Когда уходит в мир иной человек - это долго незаживающая рана для родных и близких... Когда город теряет Поэта - это незаживающая рана города, где он творил... И касается эта боль очень-очень многих...
- Вчера мы похоронили магнитогорского поэта и журналиста, - с этой фразы сегодня начались театральные уроки в средней школе №36. - Умер Александр Павлов. Что можно рассказать ученикам младших классов о поэте, о котором они никогда не слышали, и который никогда не писал стихов для детей?
- Многое можно, - говорит Елизавета Сокол, педагог театральных уроков. - О том, что литература - это один из видов искусства. Что этот вид искусства создают писатели, поэты, сказочники, баснописцы. О том, как рождаются стихи. В день похорон магнитогорский краевед Валерий Ефимов вспоминал о том, как Александр Павлов рассказывал о своем "стихосложении"... Можно рассказать о песнях, которые написал поэт вместе с композитором Сергеем Гаврилевичем. В день похорон мы вместе слушали песни, звучащие на радо "Маяк"... Можно показать книги поэта и помолчать стоя, думая об ушедшем таланте. Многое можно. И мы еще вернемся к этому...
Маленькие магнитогорцы почтили минутой молчания ушедшего поэта и вновь погрузились в учебный процесс. - Как вы думаете, минута молчания не испортит вашим ученикам настроение на целый день? Не отразится на их успеваемости? - спросил я у Елизаветы Петровны. - Я уверена, что, думая о других, знакомых и незнакомых людях, мы развиваем духовно-нравственное отношение наших учеников к жизни, - ответила она. - Жизнь - это люди, события, предметы и взаимосвязь между ними. Театр (а мы на театральном уроке) учит эмоциональному познанию жизни. Влажные глазенки детей, узнавшие о смерти Поэта, важнее слез оттого, что потеряны фломастеры. Они со-чувствуют, со-переживают. Мне - я потеряли друга и учителя; его родным - они знают, что у него есть семья; читателям, и себе в том числе, - они теперь не прочтут новые стихи Александра Борисовича; композитору - кто теперь напишет стихи для их новых песен; городу (для них - это дом, родина) - стало меньше талантливых и хороших людей... Эмоциональное развитие души происходит тогда, когда душа живет. А живет - это значит радуется, смеется, огорчается... Что касается успеваемости... Вот работы за сегодняшний день. Результат превзошел мои ожидания - ребята перевыполнили заданный норматив. Более того, после звонка они не спешили из класса, а доделывали-дописывали, помогали друг другу... Они были трогательно заботливы и более внимательны ко мне (хотя я не могу посетовать, что мне не хватает их внимания), тактичны и терпеливы по отношению друг к другу. Наверняка у моих учеников в домашних библиотеках есть книги Александра Павлова. Сейчас, прожив эмоциональное соприкосновение с жизнью поэта, я думаю, ребята скорее захотят взять в руки его стихи.
Город потерял Поэта. Но, даже уйдя, Поэт продолжает учить... Ведь в России - он больше, чем Поэт.
Николай СИЗОВ Фото: из архива автора. Октябрь 2011 года Магнитогорск