребят из одной группы в другую для того, чтобы была возможность лучше учитывать его индивидуальные способности. И тогда на активизацию лексики в речи можно выделить больше времени. У каждого ребенка свой, определенный этап освоения материала. И всегда, подчеркиваю – всегда, наступает такой момент, количество перерастет в качество. … Мы сидели в кабинете директора, когда в открытую дверь стали слышны детские голоса и музыка. - Это у нас открытые уроки проходят, - опередила Людмила Александровна мой вопрос. – Хотите посмотреть? - Не помешаю? - Нет! У нас гостям рады! «Здесь готовы к сотрудничеству и не делают секретов из своих профессиональных навыков - надо так закончить материал», - подумала я. - Ребятишки волнуются, когда на урок приходят гости? - Нет, у нас особенные дети, - ответила особенный директор. Елизавета СОКОЛ Фото: из архива школы «Опыт» Май 2009 года Магнитогорск См. по теме:
|
« Пред. | След. » |
---|