Пришла зима. А с ней морозы. И ощущая всем телом, что надо заклеить окна, я пошла в магазин за созданной для этих целей лентой. Магнитогорск. Проспект Карла Маркса, 164. Магазин "Домик". У входа большой плакат: принимаем при оплате MasterCart. Прочитав, почему-то еще раз спросила: - Картой можно расплатиться? Кассир: - Да.
Деталь. Проходящий мимо консультант Костя спросил: - Терминал работает? - Да, все работает, - ответила кассир.
Эти реплики я в пол уха слушала, но оказалось, что делала это совсем зря.
Выбрала товар, подхожу к кассе, протягиваю карту: - Пожалуйста, получите с меня. - Я не буду вас по карте рассчитывать. - Почему? - Нам это невыгодно. Я опешила: - У вас на двери написано, что по MasterCart вы производите расчеты при покупке. Прежде, чем выбирать товар, я у вас еще раз уточнила... - Если я вас так рассчитаю, у меня с зарплаты высчитают 5 процентов. - У вас в договоре или в функциональных обязанностях про вычет 5 процентов записано? Покажите, пожалуйста. - Нет, мне это устно сказали, когда принимали на работу. - Девушка, для меня неубедительно звучат эти ваши слова. Если у вас установлен терминал для безналичного расчета при покупках, вы активно рекламируете это, то значит, вы обязаны рассчитать меня по карте. - Не буду. Вспомнив, что существует локальные внутренние распоряжения (однажды, в другой ситуации, специалисты Европейской юридической службы пытались именно этим объяснить хамство организаторов мероприятия), я попросила показать, где прописано в правилах работы магазина "Домик" что по карте обслуживать нельзя. - У нас это не записано нигде! - Ну если нет такого письменного распоряжения вашего директора, значит получите с меня за товар. - Не буду, - сказала кассир и начала подкрашивать губки. Сдерживая раздражение, с максимальной учтивостью поинтересовалась у хорошеющей на глазах кассирши: - Мне позвонить адвокату, чтобы уточнить какие мои права вы нарушаете? - Звоните! - милостиво обронила она.
Деталь. Проходящий мимо консультант Костя, посоветовал: - Обслужи человека. - Не буду! - кассирша была непреклонна.
Звоню в Европейскую юридическую службу - я являюсь их клиентом. - Конечно вас должны рассчитать по карте! - специалист юридической службы была настроена решительно. - Так как Роспотребнадзор не работает сегодня (дело было в субботу), вы сразу опишите ситуацию и попросите других покупателей расписаться в вашей претензии. Пусть эти покупатели укажут данные своих паспортов, чтобы когда их будут в суд вызывать, легче было найти. Я зорко огляделась: кроме меня и работников магазина "Домик" никого в помещении не было. Попросила листок бумаги у кассира, описала ситуацию: дата, адрес, не рассчитали по карте. Попросила кассира назвать свои имя и фамилию, но работница хранила эти сведения в тайне. Оказалось, что директор на месте: сидя в кабинете с открытой дверью она хорошо слышала наши разговоры. Я зашла в ее кабинет, объяснила ситуацию. - Мне невыгодно по карте рассчитывать! - негодовала директор. Свои имя и фамилию она тоже отказалась назвать. На мой вопрос "Что значит невыгодно?" она накинулась на меня с еще больше яростью: - А почему с моего мужа взяли на 2 процента больше? Он покупал зимнюю резину, оплачивал картой?! Почему взяли больше на 2 процента? Это знаете какие деньги?! - Не обсуждаю с вами расходы вашего мужа, - я пыталась вернуть разговор в русло "про меня". - Обслужите меня так как положено по закону. А если нет - подпишите эту претензию и напишите почему вы не можете рассчитать меня по карте. - А у нас компьютер не работает! Я онемела от ее наглости: директор сидела перед включенным компьютером, я могла легко прочесть всю информацию на экране!... Подпись мне никто не поставил. Более того, еще одна сотрудница, стоя среди раковин и унитазов, ехидно заметила, что я не хлеб покупаю... что смешно обращаться к адвокату... что все посмеются надо мной... что им ничего не будет...
Что кому теперь будет - решает Роспотренадзор. Вместе со специалистами Европейской юридической службы мы составили претензию в этот контрольно-надзорный орган. Но "Домику" точно что-то будет! Ведь нарушены Закон РФ "О защите прав потребителей" (ст.10. Информация о товарах (работах, услугах) и Гражданский кодекс (статья 426. Публичный договор). А это предусматривает "разборки" вплоть до судебных. Так что... продолжение следует!
Елизавета СОКОЛ Иллюстрации: Максим СЕРГЕЕВ (Москва, Россия) - фото из Интернета. Декабрь 2012 года Магнитогорск