Евгения Басалаева: "Царственный конкурс получился!" |
Автор Елизавета СОКОЛ | |
25.04.2009 г. | |
...Манящая темнота зрительного зала, по-праздничному одетые люди на сцене, тожественные речи, всеобщая трепетность… Такой была атмосфера в большом зале Магнитогорской государственной консерватории в день открытия Первого международного конкурса камерно-ансамблевого исполнительства им.Т.А.Гайдамович. Пять дней в этом вузе происходили события, которые еще предстоит по достоинству оценить современникам, но которые уже вошли в мировую историю музыки. Много добрых слов было сказано со сцены в день открытия конкурса. Ректор Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки Н.Веремеенко; министр культуры Челябинской области В.Макаров; начальник управления культуры В.Досаев; председатель жюри, народный артист России, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, президент Ассоциации камерной музыки Международного Союза музыкальных деятелей, проректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, профессор А.Бондурянский; заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Республики Татарстан, Лауреат государственных премий Российской Федерации и российского телевидения, ректор Казанской консерватории им.Н. Жиганова, профессор Р. Абдуллин; народная артистка Украины, лауреат международных конкурсов, заведующая кафедрой камерного ансамбля Киевской национальной академии музыки им.П.И. Чайковского, профессор Е.Басалаева - все говорили о значимости проводимого мероприятия, о Татьяне Алексеевне Гайдамович, чье имя носит конкурс, о добром и важном начинании, которое происходит в данный момент. - Вы - художественная элита 21 века, - напутствовал председатель жюри молодых конкурсантов. - Вы делаете чрезвычайно сложное и важное дело. Ансамблевость - это особое счастье, счастье сотворчества и самоотдачи. Вы подготовили замечательные программы, которые будете играть перед замечательными членами жюри. Чувствуйте себя победителями! А затем, члены жюри играли для конкурсантов и зрителей. Это было потрясающе! Состояние открытости, импровизационной чуткости исполнителей и жажда слышать, постигать зрительской аудитории создавали удивительную атмосферу. Озорство, помноженное на профессионализм мастеров и последователей Татьяны Алексеевна, которые после одной репетиции, предстали перед зрителями, взяв "в партнерство" не только людей маститых, но и студентов нашей консерватории, позволяло в произведениях хорошо известных классиков услышать еще неслышимое. Композиторы, произведения которых были исполнены в тот день, наверняка, были бы довольны исполнителями! Потом были три очень напряженных дня. - У камерно-ансамблевого исполнительства есть особая специфика, - говорил А.Бондурянский. - Здесь нет так называемого спортивного элемента, личной амбициозности. Это искусство объединяющее. Это подтвердил и состав участников конкурса. Исполнители из Армении, Беларуси, России, Сербии, Узбекистана, Украины, Чехии сменяли друг друга на сцене. Звучала музыка Алябьева, Баха, Бетховена, Брамса, Генделя, Глинки, Моцарта, Танеева, Рахманинова, Рубинштейна, Шнитке, Шостаковича... Жаркими и долгими были обсуждения у жюри. Высокий уровень исполнительского мастерства показали практически все участники. Но все таки надо было назвать лучших… Гран-при конкурса получил "Сезар-квинтет" - М.Амара, А.Федорова, А.Якушев, М.Рудой, А.Ермаков (Россия-Чехия, г.Москва). Первую премию получили дуэт Т.Мурадян, С.Христенко (Армения - Украина) и трио А.Фенстер, А.Смирнов, Д.Мазитова (Россия). Вторая премия присуждена дуэтам А.Камалиева, А.Зайнуллина (Россия, республика Татарстан) и П.Кондрашин, Ф.Хайдарова (Россия - Узбекистан). Третью премию получило трио В.Гуцул, А.Дулов, Д.Крутоголовый (Россия - Беларусь). Дипломантом конкурса объявлен дуэт Т.Лукьяненко, К.Бильман (Россия - Сербия). Поощрительная премия присуждена дуэту Н.Сокольвяк, Е.Тверитина (Россия). Помимо названных победителей к выигравшим можно отнести преподавателей и студентов, которые с вниманием следили за всем происходящим, слушали талантливых исполнителей и учились. И, конечно, всех нас. С 5 по 10 декабря 2007 года мы, жители уральского города, могли слышать и видеть, все, что происходило на конкурсе. И многие этой возможностью воспользовались. Все пять дней магнитогорцы внимательно и трепетно слушали конкурсантов. О слушателях говорил на закрытии конкурса Александр Бондурянский, председатель жюри: - Я хотел бы поблагодарить магнитогорскую публику. Было чрезвычайно интересно наблюдать за реакцией зала. Она была всегда очень точной и адекватной тому, что происходило на сцене. Это говорит о том, что эта публика музыкально воспитанная, в музыкальном смысле профессиональная, очень требовательная и в тоже время расположено ждущая, я бы сказал. Ждущая какого-то откровения со сцены. И когда случался какой-то малейший намек в этой области, отклик зала был всегда потрясающий. Потрясал своей теплотой, горячностью, желанием поддержать молодых дарований. Все тонкости, нюансы прошедшего конкурса еще предстоит зафиксировать для мировой истории "музыкальным историкам". Члены жюри и участники уже разъехались по домам. Но у нас есть еще одна возможность вернуться в те наполненные удивительной атмосферой дни. Интервью мы брали в день закрытия конкурса. Александр Бондурянский (Россия), председатель жюри, народный артист России, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, президент Ассоциации камерной музыки Международного Союза музыкальных деятелей, проректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, профессор. - Давно мужчины не производили на меня такого впечатления, как Вы. У вас удивительное качество - Вы очень бережно относитесь ко всему, о чем говорите. И напутствия, которые Вы давали конкурсантам в день открытия, сразу задали особый, очень доброжелательный тон всему… И судя по количеству премий и всевозможных наград, врученных сегодня, конкурсанты отлично справились со своим задачами, их ожидания оправдались. А Ваши ожидания от прошедшего Первого международного конкурса камерно-ансамблевого исполнительства имени Татьяны Алексеевны Гайдамович оправдались? - Говорят, конкурс можно считать удачным, если в ходе его удается открыть хотя бы одно настоящее дарование. В этом отношении мы можем считать наш конкурс успешным, потому что мы открыли целый ряд, на наш взгляд, очень перспективных ансамблей, имеющих очень хороший потенциал. Одни из них более опытные, другие - только начинают свою исполнительскую жизнь. Что с ними станется? Конечно, покажет жизнь. Это будет зависеть, в основном, от их упорства, от их труда, и преданности такому очень нелегкому делу, как камерная музыка. Потому что исполнительство в этом роде искусства требует очень большой самоотдачи и отказа от каких-то эгоистических черт, которые можно в себе с восторгом культивировать в других видах искусства. Здесь это просто неприемлемо. Дальнейшее развитие этих ансамблей зависит еще и от других обстоятельств: насколько наше государство будет заинтересовано в том, чтобы молодые исполнители ярко, заявляющие о себе, были востребованы у нас дома. - У вас большой опыт, и вы можете проследить динамику… Можно сказать, что сейчас, когда страна вступила в стабильный этап существования и начинает развиваться, востребованность в людях именно этого вида искусства, стала больше? Государство проявляет интерес к музыке вообще, и к камерной - в частности? - Я не могу сказать, что государство не проявляет интерес. Изменилась система ценностей, сместились акценты. Поскольку основным мерилом сейчас является рыночная успешность, то и государственные структуры очень часто проявляют заинтересованность в том, что может дать сиюминутный экономический эффект. Не случайно, некоторые чиновники договариваются до того, что "исполнительское искусство - это тот же товар, который выносится на рынок, а зритель, слушатель голосует за того или иного исполнителя рублем". Вроде бы это, с точки зрения рыночной экономики, это верно. Но, не надо забывать, что массовый зритель и слушатель не всегда умеет очень точно оценить то или иное явление искусства, и примеров тому несть числа. - Ваши слова сегодня о магнитогорских зрителях - это "комплиментарный" момент или это объективная реальность? - Это действительно так. Мне нравится, что культурный потенциал Магнитки, начиная с основания города, очень высок был всегда. А мне довелось около 30 лет быть очень тесно связанным с Магниткой. И с раньше музыкальным училищем, а сейчас - с консерваторией, и с горно-металлургическим институтом, где Геннадий Семенович Гун творил чудеса в деле эстетического воспитания студентов технического ВУЗа. Меня всегда поражало именно то, что искусство настоящее было востребовано в Магнитке. Это касалось гастролирующих артистов, собственных театральных и музыкальных коллективов! Такая капелла, которая была под руководством Эйдинова - это же уникальное явление! А то, что в том же горно-металлургическом институте был камерный оркестр - разве это не уникальное явление! И хор был! И то, что потом возникла консерватория, это тоже какой-то шаг, который не мог быть сделан, если бы в этом не было востребованности в высшем профессиональном музыкальном образовании! Так что я к Магнитке отношусь с очень-очень большим пиететом и большим уважением. Это моя давняя любовь. - Приятно слышать. Скажите, пожалуйста, когда межнациональные ансамбли играют классику, прочтение музыкального произведения "с позиции" каких-то национальных особенностей существует, или здесь должно быть все нивелировано? - Нет, здесь не происходит нивелирования, наоборот! Ансамбль не снимает индивидуальность, он заставляет ее раскрывать лучшие черты. Об этом очень хорошо говорила Татьяна Алексеевна: ансамбль - это слагаемое, сопряжение. Это органичная связь, когда одна индивидуальность как бы прорастает в другую, и обогащает партнера тем лучшим, что есть у нее. И взаимно обогащается тем лучшим, что есть у партнера. Только на этой основе возможно создание любого ансамбля - если есть устремленность к сотворчеству, достижению единой цели. - Как на фоне очень высокого уровня участников конкурса выглядели магнитогорцы? - Ваши земляки выглядели вполне достойно. Уже то, что три ансамбля магнитогорской консерватории оказались во втором туре - это большой успех, я считаю. То, что один из них выступил в финале - это тоже большой успех. Возможно, что выступление достаточно большого количества представителей Московской, Петербургской, Казанской школы камерного ансамбля, несколько отодвинуло магнитогорцев. Но я думаю, это отодвинуло не в смысле их "неуспешности", а, может быть, раскрыло перспективу?... Я бы так хотел это рассматривать, это то, к чему надо стремиться. - Понятно, что по горячим следам сложно делать какие-то выводы. Но все-таки, что можно сказать о значимости первого международного конкурса имени великой и красивой женщины? - Этот конкурс, в первую очередь, дать памяти Татьяне Алексеевна, как вы сказали, великой и красивой женщины. И в то же время - это продолжение ее жизни. Потому что она отдала более 60 лет педагогике. И всегда была заинтересована в том, чтобы развивались молодые таланты. Она в свое время участвовала во многих конкурсах, работала в фондах для того, чтобы развивалось камерно-ансамблевое мастерство. Татьяна Алексеевна открыла триаду задач этой деятельности: поиск, открытие и помощь талантам. Я думаю, что в чем-то мы постарались продолжить решение этих задач. И если это так, то мы просто счастливы! Евгения Басалаева, член жюри, народная артистка Украины, лауреат международных конкурсов, заведующая кафедрой камерного ансамбля Киевской национальной академии музыки им. П.И. Чайковского, профессор. - Ваша коллега с Грузии не смогла приехать на конкурс. У вас не было никаких сложностей, которые мешали бы добраться к нам? - Сложностей никаких не было. Наоборот, я даже отменила гастроли в Италию, потому что это предложение поступило позже, чем приглашение Александра Зиновьевича Бондурянского. И хотя гастрольная поездка была довольно престижной, я решила принять участие в работе конкурса, потому что я очень уважаю имя Татьяны Алексеевны Гайдамович. - Говорят, "первый блин - комом". Судя по тому, что мы видели и слышали, с чем соприкоснулись, конкурс проходил "в нужном режиме". А как члены жюри оценивают происшедшее - что удалось, что можно сделать традицией, от чего нужно отказаться? - Я твердо заявляю, что конкурс удался, причем, на самом высоком уровне. Открытие его, само имя Татьяны Алексеевна Гайдамович, которая по жизни собирала вокруг себя добрых, хороших людей, вокруг этого конкурса действительно ведущих музыкантов, замечательных людей, прекрасных исполнителей! И уровень, которые показали ребята-конкурсанты - высочайший. Это говорит о том, что конкурс мы заложили, он стал историческим событием не только в городе Магнитогорске, но в России и в Международной общественности. Я вернусь на родину, и у меня будет выступление в прямом эфире в Киеве на радио. И я обязательно буду рассказывать об этом конкурсе. И надо начинать готовить на следующий год представителей Украины. Я считаю, что конкурс не мог пройти хуже, чем был задуман, потому что здесь опытные организаторы. Этот праздник попал в очень опытные и талантливые руки. Я ехала сюда со спокойной душой, и все мои ожидания полностью оправдались. - Какой возраст участников? - Исполнителям от 20 до 30 лет. Конкурсы, в основном, организуют для молодых, юных, когда они еще в расцвете, в поиске. Ведь конкурс - это, прежде всего, совершенство своего мастерства. Очень важен обмен культурными традициями, интерпретационными моментами. Конкурс - это отличная школа обучения, фестиваль хорошего исполнительского искусства. Ребята, которые приехали сюда, очень молоды, но обладают виртуозными данными. Они уже имеют хорошую школу профессионализма, для них - это новая ступень, своего рода, мастер-класс. Я считаю, что конкурсы необходимы. И чем больше их будет, тем больше наше академическое искусство будет расцветать. Именно благодаря этим конкурсам мы узнаем какие-то новые направления, новые произведения, новые интерпретации, представителей разных школ. Мы общаемся, обмениваемся поисками, находками. Я только сейчас сидела в жюри, слушала и думала: "Как замечательно, что мы занимаемся таким искусством! Как оно прекрасно! Как хорошо, что молодежь приобщена к этому искусству!" - Уровень вашего исполнительского мастерства уже избавляет Вас от волнений перед выступлениями? Мы с удовольствием слушали в день открытия конкурса членов жюри. - (Смеется) У нас был экспериментальный концерт. Мы ноты получили утром, по одному разу сыграли, но мы же все метры как-никак… Нам это даже было в удовольствие, как спорт… - Это был такой драйв, если можно такое слово применять, говоря о классической музыке. - (Смеется) Мы на ходу все сделали. Вот мы есть, не надо ничего репетировать. Тут же мы все увидели себя в исполнительском плане: утром мне дали ноты, я посмотрела материал, пришли, сыграли. "По-моему - мило", - сказал Александр Зиновьевич после выступления. "По-моему - тоже", - ответила я. Конечно, это был драйв, действительно! Конечно, это было удовольствие. От Александра Зиновьевича вообще исходит удивительная аура, он заряжает своей энергетикой. Это демократичный, раскрепощенный, толерантный, эрудированный и очень мудрый человек. - Его многие качества мы сумели увидеть и оценить. Он задал удивительный тон конкурсу… - Он ко всему он очень бережно ко всему относится. И конечно, атмосфера конкурса не могла быть иной. Потому что Татьяна Алексеевна была не только выдающийся музыкант - она была еще царственно красива. - Вы были единственная, кто говорил на открытии еще и о ее физической красоте... - Я говорила, что хочу, чтобы этот конкурс стал красивым конкурсом. И мне показалось, чтобы мое пожелание сбылось. Царственный конкурс получился! Наталья Веремеенко, заслуженный деятель искусств России, ректор Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, профессор. - Что хочет сказать в первую очередь человек, который только что провел вместе с коллегами международный конкурс? - Хочу поблагодарить тех магнитогорцев, у которых свой бизнес, свои проблемы, но они смогли увлечься идеей конкурса и стать нашими единомышленниками. Без их материальной и организационной поддержки конкурсы бы не состоялся. И хочу поблагодарить тех магнитогорцев, которые приходили в большой зал консерватории, слушали конкурсантов. Потому что художественное явление состоится только при наличии двух сторон - исполнителя и слушателя. - Как оцениваете Вы, как руководитель учебного заведения, участие наших ансамблей? - Для наших детей выступать на конкурсе такого уровня - это огромная ответственность. Были подготовлены огромные программы, и я полностью согласна с тем, что сказал на открытии Александр Зиновьевич: мы уже победители. Я считаю, что это великая школа для всех. Услышать своих коллег из других учебных заведений, принять участие на таком уровне участников, слушать такое исполнение - это очень серьезные уроки. Елизавета СОКОЛ Иллюстрации: Владимир МАЗАЕВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Декабрь 2007 года Магнитогорск Частично опубликовано в журнале "Партнер"
|
« Пред. | След. » |
---|