Свой взгляд arrow Здоровье и красота arrow До... Во время... И после...

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
До... Во время... И после...
Рейтинг: / 132
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
10.03.2012 г.

 

До...

ImageМне позвонил друг из Челябинска.
- Привет! Ты уже отправила "Откровения" на конкурс?
- Нет. Какой конкурс? Я не знаю ничего...
- Да ты что? ЗВУ конкурс проводит для писателей и поэтов!
- Ты ничего не путаешь? "За возрождение Урала" - это общественное политическое движение. Они и литературный конкурс?...
- Да-да! Поторопись - документы принимают до 15 февраля! И посмотри в условиях конкурса как много надо всего собрать в приложение к книге!...

 

Собрать надо было солидный пакет. А если учесть, что печатные СМИ, в которых были отзывы о моей книге  "Откровения", я не собирала раньше, то...
Короче, что нашла, то собрала и отнесла Станиславу Рухмалеву.
Станислав Александрович,
наш неформальный "литературный лидер", взявший на себя обязательства отвести произведения магнитогорских авторов и сопроводительные документы в Челябинск, все сдал в оргкомитет 9 февраля 2012 года.
- Успел как раз во время, - сказал он мне. - Как раз был последний день приема конкурсных работ.
Почему 9 - последний день, когда было объявлено, что последний день 15 февраля?
Тогда еще подумала, как будут огорчены те, кто до 15 будет привозить работы...

 

И еще тогда была удивлена работоспособностью членов жюри.
Как успеть прочитать все, что представлено жителями со всей области? Если учесть, что пишущих много во все времена, а ЗВУ пригласило участвовать всех, независимо от членства в профессиональных союзах и наличия печатных публикаций в том или ином виде...
О поименном и количественном составе жюри ничего не было известно. Организаторы конкурса решили все держать в тайне: чтобы не было давления.
Были разговоры, что в жюри пригласят писателей из Екатеринбурга, чтобы все решения принимали объективно.
Хотя, какая может быть объективность в творческом конкурсе?...

 

Из оргкомитета конкурса мне позвонили 21-22 февраля.
- Елизавета Петровна, мы вас приглашаем персонально на праздничное подведение итогов Первого литературного конкурса в Челябинск.
- Спасибо! Если вы мне звоните из Челябинска, персонально приглашаете, это значит, что я вошла в число победителей и призеров?
- Нет, это ничего не значит. Жюри еще читает работы конкурсантов, решения не принято.
- Тогда может быть я...
- Приезжайте! Пожалуйста, приезжайте! Всем участникам торжественно будут вручены дипломы и очень красивые букеты цветов!
- Ну если цветы и дипломы... - мы обменялись со звонившей кое-какими любезностями и я положила трубку.

 

Во время...
Мероприятие областного масштаба - подведение итогов Первой Южно-Уральской литературной премии, учрежденной областным общественным движением "За возрождение Урала", было назначено на последний день зимы.
Учитывая, что должны были съехаться участники со всей области, начало было объявлено в 16 часов. Для магнитогорцев это время очень удобное - дорога от нас неблизкая...
Мы приехали часа за 2 до назначенного часа. Дом Архитекторов бы наполнен неспешной подготовкой. Памятуя о наставлениях Станислава Рухмалева ("Как приедете, сразу подойдите к организаторам, к Председателю Союза писателей.." - и перечислил фамилии, известные в литературных кругах), попытались "явить свое чело".
ImageОказалось - особо некому.
Вахтер (охранник) не мог ответить на один наш вопрос.
Молодежь, которая отпаривала и наглаживала белоснежные скатерти на огромных столах, отвечала, что они из Златоуста и приглашены только накрывать столы...
Мужчина, предположительно интеллигентного вида, рекомендовал нам посмотреть картины, которые развешены...
Набираю номер телефона, который остался в сотовом телефоне:
- Добрый день. Можно услышать кого-то из оргкомитета конкурса литературного конкурса?
- Нет! - мгновенно и очень агрессивно прорычал женский голос мне в ответ. - Поздно уже! Опоздали! Все уже там!
- Тогда, может быть, вы сможете ответить мне на вопрос, - я очень старалась перевести общение в другой интонационный режим. - Мы - конкурсанты, приехали из Магнитогорска. Нам нужно кому сообщить о прибытии, где-то зарегистрироваться?...
- Езжайте в Дом Архитектора! Надо срочно зарегистрироваться! - прервала меня отвечающая.
- Мы уже здесь. Только никто не может ответить на наши вопросы, поэтому мы беспокоим вас...
- Там есть мальчики, девочки! В 3 часа - начало!
- Вы погуляйте до трех, - через значительный отрезок времени нашлись все-таки очаровательные девочки-организаторы. - Тогда уже можно будет раздеться, охрана будет работать...
Почему в 3, когда объявлено в 4. Если кто-то еще в пути?...
А если раздеться сейчас, пока нет охраны, то шубка уйдет самостоятельно, без меня?... Но ведь на вахте очень внушительный мужчина...
Это я не озвучивала, так мысли...

 

К 15 часам мы вновь подъехали к месту праздника. Уже стояли столы для регистрации, можно было раздеться.
Обещали, что будет пресс-конференция для СМИ до начала церемонии награждения. Спросила: когда, где? Ответили: пока неизвестно.
Времени не тратя даром мы решили запечатлеть себя рядом с великими, чтобы не забывать на кого следует ровняться...

 

Пресс-конференция проходила в очень неудобном месте. Небольшое (мягко говоря) полутемное помещение. Для фотокорреспондентов, ТВ-СМИ нужен свет. Да и тем, кто выводит буквы, тоже лучше это делать при хорошем освещении.
Судя по количеству присутствующих "работников пера и визуализации событий", не могу сказать, что данное мероприятие областного масштаба стало информационным поводом...
За столом - заместитель председателя областного Совета движения "За возрождение Урала" Денис Рыжий; председатель жюри премии, известный челябинский поэт, переводчик, литературный критик, лауреат многих всероссийских литературных премий Нина Ягодинцева; поэт, переводчик, публицист, член Союза писателей России Андрей Расторгуев; директор издательского дома Марина Волкова.
Денис Рыжий:
- Появление конкурса, учрежденного общественным движением без помощи администрации, является свидетельством возрождения интереса к слову, осознание того, что жить без литературы невозможно.
Нина Ягодинцева:
- Ожидания организаторов оправдались. Присланные работы подтвердили, что кроме Челябинска, литературными центрами можно считать Магнитогорск, Сатку, Трехгорный. Но это больше относится к писателям и поэтам старше 30 лет. Вместе с тем, от молодых авторов хотелось бы большей широты в выборе тем и жанрового разнообразия. Кроме этого не хватает в работах молодежи интереса к истории Южно-Уральской земли.
Денис Рыжий:
- Хотелось бы больше разнообразия в литературных жанрах. Особенно от молодых.
Упорно уходя от ответа на вопросы об именах победителей и призеров конкурса, организаторы пресс-конференции утверждали, что все будет известно только во время торжественной церемонии награждения.


ImageВопросы не отличались оригинальностью. Потому приведу только два, на мой взгляд, самые актуальные.
Вопрос:
- Было много разговоров о том, что организаторы конкурса сделают все для того, чтобы определение лучших работ и присуждение премий было максимально объективным. И для того, чтобы избежать "местечковой предвзятости", в жюри будут приглашены только писатели - жители Екатеринбурга. Так и было сделано? Где живут члены жюри конкурса?
Денис Рыжий:
- Нет, такого не было. Жюри было 6 человек: 5 человек - жители Челябинска и только один - житель Екатеринбурга.
Вопрос:
- Участники конкурса получат возможность опубликовать свои работы? Будут изданы произведения победителей?
Денис Рыжий:
- Мы планируем в 2012 году издать литературный альманах, в который войдут и работы победителей конкурса. Кроме того, есть возможность опубликовать свои произведения в газете "За возрождения Урала".
Марина Волкова:
- Я, как директор издательского дома Марины Волковой, буду издавать как и раньше лишь то, что считаю нужным сама, независимо от того, стал ли автор победителем конкурса. Я отбираю произведения, исходя из своего образования и вкуса. Мои образование и вкус не идеальны, но они мои.

 

После завершения официальной части пресс-конференции, я подошла к Нине Ягодинцевой, председателю жюри.
- Нина Александровна, магнитогорцы представили на конкурс много работ. Были произведения, которые вам понравились? Удивили поиски в новых жанрах, обрадовали неожиданные сюжеты? Вас порадовали новые имена талантливых писателей и поэтов?
- Говорить о Магнитогорске можно скорее, как о потенциале..., - ответила она.
Сказать, что я была удивлена - это не сказать ничего. Я знала, что только Станислав Рухмалев отвез в Челябинск книги и рукописи 17 авторов. А ведь были еще и те, кто отправлял свои работы самостоятельно...

Отвечая на вопрос моей коллеги, Н.Ягодинцева рассказала, что времени было очень мало для знакомства с произведениями конкурсантов. Но челябинские литераторы о конкурсе узнали за 3 месяца, с момента появления самой идеи, поэтому они первыми стали присылать книги и рукописи в оргкомитет.

 

Пока шумливо заполнялся зрительный зал, на сцене скрипачка "создавала атмосферу". Лично я испытывала немалое чувство неловкости, что должна была ходить меж рядов не под минусовку. Но надо было понять: как профессиональное сообщество писателей оценивает пишущих в Магнитке.

 

- Я ничего не могу сказать об уровне работ, - ответил Анатолий Белозерцев, председатель регионального отделения Союза писателей России. - Наша организация выполняла только организационную работу: получала, регистрировала, отправляла назад то, что не подходило...

- Что значит "не подходило"? В условиях конкурса было заявлено, что присылать свои работы могут все.
- Не подходило, например, по датам. Было объявлено, что принимаются работы за 2010 и 2011 год, а присылали и за 2012. А что касается уровня работ?...
У нас не было возможности даже "пробежать глазами" тексты - сразу предавали в жюри.
Но что хочу сказать. Работ очень много. Пишут все! Стоматолог из Златоуста издала роман на 700 страниц, 3 книги стихов выпустил священнослужитель, пьесу на двоих написал бывший сиделец. Говорить о качестве текстов не приходится. Когда начинаешь человеку что-то подсказывать, указывать на орфографические ошибки, он отвечает: "Мои деньги, что хочу, то и печатаю!"
И печатают - в Москве, в Санкт-Петербурге!

 

Image- Ну что, выяснили, кто победитель? - поинтересовались мои соседи, когда я вернулась на свое место в зрительном зале.
- Организаторы держат все в секрете! Никто ничего не знает пока! - улыбнулась я.
- Ну нет... - и мне указали на двух молодых девушек, которые своим нарядным внешним видом (ну сильно нарядные!) очень сильно отличались от остальных присутствующих. - Вот эти точно уже знают, что победили!
- Ну почему?... Может быть это их обычная торжественная одежда такая!
- А вот посмотрим! - улыбнулась в ответ моя собеседника.
И она оказалась права!

 

Номера художественной самодеятельности и выступления профессиональных артистов перемежали торжественные речи и вручение наград.
Самое тягостное впечатление оставило выступление Министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина. Подчеркнув что мероприятие проводилось без поддержки областной администрации, он пообещал, что конкурс станет ежегодным, будет расти и развиваться. Потом посоветовал победителям не надеяться, что их рукописи издадут ("Мы не издательское министерство!" - подчеркнул министр культуры).
- Но мы можем порекомендовать библиотекам приобрести книги победивших авторов, - добавил А.Бетехин.

Список награжденных разочаровал многих. Разочарование и раздражение при очередном имени победителя из Челябинска ощутимо росло.

 

Были во время этой части торжества еще моменты, которые покоробили. Ведущая, которая читала подготовленный текст (мы общались после окончания концерта), со сцены произнесла, что Союз писателей России влачит жалкое существование, и он рад любому вниманию со стороны общественности...
Почему представители одного объединения третьего сектора (общественного движения "За возрождения Урала") позволяют себя непочтительные выражения по отношению к другому объединению (Союзу писателей России), более опытному, более зрелому?...

 

Завершая торжественную часть, было сказано, что все достойные писатели и поэты получили награды, а остальным надо равняться на победителей, и расти до их уровня.
Извиняйте дамы и господа, у меня другие творческие ориентиры!

 

А дальше - фуршет. Очень красиво сервированные столы и море всякой вкуснятины. И саксофон. И разговоры, разговоры, разговоры...
И, что нечасто бывает, организаторы конкурса среди участников практически до конца мероприятия! Выслушивая и благодарности за проведенный праздник, и критические замечания...

 

После...

Диплом есть. Букет стоит. Правда, его "почти" попросила.
С замечательными людьми познакомилась в поездке.
"Пошалили" в Челябинске немножко: "пофоткались" по-разному, есть забавные фотографии... Магнит-подарок на холодильнике новый...
Так в чем дело? Почему так долго тяжесть лежала на душе?...
Самой себе я смогу ответить на вопросы?...

 

- Думала получить денежную премию?
- Нет, не ждала такого результата.

Image- Почему?
- Потому что считаю, что моя книга для другого конкурса.

- Тогда зачем посылала "Откровения" на конкурс?
- Во-первых, потому, что это движение создавал Петр Иванович Сумин. Бесконечно уважаю этого человека, это дань его памяти.
Во-вторых, хотелось услышать мнение профессионалов.

- Но ведь мнение профессионалов об "Откровениях" ты узнала раньше, чем отдала книгу в Дом Печати.
- Да, так и было...

- Тогда почему такая неудовлетворенность?

 

Хорошо понимая "условность" победы во всяком творческом конкурсе, все-таки ждала другого результата. И дело не в персональном результате.
Пишем мы все для читателей.
- ...знаешь, мне так жаль это жюри... ничего-то они не понимают ни в литературе, ни в человеческих потребностях... Эх! не доросли еще, видимо! А книжка у тебя очень даже замечательная!!! И я горжусь тобой, моя любимая!!!» - такая была первая реакция человека, которому близко, что я пишу.
Кому-то по душе то, что написано в "Откровениях", кому-то - нет. Это нормально: слава Богу мы все разные!
Обидно за нас, магнитогорцев. Я чувствовала себя частью писательского сообщества Магнитки. Не знакома лично с теми, кто участвовал в конкурсе, не читала их книги и рукописи... Но почему-то мне кажется, что среди представленных работ были достойные внимания произведения. И говорить, что Магнитогорск - это больше потенциал...

 

Моя приятельница спросила:
- А ты уверена, что все 17 книг и рукописей прочитали?
У меня нет повода сомневаться в добросовестности жюри, люди в него вошли авторитетные, но... в буклете "Южно-Уральская литературная премия-2012" нет всех фамилий участников и названий всех представленных конкурсных работ... Это про работы, что отвозил С.Рухмалев.
А ведь еще были магнитогорцы, которые самостоятельно отсылали свои книги и рукописи...

Почти 20 авторов из нашего города и ни одной интересной работы?
Не верится...
Да и вообще хотелось какого-то "разбора полетов" - пусть краткого, по номинациям, по возрастным группам, по населенным пунктам...
Может, я переоцениваю способности литераторов Магнитки?...

 

Обидно было еще и то, что, объявив конкурс для всех, кто пишет, устроив практически "смотр народных писателей" (профессионалов было немного), Союз писателей не порадовался, что стоматолог, прокатчик, священнослужитель, бывший сиделец пишут литературные произведения и издают книги.
Согласна, что не все получается высокохудожественно.
Но, положа руку на сердце... у членов творческих писательских союзов - все самого высокого качества?...

 

Вот тут и получается главное: зачем писать? И кто "главный оценщик продукта"? Критики? Жюри? Читатели?
И как судить художника? Ведь известна фраза А.С. Пушкина, что "...писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным."

Так что ли пусть пишут и печатают все подряд?...

 

И реакция на результаты конкурса одного из наших читателей:
- А судьи кто? Челябинцы? Вот и премии почти все у челябинцев!
Мне часто вспоминается конкурс "Лучший в жанре", который проводил Союз журналистов Челябинской области.
ImageОбычно журналисты печатных СМИ отсылают свои работы вместе с газетой или журналом, тем самым подтверждая, что данная работы была опубликована. Здесь - на чистом листе формата А-4 надо было вывести название материала и текст. Все - никаких подписей, названия СМИ, даты публикации. Это было сделано для того, чтобы авторитет журналистов, газет и журналов, их учредителей не давил на жюри.
Собрав таким образом работы конкурсантов, Челябинское отделение Союза отправило материалы в Екатеринбургское отделение Союза, предварительно договорившись, что коллеги оценят работу южноуральских журналистов в жанрах очерка, репортажа, фельетона. И были очень неожиданные результаты!...
Но это было объективно!

 

Негативных впечатлений после торжественного подведения итогов добавили представители движения "За возрождения Урала", которые работают в пресс-службе и отвечают на телефонные звонки.
Журналист отвечает за достоверность каждой цифры, каждую сдает в редакцию. Когда я готовила материал к публикации, позвонила, чтобы уточнить кое-какие "количественные детали". Мы мило побеседовали с барышней, она не могла сразу ответить на мои вопросы, обещал уточнить и перезвонить...
Не дождавшись, я отправила письменный запрос по электронной почте...
Ответ все идет...

 

Последний "аккорд"...

Ну так что теперь, не устраивать творческие конкурсы?
Устраивать! Обязательно устраивать!
Только учесть, что "недополучилось" на сей раз. Изменить..., добавить..., расширить..., предвидеть...
Думаю, что сам факт того, что общественное движение задумалось о поддержке литераторов имеет историческое значение: народ хочет литературы!
Тут уж и власти надо пошевелиться резвенько. Не обещать что-то за тех, кто придумал, организовал и провел конкурс, а внести свою лепту не только рекомендациями библиотекам что купить!

 


Елизавета СОКОЛ
Фото: Елена ДМИТРИЕВА (Магнитогорск, Россия)
Март 2012 года
Челябинск - Магнитогорск

 

 


 
« Пред.   След. »