Творческий вечер Елизаветы Сокол "Все начинается с Любви..."
Я не литературный критик, не писатель, поэтому мотивом к написанию отзыва для меня была не профессиональная необходимость. Стимулом послужили только эмоции и позитивные впечатления от прочитанного.
Любая книга изначально обладает своей энергетикой. Она наполняется ею после каждого прочтения. Чем большее количество людей держало в руках книгу, тем больший энергообмен происходил между читателями и книгой. Потрёпанные чтением и временем книги на полках библиотек всегда притягивают читателей. Но особая магия исходит от книги новой, нечитанной. Она несёт в себе великую тайну, попытаться разгадать которую, позволено первому читателю. А еще для меня большое значение имеют визуальные ощущения.
Когда мне показали новую книгу Елизаветы Сокол "Откровения", у меня внутри что-то замерло от желания: хочу. Во время разговора я проверяла себя и чувствовала, как это желание растёт. Эту книгу хотелось взять в руки, разглядывать обложку, с надеждой на продление очарования пролистать, внимательно разглядывая иллюстрации, и - оставить чтение на потом, когда все дела будут переделаны, когда домашние утихомирятся. Потому что, судя по названию и фактуре текста, предугадывалась филигранность литературных миниатюр.
Художественное оформление книги очень соответствует содержанию. Чёрно-белые фотографии ассоциативно иллюстрируют тексты, как бы даже прорастают друг в друга. Размещённые перед главами они своим видеорядом создают своеобразный код, задают настрой, своей монохромностью дают полёт фантазии читателя.
Всякий раз, когда читаешь художественное произведение, невольно в своём воображении рисуешь свой образ героя и персонажей. Но когда знакомишься с книгой подобной этой, то в сознании проявляются черты автора. Сквозь дымку, едва уловимыми очертаниями - то осени, то пухом снежинок, то бледным ангелом за спинами одиноких стариков.
Вместо предисловия - знакомство с автором "Обнажённый портрет", настолько откровенный, что я для себя назвала быэту главу "Обнажённый портрет души". Анализируются такие темы: трудное - легкое, счастье - несчастье, ад - рай, любовь, дружба. Такие простые и сложные, вечные, но такие личные. Меня изумило совпадение определения несчастья: "Когда одиночество вдвоём. Когда надо всю жизнь прятать крылья". Всё буднично, без катаклизмов, но такая повседневная трагичность. И удивительное понимание одиночества: "Тебе плохо наедине с собой".
В главе "Лирическое" автор изображает свои эмоции от времён года, яркими мазками, как на картинах импрессионистов пишет зимнюю задумчивость, весеннее удивление, летнюю бесшабашность, осеннюю загадочность. Лаконичными, характерными образами рисует пейзаж городской зимы: "Несвежий лёд бутербродом на асфальте", "Замёрзшие сумки", "Испуганный листочеквоспоминанием на дереве". Таинственной незнакомкой предстаёт осень.
И вот совсем другой мир в главе "Откровения". Мир наших повседневных реалий, которых мы, походя, не замечаем в суете своих проблем. Два небольших рассказа написаны о стариках, очень проникновенно и доброжелательно: про пережитую ими боль в прошлом и боль сегодняшнюю, об одинокой старости, о смысле жизни.
Рассказ "Надо научиться любить" небольшой, но содержательный и правдивый, вместивший трагичность и надежду. Правдивость в том, что каждый из нас может рассказать подобный случай из истории своей семьи. Рассказ о том, как государственная машина мстительно и безнаказанно корёжила судьбы людей. Много горя было, много разрушений, но выжили люди, сохранившие неподдельный интерес к жизни, любопытство даже, детскую доверчивость и любовь. Любовь - вопреки равнодушию собственных детей. Благодарную, священную любовь - к своим родителям. И как ростки этой любви - основы жизни - зелёные росточки, проросшие из детства в старость. "Мать моя, царство ей небесное, из чего ухитрялась нам еду варить - ума не приложу. Помню, что в воде всегда что- то плавало зелёное". Почти что подножный корм в детстве помог выжить целому поколению. И вот эти зелёные ростки из полного лишений детства, проросли и окрепли сильными растениями, скрашивая одиночество сиротливой старости. "В квартире у него очень много цветов. Сочетание нищеты, неухоженности, заброшенности и яркой зелени навевает ассоциации с переменами в нашей жизни".
"Дедок" - рассказ о неприметном старичке, каких много. Рассказ о мудрости старости, о несгибаемости под воздействием бед, страха, физической боли. Как ни тяжко, а появится "свет в конце тоннеля", солнечный лучик в конце коридора, поманит продолжением пути - и появляются новые заботы, планы. Через "не могу" идти к тем, кому может быть хуже - это жизненная установка стареющего поколения.
Рассказы, эссе, зарисовки собранные в этой книге удивительно ёмкие. Мысль каждого абзаца, а то и предложения можно развить в отдельную историю. В заключительной главе автор коротко говорит о том, что как журналист в редакции часто читает письма-откровения о Любви, Радости, Разочаровании, Предательстве, Боли - обо всём том, что сопровождает нашу жизнь и считает, что душевные смятения наших современников не менее актуальны, чем переживания литературных героев в книгах писателей 19 века.
Дальнейшие рассказы - как квинтэссеция душевных волнений и метаний людей нашего поколения. Каждое предложение будит воспоминания из собственной жизни. Последующие рассказы - о любви, о её зарождении и умирании, о её внезапности. О любви как о Божьем Даре, который не все могут понять и принять.
"Меня надо расстрелять" - маленькая дорожная зарисовка. Как набросок тушью. Недосказанностью, как не проработкой деталей, но точно выверенными штрихами обозначены людские судьбы. Непонятное начало, неизвестный конец. Может что-то ещё и будет, а может - и нет. Но слова песни, бесконечным повтором так раздражающие окружающих, выражают истинные желания мужчины. Они звучат для него как молитва, как заклинание, и дают надежду, что своими последующими поступками он отменит вынесенный себе приговор.
"Озарение на миг" - такой поэтичный рассказ, где всё намёки, догадки, середину которого занимает письмо - маленькое философское эссе о человеческих душах. Но почему-то он напомнил мне вполне реалистичный фильм "Три тополя на Плющихе" с вполне земной главной героиней. Тот момент, когда она оделяет всех подарками, а из радиоточки вдруг льётся знакомая мелодия. Она замирает от счастья, боясь его расплескать. На вопрос мужа, чего себе привезла, она прикрывает радостное лицо, не желая обнародовать душу, получившую дар способный радовать всю оставшуюся жизнь. Так и женщина хранит исписанный листок, вспоминая тот момент, и понимает, что вот тогда и было счастье. А счастье, оно как озарение - мгновенно. Эти мгновения невозможно клонировать. Это будет лишь пустой повтор.
Одни рассказ называется "Без названия". Потому что страшно называть его "Смерть любви" или "Умирание любви". А это так есть. Короткий, всего две небольшие странички. Но вчитываешься в него и понимаешь, что с каждым словом в нас воскресают воспоминания о пережитых чувствах любви, об их зарождении, расцвете и умирании. Столько боли, душевной муки знакомой тем, кто это испытал.
Следующие три рассказа о явлении любви в наш прагматичный век. "И плакал саксофон" - рассказ о том, что даже в наше время практиков и деловых людей, с их холдингами, деловыми встречами, нужными партнёрами, с их ощущением своего и чужого достатка, когда всё время поминутно расписано в "ежедневнике" - вдруг хочется вполне нерационального, неразумного даже - просто видеть человека. Необходимость настолько велика, что от этого зависит жизнь. В хорошо обустроенный стабильный быт вдруг, "как мимолётное виденье" из века уже позапрошлого, является чувство, доселе незнакомое. И только плач саксофона напоминает, что так бывало и в веке двадцатом, и будет так "во веки веков".
Ещё один облик любви раскрывается в рассказе "Я привёл тебя в детский дом". Он о любви и мужском эгоизме. Самовлюблённость, собственничество, месть отвергнутого, даже в любовных отношениях не покидают мужчину. Желание завоевать женщину своей значимостью, желание обладать женщиной, её телом, её мыслями, её тайнами - полностью, при этом ничего не утратить своего - вот суть мужского эгоизма. Такой мужчина хочет только брать, ничего не давая взамен, а потом обвинять всех в неблагодарности, обижаться и мстить. Неумение и нежелание совершать поступки склоняют такого мужчину в лучшем случае к убеждению себя, в том, что это была не любовь, а только показалось.
Любовь невозможно планировать. Эта субстанция необъяснимая и неподвластная никаким законам.Просто однажды случается Чудо Богом данное, как в рассказе "Однажды и как всегда". Приходит любовь - чувство новое, неизведанное, окрыляет человека. Он выходит за привычные рамкицелесообразного, размеренного. Видит и ощущает мир во всей его красоте и убогости одновременно. Мир его манит своим естеством, но выводит за рамки привычного комфорта. Человек старательно ищет в нём изъяны и возвращается туда, где был всегда, где всё знакомо и привычно, где ждёт его ниша значимости.
Любовь - это Дар Божий, это - подарок судьбы, но это и испытание для человека для чего-то получившего этот дар. Как он с ним обойдётся: отвергнет ли, возрадуется или испытает дискомфорт - это во многом характеризует человека. Только человек способен испытывать чувство любви. Это качество выделяет его из всего живого на земле. Как прожить жизнь, как выстраивать свои отношения с миром, с миром природы и с миром людей, миру молодых с миром стариков, миру мужчин с миром женщин?
У всех происходит по-разному. Елизавета Сокол в своей книге "Откровения" отразила спектр своих отношений с нашим сложным миром и предложила задуматься каждому, кто прочтёт её, над тем, как распорядиться дарованной Богом жизнью.
Своим впечатлениями я поделилась с автором и гостями Елизаветы Сокол на ее творческом вечере "Все начинается с Любви...", который прошел накануне первого весеннего праздника.
Надежда РОМАНОВА, дизайнер. Фото: из архива автора. Март 2014 года Магнитогорск