Свой взгляд arrow ЖЗЛ arrow Элла Комиссарова: "Верьте, но не навязывайте веру!"

Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
Элла Комиссарова: "Верьте, но не навязывайте веру!"
Рейтинг: / 54
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
19.06.2011 г.

ImageВ нашем городе состоялись очередные "Педагогические чтения", посвященные проблемам образования.
Среди выступавших была Э.Я. Комиссарова, кандидат исторических наук, профессор кафедры философии МаГУ, консультант по вопросам религии и права общественной организации "Информационно-правовой центр".

Вот что она нам рассказала:
- В последнее время возрос интерес к религии и церкви. Не прошла мимо указанной тенденции и школа. Закон "Об образовании" провозглашает принцип светскости в государственном и муниципальном образовании. Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" подтверждает, что государство обязано обеспечить светский характер образования. Несмотря на это, в различных регионах страны принцип светскости нарушается, а в некоторых - не соблюдается вообще.
В то же время имеющиеся учебные программы свидетельствуют о недооценке влияния религиозного фактора на личную и общественную жизнь. Ощущается недостаток учебной литературы, в которой научно, грамотно, доступно и системно был бы представлен материал по различным религиям.
Немаловажное значение имеет тот факт, что нередко верующие преподаватели в процессе обучения и воспитания навязывают учащимся свою позицию и практически не предоставляют ученикам возможности выбора. По материалам исследований в различных регионах страны видно, что спектр увлечений учителей очень широк: от традиционного православия до теософии, от "дианетики" до вневероисповедного мистицизма.

- А что вы понимаете под принципом светскости образования?
- Под принципом светскости образования мы понимаем систему гуманитарного, профессионального и общего образования без какого-либо воздействия и влияния любой религии. Свободу и независимость образования от вмешательства представителей какого-либо вероисповедания в учебный и воспитательный процесс в государственных и муниципальных учебных заведениях. Независимость учебных заведений от какой-либо религиозной символики, атрибутики, обрядности, ритуалов.

- Что планируется сделать в городе в рамках проекта "Закон. Религия. Образование"?
- Проделана большая работа. Помимо изучения проблемы по документам, СМИ, результатов исследований правозащитных организаций и социологов, были многочисленные встречи с посетителями общественной приемной "Информационно-правового центра", директорами и учителями школ, родителями, учащимися, и студентами, руководителями управления образования, сотрудниками методического центра.
Разработана система изучения положения по заявленной теме в школах города. Составлена анкета для старшеклассников и учителей. В этой работе участвуют студенты нашего университета. Анкетирование прошло в 11 школах. После обработки результатов будет составлена аналитическая справка, и совместно с работниками Управления образования мы наметим дальнейший план действий. Но уже сегодня ясно, что уровень правовой культуры ряда учителей очень низок. А это очень опасно - ведь они работают с детьми.
В работе над проектом мы нашли взаимопонимание в редакции газеты "Магнитогорский рабочий". Уже опубликовано две викторины. Победителей ждут призы.
Это уже просветительское направление работы в рамках проекта.
Есть много интересных задумок. Но их осуществление возможно только в том случае, если будут определены источники финансирования.

Положение с соблюдением принципа светскости образования требует изучения и серьезной коррекционной работы. Тема очень сложная. Хорошо, что есть специалисты, готовые заняться изучением проблемы и работать в обозначенном направлении. И, конечно, без государственной поддержки осуществлять долгосрочные проекты будет невоможно.


Елизавета СОКОЛ
Фото: из архива автора.
Сентябрь 2000 года
Магнитогорск
Опубликовано в газете "Магнитогорский рабочий"
 
 
« Пред.   След. »