В России начинается программа по развитию инклюзивного образования: это когда дети-инвалиды, дети-аутисты и дети-дауны ходят в те же сады, школы и институты, что и обычные.
Долгие годы складывается впечатление, что в России инвалидов нет: ни больших, ни, тем более, маленьких. Их не видно на улице, не встретишь в магазине, не увидишь в театре, на площадке, в зоопарке. Объяснение этому очень простое и очень печальное: в нашей стране напрочь отсутствует организация такой жизни для инвалидов, которая помогла бы им интегрироваться в общество и стать полноценными его членами. Во всем мире дети с различными пороками и отставаниями в развитии растут бок о бок со своими здоровыми сверстниками. Они дружат, влюбляются, получают двойки и пятерки, поступают в вузы и ищут потом работу. Они немного другие, но это не становится преградой для нормального существования - с небольшой скидкой на физические или умственные особенности. А главное, их инакость не становится поводом для окружающих бояться, стесняться, отводить глаза или брезгливо отворачиваться.
По официальным данным, в России более полумиллиона детей-инвалидов. При этом многие медицинские работники утверждают, что эта цифра занижена как минимум в два раза. Каждый третий ребенок-инвалид страдает ДЦП, у каждого пятого психическое расстройство, каждый десятый - аутист. У этих детей фактически нет шансов на нормальную жизнь. Большинство из них живет в специализированных пансионах, потому что родители просто не могут обеспечить им существование дома: в большинстве российских домов даже нет пандусов в подъезде, чтобы вывезти ребенка на инвалидной коляске на прогулку. Что уж говорить об образовании.
Единственная возможность облегчить им жизнь и хотя бы начать двигаться в правильном направлении - разработать и внедрить систему инклюзивного образования: это когда больные и здоровые дети учатся вместе. В Европе совместное образование практикуют уже почти 100 лет, в США - более 150.
На самом деле законопроект об инклюзивном образовании уже готов, и будет рассматриваться Думой осенью. Весной и летом по стране прокатились различные акции в поддержку этой инициативы. Например, в Москве прошел городской праздник "Дети должны учиться и развиваться вместе", где собрались дети-инвалиды, их родители и все сочувствующие. В Пензе и нескольких других городах десяток школ присоединились к программе "Доступная среда", которая позволяет сделать школьное пространство удобным для детей-инвалидов.
Но пока что не помогает. И хотя большинство россиян считает, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых школьников не ухудшит качество образования, каждый третий против того, чтобы они учились вместе. По данным последнего опроса Фонда общественного мнения, 52 процентов респондентов думают, что детям с ограниченными возможностями будет некомфортно учиться в обычных школах, и 39 процентов - что здоровым ученикам будет некомфортно с одноклассниками-инвалидами.
Тем не менее, взаимоотношения - проблема вторичная. Главная сложность, с которой сталкиваются российские сторонники инклюзивного образования, - отсутствие опыта в обустройстве школ, в которых могли бы учиться и нездоровые дети. На самом деле эксперимент по совместному обучению начался в России еще в 1993 году, тогда в 11 регионах появились по одной-две специальных школы "для всех". Эксперимент даже признали удачным, правда, на развитие инклюзивного образования он никак не повлиял - дальше так и не пошло. Единственный субъект, где инклюзия более-менее внедряется, - Москва, хотя и здесь число инклюзивных школ в соотношении с обычными катастрофически мало: всего 47 школ совместного обучения из 1 500 общеобразовательных.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН "О правах инвалидов", ратифицированную и Россией. Во многих западных странах интеграция детей-инвалидов считается чрезвычайно важной - не только для самих нездоровых детей, но и для всего общества в целом. Государственные школы получают бюджетное финансирование на таких детей. Многочисленные исследования доказывают, что возможность инклюзивного обучения позволяет детям-инвалидам не чувствовать себя неполноценными, а здоровым детям не испытывать превосходства над сверстниками.
Какие же минимальные требования нужно предъявлять к тем школам, которые возьмут на себя ответственность инклюзивного образования? В первую очередь это изменения в техническом оснащении школы: пандусы, поручни в коридорах, специальное рельефное покрытие на полу, как минимум один лифт, дополнительное пространство за партой и широкие проходы между партами, место для хранения коляски. Во-вторых, некоторые корректировки школьной программы под детей-инвалидов. Но самое главное - это наличие психологов, которые бы объясняли, почему школьники должны учиться с инвалидами, тем, кто этого еще не понимает.
Максим СЕРГЕЕВ по материалам Интернета. Иллюстрации: Максим СЕРГЕЕВ (Москва, Россия) - фото из Интернета. Август 2012 года Москва - Магнитогорск