В нашем городе гастролировала Алена Баева. Виртуозная скрипачка с мировым именем дала сольный концерт в Магнитогорском театре оперы и балета вместе с заслуженным артистом России Василием Щербаковым. Самым примечательным было то, что Алена Баева играла на сцене на скрипке Страдивари.
Немного об исполнительнице. Путь Алены Баевой к вершинам музыкального олимпа был коротким. Она родилась в 1985 году в городе Ош в Киргизии в семье музыкантов. С пяти лет начала играть на скрипке. В 12 лет - выиграла Международный юношеский конкурс скрипачей в немецком городе Клостер-Шонтале. Так началось мировое признание. В 2004 А.Баева завоевала Гран-при Второго Московского Международного конкурса скрипачей им. Паганини с правом год играть на скрипке Страдивари Генрика Венявского.
Уже четыре года Алёна играет на скрипке Страдивари, принадлежащей Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подтвержденных скрипок Страдивари в мире около 200 штук. Скрипка, на которой играла Алена Баева на концерте в Магнитогорском театре оперы и балета, стоит ориентировочно полмиллиона долларов. Эту скрипку можно назвать "полустрадивари". Потому что нижняя дека выполнена им самим, а верхняя сделана, скорее всего, его учениками.
Получить разрешения на игру на скрипе великого мастера и его учеников непросто.
- В коллекцию можно прийти, - рассказала исполнительница. - Если тебя уже знают как исполнителя, если ты играешь концерты, то приносишь свой гастрольный график, заполняешь кучу бумаг, относишь в Министерство культуры. А потом сидят люди, которые никакого отношения к музыке не имеют, может быть, дадут разрешение поиграть. Там есть еще более ценные инструменты, но их никому не дают.
В день выступления днем Баева и Щербаков провели мастер-класс для учащихся музыкальных школ Магнитки.
А перед концертом А.Баевой прошла пресс-конференция. Отвечая на вопрос о том, как у неё нашлось время для выступления в Магнитогорске, Алена заметила: - Встреча с российской публикой - это что-то особенное. Нигде больше люди просто так не купят цветы и не принесут вам после концерта на сцену. Это в принципе другая культура восприятия музыки.
Конечно, разговор на пресс-конференции затронул и тему музыкального образования в России и за рубежом. По признанию музыкантов, на сегодняшний день нигде нет такой системы музыкального образования и такого количества музыкальных школ, как в России. Но если человек претендует на какую-то международную карьеру, то практически невозможно её осуществить без зарубежных стажировок.
У Алены двое детей. Своих детей Алена музыкой заниматься не заставляет: - Дочке 2 с половиной года, её вообще сложно заставить делать что-либо. Мой сын ходит раз в неделю к детскому учителю по виолончели в Люксембурге. Но в семье с ним никто дополнительно не занимается. Ведь чтобы добиться серьезного результата, надо заниматься 3-4 часа ежедневно. А без этого ничего не получится! Я не уверена, что хочу, чтобы они были музыкантами. Точнее, я не уверена, что я вообще что-то хочу за них.
Обидно, что выступление музыкантов недоступны многим магнитогорцам. Скудная реклама, единичные концерты не способствуют развитию музыкального вкуса наших соотечественников и не могут значительно влиять на повышение культуры.
Анастасия ВЕКОВА Фото: Николай СИЗОВ (Магнитогорск, Россия) - фото из Интернета. Март 2013 года Магнитогорск