Свой взгляд arrow ЖЗЛ arrow Абхазия... Душа очищается... расслабляется... летит...

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Абхазия... Душа очищается... расслабляется... летит...
Рейтинг: / 147
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
20.04.2014 г.

 

Шестой Международный конкурс

 

 

ImageСамолет приземлился мягко.
Аплодисменты. Багаж. Трансфер.
- Такси! Недорого! Куда едем?
- Спасибо, меня встретят.
- А если не встретят?
Я только взмахнула ресницами, как стоящий рядом мужчина опередил с ответом:
- Таких женщин всегда встречают!
И улыбнулся... так как это делают в Крыму.

 

С тех пор, как я начала путешествовать по миру, первые шаги на новой земле всегда связаны с тем, что навечно во мне создано с родным городом. И становится взлетно-радостно, как было в Севастополе!
- Меня зовут Вадим. А вы та самая Сокол? Ну поехали?!
В автобусе два попутчика: один уже в почтенном возрасте, второй - инженер.
В Абхазии не первый раз, все очень хорошо здесь знают, объездили многие уголки этой страны. И с готовностью всю дорогу делились со мной своими впечатлениями...
Мой отель как-то неожиданно встроился между другими строениями. Теплые цвета интерьера, приветливый персонал, красивый номер.
И солнце!
Много солнца!
Поставила вещи и сразу на улицу!
- Солнце первый раз сегодня у нас! - улыбаются продавщицы в магазине.

 

Когда совсем юная собеседница произнесла: "Это было у нас до войны!", у меня практически сразу произошел "исторический сдвиг" - я про Великую Отечественную подумала.

 

- Когда мы из Советского Союза все вышли, Грузия решила уничтожить Абхазию, - мы с Адгуром сидели в кафе - этот мужчина первым в Абхазии поздравил меня с днем рождения. - Мы ведь были автономией в составе Грузии. Как решил Шеварнадзе запретить все языки, кроме грузинского... еще всякие моменты были... Потом по решению нашего Совета, наши все депутаты собрались, решили стать страной. А тут Шеварнадзе решил нас всех в Абхазии уничтожить, об этом открыто говорили.
Не поверилось: зачем уничтожать свой народ?

Зашла в Интернет.
Министр обороны Грузии Г.Каркарашвили, 25.08.1992, обращение по Сухумском ТВ: "У нас хватит сил, что бы наказать весь Северный Кавказ. Отдан приказ пленных не брать... Если из общей численности погибнет 100 тысяч грузин, то из ваших погибнут все 97 тысяч, которые будут поддерживать решение Ардзинба. Хочу дать совет г-ну Ардзинба - пусть он сделает так, чтобы абхазская нация не осталась без потомков..."
Чрезвычайный представитель Госсовета Грузии в Абхазском регионе Г.Хаиндрава, апрель 1993, интервью французской газете "Le Mond Diplomatique": "Абхазов всего 80 тысяч, что означает, что мы можем легко и полностью уничтожить генетический фонд их нации путем убийства 15 тысяч их молодежи. И мы вполне способны на это."

Адгур очень спокойно продолжал:
- Напали на нас сразу мощно. К границе Грузия пришла с танками, вооруженными отобранными войсками. Оружие у них самое лучшее, они же с Америкой плотно связаны. А наши там... Мы только создали свою гвардию. Они еще вооружения не имели настоящего. Практически с охотничьими ружьями на границе стояли.
А грузинская армия еще сразу еще и с моря высадилась, бомбардировки начались. Гагра сразу взяли. Кто успел - бежали в Пицунду семьями, все побросали. Кто не успел или не мог - всех уничтожали без жалости.
Грузинские войска практически сразу с другой стороны на Сухум пошли. Сухум - это столица наша. Оттуда тоже бежали люди кто в чем был практически.
Все собрались в Пицунде. Все мужчины пошли воевать. Оружия у нас сначала не было. Ружья для охоты у кого-то были, бутылки с зажигательной смесью делали, знаете - такие "коктейли Молотова" как в Отечественную.
ImageА в грузинских войсках - новейшее вооружение, им много осталось от российских войск. Говорят, там наемников было много из разных стран, даже негры воевали на стороне Грузии. Я сам лично негров живых не видел, но среди убитых они встречались. Из США, Египта, Эфиопии были наемники...
Нам очень помогли кавказские народы. Конфедерации Горских Народов Кавказа есть, туда входят народы, которые ближе нам по крови, по языку, по традициям. Вот они стали к нам перебираться через границу. Они приходили с оружием. Уж где брали - не знаю. Я тогда впервые увидел огнемет, когда служил в армии, Советский Союз был, такого не было.
Они нам очень дух подняли. Они все были с оружием, хорошим, современным. Все умели хорошо воевать.
Из России тоже были добровольцы. Не скажу что много, но 10-12 человек каждый день переходили границу, шли нам помогать...
Мы начали постепенно оружие убитых собирать...
И пошли в наступление... Грузинские войска тут жировали, грабили те дома, что богатыми были... Они же как думали: Гагра у них, Сухум у них. А Пицунда долго не продержится, в осаде долго не проживет... Ну а мы собрались и...
Ельцин нас не поддерживал, пока уже не стало ясно, что мы побеждаем. Уж почему так все было не знаю. А когда побеждать начали... потом уже лекарства, продукты нам стали поставлять...
14 августа празднуем день победы.
А ведь во время СССР грузин присылали нам как хороших специалистов, семьи есть, где муж или жена грузинской национальности. Сейчас потихоньку восстанавливаем.
Очень хотим в состав России войти. Но пока...
Пенсия у нас 500 рублей. В России говорят 4 тысячи рублей. Вообще у нас вся надежда на Россию. Путин молодец у вас.
У нас дети учатся как в России - все начинается 1 сентября, каникулы, учебники...
Я так долго потом в каске ходил... Война кончилась, а я все еще в каске...
Думал: вдруг откуда что-то прилетит... упадет на меня...
Друг есть, Бзоу зовут, как увидит меня, до сих пор спрашивает: "Адгур, где твоя каска?" Смеемся уже сейчас...

 

Я слушала и все внутри дрожало... Хожу по улицам... вокруг стоят дома, которые бомбили... Стены есть, крыши дырявые... или их совсем нет... А рядом тоненькая стройная пальма, раскинув листья свои над остатками крыши...
Люди здесь вообще мало улыбаются.
В магазинах, где обычно в местах отдыха все просто заполнено улыбками, женщины-продавщицы ведут себя так, как будто ты пришел в их дом в неудачное время.
Чем меньше магазин, тем меньше приветливости. Тем крупнее - тем больше приветливых работниц можно встретить. Если повезет.
Детей мало. Поэтому видишь и запоминаешь каждого. Особенно запомнились двое - мальчишки с расписанными лицами, притаившись за машинами, с такими счастливыми мордашками не дышали, чтобы их не увидели "враги".
- Здрасте! Мы в войну тут играем! Мы победим!
И столько в этом было уверенности и восторга, детского, непосредственного, безопеляционного! И веры!
Захотелось в Детство... чтобы с пацанами нашими... в войнушку... бегать через рельсы... прямо перед идущим поездом положить на рельсы мячик... как партизаны молчать когда тебя враги скинут в яму... Только бы мальчишки наши не забыли меня, как тогда... в 19-каком-то году из ямы вытащить...

 

- Как выпивший человек может сесть за руль?
- Со мной ничего не бойся, - Заур положил свою мозолистую руку на мою открытую ладошку и улыбнулся хвастливо. - Не впервой.
ImageМорализировать не хотелось: мужская рука давала подзабытое состояние защищенности.
Его машина особой марки "АЗЛК" ("Наверняка на такой тебя там, в России, не возят!") возле руля состояла из открытых разноцветных проводков... И зеркальца перед сиденьем пассажира не было. А в остальном - на мой взгляд, все было на местах, бежала резво, слушалась.
Заур внимательно смотрел на дорогу:
- Война... да... война... Я тоже на войне был... С кем сидел в окопе, ждал кому следующая пуля - ему или мне достанется... Стрелял - это война.
Сейчас все изменилось... Многие на войне такие деньги сделали!
Когда вернулись в Гагра, квартиры пустые стояли, дома целые. Многие заняли по несколько квартир. Потом всяким путями оформили документы. Теперь продают квартиры за очень большие деньги - на море спрос всегда есть на жилье.
В войну такое творилось...
Вы журналист, вам точность нужна. С чужих слов говорю, но люди верные рассказывали: в Сухуми людей живьем загоняли в трубы и заваривали там, без воздуха задыхались там все...
Когда начали захоронения проводить - в могилах мужчины лежали, замотанные колючей проволокой. Криминалисты говорили, что их живьем обматывали и закапывали живьем...
Раньше жили, не думали кто какой национальности. Уважали их... грузин. Всех уважали. У нас семей много было где муж или жена грузины. Доверяли, оказалось - они уже готовили предательство. Если бы они нас не предали, вообще войны не было бы... Грузины когда война началась вели себя... Хлеб не привозили, люди голодали, выстраивались очереди... часами стояли. А потом приходили грузины, выпихивали из очереди... кто возмущался, брали за шкирку и головой о стенку...
В руки давали только 2 буханки хлеба. А если человеку надо 5 буханок! Ты же не можешь сам поесть, а свою собаку не накормить.
Люди, кто в горах живут... тот кто вниз идет берет хлеб в мешок себе и соседям.
А ему только 2 буханки и пинают: "Все взял и пошел! А то вообще все заберем!"

 

Из Интернета.
"Конечно, с моральной точки зрения абхазская армия намного превосходила грузинскую. Опыт гражданской войны редко годится в войне межнациональной, а быстрое взятие богатых городов Восточной Абхазии - Сухума и Очамчиры привело к небывалому всплеску мародерства, и офицеры не всегда могли контролировать солдат, доходило до стычек внутри армии.
В то же время, абхазы сплотились после нацистских заявлений грузинского руководства, убийств и грабежей, осуществляемых грузинской армией. Армяне и русские, живущие на территории Абхазии, также активно вливались в абхазскую армию, существовал отдельный армянский батальон. Командиры абхазов показали себя мастерами партизанской тактики точечных ударов и отступлений, сумев захватить несколько грузинских танков и БТР уже в первые дни войны.
Но численный и технический перевес грузин был все равно достаточен для их победы, останься Абхазия в изоляции - а после падения Гагра связь с внешним миром шла через труднопроходимые кабардинские перевалы или по морю.
Помощь Абхазии оказали три силы, союз которых сейчас, через 10 лет, сложно представить и во сне. Отряды Конфедерации Горских Народов Кавказа под командованием Шамиля Басаева, добровольцы из казачьих регионов России и абхазская диаспора в Турции, Сирии и Иордании. В столице Кабарды Нальчике в конце 1992 проходили многочисленные митинги в поддержку Абхазии, открыто работали пункты записи добровольцев. Кабардинец Султан Сосналиев возглавил министерство обороны Абхазии, Шамиль Басаев был его заместителем."

 

Людей немного. Малолюдность улиц потому что еще не сезон. И потому что праздно не принято гулять: учеба, работа, домашние дела - почти у всех есть кусочек земли.
В одежде много черного цвета, одеты очень тепло. Я в плаще и туфлях, местные - в куртках и шапках: "Так у нас еще зима, считай!"А ребята-турки, которые строят больницу в Гагра, уже в море в обед купаются!
Если на лице человека счастливая улыбка, неспешная походка и голова во все стороны крутится - отдыхающий!
ImageМаленькие пекарни пекут очень вкусный хлеб! Прощайте 90-60-90!
Ну и пусть!
Не видела никаких товаров, сделанных в Абхазии, много российских.
Городская библиотека, постоянно кто-то заходит-выходит.

 

- О-о-о... Про войну ни слова.
И сразу без паузы:
- У меня тут вот... - Баур показал на кухню. - С Басаевым за одним столом сидели. Уже после того как он меня расстреливал.
- ???
- Было... Тогда они ввалились толпой... с Басаевым... громадные... все с оружием... заволокли сюда... Басаев так вмазал, что зубы посыпались... автомат в рот вставил... курок на взводе держал, пока остальные дом обшаривали... я такое пережил...
Кто-то настучал на меня, что я грузин прячу... Они все прорыскали... особо и рыскать было негде, мы сейчас немножко подстроились, тогда всего этого не было... Ничего не нашли. Басаев меня выволок во двор, снова вмазал... Я тут вот под этим деревом... дохнуть не мог, разогнуться... Правда, потом извинился. Я отдышался, стол накрыл, все что было - вино, водку на стол... сидели выпивали...
Грузины, наши соседи, тогда мертвые лежали вот здесь, под этим деревом. Хоронить тогда было негде... мы с соседом их у меня вот здесь закапали...
А вот здесь... две отметины есть, - он подвел меня к стене дома. - Вот здесь, выше смотрите... одна дырка... А вот тут еще... Жена с дочкой тогда у окна стояли, когда эти пули пролетели... совсем рядом..
- А почему вы эти отметины не замазали...
Он промолчал.
- До сих пор?... - не унималась я.
Он промолчал.
На следующий день мы как-то непонятным образом снова заговорим о войне. Сначала Батал рассказывал о том, что есть в городе - какие места интересно помотреть, а потом сразу без перехода:
- У меня сосед... пришел ко мне весь скрюченый и седой. Говорю: "Василий, что с тобой случилось?" Он рассказал...
Во дворе в коляске лежал их грудной ребенок. Жена вышла во двор, только взяла ребенка на руки, как в это время пролетал самолет-вертолет... они летали тогда часто... постоянно бомбили город... выпустил снаряд. Снаряд попал в коляску. Уже пустую. Не взорвался. Коляска покатилась в открытую дверь в дом. Жена застыла с ребенком во дворе. В это время муж работал недалеко... на дворе завода... увидел, что снаряд в его дом попал... бросился домой... все увидел... скрючился и посидел сразу.
Смеялся потом: "Снаряд не взорвался. Тебе надо? В сарае лежит... Могу подарить!"
Вот эта пальма... ей лет 98 уже... все видела.
Грузины такие все здоровые воевали - у них кулачины как... банка... больше чем поллитра...
Один такой пришел в нам в дом... зашел сюда. Пот потолок мужик, рожа... Осмотрелся и говорит: "Чтобы завтра к утру твоего духа здесь не было! Убирайся! Здесь будет жить мой брат!" Я ему: "Счас... разбежался!" Как он мне двинул сапогом между ног... думал конец мой... "Сдохнешь!" - рычит!
Этот грузин еще потом по разным домам ходил... все дома для своей родни освобождал. А потом ему отстрелили мужское место, в которое он всех бил. Нашлись те, кто это сделал.. Я его тогда увидел... говорю: "Ну... кто сдохнет?"
Подох он как собака...

 

Республика Абхазия... 6-й год со дня международного признания независимости.
Основой экономики Абхазии в настоящий момент являются розничная торговля и туризм. По данным минэкономики Абхазии, торговля обеспечивает 60 процентов валового продукта, а туризм - треть налоговых поступлений. Более 400 000 туристов отдыхает каждый год в этом красивом месте. А в этом году будет больше - прошедшие грандиозные международные спортивные мероприятия в Сочи привлекают очень многих людей их разных стран.
Политолог, президент Фонда содействия развитию республики Абхазия Виталий Лабахуа назвал Олимпиаду знаковым событием:
Image- Не просто из-за того, что она прошла в непосредственной близости к нашим границам, не просто потому, что Олимпиаду проводило государство, первым признавшее нашу независимость, но и потому, что территория, на которой проходила Олимпиада, для нас не чужая. Ранее на этой территории в средние века проживали абхазо-адыгские, абазинские племена и народности. Для нас сами названия, топонимы имеют конкретное значение в абхазском языке.
Для нас очень важно, что одна из трех олимпийских деревень расположена в непосредственной близости от границы. И когда спортсмены из разных стран выходили на балконы, они могли видеть развевающийся абхазский флаг. Это маленький, но существенный удар по внешней информационной блокаде, которую совершают против Абхазии, когда нашу независимость стараются замалчивать.

 

Море... Море... Море...
Просто и бесхитростно шумит...
С гор смотрят разные дома. Фантазии архитекторов некто не ограничивал - завораживает...
Дождь срывается, потом идет-идет... упорно поливает траву, цветы, деревья, дома, машины, людей...
А потом солнце... нежно и ласково... многообещающе и тепло...
И еще вокруг цветет... зреет... чирикает...
Душа очищается... расслабляется... летит...

 


Елизавета СОКОЛ
Фото: Захар СОЛНЦЕВ (Москва, Россия) - из личного архива.
Апрель 2014 года.
Гагра (Абхазия) - Магнитогорск (Россия)

 

 


 
« Пред.   След. »