
Поверить в это было очень сложно. Я должна была услышать об этом из первых уст! И мы встретились с
Татьяной Михайловной Фрай. - У нас для инвалидов и престарелых людей делается много. Но об этом не принято много говорить - просто так организована жизнь. Немцы с почтением относятся к своим родителям. Они не считают их обузой, пока могут - ухаживают за ними. Но наступает такое время, когда родителей нельзя оставлять без присмотра, без помощи специалистов.
Дело в том, что средняя продолжительность жизни в нашем городе
Детмольде у женщин - 84 года, у мужчин - 77. Если женщине 84 года, то, значит, она была рождена в 1924 году. А ее сверстники, рожденные примерно в те годы, все были призваны в армию. Многие погибли, а те, кто не участвовали в боевых действиях, примерно выходят на уровень жизни 77-лет. Таким людям без помощи не прожить.
Но специалисты считают что все идет к тому, что прожиточный уровень будет еще выше, пожилых людей будет еще больше. У нас очень хорошее медицинское обслуживание.
…Татьяна родилась и выросла в нашем городе. Окончив Магнитогорский горно-металлургический институт, уехала по распределению в Алтайский край. В Барнауле встретила свою судьбу - Николая. В начале 90-х молодая семья уехала в Германию. Уже там родились Кристиан и Френсис.
Когда детки немножко подросли, встал вопрос о трудоустройстве молодой мамы: жить так, как хотелось, на зарплату мужа было очень сложно. Устроиться на работу, имея советский диплом инженера-проектировщика промышленной энергетики, было нереально. И Татьяна Михайловна окончила частную медицинскую школу по специальности "физиотерапевт" в городе Бад Зальцуфлен. Проучившись 3 года, она получила право работать физиотерапевтом, массажистом, инструктором по лечебной физкультуре. Можно было учиться и не три года, а просто окончить курсы, но фрау Фрай решила: если уж осваивать новую профессию, то делать это по-настоящему.
Когда я пыталась "выпытать" у Татьяны, чем отличается системная помощь государства пожилым в Германии от того, что делает Российская Федерация для своих граждан, наш разговор заходил в тупик: моя собеседница могла сравнивать только то, что происходит в жизни ее мамы. Поэтому она просто рассказывала, как устроена жизнь людей, нуждающихся в социальной помощи в Германии.
- В России если кто-то узнает, что у человека родители живут в доме престарелых, он будет всячески порицаем обществом. - У нас такого нет. Общество понимает, что работающим детям не под силу оказывать должный уход больным лежачим родственникам.
А если родителям - 95 лет, то детям уже тоже 75. И неизвестно, в каком состоянии они, и кто лучше себя чувствует?
И вообще нельзя сказать, что немцы "скидывают" своих родителей в дом престарелых. Потому что дом престарелых - очень дорогое удовольствие. Обычно стоимость проживания колеблется 1 200 до 2 500 евро в месяц и зависит от "категории повреждения" человека (лежачий или ходячий). Половину этой суммы оплачивают дети или другие родственники, половину покрывает страховка.
Так что вариантов оплаты существует два - страховка (государственная или частная) и средства родственников.
А если человек нормальный, может сам себя обихаживать, он живет дома. Зачем ему столько денег отдавать за то, что он может сделать сам?
Когда люди решаются переехать в дом престарелых или дети решают, что их родители будет там жить, все понимают, что это очень большие затраты.
Но если у одинокого человека есть дом, то сначала через опекуна нужно его продать, перевести деньги в определенный фонд. И все расходы на содержание будут покрываться за счет страховки и за счет вырученных от продажи имущества средств.
Для людей, у которых нет семьи, или тех, кто никогда не работал, начинается "золотая пора": они начинают хорошо жить за счет государства (все расходы покрываются за счет государственной страховки).

К нашей беседе присоединяется
Галина Седакова, гостившая недавно с
дочкой у
Татьяны в
Германии.- Мне очень понравилось здание, где живут пожилые люди. Оно похоже на старинный средневековый замок. В здании пахнет свежестью и домом. А у нас, как только порог дома престарелых переступишь, сердце от боли разрывается: такой запах стоит…
Когда я увидела, какие старушечки приходят к
Тане на занятия, стало завидно и обидно. Они чистенькие, нарядные, красивые. Разве у нас в домах престарелых делают нашим женщинам прически и маникюр...

К нам вновь присоединяется
Галина Седакова:- Там инвалиды не живут отдельно от всего общества. На улице постоянно встречаешь людей в инвалидных колясках. Это у нас, если в инвалидной коляске значит, попрошайка. А там пожилой человек, который в коляске свободно может попасть в магазин, в автобус, на праздник, это обычное явление. Для нас поначалу это было очень непривычным. Но там все инвалиды и пожилые люди - в обществе! Никто не замкнут в своем маленьком пятачке, не сидит в четырех стенах!
Помощь жить.
Опубликовано в газете "Парламентская неделя", частично - в журнале "Партнер".