Свой взгляд

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Больные и здоровые - за одной партой?
Рейтинг: / 38
ХудшаяЛучшая 
Автор Максим СЕРГЕЕВ   
19.08.2012 г.

 

Четвертый Международный конкурс

 

 

ImageВ России начинается программа по развитию инклюзивного образования: это когда дети-инвалиды, дети-аутисты и дети-дауны ходят в те же сады, школы и институты, что и обычные.

 

Долгие годы складывается впечатление, что в России инвалидов нет: ни больших, ни, тем более, маленьких. Их не видно на улице, не встретишь в магазине, не увидишь в театре, на площадке, в зоопарке.
Объяснение этому очень простое и очень печальное: в нашей стране напрочь отсутствует организация такой жизни для инвалидов, которая помогла бы им интегрироваться в общество и стать полноценными его членами.
Во всем мире дети с различными пороками и отставаниями в развитии растут бок о бок со своими здоровыми сверстниками. Они дружат, влюбляются, получают двойки и пятерки, поступают в вузы и ищут потом работу. Они немного другие, но это не становится преградой для нормального существования - с небольшой скидкой на физические или умственные особенности.
А главное, их инакость не становится поводом для окружающих бояться, стесняться, отводить глаза или брезгливо отворачиваться.

 

По официальным данным, в России более полумиллиона детей-инвалидов.
При этом многие медицинские работники утверждают, что эта цифра занижена как минимум в два раза. Каждый третий ребенок-инвалид страдает ДЦП, у каждого пятого психическое расстройство, каждый десятый - аутист.
У этих детей фактически нет шансов на нормальную жизнь. Большинство из них живет в специализированных пансионах, потому что родители просто не могут обеспечить им существование дома: в большинстве российских домов даже нет пандусов в подъезде, чтобы вывезти ребенка на инвалидной коляске на прогулку. Что уж говорить об образовании.

 

Единственная возможность облегчить им жизнь и хотя бы начать двигаться в правильном направлении - разработать и внедрить систему инклюзивного образования: это когда больные и здоровые дети учатся вместе.
В Европе совместное образование практикуют уже почти 100 лет, в США - более 150.

 

На самом деле законопроект об инклюзивном образовании уже готов, и будет рассматриваться Думой осенью.
Весной и летом по стране прокатились различные акции в поддержку этой инициативы. Например, в Москве прошел городской праздник "Дети должны учиться и развиваться вместе", где собрались дети-инвалиды, их родители и все сочувствующие. В Пензе и нескольких других городах десяток школ присоединились к программе "Доступная среда", которая позволяет сделать школьное пространство удобным для детей-инвалидов.

Но пока что не помогает. И хотя большинство россиян считает, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых школьников не ухудшит качество образования, каждый третий против того, чтобы они учились вместе.
По данным последнего опроса Фонда общественного мнения, 52 процентов респондентов думают, что детям с ограниченными возможностями будет некомфортно учиться в обычных школах, и 39 процентов - что здоровым ученикам будет некомфортно с одноклассниками-инвалидами.

 

Тем не менее, взаимоотношения - проблема вторичная. Главная сложность, с которой сталкиваются российские сторонники инклюзивного образования, - отсутствие опыта в обустройстве школ, в которых могли бы учиться и нездоровые дети.
На самом деле эксперимент по совместному обучению начался в России еще в 1993 году, тогда в 11 регионах появились по одной-две специальных школы "для всех".
Эксперимент даже признали удачным, правда, на развитие инклюзивного образования он никак не повлиял - дальше так и не пошло.
Единственный субъект, где инклюзия более-менее внедряется, - Москва, хотя и здесь число инклюзивных школ в соотношении с обычными катастрофически мало: всего 47 школ совместного обучения из 1 500 общеобразовательных.

 

ImageПоложения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН "О правах инвалидов", ратифицированную и Россией.
Во многих западных странах интеграция детей-инвалидов считается чрезвычайно важной - не только для самих нездоровых детей, но и для всего общества в целом. Государственные школы получают бюджетное финансирование на таких детей. Многочисленные исследования доказывают, что возможность инклюзивного обучения позволяет детям-инвалидам не чувствовать себя неполноценными, а здоровым детям не испытывать превосходства над сверстниками.

 

Какие же минимальные требования нужно предъявлять к тем школам, которые возьмут на себя ответственность инклюзивного образования?
В первую очередь это изменения в техническом оснащении школы: пандусы, поручни в коридорах, специальное рельефное покрытие на полу, как минимум один лифт, дополнительное пространство за партой и широкие проходы между партами, место для хранения коляски.
Во-вторых, некоторые корректировки школьной программы под детей-инвалидов.
Но самое главное - это наличие психологов, которые бы объясняли, почему школьники должны учиться с инвалидами, тем, кто этого еще не понимает.

 


Максим СЕРГЕЕВ
по материалам Интернета.
Иллюстрации: Максим СЕРГЕЕВ (Москва, Россия) - фото из Интернета.
Август 2012 года
Москва - Магнитогорск

 

 


 
« Пред.   След. »

Клуб "Зелёный Кот"

Image

Откровения

Фотогалерея

Image

Навечно

Image

Кино

Image

Творчество юных

Image

Фотовыставка "Иное"

Image

Про Это

Image

Союз журналистов России

Image

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
13 гостей